Информатизация в "Гражданские самолеты Сухого"
2019: Платформа эксплуатации Управление флотом
Данные презентации Марковский Роман Викторович, июнь 2019
2018: Интервью TAdviser заместителя ИТ-директора
Игорь Зыков, заместитель директора Департамента информационных технологий АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), в интервью TAdviser рассказал о ключевых ИТ-решениях компании и опыте импортозамещения.
История и показатели деятельности
2020: Сокращение трети штата
24 сентября 2020 года стало известно о массовых увольнениях в компании «Региональные самолеты» (ранее носили название «Гражданские самолеты Сухого», однако были переименованы после присоединения к корпорации «Иркут»), производящей самолёт Sukhoi SuperJet 100. Сокращения рабочих мест связаны с падением спроса на авиалайнеры. Как пишут «Ведомости», в «Региональных самолетах» уволено не менее 500 сотрудников. До объединения с «Иркутом» в «Гражданских самолетах Сухого» было около 3–3,1 тыс.сотрудников, говорится в отчетности компании. В итоге под сокращение попало от 15% до 30% всех сотрудников, говорится в публикации.
Производитель самолета Sukhoi Superjet сокращает треть штата
Факт уменьшения штата подтверждается и отчётностью самого «Иркута», где отражены все работники уже объединённой компании: в 2020 году их оказалось на 700 человек меньше, чем до объединения.
К 24 сентября 2020 года остается единственным в России производителем гражданских реактивных лайнеров. Ближнемагистральный самолет SSJ100 – первый и пока единственный гражданский лайнер, разработанный в России с нуля. Другие заводы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) выпускают буквально единичные экземпляры советских самолетов Ту-204 и Ил-96 для президентского летного отряда, силовых ведомств и МЧС, отмечает газета.Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций 3.4 т
Источник издания в ОАК рассказал, что сокращения коснулись и инженерного состава. Некоторым инженерам, работавшим в Жуковском, предложили работу на заводе МиГ в Луховицах или в самом «Иркуте». Часть из них согласилась, уточнили собеседники.
| Непонятно только, почему инженеры не нужны самому производителю Superjet, единственному действующему гражданскому авиапредприятию, — удивился один из них.
|
|
По словам представителя «Иркута», с которым связались «Ведомости», «Региональные самолеты» покинуло около 10% работников, некоторое количество сотрудников попали под сокращения и в штате самого «Иркута».[1]
2019: Крушение выручки в 4,5 раза до 6 млрд руб
Авиапроизводитель «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) оказался в патовом положении. В 2019 года компания смогла реализовать только один Sukhoi SuperJet. Выручка от продаж составила 2,1 млрд рублей, рухнув по сравнению с прошлым годом в 12 раз. Общая выручка компании упала в 4,5 раза — до 6 млрд рублей, из которых две трети пришлось на доходы от послепродажного обслуживания.
Тучи над ГСС продолжают сгущаться: по данным «ВЭБ лизинга», в 2020 году «Аэрофлот» окажется единственным покупателем самолетов Sukhoi SuperJet. Другие эксплуатанты отказываются закупать новый авиалайнер.
ГСС изначально планировали продать сотни самолетов, но сегодня в эксплуатации находится только 142 лайнера в 20 авиакомпаниях. В основном на «Сухих» летают отечественные авиаперевозчики. Годом ранее ирландская Cityjet вывела их из своего флота, а мексиканская Interjet использует только 4 из 22 самолета, на которые ищет покупателей. В основном клиентов отпугивают длительные простои самолета на земле из-за перебоя с комплектующими. Производитель пытается исправить ситуацию, но частные авиаторы выжидают пока завод исправит все «детские болячки» новой конструкции.
