Содержание |
2023
Российский рынок чипсов вырос на 4,4% до 134,1 тыс. тонн
В 2023 году продажи картофельных чипсов в России достигли 134,1 тыс. тонн, что на 4,4% больше по отношению к 2022-му. Отрасль начала восстанавливаться после спада, спровоцированного ухудшением геополитической обстановки. Данные по рынку приводятся в обзоре BusinesStat, опубликованном 26 марта 2024 года.
По оценкам, объем реализации чипсов на российском рынке в 2019 году составлял около 130,8 тыс. тонн. В 2020-м и 2021 годах последовал рост на 3,5% и 6,8% соответственно — до 135,3 тыс. и 144,5 тыс. тонн. Этому способствовали несколько факторов: ускорение ритма жизни, появление новых вкусов, упаковок и форматов продукта, а также развитие онлайн-торговли и сервисов доставки. Кроме того, из-за стагнации доходов многие жители страны стали отказываться от посещений кафе, ресторанов и баров в пользу употребления закусок, в том числе чипсов, и напитков дома или на улице.
По итогам 2022 года объем реализации чипсов в РФ сократился на 11,1% — до 128,5 тыс. тонн. Связано это с ростом цен и сокращением ассортимента из-за ухода с российского рынка ряда зарубежных производителей, выпускавших чипсы популярных брендов. В частности, поставки продукции прекратила компания Kellogg’s — производитель Pringles. На этом фоне объем импорта чипсов в Россию в денежном выражении в 2022 году рухнул на 50,9%, оказавшись на уровне $53,8 млн.
Но уже в 2023-м участники рынка адаптировались к новым условиям: стабилизировались потребительские ожидания россиян, а отечественные производители расширили присутствие, заняв ниши зарубежных компаний. Отмечается, что основную долю покупателей чипсов в России составляет молодежь в группе от 12 до 25 лет, однако возраст усредненного потребителя постепенно увеличивается: выросшее на чипсах поколение миллениалов продолжает приобретать их и в более старшем возрасте.[1]
Рост продаж снеков на 1,4% до 715,7 тыс. тонн
В 2023 году продажи снеков в России достигли примерно 715,7 тыс. тонн. Рост по отношению к 2022-му, когда объем реализации данной продукции оценивался в 705,6 тыс. тонн, составил 1,4%. Анализ рынка приводится в отчете BusinesStat, опубликованном в конце марта 2024 года.
В исследовании рассматриваются несладкие и сладкие снеки. Это, в частности, чипсы и сухарики, соленые закуски (мясные, рыбные и сырные), орехи, сухофрукты, семечки, попкорн, соленое печенье и сушки, мюсли и кукурузные хлопья, сухие завтраки, а также шоколадные батончики. Отмечается, что, несмотря на сформировавшуюся геополитическую обстановку, многие зарубежные производители снеков продолжают работу в РФ. Например, Mars и Mondelez официально объявили о приостановке инвестиций, экспорта и импорта продукции в Россию и из нее, однако российские подразделения компаний ведут самостоятельную деятельность.
По оценкам, в 2019 году продажи снеков на российском рынке составили около 672,9 тыс. тонн. Далее последовал рост на 0,7%, и в 2020-м объем реализации поднялся до 677,8 тыс. тонн. В 2021 году продажи увеличились еще на 6,4% — до 721 тыс. тонн. Однако в 2022-м на фоне санкций был зафиксирован спад примерно на 2,1%.
Аналитики отмечают, что на рынке снеков сильна привязанность потребителей к определенным брендам. Кроме того, существенная часть производственных площадок снеков в стране представляла собой локализованные производства иностранных брендов. Из-за ухудшения геополитической ситуации некоторые зарубежные компании, ведущие бизнес в России, объявили либо о полном уходе из страны, либо о прекращении инвестиций, рекламных акций и поставок продукции из-за рубежа. В частности, российский рынок покинул популярный бренд чипсов Pringles.[2]
2022
Снижение производства картофельных чипсов на 3% до 364,9 тыс. тонн
В 2022 году в России было произведено 364 900 тонн картофельных чипов, что на 3% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные, которые экспертно-консультационный центр «Инвест-Проект» опубликовал в декабре 2023 года.
