Орёл
Федерация
Российский космический корабль

Продукт
Разработчики: Энергия РКК им. С.П.Королева, Роскосмос (Федеральное космическое агентство)
Отрасли: Космическая отрасль,  Машиностроение и приборостроение,  Транспорт

Содержание

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" приступила в 2017 году к изготовлению российского космического корабля "Федерация".

 

Об этом сообщил весной 2017 года гендиректор корпорации Владимир Солнцев. "Он находится в активной стадии работы, выпущена практически вся конструкторская документация, мы сейчас изготавливаем отдельные узлы", - цитирует ТАСС его слова.

Солнцев уточнил, что первый корабль будет ориентирован на низкую орбиту и будет на 80% изготовлен из композитных материалов, а спускаемый аппарат - из алюминия.

"Если взять суммарно все материалы, из которых он изготавливается, то 80% это будет композит. Вопрос стоит в том, из чего должен быть изготовлен возвращаемый аппарат, то есть та капсула, в которой космонавты возвращаются на Землю. Сегодня мы работаем с алюминием, причем это новый сплав 1570С, который абсолютно новый, он с повышенными характеристиками, который позволит снизить массу корабля и обеспечить парирование динамических нагрузок", - рассказал Солнцев.

При этом он отметил, что перед РКК "Энергия" стоит задача не только изготовить корабль, но и сделать его конкурентоспособным.

Корабль "Федерация" предназначен для доставки людей и грузов на околоземную орбиту, а также к Луне. Он должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии "Союз". Максимальная численность экипажа "Федерации" составит до шести человек (при полетах к Луне - до четырех человек). В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, а в составе орбитальной станции - до года.

Для "Федерации" принято модульное построение базового корабля в виде функционально законченных элементов - возвращаемого аппарата и двигательного отсека. Корабль будет бескрылым, с многоразовой возвращаемой частью усечённо-конической формы и одноразовым цилиндрическим агрегатно-двигательным отсеком, и будет широко использовать системы, проектировавшиеся в РКК "Энергия" для "Клипера" (многоцелевого пилотируемого космического корабля). Метавселенная ВДНХ 4.2 т

Общее описание и технические характеристики:

  • масса доставляемого на орбиту груза - 500 кг,
  • масса возвращаемого на Землю груза - 500 кг и более, при меньшем экипаже,
  • длина корабля - 6,1 м,
  • максимальный диаметр корпуса - 4,4 м,
  • масса при околоземных орбитальных полётах - 12 т (при полётах на окололунную орбиту - 16,5 т),
  • масса возвращаемой части - 4,23 т (включая системы мягкой посадки - 7,77 т),
  • объём герметичного отсека - 18 м3,
  • длительность автономного полёта корабля - до 30 дней.

Корабль "Федерация" также должен быть многоразовым (до 10 полётов в космос) и иметь надёжность не ниже 0,995. На новом корабле стыковка с МКС может производиться в день его запуска, как на "Союз ТМА-М", который мог стыковаться через шесть часов после запуска.

Корабль будет оснащён твердотопливными двигателями тягой 22.5 тс и однокомпонентными двигателями на перекиси водорода тягой 75 кгс. "Федерация" получит систему стыковки от "Союзов". Учитывая требования к кораблю, а также опыт разработки всех существующих систем стыковки, для нового корабля была выбрана модифицированная стыковочная система "штырь-конус". Эта система используется только на "Союзах", "Прогрессах" и российских модулях МКС, а также на европейском грузовом корабле ATV.

Управление пилотируемым кораблём будет осуществляться с помощью современных пультов управления на основе жидкокристаллических дисплеев с "гибкими" меню и форматами отображения данных. Обеспечение связи, пеленгации и навигации будет выполняться в режиме реального времени через спутниковый контур. Оборудование "Федерации" для связи будет работать через многофункциональную космическую систему ретрансляции "Луч", в которой используются спутники-ретрансляторы.

2019: Беспилотный полет к Луне намечен на 2026-2028 годы

23 мая 2019 года стало известно о заявлении гендиректора "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина о том, что стратегической миссией госкорпорации является экспансия — не только расширение влияния России, но и всей человеческой цивилизации.

