2024/09/20 15:22:20

Образование в России


Содержание

Затраты на образование

2022: Годовые госрасходы на образование до 5,5 трлн рублей или 9,9% госрасходов

По итогам 2022 года государственные расходы на образование в России достигли 5,5 трлн рублей. Об этом говорится в отчете, опубликованном 1 сентября 2023 года Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».

Отмечается, что затраты на образование в России составляют приблизительно 9,9% от общих государственных расходов. Для сравнения, в Японии, Италии и Франции этот показатель варьируется в диапазоне 7,8–9,7%. В образовательных организациях РФ в 2022 году обучались 32,6 млн человек, то есть, примерно пятая часть населения. Из них более половины (17,7 млн) — в организациях общего образования.

Государственные расходы на образование в России достигли 5,5 трлн рублей

В исследовании говорится, что в 2022–2023 учебном году почти 3 млн человек в России учились по программам подготовки специалистов среднего звена. Численность этой категории студентов стабильно увеличивается: прирост относительно предыдущего учебного года составил 4,4%. По программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2022–2023 учебном году учились 4,1 млн человек. Наблюдавшееся ранее сокращение численности сменилось ростом: плюс 2,1% относительно 2021–2022 учебного года. При этом растет выпуск из российских вузов по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры: в 2022 году показатель составил 816,3 тыс. человек, что на 3 тыс. больше по сравнению с 2021-м.

Авторы отчета указывают на рост числа дипломированных бакалавров, специалистов и магистров в сфере информатики и вычислительной техники, а также информационной безопасности. Если в 2020 году их количество составляло 34,9 тыс. человек, то по итогам 2022-го оно достигло 39,5 тыс. Доля выпускников по направлению «Информационно-коммуникационные технологии» в России в 2022 году составила 5,9%. По этому показателю РФ опережает США (5,2%), Германию (5%), Республику Корея (4,6%), Канаду (4,4%), Британию (4,2%), Францию (4%), Швецию (3,7%) и Италию (1,3%).TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России 58.6 т

Возрастает выпуск бакалавров, специалистов и магистров в области здравоохранения и медицинских наук: в 2022-м он достиг 45,1 тыс. человек, или 5,5% от общего выпуска (в 2021 году — 42,8 тыс. человек, или 5,3%).[1]

2017: Затраты на образование 3,5% ВВП

Доля затрат на образование от ВВП стран в 2017 г. Синий цвет: начальное, среднее и послесреднее нетретичное образование. Голубой цвет: высшее (третичное) образование

Высшее образование

ВУЗы Москвы

ВУЗы по информационным технологиям

Основная статья: ВУЗы по информационным технологиям

Медицинские вузы в России

Основная статья: Медицинские вузы в России

Кредиты на образование

Основная статья: Кредиты на образование в России

Школьное образование

Основная статья: Школьное образование в России

Онлайн-образование

Основная статья: Онлайн-образование (рынок России)

Профориентация

Основная статья: Профориентация

Детские сады

Основная статья: Детские сады в России

Детские дома

Основная статья: Детские дома в России

Патриотическое воспитание

Основная статья: Патриотическое воспитание в России

Иностранные студенты в России

Основная статья: Иностранные студенты в России

2024

Минпросвещения: Число ИТ-студентов в колледжах за 3 года выросло на 42%

Количество студентов, обучающихся по информационно-технологическим специальностям в колледжах России, достигло 376 тыс. человек, увеличившись на 42% за последние три года. Об этом сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов во время совещания с президентом в декабре 2024 года.

Как передает «Интерфакс», уровень занятости выпускников ИТ-специальностей в колледжах составляет 82%. Министерство просвещения совместно с Минцифры и Минпромторгом разрабатывает новую олимпиаду по робототехнике и беспилотным летательным аппаратам в рамках Стратегии развития образования до 2036 года.

Число ИТ-студентов в колледжах за 3 года повысилось на 42%

За четыре года количество бюджетных мест по ИТ-специальностям в вузах увеличилось вдвое. В 2024 году на бюджетной основе обучается 125 тыс. человек, еще 70 тыс. получают образование на платной основе. Всего в 500 вузах, готовящих ИТ-специалистов, учится более 600 тыс. студентов.

В рамках программы «Код будущего» около 400 тыс. школьников прошли бесплатные курсы программирования за четыре года. Многие из них впоследствии успешно сдали ЕГЭ по информатике и поступили на ИТ-специальности в высшие учебные заведения.

В 100 вузах страны созданы «цифровые кафедры», позволяющие получить ИТ-квалификацию студентам других специальностей. Более 200 тыс. студентов уже получили дополнительное образование в сфере информационных технологий.

Стратегия развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года находится в стадии разработки. Ее презентация запланирована на март 2025 года. Документ определит дальнейшие направления развития ИТ-образования в России.

Важным элементом стратегии станет развитие олимпиадного движения в сфере робототехники и беспилотных летательных аппаратов. Министр просвещения подчеркнул, что необходимая инфраструктура для проведения таких соревнований в стране уже создана.[2]

Госпрограмма «Приоритет-2030» привлекла в вузы 136 млрд рублей индустриальных партнеров

Государственная программа поддержки вузов «Приоритет-2030» привлекла ₽136 млрд от индустриальных партнеров. Эта информация была озвучена вице-премьером России Дмитрием Чернышенко в Новосибирске в конце августа 2024 года. По его словам, средства поступили от более 6 тыс. индустриальных партнеров, что свидетельствует о высокой степени доверия бизнеса к данному проекту. Подробнее здесь

Какое платное образование в России окупается быстрее всего

В июле 2024 года стали известны результаты исследования, раскрывающие направления платного образования в России с наиболее быстрой окупаемостью. Согласно полученным данным, лидирующие позиции занимают сферы менеджмента и информационных технологий.

По данным НИУ ВШЭ, срок окупаемости высшего образования в различных направлениях варьируется от трех до семи месяцев. Исследование основывалось на анализе средней стоимости обучения в магистратуре и медианной предлагаемой заработной платы выпускников.

Менеджмент назван наиболее быстро окупаемым направлением платного образования в РФ

Первое место по скорости окупаемости занимает направление менеджмента. При средней стоимости обучения в ₽289,5 тыс. и среднемесячной зарплате выпускников в ₽95,6 тыс. затраты на образование возмещаются за три месяца. Второе место принадлежит сфере искусственного интеллекта (ИИ) с периодом окупаемости 3,1 месяца при стоимости обучения ₽595,7 тыс. и средней зарплате ₽190,4 тыс. Замыкает тройку лидеров ИT-направление с окупаемостью в 3,3 месяца, стоимостью обучения ₽582,4 тыс. и средней заработной платой ₽175,2 тыс.

Образование в области медиа и связей с общественностью, дизайна, финансов и маркетинга окупается в срок от четырех до пяти месяцев. К примеру, обучение по направлению медиа и связей с общественностью со средней стоимостью ₽423,7 тыс. и зарплатой выпускников ₽111,9 тыс. окупается за четыре месяца. Маркетинговое образование стоимостью ₽491,2 тыс. при месячной зарплате ₽103 тыс. возмещает затраты за пять месяцев.

Среди конкретных профессий наиболее быстрая окупаемость наблюдается у специалистов по машинному обучению – чуть более двух месяцев. За ними следуют инженеры компьютерного зрения и инженеры данных. В финансовой сфере лидируют инвестиционные и финансовые аналитики с окупаемостью 2,7-3,4 месяца. В маркетинге и PR выделяются специалисты по медиапланированию и связям с инвесторами (2,8 месяца), а также бренд-менеджеры (4,9 месяца).[3]

Насколько подорожало обучение в ведущих вузах России

В 2024/25 учебном году ведущие вузы России значительно повысили стоимость обучения. Согласно данным издания «Ведомости», опубликованным 13 июня 2024-го, Московский физико-технический институт (МФТИ) стал рекордсменом по увеличению цен, подняв стоимость образовательных программ бакалавриата в среднем на 20%. Стоимость программы «прикладная математика и физика» выросла с 389 тыс. до 467 тыс. руб., «информатика и вычислительная техника» – с 432 тыс. до 519 тыс. руб., а «ядерная физика и технологии» – с 504 тыс. до 605 тыс. руб. МФТИ объясняет, что повышение стоимости направлено на уравнивание коммерческой цены с реальными затратами на подготовку студентов.

Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) увеличил цены на обучение от 4,5% до 13%. Обучение на программе «журналистика» подорожало с 634 тыс. до 662 тыс. руб., «международные отношения» – с 655 тыс. до 740 тыс. руб., а «юриспруденция» – с 625 тыс. до 710 тыс. руб. В Уральском федеральном университете (УрФУ) стоимость программ бакалавриата и специалитета выросла на 8-10%, включая «прикладную математику» и «математику и компьютерные технологии».

Программы в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) и Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) подорожали меньше всего – в пределах 4,5%. В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) рост цен составил 6,5%. Московский государственный университет (МГУ) и Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ пока не обновили стоимость программ по сравнению с прошлым годом, сообщает «Ведомости».

Проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Владимир Колодкин пояснил, что на формирование цен влияют такие факторы, как уровень инфляции, индексация заработной платы, рыночная ситуация и уровень спроса. Колодкин подчеркнул, что образование нельзя рассматривать исключительно как рынок, поскольку оно решает стратегически важные задачи государства по воспроизводству и трансляции знаний и культуры.[4]

2023

Рынок дополнительного детского образования вырос на 2,5%, до 3,04 млрд академических часов

В 2023 году объем рынка дополнительного детского образования в России достиг 3,04 млрд академических часов. Это на 2,5% больше по отношению к предыдущему году, когда показатель оценивался в 2,97 млрд часов. Одним из факторов роста является увеличение реальных располагаемых доходов населения, о чем говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого представлены в середине августа 2024 года.

В 2019 году рынок дополнительного детского образования в РФ имел объем 3,08 млрд академических часов, а рост по отношению к предыдущему году составлял 8,6%. Положительную динамику обеспечили господдержка и проблемы общего школьного образования, которые частично компенсировались сферой дополнительного образования.

Вместе с тем негативное влияние на отрасль оказала пандемия COVID-19. Дети перестали посещать занятия в кружках и секциях из-за снижения доходов семей и высокой нагрузки в связи с переходом на домашнее дистанционное обучение. Кроме того, часть организаций не смогли предоставить альтернативу очным занятиям. В результате, в 2020-м зафиксирован спад на 10,2% — до 2,77 млрд академических часов. В 2021 году на фоне снятия жестких ограничительных мер дети вернулись к привычным дополнительным занятиям, а объем рынка вырос на 7,9%, составив 2,98 млрд академических часов.

В 2022 году последовал спад на 0,4% — до 2,97 млрд часов. Из-за ухудшения геополитической обстановки и снижения доходов населения во многих семьях сменились приоритеты при планировании расходов. Среди ключевых преимуществ дополнительного образования детей по сравнению с системой основного образования авторы отчета называют:

  • Свободу выбора программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;
  • Широкий набор видов деятельности, позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей;
  • Гибкость (мобильность);
  • Индивидуальный подход к ребенку с учетом его особенностей;
  • Более выраженную практическую составляющую обучения;
  • Вовлечение ребенка в круг детей со схожими интересами.[5]

Прием студентов в техникумы и колледжи в России за год вырос на 5,8% до 1,22 млн учащихся

В 2023 году в учреждения среднего профессионального образования в России были приняты 1,22 млн учащихся. Для сравнения, годом ранее в техникумы и колледжи поступили 1,15 млн человек. Таким образом, зафиксирован рост на 5,8%, о чем говорится в обзоре BusinesStat, представленном в середине августа 2024 года.

В исследовании отмечается, что популярность среднего профессионального образования в РФ увеличивается. Этому способствуют несколько факторов. В частности, освоение более коротких и доступных по цене (по сравнению с вузами) программ обучения позволяет молодежи раньше получить профессию и стать финансово-независимыми. Кроме того, на российском рынке труда наблюдается повышенный спрос на специалистов среднего звена и рабочих. Плюс к этому выпускники техникумов и колледжей могут продолжить обучение в вузе без сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов.

Согласно обнародованным данным, в 2019 году в учреждения среднего профессионального образования в России поступили 1,04 млн человек. В 2020-м зафиксирован рост на 6,9% — до 1,11 млн учащихся. Однако в 2021 году после высоких темпов роста на фоне пандемии COVID-19 число поступающих в колледжи сократилось на 3,3% — до 1,08 млн человек. В 2022-м положительная динамика восстановилась: прибавка составила 6,9% с результатом 1,15 млн учащихся.

В целом, как отмечается, с 2019-го по 2023 год прием студентов в техникумы и колледжи в РФ увеличился на 17%. В 2023-м наиболее популярными у абитуриентов были следующие специальности: информационные системы и программирование, сетевое и системное администрирование, сестринское и лечебное дело, техобслуживание и ремонт автомобилей, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, машиностроение, электротехническая отрасль.[6]

В России растет рынок дополнительного профессионального образования

К концу 2023 года количество программ дополнительного профессионального образования в России достигло 337,8 тыс. Это на 5% больше по отношению к предыдущему году, о чем говорится в обзоре BusinesStat, опубликованном в конце июля 2024 года.

В исследовании учитываются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. По оценкам, в 2019-м в РФ число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, составляло 6035. По итогам 2023 года их количество достигло 7050. Таким образом, рост за этот период оказался на отметке 16,8%. Драйвером отрасли выступает корпоративное обучение. Причем корпоративные учебные центры предлагают образовательные программы не только внутри материнских компаний, но и на открытом рынке. Кроме того, отрасль стимулируется активным развитием онлайн-образования.

В 2019 году в России действовали приблизительно 285,7 тыс. программ дополнительного профессионального образования. В 2020 году зафиксирован спад на 6,6% — до 266,7 тыс. Связано это с пандемией COVID-19, из-за которой платежеспособность населения снизилась, а граждане были вынуждены оставаться в самоизоляции.

В 2021 году число программ дополнительного профессионального образования снова начало увеличиваться: прибавка по отношению к предыдущему году составила 1,3% с результатом 270,2 тыс. В 2022-м отмечен рост на 19% — до 321,7 тыс. программ. Такой скачок связан с трансформацией экономики, увеличением спроса на повышение квалификации и переподготовку со стороны людей среднего и старшего возраста (доля которых в населении страны растет), государственной политикой развития непрерывного образования в России, а также постепенным развитием дистанционных форм дополнительного профессионального образования.[7]

В российских вузах становится меньше педагогов со степенью кандидата или доктора наук

Доля преподавателей с учеными степенями в российских высших учебных заведениях неуклонно снижается. Об этом говорится в исследовании, проведенном Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС и опубликованном в июле 2024 года.

В 2023 году доля кандидатов наук среди преподавателей высших учебных заведений составляла 57,3%, а докторов наук — 14,7%. Исследователи предполагают, что к 2035 году дефицит кадров с учеными степенями может достичь 18,2 тыс. кандидатов наук и 2,5 тыс. докторов наук.

Снижение кадров с научными степенями в российских вузах

Основной причиной сложившейся ситуации эксперты называют отсутствие у университетов долгосрочной стратегии развития кадрового потенциала. Вузы не учитывают в полной мере количество аспирантов и не прогнозируют, сколько специалистов с учеными степенями покинет учебное заведение в течение 15–30 лет.

Статистика показывает, что российские университеты не успевают восполнять кадровый дефицит. С 2020 года из профессорско-преподавательского состава выбыл 74 271 кандидат наук, в то время как количество выпускников аспирантуры, потенциально способных занять освободившиеся места, составило лишь 66 263 человека.

Проблема усугубляется тем, что по количеству выпускников аспирантуры Россия отстает от стран-лидеров глобального инновационного индекса, ежегодно публикуемого Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ Степан Калмыков связывает это с финансовыми трудностями.

