Содержание |
2023: Российский бизнес определился с приоритетами развития ИТ-решений на 2024 год. Исследование Konica Minolta
ИТ-провайдер полного цикла Konica Minolta Business Solutions Russia и издание «Открытые системы» провели отраслевое исследование ИТ-зрелости компаний. Эксперты выяснили приоритетные направления стратегии развития цифровых решений на 2024 год. Об этом Konica Minolta Business Solutions Russia сообщила 25 декабря 2023 года.
По данным исследования, начиная с 2022 года представители отечественного бизнеса выделяют несколько приоритетных направлений развития корпоративной ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей эффективную настройку бизнес-процессов и функционирования компаний.
Согласно опросу, в тройку лидеров вошли: системы электронного документооборота (СЭД) с 43%, системы управления предприятием ERP и MES (45%), а также решения по управлению взаимоотношениями с клиентами CRM (32%). В 2024 году эти направления также останутся ключевыми.
Респонденты уточнили, что за последние два года приоритеты по развитию критически важных для функционирования предприятия ИТ-систем практически не меняются. Для части из них главной задачей 2024 года станет миграция с продуктов, более не поддерживаемых зарубежными вендорами, на российские решения.
Компании, которые остались на иностранном ПО или ещё не приняли решение о переходе на отечественные продукты, в основной массе относятся к представителям среднего уровня с АРМ до 500 единиц. В первую очередь импортозамещаются крупные компании с численностью АРМ 500+. Таким образом, результаты исследования показывают, что процесс импортозамещения и переход с зарубежных решений ещё активен и продолжится в 2024 году. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Примечательно, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, около половины респондентов (44%) заявили о сохранении объемов финансирования автоматизации бизнеса. При этом треть участников исследования планируют увеличить бюджет на автоматизацию в 2024 году.
Из перспективных направлений развития ИТ-систем участники исследования выделили RPA, AI/ML, Process Mining и нейросети. Наибольший рост интереса пришёлся на нейросети и AI/ML: 30% против 19% в 2022 году.
Углубляясь в планы развития сферы ИТ-систем на 2024 год, эксперты Konica Minolta отмечают зависимость предпочтений компаний от их отраслевой специфики. Например, среди опрошенных компаний промышленного сектора (56%) развитие ERP-систем в первую очередь определяется как наиболее приоритетное направление 2024 года. В свою очередь, около 45% участников ИТ/телеком-сектора отдают предпочтение развитию в 2024 году направления AI/ML и нейросетям. Примерно 65% из представителей финансового сектора сосредоточат свои усилия в направлении развития CRM-систем. Компании из других отраслей отметили равнозначную заинтересованность в развитие СЭД и ERP.
Представители бизнеса, принявшие участие в исследовании, неоднократно заявляли о своем намерении вкладывать ресурсы в развитие систем, совершенствующих бизнес-процессы компании. Главный посыл – это создание надежного фундамента, который будет служить залогом успеха бизнеса при любых условиях. Например, почти в 70% компаний-респондентов сотрудники работают удаленно, а гибридный режим, который предполагает высокий уровень зрелости ИТ-систем, стал для них превалирующим режимом работы, – прокомментировал Егор Говорков, руководитель группы продуктового маркетинга офисных и ИТ-решений компании Konica Minolta. |
Исследование проводилось с февраля по ноябрь 2023 года. Аналитики Konica Minolta оценивали уровень ИТ-зрелости российский компаний, функциональные области, затронутые автоматизацией (ДО, RPA, ITSM), а также приоритетные предпочтения развития корпоративных ИТ-систем на 2024 год.
В опросе приняли участие руководители ИТ-департаментов 150 компаний из более 10 отраслей экономики. Значительную долю среди участников исследования составили компании из трёх областей: производство (24%), телеком и ИТ (16%), а также финансовый сектор (13%). Из них 71% респондентов территориально расположены в Центральном регионе, а 19% опрошенных компаний представляют Северо-Западный регион.
