2022/04/03 19:07:11

Создание национальной ИТС

Развитие проектов ИТС одновременно идет по двум направлениям: интеграция ИТС с инфраструктурой города, региона и создание из множества региональных ИТС единой национальной интеллектуальной транспортной системы РФ.


Статья входит в обзор TAdviser Интеллектуальная транспортная система России

Содержание

ИТС в составе городской среды

Анализируя особенности встраивания интеллектуальной транспортной системы в инфраструктуру управления городом/регионом, Николай Клепиков, руководитель управления продуктового развития, директор продукта ИТС компании «Систематика», выделяет в составе рынка ИТС два независимых сектора: городские ИТС и ИТС на магистралях. Сектор городских ИТС, по мнению эксперта, в 2021- 2022 гг. переживал этап стабильного роста, обусловленного продолжением федерального целевого субсидирования в составе мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», сформировался устойчивый состав участников рынка, выполняющих роль генерального исполнителя по государственным контрактам на ИТС.

«
При этом стоит отметить, что рост рынка ограничен сложившимися конкурентными условиями, микроэлектронным голодом производителей решений, а также затянутыми мероприятиями подготовки конкурсных процедур,- говорит Николай Клепиков.
»

Место ИТС в управлении транспортным комплексом

Image:Место_ИТС_в_управлении_транспортным_комплексом.png
Источник: Основы создания интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях России. И.А. Евстигнеев. – М.: Издательство «Перо», 2021 г.

Иван Морданов, замдиректора по строительству, эксплуатации и развитию интеллектуальных транспортных систем «ШвабеМосква», добавляет, что в ходе работ в регионах компания неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда ИТ-продукт, создаваемый под транспортные задачи, должен быть интегрирован с системой цифровой трансформации города или системой ЖКХ, и на этом этапе процесс тормозится по причине отсутствия у выбранного ИТ-решения функции открытого обмена данными.При таком сценарии, заказчик может не решить поставленную задачу в полной мере, лишаясь достаточно существенной части данных, а, значит, рискует упустить те возможности, которые позволяют максимально эффективно принимать управленческие решения.

Image:1Место_ИТС_в_управлении_транспортным_комплексом.png
Источник: Основы создания интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях России. И.А. Евстигнеев. – М.: Издательство «Перо», 2021 г.

Эксперт указывает на две причин такого положения дел. Во-первых, все пользователи ИТС из числа городских служб должны понимать, что ИТС — это общий продукт, который использует не только непосредственный заказчик. ИТС— это государственный инструмент, который работает со всеми сторонними ресурсами, включая жителей, которые хотят участвовать в улучшении жизни города, замечает Иван Морданов. Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций 3.4 т

Во-вторых, комплексные системы масштаба ИТС нужно выбирать с прицелом на будущее, то есть осознавать, что ту систему, которую регион выбирает сегодня, он будет эксплуатировать и через 10-15 лет. Это означает, что мере развития городской среды круг решаемых задач будет расширяться, а ожидания пользователей от функциональных возможностей системы — расти. Иван Морданов рекомендует в этой связи: функция открытого обмена данными должна быть по умолчанию заложена в выбираемое ИТ-решение, тогда интеграция со смежными отраслевыми решениями в будущем не обернется проблемами.

Что касается сектора ИТС на магистральных автодорогах, то он, по мнению Николая Клепикова, находится в ожидании реализации новых знаковых проектов после окончания строительства и успешного запуска ЦКАД, М-11. Если говорить о востребованности технологий и их приоритетности, то сейчас, полагает эксперт, основные игроки рынка решают задачу обеспечения первоочередных нужд городских агломераций инструментами мониторинга и управления дорожным движением, общественным транспортом и содержанием дорог. И только во вторую очередь планируются к внедрению элементы обеспечения задач централизованного сбора, обработки, валидации и анализа данных всего транспортного комплекса, которые реализуют функции предиктивной аналитики и управления транспортным комплексом на основе сценариев динамического моделирования.

