Основная статья: Бюджет России
2024
Минфин РФ вывел федеральный бюджет в профицит 170 млрд руб за 9 месяцев
За 9м24 профицит бюджета России составил 0.17 трлн руб против дефицита в 1.45 трлн за 9м23 и профицита 0.2 трлн за 9м22.
Прогресс в 2024 очень значительный, т.к. в середине 2023 дефицит составлял почти 8 трлн руб по скользящей сумме за 12 месяцев, а к концу сентября дефицит 1.6 трлн и примерно на этом уровне находится с июня 2024 г.
Относительно доходов бюджета дефицит снизился до 4.5%, что соответствует полностью сбалансированной бюджетной политике, т.к. в фискальные кризисы дефицит расширяется до 20% и выше относительно доходов, а до 5% - полностью безопасный уровень.
Доходы выросли на 33.2% г/г до 26.3 трлн с начала года, +33.2% к 9м22 и +46.7% к 9м21, по скользящей сумме за 12 месяцев доходы составили 35.7 трлн руб.
Нефтегазовые доходы выросли на 49.4% г/г до 8.3 трлн руб за 9м24 (за 12м – 11.6 трлн), -2.1% за два года, +34.6% за три года.
Ненефтегазовые доходы выросли на 26.9% г/г до 18 трлн за 9м24 (за 12м – 24.1 трлн), +60% (!) за два года и +53% за три года.
Расходы бюджета выросли на 23.3% г/г до 26.1 трлн за 9м24 (за 12м – 37.3 трлн), +33.7% за два года и +60.3% за три года по номиналу.
Для сравнения, за первые девять месяцев инфляция выросла на 8.3% г/г, +14.1% за два года и +30.3% за три года. Соответственно, в реальном выражении расходы выросли на 23% за три года. Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Отмечается опережающий рост расходов с июля, но в целом, удается сбалансировать бюджет высокими темпами роста доходов.
Дефицит за 5 месяцев менее 1 трлн рублей
За первые 5 месяцев 2024 дефицит бюджета составил менее 1 трлн руб против дефицита 3 трлн в 2023, профицита 1.6 трлн в 2022 и профицита 0.44 трлн в 2021 за соответствующий период времени.
В мае 2023 г дефицит бюджета по скользящей сумме за 12 месяцев был около 8 трлн руб или 31% от доходов бюджета, а к маю 2024 12м-дефицит сократился почти в 7 раз до 1.2 трлн или 3.5% от доходов бюджета.
Дефицит бюджета РФ в январе-феврале снизился в 1,6 раза до 1,474 трлн рублей или 0,8% ВВП
Доходы бюджета России в январе-феврале 2023 года составили 5,025 трлн рублей, что на 59% больше показателя в январе-феврале 2023 года (3,164 трлн рублей).
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 3,405 трлн рублей, увеличились на 55% по сравнению с пониженным уровнем поступлений в аналогичном периоде прошлого года.
Нефтегазовые доходы составили 1,621 трлн рублей, превысив показатели аналогичного периода предыдущего года на 71%.
Расходы федерального бюджета в январе-феврале 2024 года составили 6,499 трлн рублей, превысив уровень предыдущего рекордного года (5,543 трлн рублей) на 17% и на 75% выше янв-фев. 2022 г.
Дефицит 1.47 трлн руб за январь-февраль 2024 сопоставим с планом дефицита бюджета на весь 2024 год. Соответственно предполагается, что в следующие 10 месяцев баланс бюджета будет равен нулю, несмотря на то, что в декабре сезонно самый значительный дефицит в диапазоне 2.5-4 трлн за один месяц.
После начала СВО на Украине распределение расходов изменилось и теперь пиковые расходы приходятся на зимний период, а в начале года предполагается ускоренное авансирование госконтрактов, в основном в ВПК.
2023
Дефицит по итогам года всего 3,2 трлн рублей или 1,9% ВВП
Дефицит федерального бюджета в России по итогам 2023 года составил всего 3,2 трлн рублей (1,9% ВВП) - Минфин РФ.
Минфин России выполнил задачу, которая в начале года казалась невероятной – сведение бюджета к плану.
Календарный 2023 год исполнен с дефицитом 3.2 трлн vs 3.3 трлн в 2022 и в сравнении с 2.9 трлн дефицита на 2023, которые были записаны в проект федерального бюджета по №466-ФЗ от 05.12.2022.