«
Стипендии в университетах низкие, а совмещать научную деятельность и работу удается далеко не каждому, поэтому многим российским аспирантам приходится бросать учебу, — отметил Калмыков.
»

Эксперты прогнозируют, что к 2035 году количество кандидатов наук в вузах может сократиться до 42,6%, а докторов наук — до 6,9% от общего числа педагогического состава.[8]

Рост приема студентов в вузы за 4 года на 14% до 1,29 млн человек

В 2023 году количество принятых в вузы студентов в России составило 1,29 млн человек. Для сравнения, в 2019-м показатель равнялся 1,13 млн. Таким образом, за четыре года прием увеличился примерно на 14%, о чем сообщается в исследовании BusinesStat, результаты которого представлены 10 июня 2024 года.

В обзоре учитываются три уровня высшего образования — специалитет, бакалавриат и магистратура. Вместе с тем аспирантура (адъюнктура) и ординатура в рассмотрение не берутся. Статистика охватывает бюджетный и коммерческий сегменты. Говорится, что в 2023 году в России насчитывались 1248 вузов. По сравнению с 2019-м, когда действовали 1287 таких учреждений, значение снизилось на 3%.

В 2023 году количество принятых в вузы студентов в России составило 1,29 млн человек

По оценкам, в 2020 году прием студентов в российские вузы сократился на 3,2% — до 1,09 млн человек. Причиной спада стало уменьшение численности молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, которые являются основным контингентом вузов, а также снижение платежеспособности населения на фоне пандемии COVID-19. В 2021 году зафиксирован рост на 3,3% — до 1,13 млн человек, а в 2022-м — еще на 6,4% с итоговым результатом в 1,2 млн человек. По итогам 2023-го прибавка в годовом исчислении оказалась на отметке 7,2%.

Росту приема в вузы в 2021–2023 годах способствовало прежде всего увеличение численности молодых людей (от 18 до 24 лет): с 9,6 млн человек в 2020-м до 10,3 млн в 2023 году. Кроме того, частично был реализован отложенный на фоне пандемии спрос на высшее образование. В исследовании также говорится, что увеличению приема на платные программы в вузах способствовало активное развитие технологий дистанционного обучения, которые позволяют учреждениям расширять число платных мест с меньшими затратами. Расширению коммерческого сектора также способствует изменение условий предоставления образовательных кредитов.[9]

Снижение количества диссертаций на 22% до 8 тыс.

Количество диссертаций в России за 2023 год снизилось на 22% в сравнении с 2022-м. Об этом в феврале 2024 года сообщили в Российской книжной палате (РКП) по итогам статистики печати, которая ведет учет всей издаваемой в стране литературы на основе поступающих в Российскую государственную библиотеку (РГБ) обязательных экземпляров.

Как пишет РБК со ссылкой на материалы РКП, в 2023 году в Российскую государственную библиотеку поступило менее 8 тыс. авторефератов (так называют краткие выводы по диссертации, которые издаются перед защитой в обязательном порядке) против 10,2 тыс. штук годом ранее. По словам директора РКП Елены Ногиной, количество регистраций авторефератов и защищаемых диссертаций снижается из года в год.

Количество диссертаций в России за 2023 год снизилось на 22%

По мнению опрошенных РБК экспертов, снижение числа диссертаций связано с низкой мотивацией студентов развиваться в научных сферах, в том числе из-за отсутствия существенных поощрений за ученую степень. Специалисты говорят, что аспирантура стала третьим после бакалавриата и магистратуры уровнем обучения. Аспиранты ориентированы «не на научно-исследовательскую работу, а на дополнительное обучение по ряду вспомогательных курсов». В итоге, число исследований, как в теоретической, так и прикладной сфере сокращается, говорится в публикации.

«
Аспиранту как будто достаточно защитить выпускную работу, получить диплом об окончании аспирантуры, а диссертацию — не защищать. И очень многие аспиранты пошли по этому упрощенному пути, — говорит завкафедрой прикладной математики МИФИ профессор Николай Кудряшов.
»

По его словам, особенное снижение количества защит приходится на физико-математические и технические науки, так как диссертации именно в этих сферах «наиболее трудоемки».[10]

На госпрограмму поддержки университетов выделено 31 млрд рублей

19 декабря 2023 года в Минобрнауки РФ назвали общий объем финансирования грантовой поддержки по госпрограмме помощи университетам «Приоритет-2030» в 2024 году - более 31 млрд рублей. Средства получат 118 вузов в 50 регионах России. Для 106 университетов предусмотрена базовая часть гранта (от 100 до 378 млн рублей каждый). Остальные 12 вузов – участников дальневосточного трека получат от 120,3 до 288,6 млн рублей.

В пресс-службе Минобрнауки отметили, что общий объем финансирования базовой части гранта на 2024 год составит 17,98 млрд рублей. В 2023 году объем финансирования составил 13,48 млрд рублей. В Приволжском федеральном округе победителями программы названы 22 университета. Это второе место среди федеральных округов. В Минобрнауки напомнили, что в начале 2024 года состоится дополнительный отбор вузов в программу «Приоритет-2030».

Минобрнауки выделило 31 млрд рублей на поддержку по программе «Приоритет-2030»

Кроме того, есть категория вузов — кандидатов на участие в программе. Они не получают грантов, но, как и участники из основных категорий, защитили перед комиссией Минобрнауки свои программы развития и ежегодно отчитываются об их реализации. Если вуз-кандидат достигнет показателей, требуемых для участия в программе, то получит базовую часть гранта (а значит, сможет претендовать и на специальную). После первого отбора в 2021-м 15 вузов оставались в статусе кандидатов.

Как мы договаривались ранее, программа «Приоритет-2030» является открытой. Это означает, что те университеты, которые будут показывать недостаточную динамику, будут лишаться статуса участника или переводиться из специальной части гранта в базовую. И наоборот, те университеты, которые сегодня не представлены в программе, смогут подать заявку, хорошо ее проработав, — подчеркнул глава Минобрнауки России Валерий Фальков.[11]

Число студентов из России в Испании выросло до 4,5 тыс

Испания обновила рекорд по числу студентов из стран, которые не входят в ЕС, сообщает Министерство интеграции, социального обеспечения и миграции. Это связано с тем, что с середины 2022 года ученикам из-за рубежа разрешено совмещать обучение с работой до 30 часов в неделю. До этого студент зависел от своих сбережений или экономических возможностей семьи. 

На конец 2023 года в Испании были зарегистрированы почти 76 тыс. студентов из государств, не входящих в ЕС. Самый заметный рост в годовом исчислении (на 73%) был зафиксирован среди россиян - до 4,3 тыс. человек. Но больше всего по-прежнему учеников из Колумбии, США и Китая.

60% российских выпускников 9-х классов уходят в колледжи

60% российских выпускников 9-х классов уходят в колледжи. Такую цифру заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова привела в начале октября 2023 года.

«
Мы наблюдаем растущую популярность системы среднего профессионального образования (СПО) среди молодежи. В 2023 году количество студентов, поступивших на программы СПО, достигло 1,2 млн, - сообщила она.
»

60% российских выпускников 9-х классов уходят в колледжи

По словам Голиковой, к началу октября 2023 года занятость выпускников колледжей составляет около 80%. Как подчеркнула вице-премьер, среднее профессиональное образование в России — это свыше 3,5 тыс. колледжей и более 3,7 млн студентов, которые обучаются почти по 500 специальностям в промышленности, строительстве, АПК, социальной сфере, а также в области искусств и ИТ. В колледжах работают примерно 200 тыс. педагогов.

В июне 2023 года Татьяна Голикова приводила данные, согласно которым из учреждений среднего профессионального образования в 2022/2023 учебном году выпустится 812 тыс. ребят, из них 129 тыс. уже трудоустроено, а почти 338 тыс. определились с дальнейшим трудоустройством. Вице-премьер также говорила, что вузы в 2023 году окончат около 916 тыс. человек, среди них примерно 197 тыс. инженеров, которые выйдут на рынок труда.

Первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев в июне 2023 года отмечал, что в систему среднего профессионального образования идут ребята с высокими результатами, сознательно выбирающие конкретные профессии. А федеральная программа «Профессионалитет» была запущена в том числе и для того, чтобы связать запросы работодателя, государства и ребенка.

«
«Профессионалитет» – это коллаборация производства, его потребностей и тех возможностей, которые государство предоставляет для самореализации молодых людей. Важно, что мы даем предприятию возможность не просто заявить тот запрос, который у него есть, на подготовку конкретного специалиста, но еще и возможность этого специалиста готовить. Но за это просим очень четкий показатель – это трудоустройство. 85% трудоустройства выпускников – очень высокий показатель, он сопоставим с лучшими мировыми аналогами. Это достижимый абсолютно показатель для «Профессионалитета», – отмечал Бугаев.[12]
»

Чернышенко назвал самые востребованные у абитуриентов вузы

Российская академия народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), Казанский федеральный университет (КФУ), Уральский федеральный университет (УФУ), НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) и Финансовый университет при правительстве стали наиболее востребованными вузами в России. Об этом 4 сентября 2023 года сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко на совещании у главы правительства РФ Михаила Мишустина. По словам Чернышенко, самыми популярными у абитуриентов стали направления: информатика и вычислительная техника, педагогика и экономика, а также юриспруденция и менеджмент.

Как сообщили «Ведомостям» в пресс-службе ВШЭ, во время приемной кампании в вуз 2023 году число заявлений от абитуриентов выросло на 10% по сравнению с предыдущим годом – до 91 000. На первый курс бакалавриата зачислено более 9300 человек, магистратуры – более 6500 человек, добавил он. По его мнению, студенты стремятся во ВШЭ для того, чтобы «получить качественное образование» и «накопить как можно больше разнообразных компетенций».[13]

Дмитрий Чернышенко

Представитель РАНХиГС рассказал изданию, что вуз стал лидером по количеству поданных заявлений на бюджетные места – 64 319 заявлений. Всего в РАНХиГС на очную форму обучения зачислено 14 774 студента: в Москве – 4910 человек (из них 721 человек на бюджет), в филиалы – 9864 человека (из них 3065 на бюджет). Олимпиадники составили 36,5% от всех студентов, зачисленных на бюджет, уточнил он.

В начале сентября 2023 года Дмитрий Чернышенко сообщил, что в России обучается почти 4,5 млн студентов. В 2023/2024 учебном году их ряды пополнили 1 236 022 первокурсника. Было выделено 626 278 бюджетных мест, из них 37 089 – вузам новых регионов. При этом через сервис «Поступление в вуз онлайн» подали документы более 375 тыс. абитуриентов.[14]

Стоимость обучения в ведущих вузах России за год выросла на 12%

Стоимость обучения в ведущих вузах России в 2023/2024 учебном году выросла в среднем на 12%. Об этом 11 августа 2023 года написали «Ведомости».

В МИФИ, по данным издания, стоимость обучения по некоторым программам увеличилась на 18–22%:

  • стоимость обучения на программе «информационные системы и технологии» и «программная инженерия» в новом учебном году составляет 340 000 руб. против 286 000 руб. годом ранее;
  • стоимость обучения на «прикладной математике» увеличилась с 256 000 до 310 000 руб., «физике» — с 287 000 до 350 600 руб. за год.

Стоимость обучения в ведущих вузах России за год выросла на 12%

Оплата обучения в РАНХиГС выросла до 12% по отдельным программам:

  • больше всего подорожало обучение на «экономике и управление бизнесом», «мировой экономике и внешнеэкономической деятельности» — на 12%, с 410 000 до 460 000 руб.;
  • обучение на программах «юриспруденция: междисциплинарные исследования», «международные отношения: политика, бизнес, экономика» и «диджитал-реклама и связь с общественностью» подорожало на 10% — до 450 000, 596 000 и 430 000 руб. соответственно;
  • стоимость программ «деловая и политическая журналистика» и «маркетинг» выросла на 9%, или на 35 000 руб., до 395 000 и 380 000 руб. соответственно.

Обучение в СПбГУ подорожало на 5–11% в зависимости от специальности:

  • «программная инженерия» — на 11%, до 335 000 руб.;
  • «информационные системы и технологии» — на 10%, до 251 000 руб.;
  • «экономика» — на 9%, до 321 000 руб., «юриспруденция» — на 8%, до 397 000 руб.

В НИУ ВШЭ выросли цены на обучение по трем направлениям:

  • «менеджмент» — на 18%, до 770 000 руб.;
  • «прикладная математика и информатика» — на 8%, до 730 000 руб.;
  • «реклама и связи с общественностью» — на 4%, до 730 000 руб.

При этом в МГИМО цены на обучение не поменялись.[15]

Утвержден стандарт оснащения университетских кампусов

Правительство РФ утвердило стандарт оснащения современных университетских кампусов. Об этом пресс-служба кабмина сообщила 28 июня 2023 года.

Предполагается, что стандарт позволит оптимизировать подготовку и запуск проектов по оснащению лабораторных комплексов, повысить их качество, обобщить существующий опыт и обеспечить единство требований к качеству создаваемой инновационной и научно-исследовательской инфраструктуры.

Правительство утвердило стандарт оснащения современных университетских кампусов

Согласно документу, на который ссылается кабмин (к 29 июня 2023 года он еще не опубликован), все лабораторные комплексы университетских кампусов будут разделены на несколько категорий:

  • учебно-научные,
  • научно-исследовательские,
  • специализированные научно-исследовательские.

У каждой категории - своя специфика. Например, в учебно-научных лабораториях будут заниматься проектной работой студенты естественно-технических, общественных или гуманитарных дисциплин с ориентацией на образовательные результаты. Такой подход сделает запуск проектов по оснащению лабораторных комплексов более слаженным и простым и качественным.

«
Создание современных университетских кампусов в первую очередь связано с переосмыслением роли вузов в развитии страны и регионов, - говорит министр науки и высшего образования Валерий Фальков. - Очевидно, что кампусы должны придать новый импульс совместной работе университетов и научных организаций с региональными властями и бизнесом. Именно поэтому в лабораториях, которые создаются в кампусах, должно быть самое современное оборудование для исследований высокого уровня. Это также позволит привлечь талантливую молодежь в науку еще во время учебы в университете.
»

По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, по поручению президента РФ к 2030 году в стране появятся 25 современных кампусов мирового уровня. 17 проектов находятся на стадии реализации к концу июня 2023 года.[16]

Утверждение правил формирования реестра для дистанционного признания образования, полученного за рубежом

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил правила правила формирования реестра для дистанционного признания образования, полученного за рубежом. Об этом пресс-служба кабмина сообщила 23 мая 2023 года. Подробнее здесь.

2022

Число защит кандидатских диссертаций в России снизилось на 60% за 12 лет

Число защит кандидатских диссертаций в России снизилось на 60% за 12 лет — c 33 700 в 2010 году до 11 400 в 2022-м. Такие данные ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий привел в декабре 2023 года.

По его словам, в последние годы намечается стабилизация ситуации с защитой кандидатских работ, но на данный момент этого недостаточно для простого воспроизводства научно-педагогических кадров.

Общее число аспирантов с 2010 по 2022 год сократилось в РФ на 30%
«
Одной из причин такой ситуации является тот факт, что на протяжении многих лет аспирантура рассматривалась как третья ступень образования, с сокращением научной деятельности, - сказал Садовничий, которого цитирует «Интерфакс».
»

Он также указал на негативную тенденцию сокращения доли аспирантов. С 2010 года их общее число уменьшилось на 30%. В 2022 году выпуск из аспирантуры составил менее 50% от принятых, сообщил ректор МГУ.

