46-й ЦНИИ Министерства обороны РФ

Компания

Институт является головным научно-исследовательским учреждением Минобороны России в области программного планирования развития вооружения и военной техники, формирования государственного оборонного заказа, стандартизации и каталогизации ВВТ.

Собственники:
Министерство обороны РФ

Цифровой паспорт (2 проекта)

Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаБизнесАвтоматика НПЦVisary Low-code платформа (ранее Визари АИС), Visary Project Система управления портфелем проектов, Visary BI Платформа бизнес-аналитикиBPM, ERP, SCM, SRM - Управление взаимоотношениями с поставщиками, SaaS - Программное обеспечение как услуга, Системы управления проектами, BI, Big Data, Data Mining2017
Описание проектаБизнесАвтоматика НПЦVisary СЭД (Cистема электронного документооборота)SaaS - Программное обеспечение как услуга, СЭД2017

СМ. ТАКЖЕ (3)

Конечные собственники

Направления деятельности

По состоянию на декабрь 2007 года центральное место в научно-исследовательской тематике института наряду с вопросами программного планирования развития ВВТ (включая участие в исследованиях по прогнозированию технического облика перспективного вооружения) занимают проблемы каталогизации и стандартизации, а также исследования по автоматизации процессов планирования и управления развитием системы вооружения.

Заказчиками НИР выступают управления заказов и поставок ВВТ, Генеральный штаб ВС РФ и другие органы управления как Министерства обороны, так и других министерств и ведомств России.

Руководители института

Первым начальником 46-го ЦНИИ Минобороны в течение десяти лет был генерал-лейтенант Иван Макарович Пенчуков, обладавший высочайшими организаторскими способностями, компетентностью и отменными человеческими качествами.

Благодаря энергии Ивана Макаровича 46 ЦНИИ быстро окреп и заявил о себе как о ведущей военно-научной организации.

Затем институтом руководили генерал-майор Ю. Николаев (к глубочайшему сожалению, он очень рано ушел из жизни) и генерал-лейтенант А. Рахманов (на 2007 год председатель экспертного совета по военным наукам Высшей аттестационной комиссии). Люди неординарные, прекрасные организаторы и ученые, они много сделали для укрепления авторитета института, сохранения и преумножения научного потенциала. Как Threat Intelligence помогает бизнесу бороться с таргетированными кибератаками 3.4 т

С 2002 года институт возглавляет генерал-майор Буренок Василий Михайлович.

Команда института

На конец 2007 года в институте трудились 18 докторов и 70 кандидатов наук, более 15 профессоров и около 50 старших научных сотрудников и доцентов; созданы научные школы, обеспечивающие подготовку специалистов высшей квалификации. Среди сотрудников института четыре лауреата государственных и ведомственных премий, три стипендиата Стипендии Президента РФ, обладатели грантов Президента РФ молодым российским ученым. В период с 2002 по 2007 годы сотрудниками института опубликовано 500 статей в различных научных изданиях, издано более десяти монографий по проблемам развития вооружения и военной техники[1].

На конец 2007 года в институте было защищено более 30 докторских и 130 кандидатских диссертаций, выполнено несколько тысяч научно-исследовательских работ, свыше 70% которых — комплексные, во многих из них институт являлся головным в Министерстве обороны.

История

1977: Создание института

19 декабря 1977 года филиал 27 ЦНИИ МО, работавший в интересах управлений Заместителя Министра Обороны СССР по вооружению, был реорганизован в 46 ЦНИИ МО. Институт неоднократно реформировался, уточнялись и дополнялись возлагаемые на него задачи.

В конце 1982 года в соответствии с приказом министра обороны институт становится головной военно-научной организацией по разработке и обоснованию основных направлений развития ВВТ и программ вооружения.

В 1983 году при институте создан межведомственный научно-координационный совет по тактико-технико-экономическим исследованиям перспектив развития ВВТ (просуществовал до 1992 года). В его состав входили представители различных военных научно-исследовательских организаций, Генерального штаба, оборонной промышленности, аппарата начальника вооружения, главных и центральных управлений Минобороны, других структур. Этот коллективный орган, образно выражаясь, дирижировал оркестром научно-исследовательских организаций Министерства обороны и промышленности в области обоснования перспектив развития ВВТ.

