Содержание |
Проекторы (мировой рынок)
Основная статья: Проекторы (мировой рынок)
2025: Импортозамещение проекторов в России: Что закупают компании и госучреждения после ухода Epson, ViewSonic и BenQ
После начала СВО российский рынок проекторов претерпел серьезные изменения, равно как и многие другие сегменты электроники. О том, как сейчас развивается ситуация на этом рынке и есть ли успехи у отечественных производителей, TAdviser поговорил с экспертами, вендорами и дистрибуторами.
Как рассказал TAdviser директор аналитической компании ITResearch Василий Мочар, наиболее болезненным для российского рынка проекторов стал уход некогда лидирующего на нем Epson. Компания начала сворачивать бизнес в РФ весной 2022 года, и ко второй половине 2024 года ее поставки стали совсем малоощутимыми для рынка. Единственный участник лидирующей команды, компания Acer, всё это время работала как раньше, в то время, как BenQ и ViewSonic, работая в «удаленном режиме», старались сохранить хоть что-то (с переменным успехом), продолжает Мочар. Сложно пришлось компании Panasonic, ориентированной на инсталляционный рынок, где наиболее важна поддержка, но она в целом все эти годы справлялась, в отличие от, например, NEC, который одномоментно встал и вышел, бросив всех, отметил эксперт.
![]() | Рынок довольно тяжело переносил уход западных производителей, поскольку клиенты, особенно корпоративные, привыкли к определенным стандартам и моделям проекторов. Поставщикам было сложно подобрать замену, но российские профессиональные дистрибуторы-интеграторы смогли справиться, — сообщил Василий Мочар. | ![]() |
Но замещение ушедших вендоров успешно произошло, в том числе и за счет российских брендов. Больше всех преуспел отечественный бренд Cactus, который в конце 2024 года занял первое место по штучным продажам проекторов в РФ. Cactus, как пояснили в компании, является полноценным вендором проекционного оборудования. Проекторы созданы по техническому заданию компании на азиатских заводах, а не представляют собой «китайцев» с переклеенными шильдиками.Цифровизация здравоохранения в России: драйверы и тренды рынка, крупнейшие ИТ-поставщики. Обзор TAdviser и Zdrav.Expert
Неплохие результаты показывает российский бренд Exell, специализирующийся на профессиональных системах, рассказал Мочар. Ведущий менеджер по проекционному оборудованию Exell отдела систем отображения информации в ГК DIGIS Александр Жарков сообщил, что Exell планирует делать акцент на яркие инсталляционные проекторы для больших залов. Так, к концу 2025 года ожидается выход модели яркостью 20 000 ANSI люмен.
Еще один российский бренд проекторов — NexTouch. Основатель и генеральный директор АО «Некс-Т» (бренд NexTouch) Владимир Крикушенко заявил, что ультракороткофокусные проекторы NexTouch достаточно популярны в образовании, а также среди клиентов, устанавливающих проекционное оборудование в переговорных комнатах и выставочных залах. В течение 2025 года NexTouch планирует выпустить три новые модели проекторов.
В пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо» рассказали TAdviser, что заметные успехи российских брендов наблюдаются в сегменте интерактивных и лазерных проекторов для образовательных учреждений и бизнеса. Компании, такие как «Элекард», «Эльтон» и «ЛазерТех», разрабатывают решения с учетом локальных требований.
![]() | Сейчас российский рынок проекторов все больше ориентируется на китайских производителей, таких как Xiaomi, Hisense, Dangbei, JMGO и Fengmi. Они активно занимают освободившуюся нишу, предлагая широкий ассортимент моделей — от бытовых портативных устройств до профессиональных решений, — отметили в «М.Видео-Эльдорадо». | ![]() |
Что касается производства проекторов на территории России, то его нет и, по мнению аналитика ITResearch, вряд ли будет организовано в обозримом будущем. Дело в том, что рынок проекторов невелик, и собственное производство экономически невыгодно для брендов, пояснил Василий Мочар из ITResearch.
Продакт-менеджер категории «Проекторы» ГК X-Com Сергей Аксенов согласен, что из-за специфики производства и сложности технологических процессов не стоит ждать появления проекторов российского производства.
![]() | Китайские производители «выстрелили» в 2022 году, но потом наладился параллельный импорт известных брендов, которые снова заняли значительную часть рынка. Даже государственные структуры вынуждены пользоваться решениями от импортных производителей, так как реестровой или даже локализованной техники сейчас практически не существует, — отметил Аксенов. | ![]() |
По данным ITResearch, в 2024 году объем российского рынка проекторов сократился почти на треть. При этом в госсекторе наблюдался рост поставок. Как сообщили TAdviser эксперты площадки «РТС-тендер» со ссылкой на ЕИС, объем закупок проекторов по 44-ФЗ (госорганы и бюджетные организации) в 2024 году вырос примерно на 20%, до 620 млн рублей. По 223-ФЗ (госкомпании) в 2024 году опубликовано 718 процедур, сумма договоров превысила 1,1 млрд рублей, что примерно соответствует уровням 2023 года.
