Как выяснил TAdviser, одна из крупнейших торговых компаний России X5 Retail Group планирует создать собственного оператора фискальных данных (ОФД) и в конце октября 2016 года провела конкурс среди подрядчиков. ОФД – это компания, которая должна будет передавать данные со всех касс в магазинах напрямую в налоговую инспекцию. Пока это первый случай, когда такую структуру создает именно торговая организация, а не ИТ-компания.
По новому закону об онлайн-кассах (ФЗ-54), с 1 февраля 2017 года все торговые компании – от маленьких киосков до крупных сетей – должны заключать договор с ОФД, регистрируя новую кассовую технику. Все кассы к тому моменту должны быть с доступом в интернет, а операторы фискальных данных обязаны будут собирать информацию обо всех продажах с онлайн-касс, хранить ее, и раз в сутки передавать в ФНС по защищенному каналу.
По данным источника TAdviser, близкого к X5, компания планирует создать «ОФД Х5» для использования во всех магазинах сети. Подрядчик должен будет разработать необходимую инфраструктуру, ПО, обеспечить техподдержку. По данным источника, у «ОФД Х5» должна быть возможность подключить до полумиллиона касс. Закончить проект планируется к лету 2017 года, когда торговые компании обязаны будут перейти на новый порядок работы с кассами.
Почему Х5 решила не пользоваться услугами уже существующих ОФД, а создать собственную структуру, и чем это выгоднее – в компании не стали комментировать.
Тарифы уже существующих ОФД различаются, но обслуживание одной онлайн-кассы оценивается в среднем в 3 тыс. рублей в год. По данным источника TAdviser в X5, вся сеть компании насчитывает порядка 40-45 тыс. касс. В этом случае затраты на обслуживание в ОФД могут обходится примерно в 130 млн рублей в год. Насколько выгоднее создать собственного оператора, участники рынка затруднились ответить. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
«Может быть, инвестировав сейчас, торговая компания видит экономию в будущем. Но я не вижу особых преимуществ в этом, потому что существуют специализированные компании, которые лучше разбираются в своем бизнесе. К тому же создание ОФД с нуля требует много времени – до года», – пояснил TAdviser директор OFD.ru Николай Жмуренко.
Стоит отметить, что, когда новый закон только рассматривался, некоторые его противники опасались, что крупные торговые сети создадут собственные компании-ОФД и таким образом якобы смогут решать, все ли данные передавать в ФНС.
Скорее всего, они хотят, чтобы их данные по продажам были только у них. Возможно, не доверяют пока другим, и для защиты своих данных решили заняться этим самостоятельно. Это типичные, ничем не подкрепленные страхи ритейлеров: мол, доступ к данным раскроет их перед конкурентами и т.д. Однако закон требует, чтобы данные шифровались, – предполагает источник TAdviser с рынка компаний-ОФД. |
Сколько Х5 планирует потратить на создание ОФД, в компании тоже пока не комментируют. Но, например, известно, что USM Holdings планирует вложить в развитие OFD.ru 500 млн рублей. [1]
По словам гендиректора компании «Платформа ОФД» Антона Румянцева, создание оператора фискальных данных требует серьезных инвестиций и профессиональной команды.
Для понимания, технические возможности «Платформы ОФД» — несколько тысяч запросов в секунду от одной ККТ, несколько сотен миллионов чеков в сутки, – говорит TAdviser Антон Румянцев. |
Он объясняет, что компания-ОФД должна иметь архитектуру, позволяющую быстро масштабировать систему под растущие нагрузки, оборудование должно быть размещено в ЦОДах. В состав системы входят кластеры серверов, обеспечивающих обработку запросов от касс. Нужны дисковые массивы для хранения данных, брандмауэры для защиты системы, а также сервера, отвечающие за поддержку сайта ОФД, где пользователи могут посмотреть состояние касс, покупки и общую статистику. Для обеспечения безопасности хранимых данных, вся система должна периодически проходить тестирование на проникновение, производимое независимыми специалистами.
Все российские операторы фискальных данных должны быть одобрены налоговой службой и внесены в официальный список. По данным на середину ноября 2016 года, в реестре сертифицированных ОФД значится пять компаний: «Такском», «Платформа ОФД» ("дочка" компании «Эвотор»), «Ярус», «ЭСК» (бренд « Первый ОФД»), и «ПЕТЕР-СЕРВИС» (бренд OFD.RU, входит в USM Holdings Алишера Усманова).
Известно, что еще четыре компании планируют стать операторами фискальных данных и попасть с список ФНС: «СКБ Контур», «Астрал», «Тензор», а также «Яндекс», который для этого уже создал в мае 2016 года специальное ООО «Яндекс.ОФД».[2]