2016/01/18 10:38:27

В России стартует проект информатизации «архаичного рынка» автобусных перевозок

На протяжении 2015 года чиновники из Минтранса и Минкомсвязи совместно с представителями государственных ИТ-структур (ФРИИ, НЦИ и др.) изучали возможность регулирования и информатизации рынка автобусных перевозок. Проблемы выявлены, пути решения намечены, в первые месяцы 2016 года ожидается поручение Президента, которое даст старт этой теме.

Содержание

Междугородние перевозки

Объем рынка пассажирских перевозок наземным транспортом, по разным оценкам, составляет от 60 до 300 млрд рублей в год. Миллиарды транзакций ежегодно совершается при покупке билетов. По всей стране действует более 9 тыс. автобусных перевозчиков.

При этом число автоматизированных автовокзалов оценивается не более чем в 15% от общего числа. Отсутствует общедоступная первичная информация о маршрутах и тарифах. Купить билет удаленно (например, через интернет) можно только в редких случаях, а приобрести обратные и стыковочные (с пересадкой) билеты практически невозможно.

Для сравнения, объем рынка авиабилетов в 2014 году, по оценкам Ozon.travel, составил около 230 млрд рублей. Около 20% билетов продаются через интернет (как через сайты авиакомпаний, так и через различные онлайн-сервисы).

Первым шагом на пути к совершенствованию билетного рынка автобусных перевозок должна стать единая платформа на базе реестров межрегиональных маршрутов, из которой продавцы услуг могли бы черпать необходимую информацию, говорила замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Алла Сологубова на форуме «Интернет-экономика», состоявшемся в конце декабря 2015 года.

Кроме того, добавляла она, Минтранс «собирается сделать шаги» в направлении того, чтобы перевозчик взял на себя обязанность продавать услуги через интернет (для этого потребуется внести изменения в принятый летом 2015 года 220 ФЗ[1]).

Российские чиновники задумались о регулировании и информатизации автобусных перевозок

В "Национальном центре информатизации" (наряду с ФРИИ участвуют в рабочей группе Минкомсвязи и Минтранса по проработке проекта) также считают, что прежде всего необходима централизация: аккумулирование в одном месте информации обо всех имеющихся междугородних маршрутах и их расписании; централизованный учет имеющегося парка транспортных средств, обслуживающих маршруты, их вместимости, пунктов посадки и остановки.

Кроме того, необходима автоматизация процессов согласования открытия, изменения и отмены маршрутов. Сейчас этот процесс занимает очень много времени, не до конца прозрачен, а перевозчику, который хочет открыть новый маршрут, попросту негде взять информацию для анализа рынка.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.6 т

Все перечисленные действия, уверены в НЦИ, обеспечат предпосылки для:

  • Появления систем актуального и достоверного информирования граждан
  • Создания агрегаторов в автобусных перевозках и развития рынка систем дистанционного бронирования мест и продажи билетов
  • Развития транспортной сети автобусных перевозок

Рынок междугородних перевозок довольно архаичный, говорит TAdviser Евгений Борисов, директор по развитию Фонда развития интернет-инициатив, поэтому нужно создать приоритетные для его развития регуляторные механизмы.

«
В первую очередь, речь идет о создании технологического стандарта для транспортных билетных решений. России необходим единый эффективный стандарт для автобусных билетов по всей стране. Регулятору также необходимо решение для надлежащего контроля за продажей и распространением билетов. Одним из финальных шагов станет непосредственное внедрение среди всех участников рынка единого стандарта электронных билетов.
»

Параллельно с этими процессами, по мнению Борисова, необходимо разработать новые механизмы тарификации, которые были бы не только приемлемы для вокзалов, но и позволяли перевозчикам развивать сервисы и улучшать качество оказываемых услуг.

Потенциальный объем инвестиций, необходимых для реализации подобного проекта (с учетом разработки новых решений и закупок ИТ-инфраструктуры для перевозчиков), ФРИИ оценивает в 5 млрд рублей. Только автоматизация вокзалов обойдется более 1 млрд рублей, считает он.

Игроками рынка могут стать как стартапы, так и крупные компании.

«
Стартапы в первую очередь могут занять нишу агентов по продаже билетов, обеспечивая дополнительные сервисы для пассажиров (выбор посадочного места, просмотр соседей по поездке и т.д.), а также разрабатывая более сложные решения для вокзалов и перевозчиков. Большие корпорации традиционно более сфокусированы на комплексных платформенных решениях, плюс они будут заинтересованы в приобретении стартапов на более поздних этапах, когда проекты смогут, например, успешно наладить продажу билетов в одном или нескольких регионах или внедрить свои B2B-решения для нескольких значимых клиентов, считает Борисов.
»

Городские перевозки

В крупных городах появляются электронные табло на остановках, создаются мобильные приложения с расписанием и отслеживанием автобусов в реальном режиме, внедряются новые билетные решения. Электронные проездные в некоторых городах можно пополнить удаленно, отмечают в НЦИ.

«
Но как только регион или муниципалитет внедряет билетное решение, он тут же становится его заложником. Ведь для того, чтобы решение действительно заработало, заказчик должен потратить много ресурсов (как финансовых, так и административных), подключить к билетному решению всех перевозчиков, организовать систему продаж билетов, выпустить необходимую нормативку и т.д. А в результате у поставщика решения появляется монопольное положение и возможность диктовать свои условия, например, в стоимости обслуживания этого решения, говорит Александр Ярошко, замгендиректора НЦИ.
»

Сменить же билетное решение в случае возникновения проблем с поставщиком или оператором становится крайне затруднительно. Это может привести как к финансовым, так и к репутационным потерям.

Так, например, в результате разрыва отношений и смены билетного решения скорее всего произойдет отказ в обслуживании уже выпущенных пополняемых карт. Ведь вопросы генерации ключевой информации для карт, да и организации процессов диверсификации и ротации ключей заказчик отдает на откуп оператору или производителю билетного решения, уверен эксперт.

Возникают сложности и с кросс-продажами внутри городов. Решения, которые используют региональные власти, являются проприетарными и не совместимы между собой. Поэтому автобусные билеты нельзя использовать для оплаты аренды велосипеда или для посещения общественного туалета, если там не внедрено то же самое билетное решение.

В НЦИ считают, что рынок билетных решений для городского транспорта необходимо стандартизировать:

  • Ввести требования к структуре хранения и правилам доступа к данным на карте
  • Ввести требования к самой дистрибуции ключевой информации, диверсификации и ротации ключей
  • Передать в руки регулятора отсутствующие сейчас инструменты контроля ключевой информации
  • Ввести требования к используемым радиочастотам и настройкам считывателей
  • Описать порядок и правила взаимодействия билетных решений
  • Предъявить требования к поддержке соответствующих протоколов и наличию программных интерфейсов в билетных решениях

«
В результате мы получим возможность быстрой и легкой интеграции различных билетных решений друг с другом, а как следствие регионы и муниципалитеты смогут использовать различные билетные решения для разных перевозчиков (при условии создания над ними системы клиринга), что повысит конкуренцию между производителями и будет способствовать более активному развитию рынка билетных решений, считает Ярошко.
»

Обсуждение темы регулирования и информатизации пассажирских перевозок проходило в рабочей группе Минкомсвязи и Минтранса на протяжении всего 2015 года, увенчавшись докладами в рамках форума "Интернет-экономика", на котором среди прочих выступил Президент России Владимир Путин. Теперь собеседники TAdviser ожидают официального поручения со стороны Администрации Президента, которое позволит проекту полноценно стартовать.

Примечания