2025/11/14 10:26:48

Чат-боты в медицине


Содержание

Основные статьи:

Медицинские чат-боты представляют собой программное обеспечение, которое использует искусственный интеллект для выполнения задач пациентов. В частности, сервисы позволяют записаться на приём к врачу, найти клиники поблизости и получить доступ к информации о лекарствах. Кроме того, медицинские чаты-боты могут использоваться для проверки симптомов заболевания и других задач по оказанию медпомощи.

2025

«Нетрика Медицина» выпускает ИИ-ассистента для контроля качества данных

Компания «Нетрика Медицина» 8 декабря 2025 года представила ИИ-ассистента для контроля качества данных. Решение интегрировано с платформой управления данными «Нетрики Медицины» и позволяет в простой и понятной форме, используя естественный язык, формулировать информационную модель бизнес-правил для проверки контроля качества данных. Подробнее здесь.

«Кредо» запустило @Kredo_AI_bot — ИИ-ассистента для регистрации медицинских изделий

Компания ООО «КРЕДО» 13 ноября 2025 года представила @Kredo_AI_bot, бесплатного интеллектуального помощника, способного проводить экспресс-аудит регистрационных досье и давать рекомендации по корректировке документов для регистрации медицинских изделий (МИ) в соответствии с требованиями Росздравнадзора и ЕАЭС. Подробнее здесь.

В Сеченовском Университете разработали ИИ-помощника для подготовки медиков к аккредитации

Для врачей и выпускников медицинских университетов, которые готовятся к аккредитации, в Сеченовском Университете создали цифровой помощник «ИнфоМедика ИИ». С помощью искусственного интеллекта можно проанализировать различные клинические случаи и получить развернутый ответ с обоснованием из актуальных медицинских источников. Об этом Сеченовский университет сообщил 10 ноября 2025 года. Подробнее здесь.

"СберЗдоровье" презентовало AI-помощника для дистанционного медицинского наблюдения за пациентами с артериальной гипертензией

Медицинская компания СберЗдоровье (входит в Индустрию здоровья Сбера) 9 октября 2025 года презентовала AI-помощника для дистанционного медицинского наблюдения за пациентами с артериальной гипертензией. Подробнее здесь.

AI-помощник от "Сбера" поможет пациентам получать расшифровку лабораторных анализов

Сеть лабораторий KDL внедряет в свою практику AI-помощника от СберМедИИ (входит в индустрию здоровья Сбера) на базе нейросетевой модели GigaChat. Об этом Сбер сообщил 26 сентября 2025 года. Подробнее здесь.

GigaChat теперь может помогать людям в вопросах ревматологии

Нейросетевая модель Сбера GigaChat решила экзаменационные задачи в Самарском государственном медицинском университете и теперь сможет помогать людям в области ревматологии. Об этом Сбер сообщил 11 июня 2025 года. Подробнее здесь.

В Сеченовском университете запустили чат-бот для снятия стресса и тревоги с применением самых эффективных методов в психологии

Нейросетевой чат-бот для снижения уровня стресса и тревожности у студентов запущен на базе Сеченовского университета в партнёрстве с НМИЦ психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского и ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. Об этом стало известно 6 июня 2025 года от представителей проекта. Цифровой помощник под названием StressLessBuddy разработан с применением современных психологических методик и технологий искусственного интеллекта и будет доступен в мессенджере Telegram с начала нового учебного года. Разработка направлена на оказание оперативной поддержки учащимся, а также на профилактику эмоционального выгорания и повышение психоэмоционального благополучия в образовательной среде. Подробнее здесь.

Нейросеть от ученых Сеченовского Университета и "Нейромеда" сдала аттестационный экзамен для ординаторов

Чат-бот Neuromed AI на базе генеративного ИИ, разработанный учеными Сеченовского Университета и специалистами технологического стартапа «Нейромед», прошел государственную итоговую аттестацию, завершающую процесс обучения ординаторов по направлениям кардиологии и онкологии. Об этом университет сообщил 18 февраля 2025 года. Подробнее здесь.

GigaChat MAX стал помощником человека в вопросах здоровья сердца

GigaChat MAX теперь может помогать людям по вопросам здоровья сердца и сердечно-сосудистой системы. Это стало возможным благодаря дообучению искусственного интеллекта на датасете по специальности «Кардиология» и сдаче экзамена в Волгоградском Государственном Медицинском Университете. GigaChat MAX можно протестировать на сайте, в телеграм-боте и социальной сети «ВКонтакте». Об этом Сбер сообщил 4 февраля 2025 года. Подробнее здесь.

2024

Объем мирового рынка медицинских чат-ботов за год достиг $1,63 млрд

В 2024 году затраты на глобальном рынке чат-ботов для сферы здравоохранения составили $1,63 млрд. Почти половина от этой суммы пришлась на североамериканский регион. Такие данные приводятся в исследовании Fortune Business Insights, результаты которого опубликованы 11 ноября 2025 года.