Так, он предложил создать "Ноев ковчег", поместить в аппарат растения из коллекции МГУ и отправить в далекий космос, чтобы узнать, что с ними происходит.

Рогозин также заявил, что пилотируемый полет к Луне с высадкой российского экипажа намечен на 2030 год. Он добавил, что в 2029 году предстоит облететь спутник Земли, а после 2030 года — развернуть на Луне модули для жизни и работы космонавтов.

По его словам, беспилотный полет российского космического корабля "Федерация" к Луне намечен на 2026-2028 годы. Ранее сообщалось, что испытательный полет "Федерации" запланирован на 2022 год. В 2023 году корабль должен был отправиться к МКС в беспилотном режиме, а в 2024-м — с экипажем на борту.

Как отметил Рогозин, создание всей системы корабля "Федерация" обойдется в 700-750 миллиардов рублей. Также он подчеркнул, что Федеральная космическая программа больше не будет сокращаться. На май 2019 года она составляет один триллион 407 миллиардов рублей — в десять раз меньше, чем программа НАСА[1].

2017

Три женщины и трое мужчин испытают корабль «Федерация» в Москве

Во время испытаний будет проверена система управления кораблем: ручки, сенсорные экраны и программное обеспечение. За ее тестирование отвечает начальник летно-испытательного отдела РКК «Энергия» Марк Серов, пишет в ноябре издание iz.ru.

Еще пять членов экипажа — четыре сотрудника Института медико-биологических проблем Анна Кикина, Елена Лучицкая, Наталья Лысова и Илья Рукавишников, а также представитель группы компаний Airbus Defence and Space Виктор Феттер из Германии. Они опробуют костюмы, разработанные для полета, и проверят ряд вопросов медицинского и психологического характера.

Команде исследователей предстоит отработать этапы полета к естественному спутнику Земли и собрать материал о работе элементов системы управления в различных условиях. На основе опыта будут даны рекомендации для дальнейших разработок.

Эксперимент будет первым в целой серии подобных испытаний. В 2018 году предстоит изолированная работа группы ученых в течение четырех месяцев. Год спустя срок возрастет вдвое, а в 2020–2021 годах — достигнет 12 месяцев.

Бортовая радиотелеметрическая система (БРТС)

Специалисты холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») анонсировали в сентябре 2017 года разработку бортовой радиотелеметрической системы для многоразового пилотируемого космического корабля «Федерация». Она станет вдвое меньше, легче и функциональней по сравнению с образцами предыдущего поколения.

Бортовая радиотелеметрическая система (БРТС) – основная приемно-передающая система космического корабля, принимающая на борту космического корабля команды с наземного комплекса управления и передающая информацию с борта на Землю.

Система будет полностью обеспечивать связь корабля «Федерация» с Землей, собирая информацию от всех его служебных систем: управления, телеметрии, телевизионной системы и робота «Федора» (робот-гуманоид Final Experimental Demonstration Object Research – FEDOR), который, как планируется, станет первым и единственным членом экипажа нового корабля во время испытательных полетов.

Разговоры с роботом Федей, а в дальнейшем и с космонавтами, также будут осуществляться через БРТС, в состав которой входят беспроводные гарнитуры. Специалисты АО «Научно-производственное объединение измерительной техники» (НПО ИТ, входит в РКС) разработают гарнитуры на отечественной элементной базе.

Первым пилотом космического корабля "Федерация" станет робот

Российский робот Fedor первым выведет в космос корабль "Федерация", сообщил в марте 2017 года РИА Новости генеральный конструктор "Роскосмоса" по пилотируемым системам Евгений Микрин. Беспилотный пуск и автономный полет нашего нового корабля состоится в 2021 году. Но хотел бы оговориться - беспилотным он будет условно, поскольку первым пилотом "Федерации" будет робот Fedor. Соответствующие решения уже приняты, - рассказал Микрин.


Космос и спутниковые системы





Примечания



СМ. ТАКЖЕ (2)