«
Как только в крупных транспортных сетях будут реализованы обе очереди внедрения, появится востребованность ИТС в сегментах комплексной логистики и промышленности, но уже в виде приобретаемых сервисов, позволяющих получать или оказывать транспортные услуги значительно эффективнее,- считает Николай Клепиков.
»

При этом полезно учитывать опыт цифровой трансформации крупных структур, ведь создание ИТС подразумевает именно цифровую трансформацию транспортного комплекса. А это, в первую очередь, не техническое мероприятие, уверен Константин Горбач, эксперт в области проектного управления и цифровой трансформации, в своей статье в журнале «Интеллектуальные транспортные системы России»:

«
Трансформация — это не про наличие цифровой лаборатории, интегратора в периметре или департамента, реализующего цифровые проекты. Более того, трансформация — это даже не совсем про технологии, трансформация — это про культуру в компании, прежде всего. Невозможно или как минимум крайне неэффективно насаждать цифровые инструменты и цифровые процессы, не начав менять корпоративные привычки и обычаи.
»

Иными словами, речь идет про цифровую зрелость всего конгломерата городских заказчиков, на которую накладываются цифровые инициативы интеграции транспорта и городской среды.

В этой части интересен smart-сервис для управления городским хозяйством, который в конце прошлого года представил холдинг «Росэлектроника», который входит в состав госкорпорации «Ростех». Платформа, реализующая сервис, консолидирует данные информационных систем всех городских служб и в режиме реального времени отображает загруженность дорог, ремонтные и строительные работы, экологическую обстановку, а также анализирует данные ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, фото и видео, полученные с помощью космической и аэрофотосъемки.

На основе собранной информации в графическом интерфейсе создаются цифровые модели городской инфраструктуры. Один из модулей системы —«Общественный транспорт» - формирует интерактивную карту с маршрутами и остановками города, отражает дорожную ситуацию, сообщает о проведении ремонтных работ. Платформа позволяет также организовать единый диспетчерский центр для приема сообщений, поступающих в различные департаменты муниципалитетов, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании от граждан.

Как рассказал Олег Евтушенко, исполнительный директор «Ростеха», при разработке умного сервиса была поставлена задача максимально упростить управление городом, предоставив органам исполнительной власти, коммунальным службам и гражданам максимум инструментов для работы в формате «одного окна». Поэтому платформа изначально создавалось как высокоинтегрированное решение: обеспечивается интеграция с федеральными системами ПОС (платформы обратной связи), Единым порталом государственных услуг, ГИС ЖКХ и ЕДС. Комплексное решение включает помимо сайта мобильное приложение, Telegram-бот и административную панель с возможностью оперативного доступа и мониторинга данных.

«
Уже сегодня наша smart-платформа позволяет в три раза сократить время исполнения заявок населения, эффективно моделировать развитие городской территории, управлять всеми системами и прогнозировать последствия предлагаемых изменений,- говорит Олег Евтушенко, исполнительный директор «Ростеха».
»

По его словам, идет внедрение сервиса в Кыштыме и Миассе, на очереди – другие города России.

Создание национальной сети ИТС на автодорогах общего пользования

Создание интеллектуальной дорожной инфраструктуры и высокоавтоматизированного транспорта идет в нашей стране активными темпами. Подключенные и автоматизированные транспортные средства уже тестируются на дорогах общего пользования. Однако для перехода от стадии тестирования к коммерческому использованию необходимо, чтобы новые услуги и системы были совместимыми как внутри Российской Федерации, так и при пересечении границ Российской Федерации. Формирование национальной сети интеллектуальных транспортных систем позволит на системном уровне решить эту непростую задачу.

Национальная сеть интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования — это территориально-распределенная система, состоящая из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового, нормативно-правового и нормативно-технического характера, объединяющая действующие и создаваемые по единым правилам интеллектуальные транспортные системы в единую сеть с оптимизированной топологией и единым планом развития.

Эта сеть должна учитывать и появление новых типов мобильности, вплоть до беспилотного транспорта, который уже начали тестировать на дорогах общего пользования России, и вопросы трансграничной цифровой прозрачности автомобилей и перемещаемых грузов.

