Содержание |
Основные статьи:
На 2022 год в России потребительская экономика с существенным перевесом сконцентрирована в розничной торговле. Розничная торговля в 3.3 раза больше, чем сфера услуг населению (38.1 трлн по сравнению с 11.5 трлн), а в США вдвое меньше, т.е. разрыв/диспропорция в 6-7 раз.
Розничная торговля
Основная статья: Розничная торговля в России
2024
Быстрый рост потребительских расходов населения обеспечивает рост экономики России
Потребление домашних хозяйств составляет всего 52% в структуре ВВП России против 68% в США, однако, динамика потребительских расходов определяет тенденцию экономики России. Весь вклад в прирост ВВП в первом полугодии 2024 г обеспечили домашние хозяйства, компенсируя негативную динамику в инвестициях и слабый импульс в чистом экспорте.
После рекордного обвала потребления в 2кв22 (-7.5% кв/кв SA), потребительские расходы растут непрерывно с 3кв22 в среднем по 1.9% за квартал, за последние 12м средний темп – 1.47%, а за 1П24 – 1.54% и 1.63% в 2кв24, т.е. темпы роста не ослабевают.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
По историческим меркам интенсивность роста потребления домохозяйств остается на высоком уровне, т.к. в 2017-2019 средний темп был 1.09% за квартал, а в 2011-2013 свыше 1.45%.
Потребительские расходы на 12.7% превысили максимум в 4кв14, на 11.4% превысили доковидный уровень в 1кв20 и на 7.5% превысили досанкционный уровень в 1кв22.
Потребительский спрос в апреле на 5% превысил рекордный уровень 2014 г после 10 лет стагнации
К маю 2024 г потребительский спрос в России был очень силен, хотя интенсивность роста снижается.
Оборот розничной торговли с учетом инфляции в апр.24 вырос на 8.3% г/г, за янв-апр.24 рост на 9.9% г/г, а объем платных услуг населению вырос на 6.8% и +6.2% г/г соответственно.
Объем потребительского спроса (товары + услуги) вырос на 8% г/г и +8.8% г/г за 4м24.
Все эти цифры мало, о чем говорят без понимания контекста и «системы координат» - много это или мало, с чем сравнить?
По сумме за 12м оборот розничной торговли в апр.24 превзошел докризисный уровень на 2.9%, но все еще на 0.8% ниже уровня дек.14 (за месяц до начала полномасштабного и самого продолжительного с 1998 кризиса 2015-2016).
Однако, если сравнить апр.24 с апр.14, за 10 лет прирост всего на 4.6% и +5% при сравнении первых 4 месяцев.
Уже в мае 2024 годовой объем розничных продаж должен превзойти исторический максимум в сравнении по скользящей 12м сумме, т.е. нулевой рост за 10 лет, писал Spydell Finance.
С услугами все намного лучше. По сумме за 12м в апр.24 спрос на услуги превзошел уровень фев.22 на 10.7% и +19.7% к уровню дек.14. В помесячном сравнении в апр.24 услуги на 23.3% выше уровня апр.14 и почти +25% при сравнении за первые 4 месяца года (4м24 к 4м14).
Потребительский спрос на товары и услуги по сумме за 12м в апр.24 превысил спрос в фев.22 на 4.6% (кризис закончен с уверенным закреплением результата), а к дек.14 рост всего на 5.2% из-за высокого веса розничных продаж.
Поэтому впечатляющие достижения роста потребительского спроса – это лишь компенсация 10-летней стагнации (+5% за 10 лет откровенно слабый результат, поэтому потенциал еще есть).
В апр.24 потребительский спрос на 9.7% оказался выше объема спроса в апр.14 и +10.2% в сравнении за первые четыре месяца.
В янв-апр.24 розничные продажи формируют почти 75.7% в структуре потребительского спроса, а два года назад – 76.7%.
Доходы позволяют поддерживать платежеспособный спрос, но ограничением выступает отсутствие соизмеримого спросу предложение товаров и услуг из-за санкций со стороны США и их сателлитов и внутренней слабости потребительского сектора, что и приводит к росту цен.
Потребительский спрос в России в феврале установил рекорд, впервые с 2014 года
Розничные продажи в феврале 2024 г выросли на 12.3% за год, услуги прибавили 6.4%, а общий потребительский спрос (розничные продажи + услуги без учета общепита) увеличился на 10.5%. Здесь сказывается эффект базы 2023 года, однако, тенденция на рост спроса появилась в декабре 2022.
Розничные продажи были наиболее уязвимы с марта 2022 по множеству причин: подрыв покупательской способности из-за девальвации рубля (свыше 70% товарного сегмента вне продовольствия – импорт), сберегательная модель потребления (во многом из-за шока после начала конфликта на Украине и связанных процессов) и сужение товарной номенклатуры из-за санкций и подрыва поставок из Европы.
