Цифровой бизнес Альфа-Банка
Статья посвящена развитию цифрового бизнеса «Альфа-Банка». К этому направлению в банке относятся интернет- и мобильный банк, продажи в онлайн-каналах, центр поддержки клиентов, большие данные, искусственный интеллект, интернет-эквайринг и биометрию.2019: «Альфа-Банк» раскрыл главные показатели развития цифрового бизнеса
В августе 2019 года «Альфа-Банк» поделился результатами развития цифрового бизнеса. По данным директора по цифровому бизнесу «Альфа-Банка» Ивана Пяткова, по состоянию на июль 74% всех активных розничных клиентов банка являются цифровыми клиентами. К таковым в банке относят клиентов, которые хотя бы раз в месяц совершали вход в мобильный или интернет-банк. В численном выражении таковых в июле было порядка 4 млн человек. В общей сложности у банка более 6 млн активных розничных клиентов.
Годом ранее в июле аналогичный показатель составлял 61%. Пятков отметил, что по числу digital-клиентов «Альфа-Банк» опережает текущий среднероссийский показатель: согласно исследованию компании Finalta, он составляет около 50%.
Представитель «Альфа-Банка» отметил, что ожидать перевода 100% розничных клиентов в цифровые каналы достаточно сложно, т.к. часть клиентов предпочитает пользоваться исключительно отделениями банка. На этом фоне банк ожидает некоторого замедления роста их числа. По итогам 2019 года «Альфа-Банк» ставит целью перевести в цифровые каналы до 80% своих розничных клиентов.
В разговоре с TAdviser Иван Пятков отметил, что на фоне роста пользователей цифровых каналов банка потребность в физических отделениях и их сотрудниках отделений не сокращается. Это связано с тем, что растет и число активных клиентов «Альфа-Банка» в целом, говорит он.
Миграция клиентов в цифровые каналы позволяет наращивать клиентскую базу, не сильно при этом увеличивая число отделений, - пояснил он TAdviser. |
Иван Пятков привел данные, что на протяжении последнего года росли и онлайн-продажи. Так, на июнь 2019 года процесс получения 70% кредитных карт и 63% кредитов наличными был запущен онлайн, а в 36% и 25% соответственно процесс их оформления и выдачи был осуществлен без участия отделения банка, не считая курьера для доставки карт. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Одним из результатов в области цифрового бизнеса в «Альфа-Банке» приводят снижение расходов на доставку СМС-оповещений клиентам за счет PUSH-уведомлений. В августе 2019 года доля PUSH-уведомлений достигла 50%, хотя еще в феврале составляла порядка 17% отправляемых клиентам сообщений. А до конца года «Альфа-Банк» планирует отправлять 61% уведомлений в форме PUSH.
Тот факт, что банк стал «налегать» на PUSH вместо СМС, Пятков объяснил тем, что около 1,5-2 лет назад рынок столкнулся с тем, что операторы существенно повысили стоимость доставки СМС-сообщений. По подсчетам «Альфа-Банка», за 2019 год банк за счет PUSH-сообщений сможет в общей сложности сэкономить порядка 1 млрд рублей на СМС.
Один из крупнейших цифровых проектов банка - оснащение своих отделений инструментами сбора биометрических данных клиентов в рамках создания в России Единой биометрической системы (ЕБС), которая начала работать с 1 июля 2018 года. По состоянию на июль «Альфа-Банк» оснастил необходимым оборудованием и ПО 354 своих отделения, а в конце года рассчитывает завершить этот процесс. Тогда сбор биометрии сможет осуществляться во всех отделениях банка, которых у него насчитывается 412.
К августу банк в общей сложности собрал данные 1 тыс. 179 своих клиентов, что является совсем небольшим показателем. Иван Пятков отмечает, что, к сожалению, пока на рынке нет особого спроса на сдачу биометрических данных. По мнению директора по цифровому бизнесу «Альфа-Банка», основная причина этого - отсутствие четко сформулированного ценностного предложения услуг для клиентом с использованием биометрической идентификации.
Изначально предполагалось, что биометрия позволит клиентам удаленно открывать счета в банке, но как показывает рыночная практика, если клиент решает открыть счет в новом банке, для него не проблема посетить отделение, посмотреть, как банк работает, поясняет Пятков.
У самого «Альфа-Банка» сервисов на базе ЕБС пока нет. Касательно планов их развития Иван Пятков заявил TAdviser, что банк будет смотреть на то, как будет наполняться база биометрических данных.
Сейчас запуск этих сервисов малорентабелен, поскольку только небольшое число клиентов могут ими воспользоваться, - говорит он. |
По словам Пяткова, «Альфа-Банк» пошел по несколько другому пути касательно упрощения открытия счетов в банке: он развивает службу курьерской доставки для тех, кому неудобно посещать отделения банка и в регионах, где банк физически не присутствует.
Пока же расходы на создание этой инфраструктуры избыточные, полагает он. По данным Пяткова, в 2019 году расходы «Альфа-Банка» на выполнение требований по развитию системы и установке оборудования составляют $1,5 млн. Основную статью расходов здесь при этом составляет обеспечение безопасности.
Но это не значит, что ЕБС не перспективна, добавил представитель «Альфа-Банка»: все идет к тому, что дистанционное взаимодействие с банками и государством будет превалирующим. Создание государственных дистанционных сервисов с использованием ЕБС могло бы стать стимулом для граждан более активно сдавать биометрические данные в систему, полагает Иван Пятков.
Одним из результатов цифрового бизнеса Иван Пятков называет выросшие обороты по входящим и исходящим платежам в системе быстрых платежей (СБП) с бенками-контрагентами «Альфа-Банка». Но при этом резко замедлился рост объема входящих переводов по системе быстрых платежей, отмечают в «Альфа-Банке». В июле 2019 объем исходящих переводов по СБП достиг 1,8 млрд рублей, что на 28,5% больше показателей июня. При этом объем входящих переводов за месяц не изменился — 0,8 млрд. Резкое торможение роста объема входящих переводов Пятков объяснил тем, что некоторые банки начинают брать комиссии в СБП.
2018: Назначение Ивана Пяткова директором по цифровому бизнесу
В ноябре 2018 года к команде Альфа-Банка присоединился Иван Пятков в должности директора по цифровому бизнесу. Подробнее здесь.