Экспертная поддержка виртуализации как невиртуальное конкурентное преимущество
Массовый уход с российского рынка мировых производителей-флагманов в сегменте ИТ, случившийся в первой половине 2022 года, запустил процесс миграции высококвалифицированных профильных кадров. В результате, штаты наиболее сильных и перспективных отечественных вендоров и системных интеграторов пополнились экспертами из компаний, которые покинули нашу страну. Самые дальновидные участники рынка предпочли привлекать не отдельных специалистов, а целые команды, что позволило сервисно-ориентированным системным интеграторам усилить это стратегически важное на сегодняшний день направление. Так, компания Rubytech пополнила свой штат командой экспертов из VMware Professional services RUS, на базе которой был сформирован департамент платформенных сервисов. Подразделение специализируется на обслуживании виртуализированных ландшафтов, разработке дорожных карт и сопровождении процесса миграции на импортонезависимые решения. Директор департамента Максим Сердюков дает рекомендации российским компаниям и госструктурам, что нужно учитывать в новых реалиях при «переформатировании» подходов к развитию ИТ-ландшафта, систем и сервисов в сегменте виртуализации.
Содержание |
Чего хотят заказчики прямо сейчас?
До весны текущего года зарубежные вендоры занимали не менее 90% российского рынка виртуализации. Доля же VMware в сегменте отдельных услуг виртуализации приближалась к 95%. Уход зарубежных производителей спровоцировал беспрецедентную ситуацию на рынке, и сегодня российские заказчики стремятся решить сразу две одинаково приоритетные, но при этом разнонаправленные задачи:
- обеспечить бесперебойность и безаварийность работы имеющихся физических и виртуальных серверов;
- выбрать перспективные решения, которые позволят переводить действующие инфраструктуры и сервисы на альтернативные варианты с сохранением качества и стабильности их работы.
Как эксперт могу утверждать, что имеющиеся решения заказчиков на базе VMware являются стабильными и рабочими и будут оставаться таковыми ещё несколько лет. Это зрелые, надежные программные продукты, хорошо интегрированные между собой, а значит, сегодня у заказчиков есть некоторый «запас прочности» и время, чтобы сориентироваться в ситуации.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Однако важно понимать, что решение будет бесперебойно работать, только если ранее было грамотно внедрено, а после завершения проекта внедрения ИТ-платформа планомерно поддерживается и развивается силами внутренней команды экспертов заказчика или с привлечением квалифицированного сервис-провайдера. Особую значимость этот аспект приобрел после ухода с российского рынка зарубежных производителей: в России сформировался спрос на новую услугу – профессиональную поддержку ИТ-решений без участия вендоров. В то же время важно понимать, что фиксация и поддержка стабильной версии ИТ-инфраструктуры – это лишь временное решение, а обеспечить непрерывность работы ИТ-платформы позволит только переход на новый перспективный импортозамещённый ИТ-ландшафт. Рассчитывать только лишь на безвендорскую поддержку уже нельзя. Именно поэтому дальновидные крупные компании сейчас делают первые шаги к построению отдельной инфраструктуры и её тестированию, то есть работают на перспективу.
В целом же сегодня стратегии технологического развития российских заказчиков в сегменте платформенных решений выстраиваются с учётом трёх областей потребностей – это: базовая серверная виртуализация, виртуализация рабочих мест пользователей (VDI), виртуализации платформ и сервисов внутри организаций (частное облако). Рассмотрим каждую из них подробнее.
Базовая серверная виртуализация, на которой построен весь малый и средний бизнес в нашей стране (ИТ-инфраструктура таких компаний невелика, но при этом является критической и должна бесперебойно функционировать). В этом сегменте виртуализация несложная и сейчас работает стабильно. Поэтому обычно собственной экспертизы ИТ-подразделения компании хватает, чтобы инфраструктура функционировала исправно. Таким организациям можно посоветовать следующее: прокачивать скиллы своих ИТ-специалистов и заручиться поддержкой внешнего эксперта – надёжного технологического партнёра (системного интегратора), который сможет прийти на помощь в экстренной ситуации, если ИТ-специалисты не справляются самостоятельно.
Виртуализация пользовательских рабочих мест (VDI) стала главным трендом в 2020 году, когда компании массово переводили своих сотрудников на удалённый формат работы. Эти системы являются более сложными и «чувствительными». Они интегрированы с большим количеством сервисов и инструментов. Задача по стабилизации этих инфраструктур, соответственно, более сложная и актуальная: она требует глубокой внутренней экспертизы или внешнего партнёрского участия. Кроме того, сейчас российских VDI-решений существенно меньше, чем решений в области базовой серверной виртуализации, и основной недостаток VDI – это большие первоначальные финансовые вложения. Поэтому заказчикам, заинтересованным в виртуализации пользовательских рабочих мест, стоит закладывать бюджеты не только на оборудование и инфраструктуру, но и на внешнюю экспертную поддержку. Пилотирование перспективных импортонезависимых платформ пользовательской виртуализации стоит реализовывать в комплексных сценариях (оборудование, платформа, тонкие клиенты, пользовательское ПО и т. д.). Такой подход позволяет оценить работоспособность всего решения и совместимость компонентов внутри стека.