«
Показатели эффективности аспирантуры заслуживают критической оценки… По защите кандидатских диссертаций ситуация беспокоит еще больше. В  горизонте последних лет сокращение числа защищённых диссертаций составляет 9% в год, — заявил Виктор Садовничий.
»

По его мнению, такая ситуация связана с тем, что многие годы аспирантура воспринималась как третья ступень образования, с сокращением научной деятельности. Однако, в последнее время можно проследить некую тенденцию к стабилизации ситуации с защитой кандидатских работ. Садовничий подчеркнул, что этого недостаточно для восстановления научно-педагогических кадров.

Он также привел данные, согласно которым по итогам 2022 года российские вузы выпустили 36 тыс. человек с математическим и естественнонаучным образованием. Столько же в области информатики и вычислительной техники. В то же время было выпущено 166 тыс. экономистов и управленцев и 89 тыс. юристов. По мнению Садовничего, такое соотношение не является оптимальным.[17]

Рост приема учащихся в техникумы и колледжи на 6,5% до 1,15 млн человек

Прием учащихся в техникумы и колледжи в России в 2022 году достиг 1,15 млн человек, что на 16,2% больше в сравнении с 2018-м, когда речь шла чуть менее чем об 1 млн учащихся. Такие цифры в исследовательской компании BusinesStat привели в октябре 2023 года.

Относительно 2021 года прием учащихся в учреждения среднего профессионального образования в России по итогам 2022 года вырос на 6,5%. Наибольшие значения на рынке зарегистрированы в 2020 и 2022 гг. (1,11 и 1,15 млн чел соответственно). Дополнительным фактором роста в эти годы стало снижение доступности высшего образования на фоне ухудшения платежеспособности россиян. В результате увеличился спрос на услуги среднего профобразования как более дешевого и быстрого способа получения профессии и начала трудовой деятельности.

Согласно исследованию BusinesStat, выпускники 9-11 классов формируют основное ядро поступающих на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих и программы подготовки специалистов среднего звена. Росту числа поступающих в техникумы и колледжи в 2018-2022 гг. способствовало, в первую очередь, увеличение численности населения в возрасте 15-20 лет: с 8,3 млн чел в 2018 году до 9,1 млн человек в 2022-м. Положительное влияние также оказала государственная политика, направленная на повышение престижности рабочих профессий, добавляют эксперты.

По их словам, Для снижения расходов на содержание государственных образовательных учреждений в России проводились следующие мероприятия:

  • присоединение филиалов или структурных подразделений к основному юридическому лицу;
  • присоединение отдельных училищ и техникумов к крупным многопрофильным центрам профессионального образования;
  • закрытие образовательных организаций при невыполнении обязательных показателей эффективности деятельности, например, контрольных цифр приема учащихся.[18]

Снижение объема рынка допообразования детей на 0,3% до 2,97 млрд академ часов

Объем российского рынка дополнительного образования детей в 2022 году составил 2,97 млрд акад часов, что на 0,3% меньше, чем годом ранее. Такие данные в аналитическом агентстве BusinesStat обнародовали в октябре 2023 года.

По словам исследователей, отсутствие роста рынка в 2022 году было обусловлено сложной экономической обстановкой в стране, снижением доходов населения, сменой приоритетов при планировании семейных расходов. При этом в 2021 году объем рынка дополнительного образования детей в России восстановился на 7,6% до 2,98 млрд акад часов. Многие дети были вынуждены заниматься с репетиторами для восполнения пробелов в знаниях, образовавшихся в результате дистанционного формата обучения в школах, отмечается в исследовании.

Дополнительное образование детей – это вид образования, который направлен на удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также на формирование и развитие творческих способностей, культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья и организацию свободного времени. Обучение по детским программам дополнительного образования в России возможно, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств родителей или других попечителей. Программы дополнительного образования реализуются в различных образовательных организациях, в первую очередь, в специализированных центрах, а также общеобразовательных и дошкольных учреждениях и учреждениях среднего образования.

В 2018-2022 гг. количество учреждений дополнительного образования детей увеличилось на 2,5%: с 44,7 тыс. до 45,8 тыс. Сохранение сети организаций дополнительного образования детей является одной из приоритетных целей Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, отмечается в исследовании.[19]

Рост числа защит кандидатских диссертаций на 44,7% за 2 года

По итогам 2022 года защиту кандидатских диссертаций в России прошли приблизительно 9,5 тыс. человек — это на 44,7% больше, чем в 2020-м. Такие данные приводятся в отчете Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», опубликованном 8 сентября 2023 года.

В начале 2010-х годов были проведены реформы, направленные на оптимизацию системы аспирантуры, повышение качества аспирантской подготовки и научного уровня диссертаций. В результате, в 2011 году количество защит кандидатских диссертаций в РФ достигло максимума — примерно 22,7 тыс. Однако последующее ужесточение требований привело к спаду. Минимальное число защит зафиксировано во время пандемии COVID-19: в 2020-м году показатель сократился до 6,6 тыс. После этого количество защит кандидатских диссертаций в России начало расти.

Защиту кандидатских за год прошли 9,5 тыс. человек

В 2022 году около 76% защит кандидатских диссертаций прошли в учреждениях высшего образования, 22,3% — в советах научно-исследовательских организаций. Вклад иных структур (в частности, дополнительного профессионального образования) невелик — только 1,6% от общего количества (157 человек).

Больше всего защит кандидатских диссертаций в 2022 году прошло по следующим направлениям подготовки: «Клиническая медицина» (1,2 тыс. человек, или 13,1% от общей численности защитившихся), «Экономика» (784 человека, 8,2%), «Физика и астрономия» (600 человек, 6,3%), «Языкознание и литературоведение» (592 человека, 6,2%) и «Биологические науки» (480 человек, 5,0%). На эти специальности приходится суммарно примерно 40% защит.

Отмечается, что в 2022 году почти каждая четвертая защита кандидатской диссертации (23,8%) приходилась на соискателей, прикрепленных к организациям без освоения программ подготовки научных и научно-педагогических кадров. Наибольшая доля соискателей в общей численности защитивших кандидатскую диссертацию зафиксирована в организациях дополнительного профессионального образования — 34,4%. В научно-исследовательских учреждениях показатель равен 28,9%, в вузах — 22,1%.[20]

Взрывной рост дополнительного профессионального образования

2022 год показал взрывной рост дополнительного профессионального образования (ДПО) в России. О нем в июле 2023 года сообщили аналитики агентства маркетинговых исследований «ГидМаркет».

Согласно докладу, в 2022 году количество слушателей программ ДПО достигло 8,19 млн человек, что на 17,6% больше, чем годом ранее.

«
Этот рекордный рост свидетельствует о растущей значимости и популярности дополнительного профессионального образования в России. Он предоставляет возможности для профессионального развития и повышения квалификации в различных отраслях экономики. Эти данные подтверждают, что все больше людей стремятся получить дополнительные знания и навыки, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, - подчеркивают авторы исследования.
»

По данным Минобрнауки, к концу 2022 года в России функционировало более 6,6 тыс. подразделений дополнительного профессионального образования. С 2017 по 2021 гг.количество этих подразделений колебалось на уровне 3-6% ежегодно. Однако в 2022 году был зафиксирован значительный рост. Эти организации играют важную роль в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов. Ежегодно они обучают более 6 млн человек, отмечают аналитики.

По их прогнозам, негативное влияние на рынок все еще будет оказывать падение покупательской способности населения в связи со сложной геополитической обстановкой. Ускорение инфляции и стагнация доходов россиян станут причиной отказа от покупки «несрочных» товаров и услуг. Корпоративные клиенты также продолжат оптимизировать издержки. Частичное перераспределение спроса с более дорогостоящих программ высшего образования на программы дополнительного профобразования не компенсирует спад на рынке.[21]

Рост числа диссертаций на 20% до 8,5 тыс. кандидатских и 1,5 тыс. докторских

Количество защит диссертаций кандидата и доктора наук в России по итогам 2022 года увеличилось на 20% в сравнении с 2021-м. Такие данные 19 мая 2023 года привел глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на расширенной коллегии ведомства. Мероприятие было посвящено итогам работы министерства в 2022 году.