Источник: Минтранс РФ, март, 2020 г.
Источник: концепция внедрения интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях, «Росавтодор»

Уже разработана и в скором времени будет принята концепция создания и функционирования национальной сети ИТС на автодорогах общего пользования.

«
Предпосылкой к этому стал накопленный опыт создания ИТС в регионах. Мы видим как положительный опыт, так и отрицательный. Можем выделить различные подходы к построению ИТС и различные практики,- рассказывает Антон Журавлев, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».- Аккумулировав все эти знания, имея понимание, что дальнейшее развитие ИТС должно вестись на системном уровне, возникла необходимость создания концептуального документа, в котором были бы описаны ключевые подходы, принципы построения интеллектуальных транспортных систем в нашей стране.
»

Безусловно, подчеркивает эксперт, речь идет о том, что национальная сеть ИТС в своем составе будет иметь региональные, комплексные интеллектуальные транспортные системы и верхнеуровневую федеральную платформу ИТС, что позволит обеспечить бесшовность таких систем, позволит связать их между собой, а самое главное обеспечить единство принципов их создания, функционирования и эксплуатации.

В тоже время Антон Журавлев подчеркивает, что создание национальной сети ИТС – это вовсе не создание какого-то одного огромного федерального центра по сбору информации с транспортной инфраструктуры, управлением из центра.

«
Вовсе нет. Ключевой задачей национальной сети ИТС на уровне федерального центра является сбор с региональных ИТС ровно той информации, которая по своей функциональности необходима для федерального центра в части аналитической осведомленности, в понимании социально-экономических процессов на основе транспортного спроса и перевозок, как пассажиров так и грузов, и дальнейших формирований прогнозных транспортных моделей и развития транспортной инфраструктуры в целом,- говорит Антон Журавлев.
»

«
Иными словами, цель федеральной платформы - не управлять из Москвы светофорными объектами в каком-либо городе нашей страны, а забирать на себя только тот пласт информации, который позволит на верхнем уровне формировать целостную картину развития транспортной инфраструктуры и транспорта в целом. А оперативное управление ИТС конкретно взятой агломерации остается за самим регионом,- поясняет он.
»

Структура национальной сети ИТС

В структуре национальной сети интеллектуальных транспортных систем можно выделить две составляющие: технологические и обеспечивающие сегменты.

В обеспечивающий сегмент входят четыре элемента:

  • Нормативное регулирование всфере ИТС.
  • Центр компетенции в сфере ИТС.
  • Тестовые зоны ИТС.
  • Кадровое обеспечение в сфере ИТС.

В технологическом сегменте национальной сети ИТС также выделяется четыре элемента:

  • Федеральная платформа национальной сети ИТС.
  • Интеллектуальные транспортные системы.
  • Коммуникационная среда национальной сети ИТС.
  • Обеспечение информационной безопасности и надёжности функционирования национальной сети ИТС и входящих в ее состав технологических элементов.

Федеральная платформа национальной сети ИТС (ФП ИТС)

ФП ИТС – это цифровая платформа, реализованная как открытая аппаратно-программная среда, которая обеспечивает интеграцию технологических элементов национальной сети ИТС, их данные, сервисы и ресурсы в единую сетевую модель и выполняет роль интеллектуального ядра распределенных процессов управления, гарантируя архитектурное единство и совместимость (интероперабельность) технологических элементов национальной сети ИТС.

Image:Федеральная_платформа_национальной_сети_ИТС_(ФП_ИТС).png

В число главных задач, решаемых с помощью федеральной платформы национальной сети, входит, в частности:

  • формирование единой информационной и семантической среды, унификация интерфейсов доступа, совместимость технологических элементов национальной сети ИТС по форматам взаимодействия;
  • кооперация и координация функционирования информационно-технологического взаимодействия в режиме реального времени ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования и ИТС субъектов РФ, по территории которых проходят федеральные автомобильные дороги общего пользования;
  • формирование условий для разработки и поддержки базовых цифровых сервисов — системных, прикладных и сервисов доступа — для поддержки сетевой коммуникационной среды, решения прикладных задач в части статистической и аналитической обработки информации и организации внешнего информационного взаимодействия.