В мае 2023 дефицит по 12-месячной сумме достиг 8 трлн и все шло к 10 трлн дефицита, но комплекс мер от Минфина и макроэкономические факторы способствовали улучшению бюджетной ситуации, писал Spydell Finance.
С июня 2023 Минфин начал экономить, по крайней мере, до сентября, когда суммарные расходы оказались на 5.5% ниже по номиналу, чем в 2022, но на 15.7% выше аналогичного периода в 2021 при накопленной инфляции более 20% за два года. В реальном выражении расходы ушли в минус и это с учетом военного бюджета.
С октября по ноябрь пошли в разгон по расходам, но в декабре вновь просели, завершив 4кв23 с суммарными расходами на 5.7% ниже 2022, но на 29% выше 2021 по номиналу.
По укрупненным группам, нефтегазовые доходы практически достигли плана 8.8 трлн по факту vs 8.9 трлн по проекту бюджета, а ненефтегазовые сильно выше плана – 20.3 трлн vs 17.2 трлн в бюджете, где 1.2 трлн сверх плана принес НДС.
В итоге доходы с июня сформировали плюс 3.5 трлн, а расходы снизились на 1.2 трлн, что в совокупности дало эффект на 4.7 трлн, позволив снизить дефицит с 8 до 3.2 трлн.
За весь год доходы составили 29.1 трлн vs 27.8 трлн в 2022 и 25.3 трлн в 2021, а расходы немного выросли до 32.4 трлн vs 31.1 трлн годом ранее и 24.8 трлн в 2021.
Дефицит бюджета менее, чем в 2% от ВВП, учитывая беспрецедентное внешнее давление на Россию – это сильные показатели, намного лучше, чем предполагалось в середине года.
Дефицит за 10 месяцев 1,235 трлн рублей или 0,7% ВВП
Федеральный бюджет РФ в январе-октябре 2023 г, по предварительной оценке Минфина, был исполнен с дефицитом в 0,7% ВВП, или 1,235 триллиона рублей, при этом динамика расходов казны сохраняется на нормальном уровне - за 10 месяцев они увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11,7%, до 24,341 триллиона рублей.
Нефтегазовые доходы составили 7,210 трлн рублей и снизились на 26,3% г/г. Ненефтегазовые доходы были на уровне 15,896 трлн рублей, увеличившись на 28,7% г/г.
Федеральный бюджет России за 9 месяцев в январе-сентябре, по предварительным данным Минфина, был исполнен с дефицитом 1,699 трлн рублей, или 1% ВВП. Дефицит бюджета РФ сократился за сентябрь на 660 млрд руб. Месяцем ранее дефицит, по оценке Минфина, составлял 2,361 трлн рублей, или 1,5% ВВП.
В России самый сбалансированный бюджет за 4 года среди ведущих стран
В России наиболее сбалансированный государственный бюджет среди ведущих стран мира – всего 2.1% дефицита консолидированного бюджета от ВВП в среднем с начала 2020 по 2023, что даже лучше, чем у Саудовской Аравии (средний дефицит 2.7% от ВВП за 4 года).
Лучше России небольшой список стран: Южная Корея – дефицит консолидированного бюджета 1.3% от ВВП 2020-2023, Тайвань –1.6%, Вьетнам – 1.3%, Швейцария – 0.6%, Сингапур – 0.4%, Швеция – 0.6%, а профицит только в ОАЭ – 4.1% от ВВП.
Дефицит 2,36 трлн руб за 8 месяцев
За первые 8 месяцев 2023 г дефицит бюджета России составил 2.36 трлн рублей, против профицита 0.3 трлн в 2022 и профицита 1.1 трлн в 2021 за январь-август.
Дефицит 2,59 трлн руб в 1-м полугодии из-за негативной динамики нефтегазовых доходов
Дефицит за 4 месяца 3,2 трлн рублей
Дефицит бюджета России по итогам апреля 2023 г превысил план на год, говорится в материалах Минфина РФ. Дефицит бюджета в апреле вырос на 1 трлн руб., составил 3,2 трлн руб ($45,4 млрд) по итогам 4 месяцев (117% от плана на год) по сравнению с профицитом в 1.1 трлн в прошлом году.
Доходы федерального бюджета РФ за первые четыре месяца 2023 снизились на 22% г/г, где нефтегазовые доходы рухнули на 52%, а ненефтегазовые выросли на 5%.