Виртуализация платформ и сервисов внутри организаций – здесь применим самый сложный и интересный сценарий, который можно назвать «частное облако как сервис». По сути это совокупность базового слоя виртуализации и ряда надстроек, которые обеспечивают автоматизацию, самообслуживание, управление мощностями, гибкость в перераспределении нагрузок, отказоустойчивость и т. д. К целевой аудитории этого решения относятся, прежде всего, госструктуры, крупный бизнес и отраслевые лидеры.
Вторая практически неотъемлемая часть современного подхода к построению частного облака – использование принципов и методологий DevOps, CI/CD и API First. Мы наблюдали множество успешных бизнес-кейсов, которые «выстрелили» в период пандемии в офлайн- и онлайн-ритейле и дистанционном обслуживании, только благодаря тому, что у разработчиков и идеологов цифровых изменений внутри компании было больше свободы в принятии решений, а также возможность тестировать технологические гипотезы и быстро выводить их в продуктив.
Хотя сегодня направление Private Cloud является самым наукоёмким, его потенциал невероятно велик. Реализация стратегии создания частного облака позволит в долгосрочной перспективе обеспечить непрерывность бизнес-процессов, высокое качество сервисов и цифровых продуктов, которые заказчики предоставляют своим конечным потребителям. Сейчас очень удачный момент не столько для того, чтобы внедрить импортозамещенный ландшафт ИТ-инфраструктуры, сколько для того, чтобы определить стратегию более глубокой автоматизации и цифровизации на уровне инфраструктурного слоя и начать её реализовывать.
Сегодня команда Rubytech активно сотрудничает с отечественными производителями решений, способными реализовать функционал для построения современного частного облака. И наш прогноз для рынка весьма позитивен: передовые компании-разработчики уже заметили потребность лидеров производства и бизнеса в создании собственных облаков. Это позволило производителям сформировать перспективные дорожные карты развития собственных продуктов. Отдельно хочется посоветовать вендорам, которые в качестве своих сильных сторон рассматривают реализацию базовой виртуализации, обратить пристальное внимание на направление автоматизации и самообслуживания потребителей платформенных ресурсов. Это позволит совершить прорыв в развитии сегмента облачных сред и обеспечит здоровую конкуренцию на рынке. В выигрыше будут все – и прежде всего, заказчики.
Интегратор как партнёр для решения бизнес-задач
Мало кто из заказчиков ставит перед собой и системными интеграторами задачу только по виртуализации. Для большинства критически важно наличие комплексного взгляда, экспертного мнения и доверенного партнёра, который по принципам pipeline-менеджмента способен закрыть все их потребности, в том числе потребность в экспериментах над ИТ-ландшафтом. Поэтому мы в Rubytech с коллегами не только осуществляем безвендорскую поддержку решений на базе продуктов и технологий VMware, но и курируем масштабные проекты по импортозамещению, ведём исследования в сфере виртуализации и автоматизации.
Далеко не каждая компания обладает возможностями для экспериментов на собственных мощностях. Именно поэтому для экспериментов по созданию импортонезависимой ИТ-инфраструктуры заказчики всё чаще привлекают системных интеграторов.
Отмечу, что сегодня у интеграторов, лидирующих в своей нише рынка, должны быть все ресурсы для пилотирования проектов заказчиков и комплексной исследовательской работы под реальной нагрузкой на ИТ-ландшафт.
К таким ресурсам, прежде всего, относятся:
- Команда экспертов, для усиления которой продолжают привлекать экс-сотрудников западных вендоров (так мы с коллегами из VMware Professional services пришли в Rubytech).
- Сервисный центр (например, я наблюдаю, как за считанные месяцы сервисный центр Rubytech значительно вырос, и этот процесс продолжается).
- Собственная тестовая лаборатория.
- Наличие партнёрств с российскими разработчиками и выстроенная логистика на случай кризисных ситуаций.
Совет. Если вы ИТ-директор крупной или средней компании, где еще задолго до «периода турбулентности» были сформированы потребности в развитии прикладного ПО и закуплено оборудование, рекомендуем провести анализ ИТ-стратегии и наметить план действий.