Базовая функциональность ФП ИТС включает:

  • информационную поддержку принятия стратегических управленческих решений в дорожно-транспортной сфере на уровне Российской Федерации посредством аналитической обработки данных, получаемых от ИТС, включенных в состав национальной сети ИТС;
  • формирование сводной статистической отчетности и расчет прогнозных показателей функционирования и развития дорожно-транспортного комплекса Российской Федерации в части развития и эффективности интеллектуальной дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • обеспечение межведомственного и межгосударственного информационно-телекоммуникационного взаимодействия национальной сети ИТС на уровне федеральной платформы национальной сети ИТС и на уровне ИТС, входящих в состав национальной сети ИТС.

При этом решаемые федеральной платформой национальной сети ИТС задачи не должны нарушать самостоятельность и автономность работы ИТС, входящих в состав национальной сети ИТС в качестве технологических элементов, и не должны затрагивать их внутреннюю структуру, функции, а также конфиденциальные данные и знания, формируемые в процессе работы. Поэтому в концепции создания национальной ИТС говорится, что ее формирование и функционирование осуществляется на принципах единства информационно-технологических, организационных, методологических, кадровых, нормативно-правовых и нормативно-технических требований к национальной сети ИТС.

Источник: РОСДОРНИИ, октябрь, 2021 г.

Николай Кузнецов, руководитель направления развития бизнеса отдела ИТС компании Softline, полагает, что создание федеральной платформы ИТС и ее запуск в ближайшие три года, станет главным стимулом развития всего комплекса ИТС, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

«
Цифровая платформа объединит в себе данные, сервисы и ресурсы национальной сети ИТС и выполнит роль интеллектуального ядра распределенных процессов управления транспортным комплексом. Но для начала ее необходимо будет создать, как и создать/доработать региональные платформы,- замечает эксперт.
»

Интеллектуальные транспортные системы

Архитектура ИТС в составе технологического элемента «Интеллектуальные транспортные системы» должна включать следующие уровни:

  • интеграционная платформа ИТС (с возможностью реализации территориально-распределенной конфигурации);
  • комплексные подсистемы ИТС;
  • инструментальные подсистемы ИТС;
  • периферийное оборудование;
  • телекоммуникационная инфраструктура;
  • решения, в том числе аппаратно-программные, в части информационной безопасности и отказоустойчивости ИТС.

В состав технологического элемента «Интеллектуальные транспортные системы» входят ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования и ИТС субъектов РФ, включая ИТС городских агломераций).

Источник: концерн «Национальные Телематические Системы»

Присоединение региональной ИТС или ИТС федеральной автомобильной дороги общего пользования к национальной сети ИТС должно осуществляться в соответствии с Правилами присоединения посредством использования специального шлюза, обеспечивающего привязку интеграционной платформы ИТС к федеральной платформе национальной сети ИТС и коммуникационной среде национальной сети ИТС с учетом требований по информационной безопасности и совместимости.

Коммуникационная среда национальной сети ИТС

Наиболее высокие требования в части безопасности, надежности и скорости передачи информации предъявляются к характеристикам коммуникационной среды ИТС, обеспечивающей обмен данными с периферийным оборудованием и высокоавтоматизитрованными транспортными средствами (ВАТС) в процессе его движения. Данная коммуникационная среда должна отвечать и другим требованиям, учитывая неограниченное количество взаимодействующих субъектов и высокую загрузку трафика в единицу времени, что требует создания собственной высокоскоростной и высоконадежной коммуникационной среды.

В составе интегрированной коммуникационной среды ИТС используются услуги систем координатно-временного и навигационного обеспечения, включая спутниковые системы и станции дифференциальной корректировки сигнала ГНСС ГЛОНАСС, осуществляющие передачу телеметрических данных, используемых в цифровых сервисах и электронных услугах, предоставляемых ИТС.

Потенциальные проблемы создания национальной сети ИТС

К числу наиболее существенных потенциальных проблем, которые могут возникнуть при создании единой сети ИТС, Михаил Белов, замначальника управления интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ», относит рассогласования, связанная с различной ведомственной подчиненностью участников национальной сети ИТС.