Из материалов центра следует, что 2022 год производство картофельных чипсов неуклонно увеличилось. Так, в 2019 году оно выросло на 22%, в 2020-м - на 17%, в 2021-м - на 8%. Лидером по производству картофеля приготовленного или консервированного (включая чипсы) является Центральный федеральный округ с долей 60% от общероссийского объема по итогам 2022 года. Далее идут Южный ФО и Сибирский ФО с долями 22,0% и 8,8% соответственно.
Согласно оценкам аналитиков «Инвест-Проекта», в 2022 году российский импорт картофельных чипсов составил 9,4 тыс. тонн на 49,3 млн долл. США. Основными поставщиками картофельных чипсов на российский рынок на протяжении 2018–2022 гг. были Белоруссия и Польша.
В исследовании также говорится, что расчетный объем потребления картофельных чипсов в России в 2022 году составил 150,8 тыс. тонн. Согласно данным Росстата, в 2022-2023 гг. цены достигали максимума в мае 2022 года (310 256 руб./тонну). Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
По данным исследования, чипсы присутствуют в корзине более чем трети россиян: согласно опросу компании Ipsos, к потребителям чипсов в третьем квартале 2022 года относили себя 36,8% опрошенных россиян.
Самый узнаваемый бренд — Lay's. По данным опроса, проведенного аналитиками в августе—октябре 2022 года, этот бренд знали 92,5% потребителей чипсов в возрасте старше 16 лет, проживающих в крупных городах (с населением более 100 тыс. человек). Pringles входят в пятерку самых узнаваемых марок (их знают 75,4% потребителей), среди других популярных марок — «Русская картошка» (70,6%), Cheetos (68,9%) и Lay's Maxx (65%).[3]
Россия экспортировала рекордный объем картофельных чипсов - 44 тыс. тонн
Объем экспорта картофельных чипсов из России в 2022 году достиг рекордных 44 тыс. тонн, что позволило РФ войти в десятку крупнейших поставщиков этой продукции в мире. Такие данные приводятся в обнародованном в августе 2023 года исследовании Федерального центра развития экспорта продукции агропромышленного комплекса (ФГБУ «Агроэкспорт») при Минсельхозе.
Ключевыми направлениями экспорта для России являются страны СНГ, в первую очередь - Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. По мнению аналитиков, в качестве перспективных направлений для российских поставок также можно рассматривать Грузию, Восточную Азию (в первую очередь Китай, Гонконг, Монголию), а также Турцию.
Эксперты «Агроэкспорта» отмечают, что за период с 2018 по 2022 год российский экспорт этой продукции ежегодно увеличивался в среднем на 17,3% по весу и на 30,3% по стоимости, а в целом за этот период он почти удвоился, увеличившись до 44 тысячи тонн с 23,3 тысячи.
В структуре мирового экспорта картофельных чипсов в натуральном выражении в прошлом году лидерами были Нидерланды (поставки составили 290,3 тыс. тонн, 26,3% в общем объеме экспорта) и Бельгия (203,8 тыс. тонн, 18,5%). В топ-5 стран также вошли США (96,9 тыс. тонн, доля в общем экспорте - 8,8%), Германия (68,8 тыс. тонн, 6,2%) и Польша (54,5 тыс. тонн, 4,9%). На шестом месте - Испания (44,2 тыс. тонн, 4%).
На десятку крупнейших экспортеров в 2022 году пришлось более 82% поставок картофельных чипсов в глобальном масштабе. Россия заняла седьмое место в рейтинге стран-экспортеров картофельных чипсов в натуральном выражении. Ожидается, что в 2023 году счетом сохранения положительных тенденций роста мирового спроса на картофельные чипсы, а также при обеспечении необходимого роста производства данной продукции в России экспорт может составить 80-90 тыс. тонн.[4]