В этом смысле «Аэрофлот» пока является единственной «палочкой-выручалочкой» для ГСС. На февраль 2020 г, в авиапарке «Аэрофлота» находятся 49 лайнеров «Сухого». Предполагается, что к 2026 году число SSJ100 в составе флота госкомпании вырастет втрое. В 2020 году закупят 17 авиамашин, еще 100 лайнеров будут приобретены позднее. Но приобретение и эксплуатация такого числа SSJ100 потребует гигантских объемов финансирования.
Сомнительно, что «Аэрофлот» как флагман авиаперевозок в одиночку сможет вывезти на себе авиастроение. Отрасль давно нуждается в появлении комплексной программы господдержки и смена Правительства дала такую надежду. Вероятнее всего первоочередные меры охватят три основных аспекта технологического развития отрасли. Это удешевление лизинга для покупателей, госсубсидии авиаторам как компенсация затрат на эксплуатацию новой модели лайнера, а также прямая поддержка самого авиапроизводителя.
2014: Выручка достигла 29 млрд рублей
По результатам 2014 года выручка ЗАО «ГСС» выросла на 45% по сравнению с 2013 годом и составила 29 027 млн рублей. Доходы Компании были сформированы на 97% от продажи самолетов, на 2% от выполнения НИОКР, на 1% от послепродажного обслуживания и прочей деятельности.
Доходы от основного вида деятельности, продажи ВС, выросли на 56% по сравнению с 2013 годом и составили 28 231 млн рублей. Увеличение доходов от данного вида деятельности в первую очередь связано с ростом объемов поставленных ВС (29 ВС в 2014 году против 25 ВС в 2013 году).
Доходы от деятельности Компании, связанной с послепродажной поддержкой заказчиков (ППО) несущественно увеличились и составили величину в 157 млн рублей. Выручка от ППО включает в себя доходы от технического обслуживания ВС, от продажи услуг и запчастей авиакомпаниям, аренды тренажеров для обучения пилотов, от обучающих курсов и других услуг.
В 2014 году себестоимость выросла на 21% по отношению к 2013 году и составила 26 262 млн рублей. Ее увеличение объясняется, в первую очередь, ростом производственных затрат, связанных с увеличением объема произведенных ВС. В то же время, в относительных величинах опережающие темпы роста выручки (+44,85%) над темпами роста себестоимости (+21,13%) свидетельствуют об эффективной политике продаж Компании, о снижении доли стартовых заказчиков, а также об оптимизации себестоимости ВС в рамках отчетного периода.
В связи с вышеперечисленными факторами валовая прибыль в отчетном периоде приняла положительное значение и составила 2 765 млн рублей.
Несмотря на общее качественное и количественное улучшение практически всех операционных показателей, в 2014 году Компании не удалось выйти на положительный показатель чистой прибыли, он составил -4 555 млн рублей. Основной причиной, повлиявшей на формирование данного показателя, явился значительный размер чистых процентных выплат по обслуживанию кредитов и займов, привлеченных в предшествующие периоды для финансирования развития программы.
Доходы от выполненных работ по НИОКР в 2014 году сократились на 64,69% и составили 624 млн. рублей – в основном за счет уменьшения объема выручки по госконтракту на совершенствование ВС в соответствии с подписанным графиком на выполнение работ.
В 2014 году, впервые с момента запуска серийного производства и старта продаж, ЗАО «ГСС» показало положительную прибыль от продаж, она составила 1 413 млн рублей. Основными факторами, повлиявшими на формирование данного показателя, явились снижение доли стартовых заказчиков в поставках ВС, оптимизация производственной себестоимости ВС, а также сокращение коммерческих и управленческих расходов.
Коммерческие расходы по результатам деятельности в 2014 году составили 144 млн рублей и сократились как в абсолютном, так и в относительном выражении, на 71 млн рублей и на 33% соответственно. Управленческие расходы также показали снижение по результатам 2014 года, они составили 1 208 млн рублей, сократившись на 17% относительно предыдущего года. Уменьшение данных расходов в рассматриваемом периоде в основном является результатом реализации мер, направленных на оптимизацию накладных расходов Компании.