Байкало-Амурская магистраль (БАМ)

Компания

Содержание

Конечные собственники

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) пролегает по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Республик Бурятии и Саха (Якутия), Хабаровского края.

История

2024: Как проходит цифровизация Байкало-Амурской магистрали длиной 4300 км и стоимостью 17,7 млрд рублей

ОАО «РЖД» внедряет на Байкало-Амурской магистрали (БАМ) систему лазерного сканирования с возможностью построения 3D-моделей вагонов и технологию виртуальной сцепки. О цифровизации железной дороги протяженностью примерно 4300 км рассказывается в материалах ресурса «РЖД Цифровой», с которыми TAdviser ознакомился в середине июля 2024 года.

В 2024-м исполняется 50 лет с момента начала активного строительства БАМа. Эта железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке стала одним из самых сложных и важных проектов в истории РЖД. При создании магистрали применялись новейшие технологии, были разработаны и запатентованы передовые способы строительства и эксплуатации. Реализация проекта обошлась государству, без учета упущенной выгоды, в 17,7 млрд рублей (в сметных ценах на 1 января 1991 года). По состоянию на 2024 год ведется активное внедрение цифровых технологий.

На станциях БАМа устанавливаются автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов с лазерными сканерами (АСКО ПВ 3D). Комплекс позволяет отслеживать сотни параметров без остановки состава. Система использует многочисленные сенсоры, датчики, лазерные сканеры и видеокамеры, установленные на специальных рамках на въездах и выездах со станций. На основе получаемых данных в режиме реального времени создается 3D-модель каждого вагона. Это позволяет выявлять различные нарушения, смещения и пр. Сканеры дают возможность значительно сократить время досмотра поездов. Система функционирует в широком температурном диапазоне — от минус 40 до плюс 40 градусов Цельсия. При этом сканирование составов может осуществляться при их движении со скоростью до 60 км/ч.

По программе цифровизации также реализуется проект «Виртуальная сцепка». Речь идет о технологии интервального регулирования движения поездов, которая обеспечивает синхронное движение двух попутно следующих грузовых составов с минимально допустимым удалением друг от друга. Обмен данными между локомотивами осуществляется по защищенному цифровому радиоканалу. Иными словами, производится соединение двух грузовых составов в один поезд, управляемый интеллектуальной системой автоматизированного движения. Утверждается, что технология позволяет сократить интервал попутного следования грузовых поездов до 4–6 минут, что существенно ускоряет поездопоток. Причем «Виртуальная сцепка» может работать не только с двумя, но и с тремя составами.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Кроме того, на БАМе внедряются специальные датчики контроля осадочных деформаций и смещения земляного полотна. Они применяются на тех участках, где наблюдается оттаивания многолетнемерзлых грунтов. Технология обеспечивает мониторинг с требуемой периодичностью и высокой точностью. При этом отпадает необходимость в выполнении соответствующих операций вручную. Такие сенсоры могут использоваться и в других технологических процессах железнодорожных хозяйств.

По проекту «Строительство и модернизация участков «последняя миля» с использованием волоконно-оптических линий связи» ведется замена существующих медножильных линий на волоконно-оптические. Это позволяет повысить пропускную способность каналов передачи данных с 2 Мбит/с до 1 Гбит/с. До конца 2025 года планируется реализовать проект цифровой системы мониторинга на базе Интернета вещей. Активно ведется импортозамещение информационных платформ. Кроме того, внедряются электронный журнал учета тормозных башмаков, электронный технологический процесс работы станции, технология электронного согласования и утверждения техническо-распорядительных актов станции и технологических процессов.[1]

Примечания