2021
Минпромторг РФ разработал методологию оценки цифровой зрелости промышленных предприятий
Экспертная группа Министерства промышленной торговли РФ разработала методологию оценки цифровой зрелости промышленных предприятий, - сообщили в мае 2021 года в ТАСС Информационное агентство России. В 2021 году она станет доступной предприятиям отрасли на платформе государственной информационной системы промышленности.
Предприятия получат широкий доступ к методологии оценки уровня цифровой зрелости, что обеспечит эффективное внедрение ИТ-инструментов, а также это позволит оценить необходимость государственной поддержки в решении текущих задач.
Методологию утвердили в ноябре 2019 году на заседании отраслевой рабочей группы «Цифровая промышленность» в рамках национального проекта «Цифровая экономика».
Также было принято решение о запуске первого этапа внедрения методологии на российских промышленных предприятиях. Методика позволит предприятиям подготовить базу для цифровой трансформации и определить участие в программах господдержки.
SAP и «Делойт» оценили уровень цифровой зрелости в российских компаниях
22 марта 2021 года компании SAP и «Делойт» представили результаты совместного исследования, цель которого — оценка цифровой зрелости российских компаний. В опросе приняли участие руководители ведущих организаций банковской сферы, сектора розничной торговли и потребительских товаров, телекоммуникационной отрасли, ТЭК, автомобилестроительной, металлургической и добывающей промышленности, отрасли машиностроения, медицинского и фармацевтического сектора. В первой волне исследования было опрошено более 50 крупнейших компаний России.
Как сообщалось, в ходе исследования эксперты определили текущее состояние, последующие шаги и основные барьеры для трансформации бизнеса участников рассмотренных отраслей экономики. Среди главных выводов исследования можно выделить следующие:
- Традиционно отрасли сегмента B2C демонстрируют более высокий уровень цифровой зрелости по сравнению с B2B за счет быстрой адаптации технологий в условиях конкурентного потребительского рынка.
- Как и у зарубежных компаний, у российского бизнеса в целом сформировалось понимание своей цифровой стратегии и влияния технологий на ее реализацию.
- На март 2021 года первоочередной задачей для большинства компаний в России является эффективное внедрение цифровых инициатив в процессы взаимодействия с клиентом и операционную деятельность.
- Основным барьером на пути к цифровизации является неготовность к изменениям самих компаний и, в частности, их корпоративной культуры.
В исследовании использовалась международная методология оценки «Делойта», направленная на изучение пяти направлений деятельности компаний: стратегические инициативы, применение технологий, операционная деятельность, клиентский опыт и корпоративная культура.
На основе анализа результатов опроса аналитики разработали ряд предложений по каждому из ключевых направлений работы, которые предлагается рассмотреть бизнесу:
- Для формирования понимания клиентов и оптимизации качества взаимодействия с ними недостаточно использовать классические CRM-системы. Следует применять системы управления клиентским опытом, которые являются решениями следующего класса и требуют компетенций и технологий.
- Для оптимизации эффективности операционной деятельности необходимо внедрять технологии, такие как блокчейн, машинное обучение, большие данные и т.д. Именно они могут стать основным драйвером позитивных изменений.
- Актуальная проблема организационных барьеров может быть решена за счет внедрения в компаниях роли цифровых амбассадоров, вовлечения в процесс наибольшего количества сотрудников и развития их цифровых компетенций, а также за счет формирования и поддержания культуры постоянного эксперимента и готовности бизнеса к риску.
- Кроме того, следует создавать сценарии цифровизации, которые будут вовлекать в этот процесс внешних партнеров организации[1].
