Интеллектуальная транспортная система России: курс - на национальный масштаб
Работы над созданием интеллектуальной транспортной системы России (ИТС) начались более 10 лет назад. К нынешнему моменту отдельные проекты и программно-аппаратные решения выходят на уровень массового тиражирования и интеграции в рамках единой цифровой транспортной системы страны. Как происходит гармонизация соответствующих процессов? В какой точке большого объединительного проекта мы находимся сегодня?
В 2008 г. была впервые разработана Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. В «нулевых» уже стало очевидным изменение характера глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала.
Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов и ожидаемым распространением новых технологий. Это влечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, необходимость существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, – подчеркивалось в тексте стратегии. |
Приблизительно в это же время появилось понятие интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которое в начальный период связывалось, большей частью, с телематическими решениями, сервисами мониторинга транспортных средств и т.п. В период 2010–2015 гг. в стране выполнялась ФЦП «Развитие транспортной системы России», которая включала пять подпрограмм, сформированных по отраслевому принципу: «Автомобильные дороги» «Железнодорожный транспорт», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация». А 2016 год стал началом второго этапа реализации транспортной стратегии (2016–2030 гг.), связанным с инновационным развитием транспортной системы РФ по всем направлениям.
Еще одна важная веха – июль 2021 г. - Министерство транспорта РФ приступило к реализации стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли, на которую выделено 60 трлн. руб. Большая часть средств, выделенных до 2024 г., пойдет на железные и автомобильные дороги.
Ориентиры развития ИТС в России
Стратегия включает шесть ключевых инициатив министерства: «Беспилотники для пассажиров и грузов», «Зеленый цифровой коридор пассажира», «Бесшовная грузовая логистика», «Цифровое управление транспортной системой Российской Федерации», «Цифровизация для транспортной безопасности», «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры».
Для нас ключевые стратегические цели документа строятся на повышении безопасности транспортного комплекса, комфорта и удовлетворенности каждого пассажира услугами, а также на снижении логистического неравенства для граждан и бизнеса, – подчеркнул заместитель министра транспорта России Кирилл Богданов. – Стратегия для нас – это только первый шаг, ключевая роль – за реализацией проработанных направлений и инициатив. |
Цифровизация транспортной системы – мощный стимул для развития ИТ-сектора страны. По данным исследования, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), спрос отрасли транспорта и логистики на передовые цифровые технологии, который составил в 2020 г. 89,4 млрд руб., к 2030 г. может вырасти до 626,6 млрд руб., то есть в 7 раз, со среднегодовыми темпами роста на уровне 21%.
Выступая в ноябре 2021 г. на очередном отраслевом форуме «Транспортная неделя 2021», вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко отметил, что 80% компаний транспортной отрасли России уже целенаправленно внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий, а более половины транспортных и логистических предприятий реализуют собственные стратегии цифровой трансформации, стремясь к повышению эффективности их деятельности.
В целом, цифровая трансформация транспортного комплекса только набирает темп, и в ближайшие 3–4 года список успешно реализованных социально значимых проектов существенно увеличится, – рассказал заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов в интервью газете «Транспорт России» в сентябре 2020 г. |
Период геополитического противостояния, через который сегодня проходит весь мир, вносит свои коррективы в конкретный расклад рыночных сил. Так, белорусская компания Gurtam, разработчик платформы Wialon для GPS/ГЛОНАСС мониторинга и поставщик решений для спутникового мониторинга и IoT, в середине марта 2022 г. объявила о приостановлении работу в России и решила расторгнуть все текущие договоры с партнерами из Российской Федерации.
Наши действия будут спланированы таким образом, чтобы в безвыходное положение не попали наши партнеры и пользователи в России – а это тысячи и тысячи компаний, со многими из которых у нас сложились теплые и даже дружеские отношения, – сказал Александр Кувшинов, директор Wialon. |
К числу ключевых направлений цифровизации транспорта следует отнести следующие:
- Цифровые дороги и беспилотный транспорт. Один из ключевых трендов развития — создание умных дорог (smart road) и умных беспилотных транспортных средств, способных коммуницировать, как между собой (Vehicle-to-Vehicle), так и с умной дорожной инфраструктурой (Vehicle-to-Infrastructure, V2X), а также с интеллектуальными системами управления дорожным движением.