Институт принимал непосредственное участие в научном обосновании всех государственных программ вооружения и государственных оборонных заказов, участвовал в разработке многих документов военно-технической политики, тесно сотрудничая с ведущими организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса, научно-исследовательскими организациями Минобороны России[1].

1986: КНИР по обоснованию системы вооружения ВС СССР до 1995 года

В 1986 году 46 ЦНИИ (головной исполнитель) была поручена первая комплексная научно-исследовательская работа (КНИР) по обоснованию системы вооружения для решения оперативно-стратегических задач, стоящих перед ВС СССР. Она охватывала практически все основные проблемы исследований межвидового (надвидового) характера. Для проведения таких исследований привлекались ведущие научно-исследовательские организации видов Вооруженных Сил, а также ряд военных вузов.

Полученные результаты были положены в основу корректировки Программы вооружения на 1986—1995 годы и предложений в проект программы на 1991—2000 годы.

1989: Исследования для Программы вооружения СССР до 2000 года

В 1989 году с постановкой еще одной КНИР начался цикл новых научных исследований по обоснованию системы вооружения и формированию предложений в Программу вооружения на период 1991—2000 годы. Для выполнения этой работы ее головной исполнитель — 46 ЦНИИ — привлек до 4000 научно-исследовательских организаций Минобороны и промышленности. В ней участвовали также военно-учебные заведения, институты Академии наук СССР и другие организации.

1993: Программа вооружения России до 2005 года. Защита гостайны

В 1993—1995 годах проводилась система исследований, на основе которых разрабатывался проект первой российской Программы вооружения на 1996—2005 годы. В ней были учтены и в определенной мере скоординированы военно-технические потребности других силовых ведомств (МВД, ФСБ, ФПС, ФАПСИ, ФСЖВ и МЧС), определены бюджетные источники финансирования. На этом основании программе придается статус государственной.

В 1996 году Президент России впервые утвердил Государственную программу вооружения (ГПВ). В дальнейшем проводился цикл исследований по обоснованию государственных программ вооружения на 2001—2010 и 2007—2015 годы, которые были утверждены Президентом России в 2002 и 2006 годах соответственно.

В сложные годы либеральных реформ головными научными организациями России по защите государственной тайны были 46-й ЦНИИ Минобороны (координация силовых ведомств) и НИЦ ФСБ РФ (координация промышленных и других структур). Приоритетность ФСБ проявляется, однако, в том, что по линии военной контрразведки эта спецслужба контролирует Минобороны РФ[2].

2006: Старт работ по 4-й программе вооружения

С 2006 года развернуты научно-исследовательские работы, направленные на формирование четвертой ГПВ на 2011—2020 годы[1].

2009: Базовая организация ОДКБ по планированию

21 декабря 2009 года стало известно, что Россия предлагает определить 46-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны РФ в качестве базовой организации стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) по вопросам программно-целевого планирования военно-технического сотрудничества в формате ОДКБ[3].

"Данное предложение России связано с тем, что 46-й ЦНИИ имеет большой опыт формирования государственных программ вооружения, проведения исследований в области технического обеспечения ВС РФ, стандартизации и каталогизации вооружения и военной техники, в разработке и военно-научном сопровождении международных программ", - сказал "Интерфаксу-АВН" источник в российских военно-дипломатических кругах.

Он подчеркнул, что утверждение подобной структуры особенно актуально сегодня, когда главами государств-членов Организации принято решение об оснащении созданных Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современными и совместимыми образцами вооружения и военной техники.

Собеседник агентства напомнил, что создание базовой организации государств-членов ОДКБ в области исследования проблем военно-технического сотрудничества (ВТС) предусмотрено концепцией Программы ВТС государств-членов Организации, утвержденной решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 23 июня 2005 г.

"Секретариат ОДКБ проинформирован о позиции российской стороны", - добавил источник.

