Проект

«Альфа-Банк» купил исходные коды британской АБС, которую использует много лет

Заказчики: Альфа-банк Россия

Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит

Продукт: Finastra Equation

Дата проекта: 2016/06 — 2016/10
Технология: АБС - Автоматизированные банковские системы
подрядчики - 53
проекты - 509
системы - 102
вендоры - 51

2016

«Альфа-Банк» купил у Misys исходные коды АБС Equation

В 2016 году «Альфа-Банк» завершил сделку по покупке исходных кодов Equation у ее разработчика - британской компании Misys. Об этом «Альфа-Банк» сообщил в своем годовом отчете, опубликованном в конце июня 2017 года. В «Альфа-Банке» отмечают, что для компании Misys это первый в мире прецедент подобного формата сотрудничества.

Банк купил коды ядра центральной банковской системы Equation, включающие более 33 тыс. объектов. Специалисты ИТ «Альфа-Банка» в сжатые сроки разработали инструменты для выверки корректности и полноты предоставленных программ.

Применяя собственные инновационные решения и основываясь на многолетнем опыте работы с АБС Equation, они досконально проверили и проанализировали каждый объект покупки, а затем перекомпилировали их и внедрили для использования в своих целях.

«Альфа-Банк» купил коды Equation, чтобы быстрее обновлять функционал своей АБС

В «Альфа-Банке» отмечают, что используют систему уже много лет, однако код программ Equation всегда был закрыт, что мешало оперативному обновлению функционала системы. Именно поэтому банк решил осуществить покупку всех исходных кодов Equation.

«
Теперь у ИТ-блока есть возможность оперативно расследовать и исправлять ошибки программного обеспечения Equation, быстро производить любые доработки без привлечения дорогостоящих вендоров, оптимизировать и ускорять проблемные зоны АБС, снимать заложенные производителем архитектурные ограничения, использовать для развития Equation современные языки программирования, - объясняет «Альфа-Банк» преимущества покупки исходных кодов.
»

За счет приобретения «исходников» у банка также появилась возможность интегрировать доработки в ядро АБС без использования обходных путей, ускорить обучение и вхождение новых сотрудников в процесс сопровождения или развития Equation.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга 2 т

Все это позволяет банку серьезно экономить на поддержке и развитии системы, отмечает «Альфа-Банк» в годовом отчете.

В «Альфа-Банке» не смогли на момент публикации ответить на вопросы TAdviser о сумме и других условиях сделки с Misys.

Модернизация модуля пластиковых карт

С ноября 2016 года «Альфа-Банк» выпускает и обслуживает кобрендовые карты «Перекресток» совместно с X5 Retail Group и Mastercard. Это стало возможно после модернизации модуля пластиковых карт, в которой принимала участие компания ОТР.

Реклама "Альфа-Банк", (2011)

Модуль пластиковых карт автоматизирует полный жизненный цикл работы с картами, содержит базу данных. Его пользовательский интерфейс обеспечивает возможность настройки, просмотра журналов и файлового обмена с процессинговым центром. Он также содержит актуальную информацию о статусах карт и о состоянии услуги СМС-информирования из процессинговой системы и предоставляет необходимые отчеты по картам, заявкам и операциям, учитывая данные АБС.

Модернизация модуля затронула процедуры оформления заявлений, взаимодействие с процессинговым центром и привязки счетов к картам «Перекресток». Для реализации требований по хранению предоплаченных карт доработана функциональность выпуска и обслуживания карт, файлового обмена с процессинговым центром. Теперь модуль позволяет эмитировать неограниченное число карт любого типа.

Модуль был внедрен компанией ОТР в «Альфа-Банке» в 2009 году. Он использует в качестве программно-аппаратной платформы сервера IBM Power Systems, базу данных DB2 и АБС Misys Equation и интегрирован в организационно-технологическую архитектуру банка.

2011: Обновление до новой версии

В 2011 году «Альфа-Банк» завершил модернизацию АБС Equation, перейдя на ее новую версию 3.9. Новая версия обеспечивает, прежде всего, расширенные функциональные возможности, а также более высокий уровень надежности и производительности. Кроме того, в ней улучшены возможности для доработки прикладных систем.

По сравнению с ранее действующей версией 3.4.2, в новой произошли серьезные изменения. В частности, изменились форматы вызова функций системы прикладными программами, некоторой переработке подверглась и модель данных. В связи с этим требовалось провести большую работу по конвертации программного обеспечения, чтобы обеспечить взаимодействие АБС с многочисленными приложениями, разработанными как банком, так и другими поставщиками.

Процесс миграции, осуществленный при поддержке компании ОТР, длился с осени 2009 года и был завершен в марте этого года. В его ходе приходилось не только конвертировать, но и дорабатывать ПО – там, где это было связано с изменением модели данных или структуры вызова функций.

1999: Начало внедрения

В 2004 году Виктор Орловский, на тот момент - директор департамента управления качеством процессов и проектов «Альфа-Банка», в интервью порталу iOne.ru (проект ИД «Коммерсантъ») рассказывал, что внедрение платформы Equation в банке началось в конце 1999 года[1]. В рамках планируемой реорганизации ИТ-инфраструктуры, которая на тот момент «была далека от совершенства», ИТ-руководство приняло решение внедрить новую автоматизированную банковскую систему (АБС) западного образца. Выбор был сделан в пользу продукта Equation британской компании Misys.

«
Это одна из наиболее популярных в мире банковских систем, с широкой функциональностью, покрывающей большинство операций ритейлового и коммерческого бизнеса банка. Ее стоимость оценивается в миллионы долларов. Для банка это были невиданные расходы на ИТ, но руководство могло себе позволить такие траты, - рассказывал Орловский в 2004 году.
»

Инсталляция в «Альфа-Банке» была первым масштабным внедрением Equation в России (более ранний проект в банке «СБС-Агро» сопровождался сильной модернизацией системы, без согласования с вендором).

Виктор Орловский отмечал, что внедрение было непростым. Equation - система мощная, и ИТ-департамент, презентуя ее в банке, рисовал радужную картину новых возможностей, однако не сумел донести, насколько нелегким будет процесс внедрения и сколько усилий он потребует, в том числе от бизнес-подразделений, пояснял Орловский в интервью. По его мнению, ожидания были сильно завышены - «бизнес ждал чего-то невероятного». Не обошлось без ошибок и в управлении проектом.