Речь идет о медицинских виртуальных помощниках на базе искусственного интеллекта, которые берут на себя выполнение рутинных задач, таких как запись на прием к врачу, сбор данных о состоянии здоровья пациента (анамнез, жалобы, принимаемые препараты, образ жизни) и предоставление базовой информации. Такие чат-боты помогают снизить нагрузку на медицинский персонал и сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором. ИИ-помощники обрабатывают запросы практически моментально, исключая длительное ожидание ответа по телефону: это повышает удовлетворенность клиентов. Боты могут работать в круглосуточном режиме, что позволяет пациентам получать консультации или записываться к врачу в любое время суток и в любые дни, включая выходные и праздники. Кроме того, ИИ-помощники помогают в сборе аналитических данных: эта информация дает возможность оптимизировать работу и сократить издержки.

Одним из основных факторов роста рынка аналитики называют быстрое развитие цифровых медицинских технологий, которые позволяют снизить административную нагрузку на поставщиков медицинских услуг и повысить качество обслуживания пациентов. Автоматизация рутинных процессов освобождает администраторов и врачей от ответов на частые вопросы и позволяет им сосредоточиться на более сложных задачах. ИИ-ассистенты помогают в управлении записями и могут использоваться для обзвона клиентов. Чат-боты все шире применяются для автоматизированной поддержки пациентов с психическими расстройствами.

Еще одним драйвером отрасли являются достижения в области ИИ. Современные голосовые помощники могут вести осмысленный диалог, имитируя общение со специалистом-человеком. Боты способны понимать речь на разных языках, что улучшает коммуникацию между пациентами и медицинскими учреждениями.Андрей Янкин, «Инфосистемы Джет»: Лучшая метрика киберустойчивости — как быстро вы можете восстановиться, а не как вы защищены 18.2 т

Сдерживающим фактором авторы исследования называют высокие затраты на разработку и обслуживание. Чат-ботам на базе ИИ требуются обучение на огромных массивах медицинских данных, всестороннее тестирование на соответствие требованиям и пр. Дополнительные средства идут на обеспечение безопасности и системную интеграцию.

Аналитики сегментируют рынок на программное обеспечение и услуги. В 2024 году больше половины выручки обеспечил софт. По модели развертывания доминирует облачный сектор: такие системы обеспечивают масштабируемость и гибкость, позволяя медучреждениям быстро внедрять, обновлять и расширять сервисы без крупных первоначальных инвестиций. С географической точки зрения лидирует Северная Америка, на которую пришлось 45,4%, или $0,74 млрд. Крупными отраслевыми игроками в глобальном масштабе названы:

  • Ada Health;
  • Healthily;
  • eMed;
  • Woebot Health;
  • HealthTab;
  • K Pharmacy;
  • Buoy Health;
  • Teckel Medical;
  • Infermedica.

В 2025 году объем рынка медицинских чат-ботов, как ожидается, достигнет $1,98 млрд. При этом на США придется $0,86 млрд, на Европу — $0,52 млрд, на Азиатско-Тихоокеанский регион — $0,4 млрд. Затраты в Латинской Америке достигнут $0,09 млрд. Аналитики Fortune Business Insights полагают, что в дальнейшем среднегодовой темп роста в сложных процентах (CAGR) составит 22,63%. Таким образом, к 2032 году расходы могут увеличиться примерно до $8,25 млрд.[1]

Российский ИИ-ассистент сдал врачебный экзамен на 92%

Российская команда разработчиков создала искусственный интеллект для врачей. Как в конце декабря 2024 года разработчики продукта рассказали медтех-порталу Zdrav.Expert, "Медицинский Ассистент ИИ" сдал врачебный экзамен на 92% и уже активно помогает практикующим врачам экономить до 70% времени при работе с медицинской документацией. Подробнее здесь.

Россиянам поможет заботиться о здоровье AI помощник на базе GigaChat

12 декабря 2024 года представлен AI-помощник, который поможет россиянам заботиться о здоровье. Технологию разработали учёные Института AIRI и компания СберМедИИ (входит в индустрию здоровья Сбера) на базе нейросетевой модели Сбера GigaChat. Подробнее здесь.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала чат-бот «Индекс этичности систем искусственного интеллекта в медицине». Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику. Об этом НИУ ВШЭ сообщила 13 ноября 2024 года. Подробнее здесь.

Чат-боты в здравоохранении: как защитить интересы пользователей

Благодаря активному развитию технологий в сфере искусственного интеллекта, насущным стал вопрос об этических принципах искусственного интеллекта (ИИ), особенно для чат-ботов в сфере здравоохранения.