По словам Фалькова, число защищенных кандидатских диссертаций в РФ в 2022 году составило 8,5 тыс., докторских - 1,5 тыс. В 2020 году показатели измерялись 6,5 тыс. и 1 тыс. соответственно, сказал министр.

Количество защит диссертаций увеличилось на 20%
«
В 2022 году сохранилась проявившаяся годом ранее тенденция по увеличению числа защит диссертаций кандидата и доктора наук... Это говорит не только о возросшем качестве исследований, но и показывает рост количества людей, которые решили связать свою жизнь с наукой, - подчеркнул он.
»

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко, который также участвовал в расширенной коллегии Минобрнауки, в свою очередь, назвал тенденцию роста числа диссертационных защит большим достижением.

«
Сейчас контроль за диссертациями серьезный, и он сохранился, при этом количество защит растет. И очень важно, чтобы часть этих людей шла в университеты и становилась преподавателями. Только это поможет обеспечить качество подготовки кадров, а значит, обеспечить суверенитет не только в фундаментальных исследованиях, но и в конкретных разработках, — сказал Фурсенко, чьи слова приводит пресс-служба Минобрнауки.
»

Ранее в 2022 году Валерий Фальков говорил, что, начиная с 2018 года, наблюдался негативный тренд по снижению числа защит кандидатских и докторских диссертаций «со всеми вытекающими отсюда последствиями». Эта тенденция была следствием принятых мер - аудита диссертационных советов и анализа защит предыдущих лет.

«
Наш институт аспирантуры переживал и до сих пор переживает нелегкие времена, - напомнил Фальков в январе 2023 года.[22]
»

Принятие максимального числа аспирантов за 10 лет

В течение 2022 года обучение в аспирантуре в России начали 45 100 человек, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее (28 тыс. учащихся). Показатель 2022 года стал рекордным для РФ за 10 лет, говорится в исследовании Института статистических исследований и экономики данных НИУ ВШЭ. Данные были обнародованы в середине мая 2023 года.

Авторы доклада указывают, что рост числа аспирантов произошел как «из-за повышения привлекательности научной карьеры», так и под влиянием «внешних факторов». В том числе люди идут в аспирантуру из-за отсрочки от армии.

Директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин не считает это ключевым фактором. По его словам, «аспирантура требует высокой занятости и дает мало финансов», поэтому «сложно представить», что туда идут только за тем, чтобы избежать призыва.

«
Также в любом учреждении есть комиссия — она заинтересована в приеме тех, кто хочет заниматься наукой и дойти до написания кандидатской. Комиссии нет смысла принимать людей, чтобы они просто числились, — добавил Илюхин.
»

Согласно исследованию, самыми популярными научными специальностями среди аспирантов в РФ в 2022 году стали экономика (22,9%), право (10,2%), информационные технологии и телекоммуникации (6,2%), педагогика (5,7%). В 2022 году завершили обучение по программам аспирантуры 13 900 человек, 12,9% из них защитили диссертации, что также выше показателя предыдущих пяти лет.

По результатам исследования, 67,6% опрошенных аспирантов намерены после защиты диссертации продолжить работу в академической среде (вузах или школах), 27,7% хотят работать вне науки и высшего образования, 12,1% планируют заниматься исследованиями. Отмечается, что 78,3% опрошенных аспирантов хотят работать в России, 6% думают об отъезде на срок более трех месяцев, 2% респондентов хотят покинуть РФ навсегда.[23]

Сокращение рынка дополнительного профессионального образования на 3,8% до 793 млн акад часов

Объем российского рынка дополнительного профессионального образования по итогам 2022 года составил 793 млн акад часов, что на 3,8% меньше показателя годичной давности. Рынок показал спад впервые за 5 лет, отмечают сообщили аналитики BusinesStat в мае 2023 года.

Падение рынка дополнительного профобразования РФ в 2022 году, по словам экспертов, произошло в силу нескольких причин, среди которых:

  • снижение покупательской способности;
  • потеря иностранных студентов; уход из России ряда зарубежных онлайн-площадок, через которые шла реклама курсов;
  • перераспределение спроса на более короткие и дешевые программы.

Согласно исследованию, в в 2018-2021 гг. в России уровень учебной нагрузки рос в среднем на 6% в год (с 686 до 824 млн акад часов), чему способствовало:

  • повышение требований работодателей к компетенциям сотрудников;
  • восполнение недостатков базового образования; появление новых профессий;
  • развитие онлайн-обучения;
  • развитие отраслей, в которых сотрудники обязаны повышать квалификацию по закону (образование и медицина).

Аналитики, комментируя ситуацию в 2022 году, отметили, что программы дополнительного профессионального образования зачастую реализуются без постоянного состава преподавателей, так как требуется привлечение специалистов различных направлений из реального сектора экономики. В этом случае преподавательский состав формируется под конкретную программу, на которую поступил запрос со стороны предприятия.

Опрошенные BusinesStat участники рынка отмечают, что в сфере дополнительного профессионального образования существует нехватка преподавателей-практиков, знающих предмет не только в теории, но и активно работающих в данном направлении. Особенно высокая потребность в практикующих преподавателях наблюдается в бизнес-школах.[24]

Половина от всех зачисленных студентов в России пришлась на 11 регионов

В приемную кампанию 2022 года 11 регионов России зачислили 284 330 абитуриентов, что соответствует больше половины от всего числа поступивших выпускников школ. Лидерами приема стали Москва и Московская область, в эти регионы поступили 112 004 человека, и Санкт-Петербург и Ленинградская область с 48 792 новыми студентами. Такие данные приводятся в исследовании НИЭ ВШЭ.

Согласно отчету, три четверти (75%) бюджетных мест в 2022 году получили региональные вузы. При этом в целом число бюджетных мест осталось стабильным. Рост числа зачислений на бюджет в 2022 году по сравнению с 2021 годом произошел в 42 субъектах, в 31 регионе наблюдалось сокращение числа зачисленных в сумме на 6891 человека.

По словам экспертов, в ряде регионов повышение доступности сопровождалось ростом качества приема, что говорит об эффективности мер привлечения талантливых абитуриентов в региональные вузы и повышения их конкурентоспособности в сравнении с ведущими вузами Москвы и Санкт-Петербурга. В первую очередь здесь выделяются вузы Нижегородской области, где средний балл ЕГЭ по сравнению с 2021 годом вырос на 1,02%, и вузы Самарской области, где средний балл ЕГЭ за последние два года демонстрирует рост в 1,67%. Наиболее значительная негативная динамика отмечается в Свердловской и Ростовской областях, где средний балл ЕГЭ упал на 2,14 и 1,37% соответственно.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на отчет НИУ ВШЭ, в 2022 году значительнее всего совокупный прием (бюджет + платное отделение) вырос у Свердловской области, которая замыкает тройку регионов-лидеров: 17 132 человека в 2022 г. с приростом более 6% по отношению к 2021 году. В вузы Татарстана поступило сопоставимое число – 17 015 человек. Топ-5 замыкает Ростовская область с 15 021 поступившим, но область продемонстрировала самое большое проседание в 7,5%.[25]

Лишь 4,8 тыс российских студентов обучаются в США

52% всех иностранных студентов в США происходят всего из двух стран: Китая (290 тысяч студентов по состоянию на 2022 год) и Индии (199 тысяч)

Третье место с отставанием почти в 5 раз от второго занимает Южная Корея: чуть больше 40 тысяч жителей этой страны в это время учились в США.

Из России в США уехали учиться всего 4.8 тысячи человек, 14.4 тыс - из Нигерии, 5 тысяч - из Таиланда, 5.3 - из Венесуэлы.