В «Ситилинке», как сообщили TAdviser в пресс-службе ритейлера, в 2024 году продажи проекторов выросли на 2% в натуральном выражении и 18% — в денежном. Чаще всего пользователи покупали в «Ситилинке» проекторы под марками Cactus (доля — 45%), Acer (18%) и Infocus (12%).
2023
Рост продаж проекторов в третьем квартале на 50% до 27,5 тыс.
В третьем квартале 2023 года в России было продано 27,5 тыс. проекторов, что на 50% больше в сравнении с показателем годичной давности. Такие данные в аналитической компании ITResearch представили в конце октября 2023 года.
Согласно оценкам экспертов, по итогам сентября 2023 года объем российского рынка проекторов составил 8,5 тыс. штук, что на 23% больше, чем годом ранее, но при этом на 2 тыс. меньше относительно августа 2023-го, когда продажи выросли на 60%. Снижение произошло в первую очередь за счет сверхдешевых LED LCD-аппаратов, а регулярный рынок, включая образовательные тендеры, чувствовал себя в целом нормально, отмечается в исследовании.
Крупнейшим производителем проекторов на российском рынке осталась компания Infocus, при этом конкуренты постепенно догоняют лидера. В топ-3 вендоров по итогам сентября 2023 года вошли Acer и Optoma.
Согласно расчетам аналитиков ритейлера «М.Видео — Эльдорадо», за восемь месяцев 2023 года покупатели приобрели в пять раз больше проекторов, чем за этот же период 2022-го. Примерно такой же рост продаж заметили в «Ситилинке» и маркетплейсе Wildberries. Количество проданных проекторов неизвестно. Но компания Fplus сообщает, что всего за первое полугодие в России реализовали на 82% единиц продукции больше, чем в первом полугодии 2022-го, — 64 700 штук. В денежном выражении прирост составил 52% ($62,7 млн).
По словам коммерческого директора Holodilnik.ru Алексея Погудалова, проекторы постепенно заменяют 75-дюймовые модели телевизоров. А руководитель департамента «Кино и звук» «М.Видео — Эльдорадо» Алексей Никонов считает, что проекторы стали покупать чаще из-за роста популярности домашних развлечений. Также есть информация о самых популярных брендах среди россиян. У Ozon это Wanbo, Umiio, TouYinger, Xiaomi, Akenori, Ademy, у «Мегамаркета» — Xiaomi, Xgimi и их суббренды.[1]
Рост продаж во втором квартале на 82% до 31 тыс. штук
Продажи проекторов в России по итогам второго квартала 2023 года подскочили на 82% в сравнении с аналогичным периодом 2022-го и достигли 31 тыс. штук. Относительно первой четверти 2023 года продажи оборудования снизились на 13%. Об этом свидетельствуют данные аналитиков ITResearch, опубликованные в августе 2023 года.
По оценкам экспертов, в июне 2023 года в РФ было продано 11,5 тыс. проекторов на сумму в $12,5 млн, что примерно на 31% больше показателей годичной давности. Крупнейшим производителем этой техники на российском рынке осталась компания Infocus. Следом расположились бренды Cactus и Acer.
По данным аналитической компании ITResearch, за первый квартал 2023 года российский рынок проекторов оценивался в 35,7 тыс. аппаратов на сумму в $29,6 млн долл. В штуках это примерно на 92% больше, чем в стартовой четверти 2022 года. В деньгах рост был заметно скромнее - на 32%. Это связано со снижением средневзвешенной стоимости проекторов с $1200 до $830.
Огромные темпы роста рынка объясняются тем, что в сверхбюджетном сегменте недавно появилось несколько новых игроков, которые буквально «залили» рынок многими тысячами сверхдешевыми LCD LED-аппаратами. И именно поэтому сверхвысокие темпы роста рынка в штуках совсем не радуют аналитиков, отмечается в исследовании.
Аналитики также указывают на то, что если в первом квартале 2023 года этот LCD LED-сегмент оценивался примерно в 5 тыс. аппаратов, то год спустя он более чем утроился, превысив 40% всего рынка. Соответственно можно понять, что традиционный «профессиональный» сегмент, хотя и несколько восстановился, на самом деле его положительная динамика не столь уж внушительна.[2]
2021: Рост рынка на 7,3% до 107,8 млн штук
Объем российского рынка проекторов в 2021 году достиг 107,8 млн штук, увеличившись на 7,3% в сравнении с 2020-м. Выручка от продаж этого оборудования при этом сократилась - на 8%, до $115,8 млн. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании ITResearch, опубликованные 28 февраля 2022 года.
