Основная статья: Евросоюз
Электромобили в Европе
Основная статья: Электромобили (рынок Европы)
2024: Сокращение продаж в августе и сентябре
Продажи автомобилей в Европе упали в сентябре 2024 г, что стало первым последовательным снижением в течение двух месяцев подряд более чем за два года, поскольку экономика региона продолжает стагнировать, а потребители сокращают расходы.
В ноябре 2024 г продажи автомобилей в Европе продолжили резкое падение, поскольку автопроизводители борются с замедлением потребительского спроса, вызвавшим кризис в отрасли.
Франция, Италия лидируют по снижению регистраций, сообщает лоббистская группа. Спрос на полностью электрические автомобили немного улучшился в ноябре.
2023: Рост продаж автомобилей в ЕС на на 13,9% до 10,55 млн единиц, из которых 3,2 млн - в Германии
По итогам 2023 года продажи автомобилей в Европейском союзе увеличились на 13,9% в годовом исчислении, составив приблизительно 10,55 млн единиц. Для сравнения: в 2022-м количество регистраций новых легковых машин в регионе оценивалось в 9,26 млн. Такие данные приводятся в отчете Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), опубликованном 18 января 2024 года.
Говорится, что в 2023-м практически все государства ЕС продемонстрировали положительную динамику, несмотря на сложную макроэкономическую обстановку. Рост на двузначные числа процентов зафиксирован на большинстве рынков, включая три крупнейших: Италию (+18,9%), Испанию (+16,7%) и Францию (+16,1%). Напротив, в Германии зафиксировано более скромное увеличение продаж в годовом исчислении — на 7,3%. Спад продемонстрировала только Венгрия — минус 3,4% по сравнению с 2022 годом.
В 2023 году на территории ЕС было реализовано примерно 1,54 млн новых электромобилей. Это на 37% больше по сравнению с показателем за 2022-й, когда продажи таких транспортных средств равнялись 1,12 млн единиц. Спрос на гибриды с возможностью зарядки блока аккумуляторных батарей от электрической сети в годовом исчислении упал на 7% — с 874,78 тыс. до 813,48 тыс. штук. Продажи обычных гибридов при этом поднялись на 29,5%, составив 2,72 млн единиц против 2,1 млн по итогам 2022 года.
Продажи группы Volkswagen (включая Skoda, Audi, Seat, Cupra, Porsche и др.) в ЕС в 2023 году выросли приблизительно на 18%, достигнув 2,75 млн штук. У Stellantis (Peugeot, Fiat, Opel/Vauxhall, Citroen, Jeep, Alfa Romeo, Lancia/Chrysler и пр.) отгрузки поднялись на 2,9% — до 1,88 млн единиц. Группа Renault (Dacia, Alpine и др.) нарастила продажи на 16,9% — до 1,15 млн штук.[1]
2022
Минимальный возраст для управления автомобилем в странах Европы
Спад продаж до минимума с 1993 года
18 января 2023 года Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) обнародовала статистику по объёму продаж автомобилей в Европейском союзе. Сообщается, что в 2022-м количество регистраций транспортных средств сократилось до минимального значения почти за 30 лет.
Негативное влияние на отрасль оказал дефицит электронных компонентов и запчастей. В целом в 2022 году рынок легковых автомобилей ЕС сократился на 4,6% — до 9,3 млн машин. Для сравнения: в 2021-м общее количество регистраций составляло 9,7 млн. Худший результат был зафиксирован лишь в 1993 году, когда продажи оценивались в 9,2 млн штук.
Среди четырёх крупнейших рынков Европейского союза только Германии удалось показать рост в 2022 году — плюс 1,1% в годовом исчислении: итоговый результат составил 2,7 млн зарегистрированных машин. Вместе с тем в Италии зафиксирован спад на 9,7%, во Франции — на 7,8%, в Испании — на 5,4%. В этих странах в течение 2022 года было реализовано соответственно 1,3 млн, 1,5 млн и 813 тыс. легковых автомобилей.
Продажи группы Volkswagen (марки Volkswagen, Audi, Skoda, Seat, Porsche и другие) в Евросоюзе сократились в 2022 году на 5,2% — до 2,3 млн единиц. Корпорация Stellantis (Peugeot, Fiat, Citroen, Opel/Vauxhall, Jeep и пр.) реализовала приблизительно 1,8 млн автомобилей, что на 14,1% меньше по сравнению с 2021-м. Группа Renault (Renault, Dacia, Alpine) сократила продажи в годовом исчислении на 4,3% — до 985 тыс. штук. У BMW Group поставки упали на 5,1%, составив 625 тыс. машин. Спрос на автомобили Mercedes-Benz за год практически не изменился — 549 тыс. штук. В то же время Toyota продемонстрировала рост на 7,7% — до 662 тыс. реализованных в ЕС машин. Группа Hyundai смогла нарастить продажи на 2,6%, реализовав в течение 2022 года около 850 тыс. автомобилей.[2]
Спад продаж в июне до уровня 1996 года
Продажи новых легковых автомобилей в ЕС в июне 2022 г в годовом выражении снизились на 15,4% и составили 886,51 тысячи машин, свидетельствуют данные Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA).