Вузы России увеличили прием студентов на бюджетные места на 20%

С 2020 по 2022 годы число бюджетных мест в 85 региональных вузах России увеличилось более чем на 20%. Об этом в конце января 2023-го рассказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

По его словам, региональное образование развивается феноменально - репутация этих вузов настолько сильно выросла за последние годы, что, даже увеличив бюджетный прием на десятки процентов, эти университеты сумели удержать и даже нарастить как качество приема, так и численность платных студентов.

Количество бюджетных мест в 85 региональных вузах России увеличилось более чем на 20%

Наиболее яркими примерами таких вузов он назвал Нижегородский государственный университет имени Лобачевского и Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. Учебным заведениям в 2022 году удалось увеличить рост бюджетного приема на 22% и 30% по сравнению с 2020-м, а увеличение среднего балла ЕГЭ бюджетников составило 1,5 и 2,1 балла соответственно.

В целом по стране средний балл зачисления остался относительно неизменным, что указывает на более равномерное распределение студентов с высоким уровнем школьных знаний, подчеркивает Фальков, отмечая, что такие студенты чаще принимали решение остаться в своем регионе.

В конце января 2023 года Минобрнауки РФ подготовило проект постановления правительства, предполагающий определение приоритетных направлений подготовки и специальностей, чтобы увеличить количество бюджетных мест по ним в 2023–2024 учебном году.

«
С учетом быстрого технологического развития страны и необходимости оперативной концентрации на отдельных точках роста экономики и ее сегментов, в целях создания гибкого механизма удовлетворения потребности в кадрах проект постановления определяет порядок перераспределения контрольных цифр приема, установленных образовательным организациям и их филиалам на 2023–2024 учебный год по приоритетным направлениям подготовки и специальностям, – указано в документе.[26]
»

Мишустин увеличил с 20% до 30% долю бюджетных мест в сфере кибербезопасности по ИТ-специальностям в вузах

В ноябре 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым установил квоты на прием студентов на целевое обучение в вузах на 2023 год. Одно из изменений — с 20% до 30% увеличена доля бюджетных мест в сфере информационной безопасности среди ИТ-специальностей. 30% в этой категории сохранилось за направлением «Радиотехника». Те же 30% бюджетных мест в сфере информационных технологий закреплены за направление «Конструирование и технология электронных средств». Как и на 2022 год, 10% мест предусмотрено для специальности «Математика».

Квоты на целевое обучение определяются правительством ежегодно на основе заявок от регионов. Целевики поступают в учебное заведение по направлениям будущих работодателей и учатся бесплатно, но после получения диплома должны отработать не менее трёх лет в организации, которая их направила.

Михаил Мишустин

Для специальностей «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Специальные радиотехнические системы», «Специальные системы жизнеобеспечения» целевые квоты составили 60% мест.

Правительство России в 2022 году удвоило количество бюджетных мест по ИТ-направлениям в вузах. Так, 160 тысяч абитуриентов смогут бесплатно поступить на факультеты, связанные с информационными технологиями. Кроме того, порядка 100 тысяч учеников школ с 8-го по 11-й класс начнут изучать языки программирования на бесплатных двухгодичных курсах.

«
В первую очередь необходимо подготовить кадры для тех отраслей, где происходит оперативное импортозамещение, чтобы обеспечить технологический суверенитет России. По поручению Владимира Путина ежегодно в вузах увеличивается количество бюджетных мест, — заявил председатель правительства РФ Дмитрий Чернышенко на встрече с представителями сферы высшего образования в Координационном центре.[27]
»

Российских студентов планировали обязать изучать ИТ-профессии, но потом передумали

С нового учебного года студенты 106 вузов начнут в обязательном порядке проходить ИТ-курсы. Речь идет о вузах, которые участвуют в программе «Приоритет-2030». По окончании вуза студенты получат двойную квалификацию – по основной специальности и по ИТ. Об этом заявил замминистра науки и высшего образования Андрей Омельчук 23 июня 2022 г. на совещании с представителями вузов. Там также присутствовал министр цифрового развития Максут Шадаев.

Программа «Приоритет-2030» стартовала в мае 2021 г., в ее рамках вузы получают финансирование на развитие. В апреле 2022 г. был запущен проект «Цифровые кафедры». Предполагалось, что вузы разработают ИТ-курсы, которые будут предлагаться в качестве дополнительного профессионального образования (ДПО) и по которым начнут обучение с 1 сентября.

Директор по образовательной политике вуза Николай Селиверстов сказал, что, к примеру, студентов Московского политеха с 1 сентября ждут «отдельные ИТ-модули». Там они научатся применять средства программной разработки, анализировать данные и web-технологии.

Но теперь речь идет о том, что курсы будут не дополнительными, а обязательными. Как объяснил Омельчук, он считает целесообразным от программ ДПО прийти к включенности в таком же объеме ИТ-модулей в программы подготовки студентов по основным образовательным программам. Соответствующие изменения, по его словам, будут внесены в проект «Цифровые кафедры».

Омельчук также рассказал, что «цифра» должна быть внедрена там, где будет востребована, например, в инженерии, медицине, и гуманитарных направлениях. Среди участников программы «Приоритет-2030» числятся, например, Московский городской педагогический университет, Театральный институт имени Бориса Щукина, Российский медицинский университет им. Н. И. Пирогова и другие.

Причиной изменений, по словам замминистра, стали недостаточные знания выпускников в области ИТ. Он отметил, что с большими данными умеют работать 3–5% выпускников вузов. Изменения в проект пока находятся на стадии разработки, сообщил источник, близкий к правительству.

Представитель пресс-службы Минцифры рассказал, что оценка цифровых компетенций студентов будет происходить на старте, в ходе обучения, а также по его итогам.

«
Качество программ вузов в рамках проекта будут оценивать передовые эксперты в области ИТ, которые являются профессионалами в определенной отрасли и представители топовых ИТ-компаний, - добавили там.
»

Шадаев отметил, что вузы не смогут отказаться от изменений, несмотря на то, что это выглядит как обременение. По его словам, планируется прикрепить к каждому из вузов «одну-две профильные ИТ-компании». Представитель одного из вузов, который участвовал в совещании, на условиях анонимности поделился опасениями, что за летние месяцы вузы могут не успеть подготовиться к более масштабным изменениям, чем планировалось ранее[28].

Позже в начале июля стало известно, что инициатива поставлена на паузу.

Минобрнауки: Все российские вузы исключены из Болонского процесса

6 июня 2022 года в Минобрнауки РФ заявили об исключении всех российских вузов из Болонской системы. Причиной такого решения, как сообщил замминистра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев, стало то, что российские ректоры и руководители образовательных организаций поддержали военную спецоперацию России на Украине.

По словам Афанасьева, в 2003 году, вступив в Болонский процесс, Россия не взяла на себя никаких международных обязательств, так как присоединение к декларации не предполагает подписания каких-либо договоров.

Минобрнауки: Все российские вузы исключены из Болонского процесса
«
В новых условиях стало очевидно, что отечественная система высшего образования должна претерпеть существенные изменения. С одной стороны, это обусловлено кардинальной перенастройкой технологических и экономических процессов, адаптацией экономики к новым реалиям, - заявил министр образования РФ Валерий Фальков.

»

По его словам, за 20 лет использования Болонской системы выяснилось, что ряд особенностей не помогает достижению изначально поставленных целей. Например, поступление в магистратуру без профильного образования зачастую ведет к снижению качества образования, пояснил он.

В середине марта 2022 года председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин заявил, что России нужно выйти из Болонского образовательного процесса и вернуться к классическому формату специалитета и аспирантуры. По его мнению, присоединение России к Болонскому процессу не оправдало возлагаемых на него надежд и привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования.

24 мая 2022 года Валерий Фальков заявил, что Россия разработает собственную систему образования. Он отметил, что она станет уникальной, а в ее основу заложат интересы экономики страны и максимальные возможности для студентов.[29]

Путин поручил вузам делать упор на бюджетные места, обеспечивающие скорейшее импортозамещение

Президент России Владимир Путин поручил вузам делать упор на бюджетные места, обеспечивающие скорейшее импортозамещение. Об этом пресс-служба кабмина со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Чернышенко сообщил 6 мая 2022 года.