Рост расходов составил 26% г/г, где госзакупки увеличились на 61%, сформировав свыше ¼ от всех расходов федерального правительства.
В апреле проданы 4,25 млрд юаней и 6 тонн золота из ФНБ на 83 млрд руб для закрытия дефицита бюджета
Из средств ФНБ в апреле 2023 г проданы 4,25 млрд юаней и 6 тонн золота на сумму 83 млрд руб. для финансирования дефицита бюджета России — Минфин РФ.
Дефицит бюджета в I кв - 2,4 трлн рублей
Дефицит бюджета России сократился до 2,4 триллиона рублей ($29,4 млрд) в I квартале 2023 г по сравнению с профицитом 1.1 трлн в 2022, профицитом в 287 млрд в 2021 и профицитом в 113 млрд в 2020. В кризисные 2015-2016 за 1 кв был дефицит около 0.6-0.7 трлн, т.е. текущее начало года худшее в истории.
Однако, учитывая условия, стабилизация бюджета неоспорима. Улучшение ситуации обусловлено резким замедлением расходов с +73% г/г в январе и +40% в феврале до +6.5% г/г в марте (2.33 трлн руб против 2.19 трлн).
Резкое замедление расходов Минфина РФ при стабилизации ненефтегазовых доходов позволило сформировать профицит бюджета в марте на уровне 181 млрд руб.
Сезонно март обычно имеет наилучший баланс бюджета в году, например, в 2022 за март профицит был 766 млрд, в 2021 – 823 млрд, в 2020 – 277 млрд, в 2019 – 287 млрд.
2022
Дефицит бюджета 3,35 триллиона рублей или 2,3% ВВП по итогам года
2022 год Россия закончила с дефицитом бюджета в размере 3,35 триллиона рублей или 2,3% ВВП, следует из оперативных данных Минфина РФ. Позже, в июле 2023 г, оценка была изменена на 2,1% ВВП.
Такой годовой дефицит - один из крупнейших в истории страны, больше было только в 2020 году - 4,1 триллиона рублей. В 2023 году бюджет страны также будет дефицитным. Существенное увеличение по сравнению с 2021 годом (дефицит – 2 трлн руб). Для сравнения в кризис 2015-2017 дефицит бюджета составил 2 трлн в 2015, 3 трлн в 2016 и 1.3 трлн в 2017.
В 2022 доходы бюджета выросли на 10%, где нефтегазовые доходы выросли на 28%, ненефтегазовые без изменения, а среди них доходы, связанные с внутренним производством выросли на 16.2%, доходы, связанные с импортом упали на 20%, прочие доходы сократились на 11%.
С июня 2022 началась видимая деградация в доходной части, когда совокупные доходы сократились на 1.2% по номиналу, где нефтегазовые доходы без изменений (из них 1.25 трлн разовое изъятие от "Газпрома"), внутренние доходы сократились на 1.8%.
Доходы по внутренней экономике выросли на 12.6%, что на уровне инфляции и выше потенциала сбора доходов, учитывая спад ВВП, т.е. с экономики собирают доходов больше, чем допустимо. Негативный вклад внесли доходы, связанные с импортом, которые сократились на 29%, но восстанавливаются с сентября, но еще недостаточно (в декабре минус 16% г/г).
Главная проблема для бюджета – экспоненциально растущие расходы при существенных проблемах в сборе доходов. При первоначальном плане расходов в 24,1 трлн, а позже в 27.6 трлн руб, по факту вышло 31.1 трлн, т.е. 4 трлн Минфин распределил в неизвестном направлении. Детализацию расходов федерального бюджета Минфин не публикует с марта 2022.
За год расходы выросли на 26%, а за декабрь рост расходов стал рекордным (на 43%), по крайней мере, за 15 лет. Всего за один месяц в декабре оформили 6.9 трлн расходов (это 22% от годовых расходов) по сравнению с 4.8 трлн в 2021.
Общегосударственные расходы обычно стабильны, но в условиях конфликтов включают расходы на гумпомощь и частичное содержание территории в зоне СВО. Осенью 2022 Правительство оценивало допрасходы в 800-900 млрд,
При росте расходов почти на 30% дефицит бюджета с июня по декабрь составил 4.8 трлн по сравнению с околонулевым профицитом в 2021.
Профицит федерального бюджета 128,4 млрд руб за 10 месяцев
России удалось сохранить профицит федерального бюджета в октябре 2022, поскольку налог на сверхприбыль государственной газовой компании ПАО "Газпром" принес миллиарды рублей в государственную казну.