«
В Российской Федерации существуют интеллектуальные транспортные системы городских агломераций, интеллектуальные транспортные системы субъектов РФ, интеллектуальные транспортные системы на федеральных дорогах, за строительство и эксплуатацию которых отвечает Федеральное дорожное агентство, и интеллектуальные транспортные системы на федеральных дорогах, за строительство и эксплуатацию которых отвечает государственная компания «Российские автомобильные дороги»,- поясняет он.- Создание и развитие этих систем, как правило, осуществляется автономно, без какой-либо оглядки на те технологии и подходы, которые реализуются в соседнем регионе или на участке федеральной трассы, проходящей по территории субъекта РФ.
»

Он также с сожалением констатирует отсутствие желания владельцев той или иной информацией делиться этой информацией, собираемой в ходе функционирования ИТС.

«
Порой проще и быстрее построить собственную станцию метеомониторинга, чем пытаться получить необходимую информацию от такой же станции, находящейся неподалеку, но функционирующей в составе другой ИТС,- пишет Михаил Белов в своей статье в журнале «интеллектуальные транспортные системы России».
»

Игорь Костюченко, замруководителя Федерального дорожного агентства, говорил об этом в сентябре 2021 г. на заседание рабочей группы Федерального дорожного агентства по внедрению ИТС на дорожной сети субъектов Российской Федерации:

«
Нам необходимо определить единые принципы построения ИТС для обеспечения последующего аккумулирования и объединения всех локальных проектов в одну информационную систему, состоящую из различного рода блоков. Это единый живой организм, который должен состоять из различного рода подсистем.
»

Целевые индикаторы эффективности ИТС дорожной сети агломераций

Целевые индикаторы эффективности ИТС дорожный сети агломераций Фуикциональные индикаторы Единицы измерения
Обеспечение Количество ДТП ед.
Число раненых при ДТП (по уровню тяжести согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 года № 194н) чел.
Число погибших при ДТПчел.
Социальный риск чел.
Транспортный риск руб.
Суммарный ущерб транспортным средствам руб.
Суммарный ущерб объектам инфраструктуры руб.
Суммарный ущерб груза руб.
Обеспечение экологической безопасности Объем выбросов, загрязняющих веществ CO2 прив. т-км.
Уровень зашумленности дБ
Повышение грузооборота Объем (количество) груза чел.
Эксплуатационные расходы на перевозку руб.
Средняя скорость движения ТС км/ч
Повышение пассажирооборота Количество пассажиров чел.
Эксплуатационные расходы на перевозку руб.
Средняя скорость движения ТС км/ч
Повышение финансовой привлекательности Затраты на разработку и внедрение ИТС на дорожной сети агломерации руб.
Эксплуатационные расходы ИТС дорожной сети агломерации руб.
Повышение комфорта пользователей Уровень обслуживания балл
Пропускная способность дороги авт/час
Уровень загрузки движения доля
Время в пути час
Надежность предоставляемой информации о времени прохождения запланированного участка дорожной сети агломераций руб.
Стоимость поездки руб.
Протяженность участков дорожной сети агломераций, обслуживающих движение в режиме перегрузки км
Увеличение мобильности пользователей (транспортная подвижность) пасс-км на 1 чел. в год
Нервно-психического напряжение, утомление пользователей в процессе поездки балл
Источник: ОДМ 218.9.011-2016 «Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем»

Организационные проблемы объединения ИТС проявляются затем неэффективным распределением бюджетных средств, указывает Александр Виденёв, директор компании Sorb Group.

«
Происходит это отчасти по причине методологического и технологического непонимания руководителями субъектов и техническими специалистами правильности внедрения систем в полном объеме, квалифицированной эксплуатации,- отмечает он.
»

«
Чем лучше будет проработана концепция создания национальной сети ИТС изначально, тем меньше рисков будет потом: и в части интеграции, и в части модернизации, как программной, так и «железной,- говорит Андрей Прохоров, директор филиала компании Simetra (ООО «А+С транспроект») в Москве.
»

По его мнению, главный вопрос рассматриваемого проекта заключается в том, разработают ли в рамках документа по национальной сети ИТС или в рамках других законодательных актов, ГОСТов, единые стандарты на форматы и структуры данных, а также форматы, структуры и протоколы обмена данными в ИТС.

