2013/08/23 12:28:29

Павел Вахнин: Бизнес-проект с IT-составляющей

«Уралкалий» заключил контракт сроком на 10 лет на внедрение и дальнейшую поддержку корпоративной информационной системы на базе Oracle. В чем уникальность этого проекта для российского рынка в интервью TAdviser рассказал Павел Вахнин, директор по информационным технологиям ОАО «Уралкалий».

TAdviser: «Уралкалий» и BearingPoint объявили о начале реализации масштабной совместной программы по внедрению новой корпоративной информационной системы на базе Oracle. Вчем специфика этого проекта?


Павел Вахнин: Многие компании внедряют системы на базе бизнес-приложений Oracle, однако в России проектов, аналогичных нашему, еще не делалось, даже в других отраслях. Уникальным наш проект делают три основных элемента. Во-первых, это длительный срок контракта – 10 лет. Первые 2 года отведены на создание и стабилизацию системы и 8 лет – на поддержку. Во-вторых, ориентация на сокращение трудозатрат и повышение производительности бизнес-процессов. Целью проекта является не просто запуск системы, а достижение целевых показателей по росту производительности. Именно эти показатели позволят определить успешность внедрения корпоративной информационной системы (КИС). И, наконец, в-третьих, комплексный характер решения – BearingPoint разрабатывает систему, поставляет и настраивает аппаратную часть, поставляет необходимые лицензии, он же будет ее в целом и сопровождать. Это нетривиальный подход, я еще не слышал, чтобы подобная задача в таком масштабе была кем-то комплексно решена.

TAdviser: Если говорить о масштабах проекта, какие цифры позволяют его охарактеризовать?

Павел Вахнин: В текущей КИС у нас работает более 2 тысяч пользователей. В проект вовлечены все основные подразделения компании: производство, продажи, логистика, снабжение, управление персоналом, финансы, отчетность. Со стороны BearingPoint в проекте задействовано более 30 человек, со стороны «Уралкалия» – более 100, из них почти половина на 100%-ной основе. В состав проектной команды входят примерно 80 представителей функциональных подразделений и около 20 IT-специалистов. Разработка и внедрение КИС – это, в первую очередь, бизнес-проект. Бизнес-проект с IT-составляющей.

TAdviser: До проекта КИС имел ли «Уралкалий» опыт внедрения и применения продуктов Oracle?

Павел Вахнин: Да, «Уралкалий» использует решения, предлагаемые Oracle, с 2003 года. Больше 10 лет. То есть у нас имеется опыт сотрудничества – отношения долгие, плодотворные, и, соответственно, в IT-инфраструктуре превалировали решения именно Oracle. Однако за прошедшее десятилетие технологии сделали серьезный шаг вперед – появились новые требования, произошло объединение «Уралкалия» с «Сильвинитом», соответственно, надо было систему выводить на новый уровень. Поэтому мы сформулировали новые задачи, провели конкурс и выбрали подрядчика. BearingPoint предложил решение на базе Oracle – и, получается, что мы в той же системе, но уже с новым взглядом строим КИС.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.4 т

TAdviser: Означает ли это, что в рамках конкурса вы рассматривали исключительно решения на базе Oracle?

Павел Вахнин: Нет, мы рассматривали все предложения – безотносительно системы. Поэтому конкурс был интересным. Мы не просто допускали возможность установки другой системы – мы эту возможность рассматривали и оценивали. Мы не ставили такого ограничения, чтобы был обязательно Oracle. К участию в конкурсе были допущены те компании, в способности которых обеспечить требуемый результат мы были уверены, – вне зависимости от предлагаемой системы. Мы уделяли большое внимание отбору участников, смотрели их техническую и функциональную экспертизу, изучали референс-проекты. В итоге, на финальной стадии конкурса у нас было 2 предложения на базе Oracle и 2 – на базе SAP. Мы были готовы перейти на другую систему, если бы она за меньшие деньги обеспечивала достижение основной бизнес-цели – давала возможность сократить трудозатраты и повысить эффективность.

Система – это инструмент, и важно точно оценить ее эффективность применительно к конкретным целям, стоящим перед компанией. В нашем случае цель была зафиксирована нетривиально - сокращение трудозатрат. После описания бизнес-процессов появилась возможность обоснованно говорить о возможности решения стоящей перед нами задачи за счет использования той или иной системы. Мы не сравнивали системы абстрактно, мы сравнивали их применительно к нашим бизнес-процессам.

TAdviser: Насколько существенным для вас было то обстоятельство, что система на базе Oracle будет проще для освоения пользователями, имеющими опыт работы с продуктами данного разработчика?