По состоянию на 2009 год 46-й ЦНИИ занимает одно из ведущих мест в РФ по разработке программ вооружения. Институту присвоен статус головного военно-научного учреждения ОДКБ, также он оказывает содействие в развитии национальных программ вооружения стран СНГ.

2012: Обвинения в коррупции

27 ноября 2012 года стало известно, что Следственный комитет РФ ведет расследование о хищении бюджетных средств, выделенных Министерству обороны (МО) в рамках государственного оборонного заказа.

Как стало известно "Росбалту", в частности, в материалах дела идет речь о финансах, предназначавшихся для создания проекта "Государственной программы вооружения на 2011-2020 гг" и для формирования единой системы планирования "реализации военно-технической политики государства". По версии следствия, основную часть исследовательских работ по данным направлениям должно было выполнить ФГУ "46-й ЦНИИ Минобороны России".

В сентябре 2009 года МО заключило госконтракт с институтом, финансирование работ в размере 137 млн рублей было включено в гособоронзаказ. Однако уже в ноябре 2009 года был составлен перечень соисполнителей исследований. По данным ВСУ, с согласия начальника Главного управления вооружения ВС РФ Олега Фролова (в 2012 году занимает должность первого заместителя руководителя Роскосмоса) и начальника Управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов МО РФ Николая Леня в этот перечень была включена Межрегиональная общественная организация "Академия военных наук" (МОО "АВН"). Именно "АВН" и стали поступать бюджетные деньги. Однако, как полагают в ВСУ, на самом деле МОО никаких работ не осуществляло. Получаемые по линии гособоронзаказа средства потом обналичивались, похищались и уходили должностным лицам ФГУ "46-й ЦНИИ" и, возможно, Минобороны.

Согласно версии следствия, исследования осуществляли сотрудники 46-го ЦНИИ, потом их труды доставлялись в офис "АВН", расположенный в здании ФГУ "Центр военной истории Минобороны" на Университетском проспекте. Там на документы наносились реквизиты "АВН". Одновременно руководители МОО составляли фиктивные договоры подрядов о том, что к работам они якобы привлекали десятки специалистов из разных структур, в том числе — из ФГУП "ЦАГИ", ФГУ "ЦИВПЗС Минобороны РФ" и т.д.

Исследования с нанесенными реквизитами "АВН", выполненные силами 46-го ЦНИИ, отправлялись в Минобороны, где принимали решения об их оплате. При этом деньги поступали именно в МОО. Пока в деле фигурирует сумма ущерба в размере 28,3 млн рублей, которые по версии следствия были обналичены и похищены. Однако сейчас назначена экспертиза госконтрактов, заключенных в рамках госооборонзаказа. "После ее завершения и сумма ущерба, и число обвиняемых могут вырасти", — отметил источник агентства в правоохранительных органах.

Обвинения по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) предъявлены заместителю начальника ФГУ "46 ЦНИИ МО РФ" Николаю Нежинскому и бывшему сотруднику Генштаба ВС РФ, директору МОО "Академия военных наук" Анатолию Шиблеву.

"Академия военных наук" — известная и уважаемая организация, для выполнения работ она привлекает сотни специалистов, в том числе и из различных НИИ Минобороны, — рассказал "Росбалту" адвокат Шиблева Александр Васильев. — В данном случае Минобороны, взамен перечисленных бюджетных денег получило их эквивалент — в виде результатов научно-исследовательских работ. Претензий к качеству выполненных работ не возникло, никого ущерба военное ведомство не понесло. Если, как утверждает следствие, деньги в "АВН" были перечислены необоснованно, то надо последовательно настаивать на фиктивности государственных контрактов и актов сдачи-приемки работ. Иначе концы с концами у обвинения никогда не сойдутся. Шиблев никакого отношения к тем документам, на основании которых перечислялись деньги, не имеет. Сейчас мы ставим вопрос о прекращении уголовного преследования, так как в его действиях отсутствовал состав преступления"[4].

Источник "Росбалта" в правоохранительных органах отметил, что данное уголовное дело не связано с последними событиями в Минобороны.

"Расследование было начато еще до отставки Анатолия Сердюкова", — рассказал собеседник агентства.

Примечания