Конкурентная внешняя среда становится для отраслей главным драйвером изменений, именно поэтому банки, телеком, ритейл цифровизируются гораздо быстрее. Им необходимо искать другие подходы к ведению бизнеса, вводить международные практики, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Существенным барьером на пути трансформации становится внедрение организационных изменений. И здесь мы видим большой потенциал в наращивании цифровых компетенций не только среди ИТ-специалистов. Нужно доносить до сотрудников важность информации как актива, создающего стоимость для компании. |
Внедрение цифровых инициатив требует значительного изменения корпоративной культуры, что было подтверждено в рамках нашего исследования. Взамен требований по внедрению инициатив по принципу «сверху-вниз» руководству необходимо стимулировать своих сотрудников более активно участвовать в цифровой трансформации. Это может быть достигнуто в том числе за счет предоставления сотрудникам возможности играть более активную роль при генерации идей и обеспечения гибкой рабочей среды, где все могут взаимодействовать в рамках кросс-функциональных команд. В то же время всесторонние программы обучения помогут внедрить обновленные парадигмы работы, в том числе культуру «права на ошибку». прокомментировал Йорг Дорлер, партнер Департамента консалтинга компании «Делойт» |
PwC и Abbyy впервые измерили Digital IQ российского бизнеса
Большинство крупных компаний в России считают, что не используют возможности технологий и инноваций на 100%. Российские компании оценивают свой уровень цифровой зрелости (Digital IQ) на 2,8 балла из 5. Такие данные 2 февраля 2021 года представили компании Abbyy и PwC по итогам совместного исследования «Digital IQ 2020», проведенного среди представителей крупного бизнеса.
Наиболее перспективной технологией для повышения цифрового интеллекта в ближайшие два года, по мнению участников исследования, станут платформы Process Mining: спрос на эти системы может увеличиться на 140%. Такой интерес к решениям обусловлен тем, что они позволяют определить потенциальную эффективность ИТ-проектов и прогнозировать возврат инвестиций от технологий.
Исследование проводилось в конце 2020 года, в нем приняли участие более 100 руководителей и специалистов из промышленных предприятий, банков, телекоммуникационных компаний, транспорта и логистики. Респонденты составили портрет «идеальной цифровой компании». Так, 81% респондентов считают, что это организации, которые активно интегрируют технологии в продукты и сервисы. 80% полагают, что цифровые лидеры используют ИТ-решения для взаимодействия с клиентами. 77% отметили, что компании с высоким уровнем цифровой зрелости применяют технологии для принятия решений и улучшения бизнес-процессов. Более половины респондентов оценивают цифровизацию как непрерывный процесс повышения эффективности бизнеса. Это одна из причин, по которой даже в разгар пандемии и экономического спада 94% компаний не сокращали бюджеты на инновационные проекты.
Для развития Digital IQ респонденты используют искусственный интеллект (ИИ), роботов и интернет вещей. Большинство участников исследования сообщили, что в 2021 году собираются увеличить инвестиции в решения для автоматизации и роботизации процессов. На втором месте по приоритету оказались облачные сервисы. На третьем месте – модернизация инфраструктуры для обеспечения кибербезопасности и развитие каналов прямых продаж.
«Особое место в рейтинге перспективных разработок занимает интеллектуальный анализ бизнес-процессов – именно эти технологии будут наиболее востребованы в ближайшие два года. По нашим данным, к 2023 году спрос на платформы класса Process Mining и Process Intelligence в России вырастет на 140%. Это связано с тем, что многие участники рынка хотят постепенно переходить от отчетов и опросов к интеллектуальным системам Process Mining с элементами предиктивной аналитики. Это позволит им точнее понимать, как устроены их бизнес-процессы, где основные точки роста и какие проекты принесут им наибольшую прибыль», – рассказал Алексей Окишев, партнер, руководитель технологической практики PwC Россия. |
«Наше исследование показало, что, хотя представители различных сегментов рынка по-разному оценивают уровень своей цифровой зрелости, они едины во мнении, что для развития бизнеса необходимо постоянно внедрять перспективные технологии, повышать качество обслуживания и автоматизировать рутинные задачи, а также использовать современные инструменты для анализа и оценки эффективности проектов. Мы в Abbyy солидарны с опрошенными экспертами. Цифровым лидерам нужны решения, которые помогут им получать полное представление о бизнес-процессах и управлять огромными объемами данных. Именно они позволят компаниям вывести Digital IQ на новый уровень», – заявил Дмитрий Шушкин, генеральный директор Abbyy Россия. |
Примечания
Смотрите также
- Карта информатизации бизнеса
- Цифровая трансформация крупнейшего бизнеса
- Информационная сущность и характеристики бизнеса
- Dell EMC и TAdviser определили главные ИТ-приоритеты российского бизнеса