На законодательном уровне отношения, связанные с этическими аспектами технологий ИИ, в настоящее время слабо урегулированы. С одной стороны, существует огромный пласт разрозненных и не систематизированных правовых норм, положения которых в той или иной степени затрагивают эту сферу, а следовательно, должны неукоснительно соблюдаться. С другой стороны, разработан Кодекс этики искусственного интеллекта, который поддержан крупнейшими игроками рынка ИИ в России, но, к сожалению, носит лишь рекомендательный характер.

В то же время, сфера здравоохранения является особой "территорией", и риск негативного влияния ИИ на жизнь и здоровье человека в ней выше. Как отследить и не нарушить границы допустимого, читайте в статье.

2023: В Минздраве РФ сообщили о внедрении голосовых помощников медиков в 29 регионах

В 29 российских регионах используются голосовые помощники в здравоохранении. Об этом замглавы Минздрава РФ Павел Пугачев сообщил 17 августа 2023 года.

По его словам, речь идет о применении специальных роботизированных систем для приема и обработки звонков граждан, а также для напоминаний, например, о визите к врачу.

В 29 российских регионах используются голосовые помощники в здравоохранении

Пугачев привел в пример опыт Белгородской области. По его словам, раньше в регионе было 67 телефонных номеров регистратур поликлиник и фиксировалось более 3 тыс. жалоб на невозможность дозвониться. Теперь для записи на прием к врачу и вызова специалиста на дом используется единый телефонный номер.

«
При этом одновременно обрабатывается 400 линий, 100% всех входящих звонков принимает робот, из которых 60% обращений успешно получают услугу без перевода разговора на оператора. Нет ни одной жалобы на невозможность дозвониться. Применение роботизированной системы обработки телефонных звонков существенно повысило удовлетворенность населения по обращениям для записи на прием к врачу, - добавил заместитель министра здравоохранения России.
»

По данным Just AI, к началу 2023 года на рынке разговорного ИИ в России работали более 100 компаний, многие из них растут на 200-400% в год. При этом о жесткой конкуренции между ними речи не идет, так как большинство голосовых сервисов имеют узкую специализацию и заточены под конкретных заказчиков, отмечают исследователи.

По прогнозам Just AI, рынок разговорного ИИ сохранит динамику роста от 38% до 81% и в 2025 году составит в объеме $561 млн. Причем если к 2023 году ключевым заказчиком речевых интеллектуальных решений является госсектор, то через пять лет, по прогнозам Just AI, половину всего российского рынка займет сегмент специализированных продуктов для бизнеса.[2]

2020: «Герофарм» представила систему диагностики речи «Спектрограмма»

30 октября 2020 года стало известно, что фармацевтическая компания «Герофарм» представила систему диагностики «Спектрограмма», помогающую выявлять нарушения речи у детей от 2 до 6 лет. Все, что нужно сделать родителям — открыть чат-бот и попросить ребенка сказать несколько фраз. Подробнее здесь.

2018: Расходы на медицинских чат-ботов достигли $116,9 млн

Мировые расходы на чат-ботов, используемых в здравоохранении, по итогам 2018 года достигли $116,9 млн, подсчитали в исследовательской компании ResearchAndMarkets. Данные обнародованы в конце февраля 2020-го.

Аналитики не раскрыли динамику в сравнении с 2017 годом, но заявили, что рынок растёт. Его объём, как ожидается, увеличится до $345,3 млн к 2026 году, а среднегодовые темпы роста рынка будут измеряться 14,5%.

С развитием технологий и накоплением объёмов медицинских данных, появилась возможность реализовать более умные опросники. Они подстраиваются под ситуацию, меняя «линию поведения» в зависимости от ответов пользователей.

По словам экспертов, спрос на медицинских чат-ботов увеличивается по мере того, как клиники стремятся к экономии. Кроме того, рост рынка стимулируют внедрение умных устройств, растущее проникновение интернета, увеличение времени ожидания пациентов и отсутствие эффективных средств управления данными пациентов в разных странах мира. Ещё один драйвер заключается в том, что медучреждения и пользователи становятся всё более осведомленными о преимуществах медицинских чат-ботов.

При этом системы только совершенствуются, формулируя всё более персонализированные вопросы на основании информации, которую сообщает ей пациент. Чат-боты даже помогают ставить диагнозы на основе задаваемых вопросов — в частности, связанных с локализацией источника боли (например, «возникают ли болевые ощущения позади глазного яблока при движении глаз»).

Главным препятствием на пути развития рынка чат-ботов считаются проблемы с конфиденциальностью данных.[3]

Новые технологии в здравоохранении



Смотрите также (мессенджеры)


Мессенджеры

Чатботы


Системы мгновенных сообщений с пользователями сайта


Локальные



Примечания

Примечания