Закупки госкомпаний
Часто бизнесмены жалуются на то, что участие в конкурсах, проводимых госкомпаниями, не дает никакого результата. Заказчик может формально провести конкурс, но затем контракт все равно передается тому лицу, с которым у него достигнуты договоренности. Причем, выбор исполнителя по контракту никак не связан с конкурентными процедурами и определением лучшего варианта. А еще чаще конкурс вообще не проводится, и закупка производится у единственного поставщика или иным способом. В таких случаях у бизнеса одновременно с нарастающим возмущением возникают резонные вопросы: насколько законны такие действия, не нарушается ли законодательство о конкуренции и, вообще, зачем нужна такая имитация конкурентной борьбы?
Содержание |
Госзакупки в России
Закон 223-ФЗ
На начало 2017 года закупки у государственных компаний регулируются Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. №223-ФЗ.
Перечень видов юридических лиц разнообразен: от государственных корпораций и субъектов естественных монополий до бюджетных учреждений. Несмотря на то что владельцем таких компаний выступает государство или муниципальное образование, в своем подавляющем большинстве они являются коммерческими организациями, основной целью которых является извлечение прибыли.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Для удобства в настоящей статье мы их будем называть госкомпаниями, а сам закон сокращенно - Закон 223-ФЗ.
По данным Минэкономразвития России на конец 2016 года в Единой информационной системе зарегистрировано 86419 юридических лиц, на которые распространяется Закон 223-ФЗ.
В сфере государственных закупок существует также Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. №44-ФЗ. О нем речь идти не будет, но, тем не менее, его необходимо упомянуть, чтобы не путать с Законом 223-ФЗ.
Если ФЗ-223 имеет дело с госкомпаниями, то Закон «О контрактной системе» регулирует закупки, проводимые государственными и муниципальными органами власти (также некоторыми другими субъектами, но здесь их касаться не будем). Иными словами: Закон 223-ФЗ – для госкомпаний, Закон «О контактной системе» – для госорганов.
Другим важным отличием является «воздушность» нашего Закона 223-ФЗ по сравнению со строгим Законом «О контрактной системе». И здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, в чем смысл и польза Закона 223-ФЗ.
Благие намерения четырех принципов
Основными задачами Закона 223–ФЗ служит защита конкуренции, расширение возможностей для участников рынке и обеспечение госкомпаний товарами, работами и услугами наилучшего качества по рыночным ценам.
Закон декларирует четыре принципа: 1. Информационная открытость 2. Справедливость, равноправие, недопустимость дискриминации 3. Целевое расходование денежных средств 4. Запрет на установление неизмеряемых требований к участникам закупки
"В целом, нормальные и нужные принципы, за исключением, может быть, принципа №4, который кажется немного странным, - говорит TAdviser Алексей Сулин, управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo. - Во-первых, это частный случай принципа №2 и можно было обойтись без дублирования. Во-вторых, неизмеряемые требования возможно установить не только к участнику закупки, но и к товару (работе, услуге) и если уж на то пошло, имело смысл также отразить это в законе".
К слову, злоупотребления со стороны заказчика могут носить самый разный характер. Например, это могут быть не только неизмеряемые требования, но и наоборот, установление неоправданно точного набора характеристик товара (работы, услуги), что зачастую указывает на то, что заказчик уже определился с выбором и описывает требования под конкретный товар (работу, услугу). То же самое и с участником, когда под описание попадает единственный участник закупки и никто, кроме него не может соответствовать требованиям закупки даже чисто технически.
Однако, несмотря на важность провозглашенных принципов, основная проблема заключается все-таки не в этом, а в том, можно ли надеяться на соблюдение этих принципов на практике.
Почему только 5% закупок идут через конкурс или аукцион
В своей деятельности госкомпании руководствуются не только законом и подзаконными актами, но и положениями о закупках, которые принимаются ими самостоятельно. В этих положениях госкомпании регламентируют порядок подготовки и проведения закупочных процедур, процесс заключения договоров, а также устанавливают возможные способы закупок.
Последнее очень важно, поскольку действующий порядок закупок, а именно п.3 ст.3 Закона 223-ФЗ предусматривает следующее:
«В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки».
Это 90% того, что бизнесу нужно знать о Законе 223-ФЗ. Почему?
Дело в том, что закон предписывает госкомпаниям принимать положения о закупках, которыми они должны руководствоваться в процессе осуществлении этой деятельности. При этом он позволяет предусмотреть в положениях иные способы закупок. И самое важное, что никто не требует, чтобы эти способы были конкурентными, из чего следует, что госкомпаниям фактически разрешено не проводить конкурсы, аукционы и другие мероприятия, обязывающие их заключить договор с победителем, предложившим наилучшие условия или цену. Разумеется, госкомпании этим активно пользуются.
"По данным Минэкономразвития только 5% закупок по Закону 223-ФЗ осуществляется на основании конкурсов или аукционов, т.е. в условиях конкурентной борьбы, в то время как остальные 95% контрактов заключаются путем закупки у единственного поставщика либо иными способами, которые госкомпании творчески генерируют и фиксируют в своих положениях о закупках", - говорит Алексей Сулин из Axis Pravo.
Всего за 2016 год регулятор насчитал порядка 4500 тысяч способов, среди которых есть те, креативность которых заслуживает отдельного упоминания: «короткая закупка», «непосредственная закупка», «новый способ закупки», «приглашение к сотрудничеству» и т.д.
Справедливости ради нужно сказать, что госкомпания должна обосновать выбор способа закупки. Однако, как правило, с обоснованием проблем не возникает.