Павел Вахнин: Безусловно, это упростит переход на новую систему. Так, на финальной стадии проекта запланировано обучение более 2 тысяч пользователей. Большая часть этих пользователей уже сейчас работает с продуктами Oracle, поэтому наша задача в рамках обучения сводится к тому, чтобы объяснить «дельту» – то есть то, что поменялось в системе по сравнению с предыдущей версией. Обучение будет проходить по функциональным направлениям, весь учебный процесс для 2 тысяч человек планируется завершить в течение 2 месяцев. Большинство пройдет обучение в течение одного дня.Часть будет учиться на местах, часть – в учебных классах. Будут разработаны специальные учебные программы, в конце курса сотрудникам предстоит сдать экзамен.

TAdviser: Какие стадии будет проходить реализация проекта КИС?

Павел Вахнин: Нами на основе методологии внедрения системы Oracle составлен подробный план работ, основные его этапы зафиксированы в контракте. Сейчас мы находимся на первом этапе, в рамках которого происходит уточнение описания бизнес-процессов, а также требований к новым элементам КИС, формируется список организационных изменений. Кроме того, готовятся устав проекта и функциональные стратегии. Этот этап завершится до конца июля текущего года.

В ходе последующих этапов мы должны подготовить систему, протестировать ее, подготовить инфраструктуру, обучить пользователей, провести большой комплекс мероприятий, связанных с отключением старых систем и переходом на новую систему. Соответственно, есть точки принятия решений, когда оценивается, все ли сделано, все ли готово, можно ли начинать переходить к новому этапу.

Так, этап обучения запланирован на начало следующего года. Переход на новую систему мы осуществим 1 апреля 2014 года. Начиная с этой даты, по основным учетным задачам в старую систему данные вводиться уже не будут, начнется опытно-промышленная эксплуатация новой системы. Таким образом, проект КИС характеризуется сжатыми сроками – меньше года на подготовку новой системы, настройку новых блоков. Да, конечно, на 60% КИС будет состоять из уже работающих у нас блоков, но 40% – это новые, либо сильно измененные элементы. Сроки довольно жесткие, необходимо все подготовить, протестировать, обучить – и, в итоге, КИС должна не просто заработать, а решить задачу снижения трудоемкости и повышения производительности.

TAdviser: В чем заключаются задачи, стоящие в рамках проекта непосредственно перед возглавляемым Вами подразделением?

Павел Вахнин: Двигателем процесса в проекте КИС является не IT, а бизнес. Цель проекта – повысить эффективность бизнес-процессов, повысить производительность. Соответственно, важно понимать, где и за счет чего возможна оптимизация. Именно бизнес разрабатывает соответствующие решения, утверждает их и проводит в жизнь. IT здесь больше играет роль эксперта, помогает с системными решениям. Основные функции IT в проекте – это администрирование, разработка новых учетных форм, выгрузка и конвертация данных, формирование справочников. Т.е., функции важные, но не определяющие. А с бизнес-процессами работают как раз группы функциональных специалистов, представители IT призваны дать экспертизу. Мы можем объяснить, почему система работает так, а не иначе. Мы поддерживаем существующую систему, мы знаем, как она функционирует. Именно IT может объяснить, почему применено то или иное решение.

TAdviser: Очевидно, что КИС не является единственным IT-проектом, реализуемым в настоящее время «Уралкалием». Можно ли сказать о других проектах, над которыми работает дирекция по информационным технологиям?

Павел Вахнин: Другие крупные проекты – это внутренний портал и система внутреннего документооборота. Портал создается на основе Microsoft Sharepoint, с системой документооборота мы переходим на новую версию СЭД «Канцлер». Но по объему работ эти проекты меньше КИС. Если с КИС у нас общий срок контракта составляет 10 лет, то по СЭД и порталу – 5 лет. Разработка и стабилизация системы при этом занимает меньше года. Контракты заключены на длительный срок, подход используем точно такой же, что и с КИС: настройка, поставка лицензий, аппаратной части, а затем сопровождение, все в комплексе.

TAdviser: Какие преимущества дает подобный комплексный подход?

Павел Вахнин: Мы таким образом снимаем ограничения, не позволяющие подрядчику обеспечить конечный результат. Распространена ситуация, когда аппаратную часть предоставляет один поставщик, лицензию дает сам разработчик программного обеспечения, поддержку обеспечивает вообще третья компания. Подобный подход несет в себе значительные риски, и мы хотели их снять. Соответствующим образом был построен конкурс, соответствующие положения были включены в контракт. Мы хотели, чтобы подрядчик располагал всеми инструментами, позволяющими ему выйти на конечный результат. Мы не ставим ограничений, главное – достичь результата.