«
Вопрос стандартизации в области ИТС стоит, действительно, достаточно остро,- подтверждает Антон Журавлев.- Сегодня технологии серьезным образом опережают ту нормативную базу, которая действует сейчас. Поэтому в скором времени будет принята приоритетная программа по стандартизации в области ИТС до 2026 года, в рамках которой должна активно вестись работа по написанию перечня стандартов, ГОСТов и иных нормативных документов, которые сопровождали, обеспечивали и способствовали бы эффективному внедрению ИТС.
»

При этом президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» подчеркивает, что стандартизация – это, в первую очередь, вопрос внедрения ИТС в регионах, а не национального уровня, ведь федеральная платформа и национальная сеть ИТС – это результат объединения всех ИТС субъектов Российской Федерации.

«
Стандартизация, в первую очередь, должна охватывать область инструментальных подсистем периферийного оборудования, систем передачи данных и протокола передачи данных – все то, что связано с инструментальным сбором данных и использованием протоколов передачи данных,- поясняет Антон Журавлев.- С точки зрения ИТ-инфраструктуры, она, безусловно, может быть от разных производителей, главное требование - критически защищенной. Речь о федеральном едином ИТ-решении не идет, поскольку это всегда дорого, сложно, и создавать в части ИТС такую махину в нашей стране бессмысленно и нецелесообразно.
»

Ожидаемые результаты и ближайшие перспективы

В технологическом плане национальная сеть ИТС должна обеспечить системную поддержку развития, внедрения и широкого использования технологий ИТС в Российской Федерации, формирование вектора их дальнейшего развития, оптимизации сроков и ресурсов, необходимых для достижения актуального уровня зрелости в указанной сфере. Это будет достигаться, в том числе, на основе:

  • установления единых требований, гармонизированных с международными, к интеллектуальной транспортной системе как технологическому элементу национальной сети ИТС;
  • возможности создания ИТС путем использования типовых и «облачных» решений, размещаемых на ресурсах федеральной платформы ИТС;
  • использования вычислительного и технологического ресурса федеральной платформы национальной сети ИТС в целях обеспечения отказоустойчивости, резервирования и взаимозаменяемости вычислительных и технологических мощностей и отдельных компонентов любой ИТС, входящей в состав национальной сети ИТС;
  • обеспечения бесшовной интеграции всех элементов национальной сети ИТС и их интероперабельности на межгосударственном уровне.

Следующим шагом на пути развития интеллектуальных транспортных систем, по мнению Михаила Белова, станет создание кооперативных интеллектуальных транспортных систем, которые не ограничены только задачей управления транспортными потоками: они включают такие компоненты, как динамическая цифровая карта дорожного движения и само высокоавтоматизированное транспортное средство. В свою очередь, взаимодействие между интеллектуальной транспортной системой и ВАТС существенно повышает безопасность дорожного движения, поскольку помогает водителю принять правильное решение и адаптироваться к дорожно-транспортной ситуации. Однако подобный шаг предполагает значительную работу по стандартизации интерфейсов взаимодействия между ИТС и бортовым устройством автомобиля.

«
В условиях формирования по своей сути автономных ИТС в каждом из субъектов Российской Федерации представляется практически невозможным обеспечить комфортное пользование сервисами интеллектуальной дорожной инфраструктуры,- уточняет Михаил Белов.
»

По сути, из этой ситуации есть только два выхода: или возложить бремя решения на конечного пользователя — владельца или водителя транспортного средства (но это неэффективное и небезопасное решение) или обеспечить интероперабельность интеллектуальных транспортных систем на уровне реализации государственной политики. Второй путь уже выбрали, например, страны ЕС, и России необходимо переходить к активным действиям по созданию национальной сети интеллектуальных транспортных систем, уверен замначальника управления интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ».