По словам экспертов, рынок проекторов завершил с результатами выше их ожиданий - специалисты в целом прогнозировали показатели на уровне 2020 года. Однако, как отмечают аналитики, практически вся эта прибавка в натуральном выражении была обусловлена массовым внедрением дешевых светодиодных проекторов на LCD-матрице. Без учета этого сегмента рынок просел в штуках, а в деньгах он упал еще существеннее, указано в отчете.
Сильные показатели декабря положительно сказались на итогах четвертого квартала 2021 года, когда было продано около 37 000 проекторов на сумму в $45 млн. В результате по сравнению с аналогичным периодом 2020 года рынок вырос примерно на 2% в штуках и на 10% в деньгах.
Разная динамика штучных и денежных показателей связана с тем, что хотя по сверхдешевым проекторам наблюдались неплохие продажи, «обычные» аппараты прибавили еще больше (в основном за счет образовательных тендеров), и средневзвешенная стоимость заметно подросла. Также неплохо чувствовали себя инсталляционный и high end домашний сегменты, отмечают исследователи.
Основная точка роста российского рынка проекторов - это яркие аппараты. Еще в 2018 году доля устройств со световым потоком свыше 4 тыс. лм уже приблизилась к 40% всего рынка в деньгах. В 2021 году тенденция сохранилась.
Причем в этом тренде две составляющие: как общий рост яркости в ультрапортативном и микропортативном сегменте, так и рост сегмента инсталляционных проекторов (в первую очередь лазерных).
Тяжелые инсталляционные аппараты (Large fixed (40-100 фунтов, 18-45 кг) и Extra Large Fixed (свыше 100 фунтов, 45 кг) в последние два года составляют около 30% всего рынка в деньгах. Несмотря на конкурирующие технологии, остается множество ниш, где использование сверхярких проекторов является предпочтительным решением, и после окончания локдаунов их рынок должен восстановиться, отмечают аналитики.
Один из ограничителей рынка проекторов – это малое время работы традиционных флуоресцентных ламп. Но потребители могут выбрать аппараты с альтернативной подсветкой (LED, Laser-LED и Laser-Phosphor), которые становятся всё более доступными. И процесс внедрения новых технологий набирает обороты.
Основной технологией будущего на рынке проекторов эксперты называют Laser-Phosphor. Именно такие аппараты в 2021 году становились главным сегментом, особенно в классе инсталляционных аппаратов, что подтверждает достижение отметки в 40% всего рынка в деньгах. Фактически ведущие производители уже прекратили выпускать новые профессиональные модели не с лазерной подсветкой.
Что касается производителей, то на российском рынке проекторов по итогам 2021 года лидировала Epson. На втором месте расположилась Acer, на третьем - ViewSonic. За ними следуют Cactus и BenQ, и с небольшим отрывом — Optoma. В сумме на эти компании приходится три четверти всего рынка.
В ITResearch отметили, что рейтинг вендоров в деньгах несколько иной. В частности, по итогам 2021 года компания Panasonic опять оказалась на второй строчке благодаря хорошим отгрузкам дорогих инсталляционных аппаратов.[3]
2020: Российский рынок проекторов снизился на 22,2%
Объем российского рынка проекторов в 2020 году сократился почти на четверть из-за пандемии коронавируса COVID-19. Об этом сообщили в аналитической компании ITResearch.
По оценкам экспертов, в 2020 году в России было продано около 100 тыс. проекторов, что на 22,2% меньше, чем годом ранее. Выручка от реализации этого оборудования упала ещё сильнее — на 23,2%, до $125,6 млн.
Исследователи отмечают, что падение рынка могло быть ещё сильнее, если бы не «отличный первый квартал». Однако после начала пандемии рынок «вошёл в штопор», в котором находился три квартала подряд.
Как подчеркнули в ITResearch, с точки зрения выручки ситуация на российском рынке проекторов в течение 2020 года развивалась неравномерно. В апреле-июне наблюдались значительные отгрузки тяжелых инсталляционных проекторов Barco, которые очень сильно подтянули вверх показатель средневзвешенной стоимости проекторов. Данная тема, по словам аналитиков, была связана с музеями и планировавшимся празднеством Дня Победы: такие проекты готовятся долго и отгрузки не могли быть завешены одномоментно.
Однако во второй половине на основные продажи пришлись дешевые аппараты, в том числе поставляемые в образовательный сектор. И это потянуло средневзвешенную стоимость проекторов вниз. В результате по итогам года динамика натуральных и денежных показателей оказалась очень близкой.
В рейтинге производителей картина в натуральных и денежных показателях существенно отличается. В штуках в тройку лидеров вошли Epson, ViewSonic и Acer, причем в том же порядке. По денежным показателям картина такая: помимо Epson, в топ-3 попали Barco и Panasonic. Компании Barco помогла реализации упомянутого крупнейшего проекта по сверхярким проекторам, а Panasonic - лидерство в сегменте инсталляционного оборудования.[4]