Московская железная дорога (МЖД)
С 1959 года
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
107996, Россия, г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 20.
8(499) 266-20-50
Собственники:
Российские железные дороги (РЖД) - 100%
Содержание |
Цифровой паспорт (6 проектов)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Конечные собственники
Московская железная дорога является филиалом РЖД.
В существующих границах Московская железная дорога была организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. История дороги берет начало с открытия движения в 1861 году до Петушков, а 1 августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода.
Московская железная дорога - это 13 тысяч км развернутой длины, 8,8 тысяч км эксплуатационной длины, которые обслуживает 50,3 тысячи человек.
История
2000
1996
1988
1962
1940
1939
1937
1926
1925
1917: Эскизы росписей зала ожидания Казанского вокзала князя Щербатова
Князь Сергей Александрович Щербатов получил художественное образование: после окончания университета уехал учиться живописи в Мюнхен. Позже стал учеником знаменитого Игоря Грабаря, который его очень хвалил.
В 1910-е годы Щербатов был единственным художником княжеского статуса на всю Россию – в то время профессионально заниматься живописью для аристократов считалось недостойным.
До революции 1917 г Щербатов успел дважды выставить свои работы в России. К сожалению, по словам Инны Войтовой, старшего научного сотрудника отдела декорационно-изобразительных материалов Бахрушинского театрального музея, ни одной из этих работ в России не сохранилось, кроме эскизов росписей зала ожидания первого класса для Казанского вокзала, сделанных Щербатовым на заказ.
К росписи вокзала Щербатова привлекли благодаря его дружбе с Владимиром фон Мекком – племянником председателя правления Общества Московско-Казанской железной дороги.
- В оформлении вокзала участвовало несколько художников. Для зала ожидания первого класса предполагалась русская тема, – говорит Инна Войтова. – Князь Сергей Александрович был русским помещиком и достаточно патриотичным художником.
Проект Щербатова утвердила художественная комиссия под руководством Николая Карловича фон Мекка, однако, по словам Войтовой, другие художники не были в восторге от такого сотрудничества. В частности, Александр Бенуа, который принимал участие в росписи вокзала, считал, что Щербатов был дилетантом.
Пришедшие к власти большевики отказались от росписей Щербатова, которые посчитали слишком роскошными и на которые у них просто не было денег. Архитектор вокзала А. В. Щусев пересмотрел проект его оформления. В результате живописное оформление сохранилось только в зале ресторана, который на 2023 г является залом для важных персон. Плафон расписал художник Евгений Лансере.
Проект Щербатова остался существовать лишь в виде эскизов и подготовительного макета. В 1928 году эскизы попали в Бахрушинский музей.
- К тому моменту князь уже 10 лет находился в эмиграции, а его коллекцию национализировали и распределили по музейным фондам. У нас есть версия, что эскизы попали к нам, потому что выглядели как части театрального макета, – считает Войтова.
Широкой публике Щербатов запомнился как коллекционер и меценат: богатый дворянин состоял в попечительском совете Третьяковской галереи, входил в Общество друзей Румянцевского музея и даже хотел учредить свой собственный музей частных собраний, но не успел. После революции 1917 года он эмигрировал в Европу.«Вторые глаза» инспектора
В Бахрушинский музей в разрозненном виде попали только три части единого картонного макета с росписью для стен вокзала. На них не было подписи Щербатова, а только подпись Николая Карловича фон Мекка – "утверждаю" и дата.
Уже тогда фонды музея насчитывали сотни тысяч экспонатов, поэтому эскизами Щербатова долгое время никто не интересовался.
- Конечно, Бахрушин слышал про Щербатова, но лично они знакомы не были. Кто знает, может быть, у Алексея Александровича дошли бы руки до произведений князя, но он очень скоро скончался, уже в 1929 году, – говорит Инна Войтова.
Эскизами по-настоящему заинтересовались во время недавней сверки музейных коллекций. Начались поиски автора: Инна Войтова провела большое исследование – изучила подробно литературу по истории строительства Казанского вокзала, в частности серию статей Сергея Колузакова. В публикациях обнаружились достаточно точные сведения, кто какой зал оформлял, и среди художников оказался Щербатов.
- Потом я обратилась к мемуарам Сергея Александровича. Он довольно подробно описал работу над проектами в своей книге воспоминаний "Художник в ушедшей России", вплоть до каждой мелкой фигуры на каждом из панно.
В эмиграции Щербатов продолжил писать натюрморты, пейзажи, даже выставлялся в Риме. На 2023 г специалисты Щербатовского Нарского исторического общества пытаются выкупить эти работы за рубежом и привезти их в Россию.
В 2023 году в филиале Бахрушинского театрального музея, Доме-музее М.Н. Ермоловой, прошла выставка «Князь Сергей Щербатов. Неосуществленный проект для Казанского вокзала» с эскизами художника. В выставке также принимали участие Музей архитектуры им. А.В. Щусева, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Российская государственная библиотека, Центр научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД».
1910
1904
1901: Открытие Виндавского (Рижского) вокзала
11 сентября 1901 года, в Москве торжественно был открыт Рижский вокзал.
В то время он именовался Виндавским — по конечному пункту железной дороги. Тогда вокзал считался одним из самых современных с технической точки зрения.