Регулирование ИТС

Александр Сёмкин, председатель совета кластера ГЛОНАСС, говорит о необходимости четкого регулирования отрасли ИТС со стороны государства. Например, нередко за создание интеллектуальных транспортных систем отвечают транспортные или дорожные департаменты муниципалитетов, в то время как элементы ИТС и дорожная инфраструктура - это зачастую два разных мира.

«
Так как внедрение ИТС идет одновременно по всей стране, надеемся, что в ближайшее время будут откорректированы методические рекомендации Росавтодора с учетом ошибок, допущенных на первых этапах,- говорит Александр Сёмкин.- Уже сейчас очевидно, что нужно сделать проще толкование понятий определенных подсистем, так как по сути, многие из них работают только в единой связке. И разделение их приводит к дублированию функций, избыточности и лишним сложностям при реализации проектов непосредственно «на земле».
»

Стимулом для перехода сферы ИТС на следующий уровень развития, по мнению Александра Сёмкина, должно стать начало внедрения национальной платформы ИТС:

«
Это позволит повысить эффективность и качество оказания транспортных услуг для граждан России. И этот же стимул – главное содержание следующего этапа развития комплекса ИТС.
»

Еще один важный момент – это отраслевые стандарты.

«
Все участники рынка ИТС ждут процедуры разработки и принятия ГОСТов, поскольку их отсутствие порождает технический «хаос» при внедрении проектов: сейчас технические аспекты можно трактовать очень неоднозначно, а это неправильно. Считаем, что наведение порядка в этой области – первоочередная задача для регулятора,- полагает Александр Сёмкин.
»

Антон Журавлев, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», поясняет:

«
Несмотря на поступательное движение вперед, до недавнего времени развитию ИТС в России мешал существенный фактор - крайне низкий уровень обеспечения нормативами, стандартами, методическими рекомендациями, на который эксперты неоднократно указывали. Действующие ГОСТы были разработаны почти 10 лет назад, поэтому требуют кардинального пересмотра, в том числе из-за развития технологий.
»

Надо сказать, что за последний год в этом направлении произошел существенный прорыв. Антон Журавлев называет его даже тектоническим сдвигом:

«
Наша работа по актуализации проблемы стандартизации интеллектуальных транспортных систем принесла плоды, и процесс наконец-то сдвинулся с мертвой точки: разработана приоритетная программа стандартизации ИТС до 2026 г..
»

Ожидается, что весь нынешний год будет идти насыщенная разработка стандартов, в первую очередь тех, которые должны обеспечить процесс внедрения ИТС в городских агломерациях. В высокой степени готовности находится ряд важных документов: концепция национальной сети ИТС, федеральная платформа ИТС, актуализация действующей методики внедрения ИТС в агломерациях и т.д.

«
Ключевая особенность работы России над нормативной базой в этой сфере – ее публичное обсуждение с экспертным сообществом, поэтому можно смело говорить о том, что состав и качество этих документов будут высоким, поскольку они прошли через сито мнений регионов и бизнеса,- подчеркивает Антон Журавлев.
»

Николай Клепиков из компании «Систематика» подводит некоторые итоги:

«
2022-й – год ожидаемого завершения ряда крупных проектов ИТС, начатых в 2020 году с трехлетним летним циклом реализации. Безусловно, основополагающим драйвером развития ИТС станет развитие федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сдерживающими же факторами будут по-прежнему являться: ограниченность микроэлектронной компонентной базы, кадровая и нормативная недостаточность (отсутствие наличия должного уровня нормативно-технической документации по элементам ИТС), а также нехватка компетентных технических специалистов на стороне заказчиков и эксплуатантов систем ИТС.
»

По мнению эксперта, нерешенным остается вопрос межведомственной разобщенности ролей эксплуатантов элементов ИТС на муниципальных, региональных и федеральных дорогах, в границах субъекта.

«
С нормативно-технической базой, полагаю, можно ожидать прогресса, учитывая факт прямого поручения Президента РФ до конца года проработать стандарты доступности инфраструктуры для новых технологий Интернета вещей, беспилотного транспорта, а также наличия отраслевой перспективной программы стандартизации в сфере ИТС на период до 2026 г..
»


Следующий материал обзора >>>

Главная страница обзора >>>

Другие материалы обзора