Это является минимальным показателем для июня с 1996 года. Процентное снижение на ключевых, кроме Испании, рынках стало двузначным. В Германии показатель продаж июня сократился на 18,1%, в Италии - на 15%, во Франции - на 14,2%, в Испании - на 7,8%.
Европарламент утвердил запрет на машины, которые не относятся к электромобилям и гибридам с 2035 года
В июне 2022 года Европарламент принял резолюцию о запрете в Европейском союзе новых машин с дизельными и бензиновыми двигателями. В соответствии с этой инициативой, с 2035 года в Европе будут продаваться только электромобили и транспорт с гибридными силовыми установками. При этом поставленные на учёт ранее машины с двигателями внутреннего сгорания можно будет использовать и дальше.
Парламентарии поддержали внесенное в 2021 году предложение Еврокомиссии о переходе на полностью «чистые», избавленные от выбросов углекислого газа, автомобили. За принятие проекта проголосовали 339 человек, против — 249, еще 24 воздержались.
Некоторые депутаты предлагали смягчить требование о снижении вредных выбросов со 100% до 90%, но поправку не поддержали. Были и те политики, в том числе бывший кандидат в президенты Франции, председатель «Национального объединения» Марин Ле Пен, которые раскритиковали проект. По мнению Ле Пен, автомобили из-за предлагаемого запрета могут стать предметом роскоши в ЕС — их не сможет себе позволить даже средний класс.
Комиссия ЕС решила резко ужесточить предельные значения относительно автомобильных двигателей в рамках своей программы по защите климата. Вместе с тем на заседании европейские депутаты неожиданно для многих отклонили большую часть климатического пакета, в том числе запланированное расширение торговли выбросами с сертификатами CO2 на транспорт и здания. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Многие крупные автопроизводители всячески поддерживают желание властей Евросоюза ускорить переход на электромобили. Так, представители Ford и Volvo уже публично поддержали это решение, а, например, в Volkswagen не раз заявляли о своем желании полностью прекратить выпуск автомобилей с традиционными ДВС к 2030-2035 гг. [3]
2021: Число легковых автомобилей, произведенных в странах Европы
2020
Европейский авторынок пережил худший год в истории
В 2020-й стал худшим годом в истории европейского авторынка. Продажи машин в ЕС составили 9,94 млн штук, снизившись на 23,7% в сравнении с 2019 годом. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA).
Эксперты объяснили обвал рынка закрытием дилерских центров и другими карантинными ограничениями в европейских странах на протяжении года из-за разразившейся коронавирусной инфекции (COVID-19). По сравнению с 2019 годом число регистраций новых автомобилей в 2020-м сократилось на 3 млн.
Положительная динамика продаж за весь 2020 год по отношению к 2019-му была зафиксирована только в одном месяце — в сентябре: между двумя волнами COVID-19 продажи транспортных средств в Евросоюзе повысились на 3,1%.
Лидерами авторынка ЕС по итогам 2020 года стали следующие производители:
- Volkswagen — продала 1 346 999 машин (-24,5% к 2019 году);
- Renault — 819 009 автомобилей (-22,9%);
- Peugeot — 741 498 машин (-23,2%);
- Mercedes-Benz — 738 236 шт. (-17,3%);
- BMW — 674 654 шт. (-18,8%).
Согласно статистике, по итогам всего 2020 года все без исключения страны ЕС зафиксировали двузначное падение продаж. Среди крупных рынков Испания зафиксировала самое серьезное падение спроса на новые автомобили — на 32,3%. В Италии продажи просели на 27,9%, во Франции — на 25,5%, а в Германии — на 19,1%.
В Великобритании, которая вышла из состава ЕС, за год купили 1,63 млн новых машин, падение к 2019 году — 29,4%.
Слабый спрос на автомобили угрожает экономике Евросоюза в целом, ведь ее восстановление во второй половине 2020 года после карантина и ограничений весной во многом зависело именно от промышленности, отмечает Bloomberg.
Мы в глубоком кризисе. Он более обширный, чем что-либо, с чем мы сталкивались в прошлом, — заявил в разговоре с агентством руководитель отдела статистики комитета французских автопроизводителей (CCFA) Пьер-Луи Дебар.[4] |
Крушение продаж авто из-за пандемии COVID-19
Из-за пандемии COVID-19 во Франции, Испании, Италии, Германии и Великобритании продажи автодилеров в марте 2020 г снизились в размере от 40% до 80% (см. график). При этом, отмечают аналитики компании, мировые объемы продаж автомобилей вернутся к докризисному уровню не раньше середины 2021 года, что связано главным образом со снижением покупательной способности населения в результате пандемического кризиса.
Продажи автомобилей в странах Евросоюза рухнули в апреле 2020 г на 76,3% в годовом выражении.