Подходов к построению ИТ-ландшафта здесь может быть два. В первом случае в приоритете новая архитектура прикладных сервисов, в соответствии с которой подбирается подходящая платформа виртуализации и автоматизации. Во втором случае – важнее реализация дорожной карты по переводу уже имеющихся сервисов на новую платформу виртуализации, а также тщательное сопровождение проекта миграции. Дополнительными бонусами к реализации нового ИТ-ландшафта станут: уникальный кейс в «портфолио» вашего ИТ-подразделения и значительный рост внутренней экспертности.
Чисто в техническом плане ситуация вынужденного экстренного подбора новых ИТ-решений не сильно отличается от подобных экспериментов в прошлом. Объясню на конкретных примерах: ещё несколько лет назад многие эксперты ИТ-сообщества сомневались, что серверы x86 смогут прийти на замену различным специализированным комплексам (P Series, Z Series и др.), что All-Flash массивы будут работать в продуктиве, а диски SSD займут значительную долю в системах хранения данных. Появление новых технологических или внешних обстоятельств стимулировало волны экспериментов по оценке, пилотированию и апробации новых решений. Безусловно, больше рисковали пионеры и апологеты новых технологий, но они же в конечном счете и быстрее «приручили» новые технологии. Именно их активность стала мощным стимулом для развития качественно новых пользовательских сервисов.
Для таких прогрессивных заказчиков, готовых вкладывать свободные ресурсы в развитие ИТ, у Rubytech есть рабочий инструмент – референсная модель, которую мы успешно применили и к сегменту виртуализации для формирования проектных инициатив по импортозамещению.
Мы сегментировали решения российских вендоров по типам виртуализации (серверная, облачная и т. д.), и отдельно работаем с каждым из производителей по каждому из направлений. Сейчас в общей сложности мы анализируем около двух десятков решений. Комплекс ИТ-решений для заказчика и перечень их производителей подбирается в каждом случае индивидуально – в зависимости от особенностей ИТ-ландшафта и потребностей бизнеса. В основе выбора – разработка и анализ функциональных требований и сценариев использования будущей платформы виртуализации и автоматизации.
Референсная модель – проводник в мире отечественных решений и технологий
Референсная модель представляет собой методологию оценки российских и Open Source технологий и решений, структурированных в соответствии с текущей моделью ИТ-ландшафта организации, и содержит комплексную оценку функциональной зрелости предлагаемых к внедрению технических решений и самих компаний-производителей. Используя этот инструмент, можно оперативно анализировать текущее состояние ИТ-инфраструктуры (в том числе, виртуализированной), осуществлять подбор доступных решений и формировать комплексные предложения по дальнейшему технологическому развитию организации в соответствии с потребностями бизнеса, а главное, с учётом всех внешних и внутренних ограничений.
Наши эксперты постоянно актуализируют референсную модель: исследуют рынок, фиксируют наличие доступных технологий по каждому из сегментов и проводят их специализированную оценку. На её основе впоследствии формулируются функциональные требования к каждому продукту и делаются выводы о возможности применения того или иного стека ИТ-решений в инфраструктуре конкретного заказчика.
Кейс. Заказчик хочет запустить новый кредитный конвейер или систему согласования заявок и находится в стадии выбора отдельных решений – по системам хранения данных, серверам, виртуальным платформам. Также ему необходимо учесть требования собственных разработчиков к функционалу, юзабилити и остальным параметрам. Мы унифицируем эти требования, а все возможные решения пропускаем через нашу референсную модель, чтобы отсечь те, которые функционально не подходят для решения задач заказчика. Далее запускаем пилотное внедрение оптимального решения, на котором будет полностью собран стек и развёрнута та прикладная система, ради которой заказчик, всё это и задумывал.
Вместо заключения
Несмотря на все изменения, произошедшие на рынке, бизнес продолжает развивать действующие ИТ-инфраструктуры: мы регулярно работаем с запросами на поддержку зарубежных решений без привлечения вендоров – зато с участием доверенных ИТ-партнёров. В этой ситуации резко возрастает значимость экспертизы технологической компании, осуществляющей сервис ИТ-инфраструктуры.
Однако наиболее дальновидные организации стремятся параллельно с основной ИТ-инфраструктурой выстроить автономную импортонезависимую, основанную на стеке отечественных решений. Именно на этой инфраструктуре будет осуществляться развитие ИТ-ландшафта компании в перспективе. Ведь в период серьёзных перемен и неопределённости в лидеры выйдут лишь те, кто раньше других пришёл к этому пониманию, переложил наблюдения и выводы в свои дорожные карты и на этом знании выстраивает техническую политику.
В каком-то смысле системные интеграторы сейчас – это «антикризисные менеджеры» в ИТ-сфере, консультационные услуги и техподдержка которых позволяют заказчикам успешно «маневрировать» на пути к бизнес-целям.