Что делать бизнесу: изучать положение о закупках
Коротким ответом на этот вопрос будет: изучать положение о закупках. В условиях либерального и фактически рамочного Закона 223-ФЗ положение о закупках того или иного заказчика приобретает первостепенно значение. В качестве примера можно привести Положение «О закупках товаров, работ, услуг», утвержденное Советом директоров ПАО «Ростелеком».
Положение содержит как процедуры, являющиеся торгами (открытый конкурс, открытый аукцион), так и не являющиеся торгами (открытый запрос котировок, открытый запрос предложений, открытые конкурентные переговоры).
"Что означает «не являющиеся торгами»? Это значит, что заказчик при использовании этих способов закупки не связан требованиями Гражданского кодекса РФ и не обязан заключить договор с победителем закупки. Другими словами, заключение договора является правом заказчика. Если победитель, например, открытого запроса котировок (который не признается торгами), будет обжаловать действия заказчика, отказавшего ему в заключении договора, шансов на победу у него существенно меньше, чем у победителя открытого аукциона или открытого конкурса (где действуют нормы Гражданского кодекса РФ о торгах)", - объясняет Алексей Сулин.
Кроме того, заказчик вправе до истечения срока подачи заявок вносить изменений в документацию о закупке, устанавливать дополнительные тестовые задания для заказчиков, а также предпринимать иные действия для выяснения квалификации участников закупки.
В соответствии с правилами ПАО «Ростелеком» открытая закупка у единственного поставщика – способ закупки, при котором конкурентное состязание отсутствует, а предложение о заключении договора направляется одному поставщику. Как и со всеми остальными способами, закупка у единственного поставщика проводится в определенных случаях, перечень которых приводится в Положении о закупках.
Таким образом, участвуя в закупках, проводимых ПАО «Ростелеком», необходимо в первую очередь изучить Положение «О закупках товаров, работ, услуг», действующее в данной организации, особенно те его разделы, где говорится о способе закупки, который используется в конкретной ситуации.
И вполне вероятно, что несмотря на внешнюю несправедливость финала закупки, она вполне соответствует Закону 223-РФ и положению компании. Хотя возможно, что и нет, ведь все зависит от конкретной ситуации.
Даёт ли реальные преимущества постановление о приоритете российских товаров
Разговор о Законе 223-ФЗ и его недостатках был бы неполным без того, чтобы не упомянуть нормативный акт, который начал действовать с 01.01.2107 года.
Это постановление Правительства РФ от 16.09.2016г. №925, имеющее непростое название: «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
Основной новацией является введение понижающего коэффициента применительно к стоимости российских товаров (работ, услуг). Это означает, что при сравнении цен на товары (работы, услуги) российского и иностранного происхождения будет считаться, что российская продукция имеет стоимость на 15% ниже стоимости, указанной в заявке.
Разумеется, договор в итоге должен быть заключен по заявленной стоимости. В этом и смысл приоритета. Правда, понижающий коэффициент предусмотрен для конкурентных способов закупок, и ложкой дегтя в этом начинании является все та же проблема – имеющаяся у госкомпаний возможность устанавливать неконкурентные способы закупок, что является несложным способом уклониться от правильной и нужной инициативы.
Хроника
2022: Рост объема закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса в РФ в 1,6 раза
Объем закупок крупнейших государственных компаний у малого бизнеса в РФ за 2022 год вырос в 1,6 раза в сравнении с 2021-м и составил более 7 трлн рублей. Об этом говорится 15 мая 2023 года в сообщении «Корпорации МСП» (занимается, в частности, мониторингом выполнения требований по объему закупок у малого бизнеса).
Из него следует, что в 2022 году объем закупок крупнейших заказчиков у МСП-поставщиков в абсолютном выражении вырос на 2,6 трлн рублей, закупки совершили более 12 тысяч заказчиков, в том числе 9 тысяч региональных. Более чем вдвое, до 1,1 млн позиций, расширился перечень закупаемых товаров. Свыше 70% общего объема закупок у МСП — продукция производственного назначения, а более 9% — инновационная, высокотехнологичная. За 2022 год в 10 раз выросли закупки в научной и технических областях, заявили в «Корпорации МСП».
Отмечается, что по итогам 2022 года наиболее частыми предметами закупки у субъектов МСП в сегменте до 50 млн рублей стали лекарственные средства. При сумме договора до 200 млн на первом месте нефтепродукты, до 400 млн рублей – продукция горнодобывающих производств, до 1 млрд рублей — транспортные средства и оборудование.
Наибольший объем закупок у малого бизнеса по итогам 2022 года продемонстрировали ООО СК «Сбербанк Страхование» (333,3 млрд рублей), ОАО «РЖД» (245,3 млрд рублей), ПАО «Ростелеком» (145,6 млрд рублей), ООО «Газпром Комплектация» (103,4 млрд рублей), ПАО «ФСК - Россети» (101,2 млрд рублей).
В «Корпорации МСП» добавили, что в 2022 году квота на закупки госкомпаний у субъектов МСП увеличилась с 20% до 25%. Также был расширен перечень крупнейших федеральных и региональных заказчиков, которые подпадают под мониторинг «Корпорации МСП» и региональных органов власти.[1]
Закупки госорганов
Основная статья: Закупки госорганов
В статье собираются данные о закупках госорганов, которые регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. №44-ФЗ.
См. также
- Импортозамещение в госкомпаниях
- Госзакупки ИТ в России
- ИТ в госсекторе США
- Госзакупки ИТ (Украина)
- Oracle (крупнейшие госзакупки в России) 2014-2015 годы
- Автоматизация закупок: опыт крупнейших заказчиков, структура рынка, тренды. Исследование TAdviser