Госзакупки ИТ (Украина)
Государственные расходы Украины на развитие и внедрение информационных технологий в период с 2004 по 2009 год составили 2 млрд. гривен. Затраты на аналогичные цели до 2004 года не поддаются оценке, поскольку ранее государственным бюджетом Украины не предусматривалась данная статья расходов.
Содержание |
Нерациональность расходов
Нерациональность расходования средств на информатизацию общества видна на примере внедрения системы приёма налоговой отчетности в электронном формате, которая не принесла пользы налогоплательщикам. Наряду с электронной отчётностью, плательщики вынуждены по-прежнему подавать бумажную версию декларации, что не избавляет их от расходов времени и не влияет на человеческий фактор, порождающий коррупцию и другие незаконные действия чиновников.
В государственных структурах Украины плохо организована координация информационных систем. Это вызвано отсутствием единого плана по информатизации и различием целей каждого ведомства.
Разработчики ПО для госструктур Украины
В соответствии с Положением «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» компании-разработчики программного обеспечения и IT-систем определяются на основании тендеров, победа в которых зачастую обеспечивается не качеством производимых продуктов, а размером взятки. Это приводит к отсутствию разработчиков уровня Oracle и Microsoft на рынке производителей ПО для украинских госструктур.
Разработчиками ПО, применяемого в ведомствах Украины, являются следующие компании:
- Softline;
- Бест-Звіт;
- Атлас;
- Интеллект-Сервис;
- ЕДАПС;
- Арт-Мастер;
- Компьютерные информационные технологии.
Многие украинские ведомства не смогли указать названия компаний-разработчиков и предоставить ответы по итогам реализации программ информатизации.
По словам известных украинских IT-деятелей, цены на разработку программного обеспечения, запрашиваемые победителями тендеров, значительно превышают цены на аналогичную продукцию, разрабатываемую компаниями, проигравшими тендер. Сроки реализации проектов также являются чрезмерно долгими и неоправданными.
Госструктуры Украины в интернете
Идеология веб-сайтов украинского правительства носит рекламный характер вместо реализации справочных, утилитарных функций, ориентированных на простых граждан, что затрудняет процесс поиска полезной и необходимой информации.
Расценки на создание столь неэффективных средств связи с общественностью непомерно высоки. Например, создание единого портала Кабинет министров Украины обошлось в 2002 году в 969 000 гривен, что в два—три раза превышает оценки этого сайта экспертами. А в 2008 году расходы на новый сайт спикера Верховной Рады и обновление существующего парламентского составили 493 000 гривен. И это при том, что в конце 2008 среднерыночная цена часа работы украинского программиста составляла $40.
Бюджет на 2009 год
В связи с мировым финансовым кризисом, расходы на информатизацию по сравнению с 2008 годом были уменьшены в 11 раз и составили 47 000 000 гривен.
Итог
Инвестиции из бюджета Украины на информатизацию государственных структур остаются без видимого результата — чиновники продолжают работать дедовскими методами. Специалисты отмечают, что причинами таких результатов являются сложные и непрозрачные процедуры согласования, отсутствие цивилизованного подхода к выполнению договорных обязательств, проблемы защиты прав интеллектуальной собственности, некорректные формулировки задач информатизации и проблемы бюрократического характера.
Украина
- Экономика Украины
- ИТ-рынок Украины
- Информационная безопасность на Украине
- Киберпреступность и киберконфликты : Украина
- Госзакупки ИТ (Украина)
- Сотовая связь (рынок Украины)
- Сотовые телефоны (рынок Украины)
- Интернет (рынок Украины)
- Электронные платежные системы на Украине
- IPTV (рынок Украины)
Хронология событий
2021: Правительство Украины выбрало «Украинские специальные системы» для единых закупок ИТ-продуктов госорганами
В конце марта 2021 года правительство Украины выбрало компанию для единых централизованных закупок ИТ-продуктов госорганами. Об этом говорится в сообщении Министерства цифровой трансформации. Подробнее здесь.