Несмотря на все экзогенные и эндогенные факторы, ограничивающие потенциал спроса, в феврале 2024 розничные продажи оказались на 2.7% выше, чем в фев.22, на 9.3% выше, чем в последний доковидный месяц (фев.20) и на 4.5% выше, чем в последний месяц до крымской весны (фев.14).
По скользящей сумме за 12 месяцев розничные продажи еще не добрались до максимума, но в моменте (сравнение февральского уровня) текущий уровень розничных продаж максимальный за всю историю.
Услуги на 9.2% превысили уровень двухлетней давности, на 16.9% выше фев.20 и на 25.2% выше фев.14. Росстат отмечает параболический рост ИТ-услуг – 88% г/г, фитнес-центры и спортивные клубы – 12.1% г/г, курьерские услуги – 40.5% г/г, культурные, туристические услуги и гостиницы – 10-11% г/г.
Потребительский спрос в совокупности на 5% превысил фев.22, на 10.8% выше фев.20 и на 9.8% выше фев.14. Да, может показаться, что за 10 лет прогресс несущественный (менее 1% роста), но потребительский спрос трижды пытался превысить уровень 2014 (фев.20, фев.22, 4кв23) и вот только в феврале 2024 удалось, причем с прорывом.
С устранением сезонного эффекта в начале года присутствует ускорение роста по всем ключевым товарным группам и видам услуг. Жесткость ДКП Банка России никак не сказывается на спросе, все определяет темп зарплат и бюджетные выплаты.
2023: Возобновление роста потребительских расходов
За 1 полугодие 2023 года потребительский спрос в России вырос на 2.3% г/г, в сравнении с 1П 2021 рост на 1.2%, относительно 1П 2019 увеличение на 5.5%, а за 9 лет (1П 2014) символический рост всего на 0.8%.
По сути, речь идет о 10-летней стагнации потребительского спроса и это с учетом официальной инфляции. Для сравнения, с 2000 по 2008 потребительский спрос утроился на фоне растущих совокупных доходов населения.
2022: Объём платных услуг населению на фоне конфликта на Украине остаётся стабильным
Сфера услуг на фоне конфликта на Украине в 2022 г в целом стабильна – рост около-нулевой. За апрель-ноябрь 2022 рост на 1.4%, что достаточно неплохо. Уровни 2022 сопоставимы с 2019 годом, на 5.4% выше 2014 года и на 10% выше 2008.
Стабильность сферы услуг обусловлена несколькими факторами – инфляционный выброс был достаточно ограниченный, за исключением зарубежного туризма и авиа билетов, поэтому при росте номинальных зарплат покупательная способность сферы услуг оставалась на высоком уровне.
Второй фактор – это локализация сферы услуг в России практически по всей номенклатуре.
2020: Снижение потребительских расходов в России на 9% (рекордный спад за 5 лет)
Расходы россиян в 2020 году упали рекордно высокими темпами за последние 5 лет — на 9% в сравнении с 2019-м. Об этом свидетельствуют данные аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Согласно оценкам эксперты, среднемесячные траты граждан РФ в 2020 году составили 26 900 рублей. Россияне умерили свои расходы на 1,68 тыс. рублей в месяц, или на 20,2 тыс. рублей за целый год, сообщает ТАСС Информационное агентство России со ссылкой на исследование FinExpertiza.
Совокупные потребительские расходы в России по итогам 2020 года уменьшились примерно на 2,77 трлн рублей. Аналитики назвали причинами сокращения падение располагаемых доходов и карантинные ограничения, которые привели к вынужденному уменьшению трат на питание и досуг вне дома, транспорт, услуги и т.д.
Наибольшее падение потребительских расходов зафиксировали в Свердловской области. Там они снизились на 13,7%, до 29 700 рублей в месяц. В Москве показатель сократился на 13,2%, до 50 300 рублей. В то же время в двух регионах зафиксировали рост расходов: на 0,3% в Чукотке (до 31 870 рублей) и на 0,2% в Калмыкии (до 11 700 рублей).
Минимально снизили свои расходы жители Ленинградской области (на 0,3% с учетом инфляции, до 26,7 тыс. рублей), Хакасии (-0,8%, до 20,78 тыс. рублей), Республики Алтай (-1,2%, до 14,74 тыс. рублей) и Челябинской области (-1,3%, до 19,6 тыс. рублей).
За редкими исключениями, потребительские расходы сокращали жители более благополучных регионов, а неизменными они оставались в бедных, где люди не могли позволить себе тратить еще меньше. Президент FinExpertiza Елена Трубникова объяснила, что антикризисные социальные выплаты позволили малообеспеченным гражданам поддержать минимальное потребление в условиях роста цен, что и привело к некоторому росту расходов.[1]