Предполагается, что к 2030 г. комплекс инициатив Минтранса обеспечит коммерческое использование беспилотников на всех видах транспорта для перевозки пассажиров и грузов. При этом товары между Азией и Европой через Россию будут доставлять отечественные и иностранные автономные грузовик. Помимо увеличения скорости перевозок, снижения стоимости транспортно-логистических услуг реализация стратегии позволит на 8% снизить количество погибших в ДТП за счет использования беспилотных автомобилей. - Бесшовные трансграничные процедуры оформления грузов. В частности, ожидается, что оформление грузоперевозок в цифровом виде и технологическая бесшовность процедур на границах увеличат объем транзита через страны ЕАЭС в 10 раз. Количество часов на прохождение контрольных мероприятий железнодорожными и автоперевозчиками на погранпереходах снизится более чем на 90%. Первым и необходимым шагом на этом пути является переход на безбумажный документооборот.
С 1 января 2022 г. все грузоперевозчики получили право оформлять электронные транспортные накладные, путевые листы с данными пред- и послерейсового осмотра водителей и специальные разрешения на перевозку грузов. Так же с 01.01.2022 г. запущена в работу единая информационная система в сфере закупок, обеспечивающая формирование и подписание документов о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме в строительной сфере и при осуществлении дорожной деятельности.
По оценке Василия Десяткова, заместителя министра транспорта, одной из самых масштабных реформ в сфере госзакупок является введение электронного актирования. Это часть работы по дебюрократизации закупочных процедур, повышению прозрачности исполнения контрактов, сохранению аудиторского следа от исполнения контрактов. Кроме того, запущен сервис, позволяющий поставщику и заказчику добровольно подписать в ЕИС универсальный передаточный документ в формате ФНС России, что подтверждает легитимность этого документа.
- Сеть транспортно-логистических центров. По оценке Алексея Семенова, обеспечение функционирования опорной сети транспортно-логистических центров – важная задача транспортной отрасли, напрямую связанная с приоритетными национальными целями в области транспорта и логистики, сформулированными в майском указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Цифровая платформа транспортного комплекса (ЦПТК). Это главный элемент, обеспечивающий формирование единого цифрового пространства транспортного комплекса и ключевой механизм создания отраслевой системы управления данными, которая является неотъемлемой частью Национальной системы управления данными (НСУД).
На платформу возлагается роль агрегатора информации о транспорте, который гарантирует недискриминационный доступ к данным всех заинтересованных участников отрасли.
Цифровая платформа государственного сегмента транспортного комплекса играет системообразующую роль в формировании Единой цифровой транспортно-логистической среды (ЕЦТЛС) и обеспечивает интеграцию национальных и зарубежных систем, обеспечивая безопасный режим сбора, агрегации и обмена транспортно–логистическими данными между коммерческими пользователями и органами государственной власти, решая задачи прослеживаемости всей цепи перевозки.
- Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры. Они нужны для значительного повышения безопасности, надежности и непрерывности функционирования всех объектов транспортной инфраструктуры.
- Цифровые проездные документы и онлайновые средства оплаты.
По прогнозам аналитиков, цифровая трансформация обеспечит рост производительности труда в транспортной и логистической отраслях на 20% к 2030 г. Посмотрим далее, каким образом отдельные направления цифровизации и интеллектуализации транспортного комплекса складываются в единую картину национальной интеллектуальной транспортной системы России.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Другие материалы обзора
- Специфика ИТС
- Городские и региональные ИТС
- Безопасные и качественные автодороги: от фотовидеофиксации ДТП – к комплексному интеллектуальному управлению автодорогами
- Передовые методы управления дорожным движением
- Управление общественным транспортом
- Цифровая логистика
- Передовые телематические решения и умная доставка грузов
- Инфраструктура ИТС. Платформенный и сервисный подход
- Сервисы интеллектуальной транспортной системы
- Создание национальной ИТС
- Цифровая дорога
- Перспективное развитие ИТС: беспилотный транспорт