Среди компаний наиболее существенное падение продаж в апреле было отмечено у итало-американской FCA Group - на 87,7% - относительно того же месяца 2019 года, до 10,42 тыс. автомобилей.
Реализация автомобилей германской группы Volkswagen уменьшились на 72,7%, до 77,86 тыс. машин.
Главный конкурент Volkswagen на европейском рынке, французская PSA Group, сократила продажи на 81,2%, до 36,72 тыс. автомобилей.
Другой французский автопроизводитель - группа Renault - зафиксировал снижение продаж на 79%, до 27,74 тыс. машин.
Британо-индийской Jaguar Land Rover - на 82,4%,
Корейская Hyundai сократила продажи в ЕС в апреле на 76,1%.
Реализация автомобилей германского концерна BMW Group снизилась на 65,3%.
Daimler - на 78,8%, Ford - на 75,9%, Nissan - на 84,5%, Volvo - на 62,9%.
Продажи японской Mazda упали на 81,1%, Toyota - на 74%, Mitsubishi - на 63,3% , Honda - на 83%.
2019: Число авто на 1000 человек
Автомобилей на 1000 человек (Всемирный банк, июнь 2019):
- США: 837
- Австралия: 747
- Италия: 695
- Канада: 670
- Япония: 591
- Германия: 589
- Британия: 579
- Франция: 569
- Малайзия: 433
- Россия: 373
- Бразилия: 350
- Мексика: 297
- Саудовская Аравия: 209
- Турция: 199
- Иран: 178
- ЮАР: 174
- Китай: 173
- Индонезия: 87
- Нигерия: 64
- Индия: 22
2018
Динамика продаж авто в сравнении с Китаем и США
Число авто на 1000 человек
2015: Рост продаж на 9,3% до 13,7 млн авто
Количество проданных автомобилей в Европе по итогам 2015 г. увеличилось на 9,3% и составило 13,7 млн., свидетельствуют данные Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA). Тем не менее, хотя на рынке наблюдается положительная тенденция, объем продаж в абсолютном выражении остается на низком уровне, отмечается в обзоре.
В декабре 2015 года рынок легковых автомобилей Евросоюза продемонстрировал значительный рост (+16,6%), за этот месяц было реализовано 1,1 млн машин. Рост продолжился 28-й месяц подряд и в процентном соотношении стал максимальным с начала этого позитивного тренда[5].
По итогам 2015 года среди пяти основных рынков автомобилей в Евросоюзе больше всего спрос на автомобили вырос в Испании (+20,9%) и Италии (+15,8%). Во Франции рост продаж составил 6,8%, в Великобритании – 6,3%, в Германии – 5,6%.
В декабре отмечается положительная динамика на всех основных рынках автомобилей. Наибольший рост продаж относительно декабря 2014 г. зафиксирован в Испании (+20,7%), Италии (+18,7%) и Франции (+12,5%), следом идут Великобритания (+8,4%) и Германия (+7,7%).
"Авторынок существенно вырос в прошедшем году, однако совокупный показатель продаж вернулся лишь к значению 2010 г., то есть сравнился со значением непосредственно после кризиса", - сказано в обзоре ACEA.
Лидерство по объему продаж в 2015 г. сохранила Германия (3,2 млн автомобилей), на втором месте оказалась Великобритания (2,63 млн), на третьем – Франция (1,9 млн). Следом идут Италия (1,57 млн) и Испания (1,03 млн).
Продажи лидера европейского авторынка, германской Volkswagen, выросли на 4,4% в декабре и на 6,2% с начала года. Однако на фоне скандала с дизельными двигателями доля рынка компании сократилась за минувший год на 0,7 процентного пункта до 24,8%. Снижение зафиксировано впервые с 2007 г.
Французский автоконцерн Peugeot Citroen нарастил продажи в декабре 2015 года на 20,7% и на 6% за год.
Компания Renault увеличила продажи в 2015 году на 9,4%, Ford - на 8,6%, Opel - на 2,2%, BMW - на 12,3%, FCA - на 13,6%, Daimler - на 17,7%, Toyota - на 6,9%, Nissan - на 16,3%.
Единственным автопроизводителем, европейские продажи которого упали в 2015 г., стала японская Honda, снижение составило 1,4%. Ее доля рынка снизилась до 0,9%.
Продажи внедорожников Jeep компании FCA подскочили на 113%.
Падение регистраций Chevrolet (бренд принадлежит General Motors) составило 90,9%. GM еще год назад приняла решение убрать с европейского рынка бренд Chevrolet, чтобы не создавать искусственную конкуренцию Opel.
Примечания
- ↑ New car registrations: +13.9% in 2023; battery electric 14.6% market share
- ↑ Passenger car registrations: -4.6% in 2022; +12.8% in December
- ↑ European Parliament votes to ban combustion engine cars from 2035
- ↑ NEW PASSENGER CAR REGISTRATIONS EUROPEANUNION1
- ↑ Продажи автомобилей в Европе выросли на 9%