«
В текущей ситуации перед нашими вузами стоит задача не снижать планку по подготовке высококвалифицированных кадров для мобилизации ключевых отраслей экономики... Упор делается на специальности для скорейшего импортозамещения и достижения научно-технологического суверенитета России, - сообщил заместитель председателя Правительства РФ.
»

Путин поручил вузам делать упор на бюджетные места, обеспечивающие скорейшее импортозамещение

По его словам, из 590,1 тыс. бюджетных мест, выделенных на 2023/24 учебный год, более 73% получили образовательные учреждения в регионах. Больше всего бюджетных мест предусмотрено по инженерным и техническим направлениям подготовки — 245 тыс. мест. На втором месте — педагогические науки (более 75 тыс.), за ними следуют общественные и медицинские направления (68 тыс. и 53 тыс. соответственно).

По уровням высшего образования бюджетные места распределены следующим образом:

  • почти 334,7 тыс. — программы бакалавриата;
  • 123,4 тыс. — магистратура;
  • 83,9 тыс. — специалитет;
  • 19,6 тыс. — ординатура;
  • 17,8 тыс. — аспирантура,
  • 2 тыс. — аспирантура-стажировка.

В кабмине сообщили, что на высоком уровне сохраняется количество бюджетных мест по укрупнённым группам специальностей и направлениям подготовки, в рамках которых готовят кадры для цифровой экономики. На 2023/2024 учебный год вузам установлено 160 361 бюджетное место. Из них 112 993 – направлены в регионы.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул, что министерство проводит системную работу по увеличению количества бюджетных мест для студентов.

«
Важно отметить, что ключевую роль для нас при распределении мест играет потребность в кадрах, которую заявляют региональные власти, федеральные органы исполнительной власти и крупные работодатели, – отметил он. [30]
»

Путин поручил создать 25 вузовских кампусов

В феврале 2022 года были опубликованы поручения Владимира Путина, которые даны президентом России по итогам заседания Госсовета и Совета по науке и образование. Одно из них предполагает создание «не менее 25 кампусов образовательных организаций высшего образования к 2030 году на основе государственно-частного партнерства, предусмотрев необходимый объем финансового обеспечения реализации названного проекта за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

Поручение дано Правительству, «ВЭБ.РФ» и властям регионов. Они также должны будут дать определение понятию «кампус» и продумать порядок их создания и эксплуатации. Кроме того, Путин поручил предложить меры по стимулированию участия инвесторов и концессионеров в этом проекте.

Путин поручил создать 25 вузовских кампусов, на это уйдет 607 млрд рублей

По оценкам «ВЭБ.РФ», которые приводит «Коммерсантъ», инвестиции в проекте составят 607 млрд рублей до 2030 года, включая 278 млрд рублей средства частных инвесторов.

В феврале 2022 года Минобрнауки предложило перенаправить на создание кампусов бюджетные средства, предусмотренные на программу внутрироссийской академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников. Как пояснил представитель вице-премьера Дмитрия Чернышенко, кампусы могут дать больший эффект по достижению национальных целей развития и обеспечить закрепление России в десятке ведущих стран по исследованиям и разработкам.

По словам управляющего директора «ВЭБ.РФ» Михаила Алашкевича, новые кампусы не потребуют бюджетного финансирования на стадии эксплуатации и будут управляться негосударственными операторами. Ведь кампус — это не только учебные и научные лаборатории, это и современные студенческие городки, спортивные и досуговые объекты, а также общественные пространства для всех горожан».[31]

2019: Граждане старше 25 лет в среднем учились 12,2 года

Число лет получения образования гражданами старше 25 лет, по данным на 2019 г.

2018

Рост доли платного образования

Высший уровень грамотности населения

Средний уровень грамотности в странах мира около 69%. Данные на конец 2018 г.

2013

Кликните на иллюстрации два раза, чтобы увеличить ее до максимального размера

1978

Студенты моделируют макет электровоза. СССР, 1970-е годы.

1960-е

Студентки перед экзаменом. СССР. 1960-е.
Советский плакат 1964 года. Автор: В. Скачков. «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве» – это строчка из «Песни о Москве» в кинофильме «Свинарка и пастух» 1941 год.

1897: Карта грамотности в европейской части страны

Процент грамотных в Империи Романовых, согласно переписи 1897 года.

Самые грамотные согласно переписи 1897 г, в Великом княжестве Финляндском, Карелии, Эстляндии, Курляндии (свыше 75% грамотных). Потом идет Санкт Петербург с Ингерманландией (50-60% грамотных), Литва, Москва (40-50% грамотных).

Царство Польское, и столица Верхневолжья Ярославль с губернией (30-40% грамотных). На территориях коренной Великороссии уровень грамотности составлял в среднем 20-30%, включая Костромскую, Владимирскую, Новгородскую, Олонецкую губернии.

А вот во всем южном сельскохозяйственном поясе уровень грамотности был ниже 20%, исключая традиционные казачьи земли с их 20-30% грамотных.

См. также

Примечания

  1. «Образование в цифрах: 2023»
  2. Число обучающихся на IT-специальностях в колледжах РФ выросло на 42% за три года
  3. Топ образования в России, стоимость которого окупается быстрее всего: рекорд — 3 месяца
  4. Ведущие вузы России подняли цены на обучение в 2024/25 учебном году
  5. В 2023 г объем рынка дополнительного детского образования в России вырос на 3% и составил 3,04 млрд акад часов.
  6. В 2019-2023 гг прием студентов в средние профессиональные учреждения в России вырос на 17%: с 1,04 до 1,22 млн чел.
  7. За 2021-2023 гг количество программ дополнительного профессионального образования в России увеличилось на 27% и достигло 338 тыс.
  8. В российских вузах становится меньше педагогов со степенью кандидата или доктора наук
  9. В 2019-2023 гг прием студентов в высшие учебные заведения в России вырос на 14%: с 1,13 до 1,29 млн чел.
  10. Количество диссертаций в России за год сократилось на 22%
  11. Ротации вузов в базовой части гранта: комиссия Минобрнауки подвела ежегодные итоги реализации программы «Приоритет-2030»
  12. Более 60% российских выпускников 9-х классов уходят в колледжи
  13. В правительстве назвали самые востребованные у абитуриентов вузы
  14. В правительстве назвали самые востребованные у абитуриентов вузы
  15. Вузы Москвы и Санкт-Петербурга повысили стоимость обучения в среднем на 12% в 2023 году
  16. Утверждён стандарт оснащения современных университетских кампусов
  17. Число защит кандидатских диссертаций в РФ сократилось более чем на 60% за 12 лет
  18. В 2018-2022 гг прием учащихся в учреждения среднего профессионального образования в России вырос на 16,2%: с 0,99 до 1,15 млн чел.
  19. В 2022 г объем рынка дополнительного образования детей в России сократился с 2,98 до 2,97 млрд акад часов
  20. Защиты кандидатских диссертаций снова на подъеме
  21. Количество подразделений дополнительного профессионального образования в России достигло нового пика
  22. Валерий Фальков подвел итоги работы Минобрнауки России за 2022 год
  23. Число принятых в 2022 году аспирантов стало максимальным за последние 10 лет
  24. В 2022 г объем рынка дополнительного профессионального образования в России сократился на 3,8%: с 824 до 793 млн акад часов.
  25. Половина от всех зачисленных в 2022 году студентов пришлась на 11 регионов
  26. [1]
  27. Опубликованы квоты приёма на бюджетные места в вузах по специальностям — среди IT лидирует ИБ
  28. Российских студентов обяжут изучать ИТ-профессии. Вузы считают это обременением
  29. Минобрнауки: все российские вузы исключены из Болонского процесса
  30. Дмитрий Чернышенко: По поручению Президента приоритет при распределении бюджетных мест отдаётся региональным вузам, а упор делается на специальности для обеспечения скорейшего импортозамещения
  31. Инвесторов приглашают в кампус