Профицит бюджета достиг 128,4 млрд. рублей ($2,1 млрд.) за первые 10 месяцев этого года, говорится в заявлении Министерства финансов 11 ноября.
В сентябре "Газпром" доплатил в бюджет 416 млрд рублей.
Мишустин распорядился направить 1 трлн рублей из ФНБ на покрытие дефицита бюджета
В октябре 2022 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 1 трлн рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытие дефицита федерального бюджета.
Средства пойдут, среди прочего, на исполнение социальных обязательств и замещение государственных заимствований, погашение госдолга и предоставление бюджетных кредитов субъектам страны, уточнили в Минфине. В Центробанке сообщили РБК, что привлечение средств ФНБ к покрытию дефицита бюджета является плановым и уже учтено в прогнозах регулятора.
Дополнительное увеличение остатков на корсчетах банков за счет притока через бюджетный канал средств, выделенных из ФНБ, будет учтено в прогнозе при определении лимитов по недельным депозитным аукционам Банка России наряду с другими факторами формирования ликвидности. Важно отметить, что использование средств ФНБ увеличивает не только ликвидность, но и денежную массу, а через нее — спрос. Поэтому Банк России принимает во внимание использование средств ФНБ как составную часть бюджетной политики при уточнении прогноза и принятии решения по ставке, — сообщили в ЦБ. |
В сентябре 2022 года Михаил Мишустин предупредил, что разработка проекта бюджета на 2023-й и плановый период 2024–2025 годов будет непростой.
Тот масштаб санкций и попыток недружественных стран заблокировать нашу работу, наш экспорт, наш импорт, логистические коридоры, возможности финансового обеспечения своих направлений деятельности — все это ставит непростые задачи под формирование нашего бюджета, — заявил глава кабмина. |
По состоянию на 1 октября 2022 года объем Фонда национального благосостояния составил 10,792 трлн рублей или 8,1% ВВП. За месяц он сократился на 1,08 трлн рублей.[1]
Федеральный бюджет закрывается с дефицитом третий месяц подряд из-за роста расходов на 19%
В августе 2022 г дефицит федерального бюджета составил около 345 млрд руб, следует из данных Минфина. В июле дефицит составлял примерно 893 млрд руб., в июне — 121 млрд руб.
Дефицит бюджета на фоне роста доходов происходит из-за заметного наращивания расходов в этом году: за восемь месяцев они выросли на 19,5%, а в числовом выражении прирост составил 2,85 трлн руб.
Профицит за 10 месяцев 2,1 трлн рублей
Минфин отчитался о перевыполнении плана по доходам бюджета за 10 месяцев 2022 г. Бюджет России в январе-октябре был исполнен с профицитом в размере в 2,1 трлн руб. Профицит в октябре составил 515,12 млрд руб. План по доходам бюджета по итогам этого периода был перевыполнен — доходы составили 20 трлн 430,84 млрд руб. (108,9% к общему утвержденному объему на год).
2020: Дефицит консолидированного бюджета России составил 4,3 трлн рублей
Дефицит консолидированного бюджета России за 2020 год составил 4,29 трлн рублей, свидетельствуют данные Федерального казначейства.
В консолидированный бюджет входят бюджеты определенной территории, которые государство использует как инструмент для разработок, расчетов минимальных финансовых, социальных нормативов, норм для бюджетного анализа, планирования бюджетной деятельности.
Согласно статистике Федерального казначейства, которую приводит «Интерфакс», доходы консолидированного бюджета РФ по итогам 2020 года достигли 37,86 трлн рублей, расходы — 42,15 трлн рублей.
В 2020 году федеральный бюджет исполнен с дефицитом 4,99 трлн рублей при доходах 18,72 трлн рублей (это на 7,3% меньше, чем в 2019 году) и расходах 22,82 трлн рублей. Согласно отчету Минфина, расходы федерального бюджета оказались на 1 трлн рублей меньше уточненных предельных расходов, установленных на год. Министр финансов Антон Силуанов уточнял, что непотраченный 1 трлн рублей сложился в том числе из 300 млрд рублей заключенных, но не исполненных госконтрактов и 140 млрд рублей неисполненных расходов силовых ведомств. Деньги «не пропадут», а будут перенесены на следующий год — в том числе с целью финансирования социальных расходов и программы вакцинации населения, подчеркивал министр.
Дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2020 году сложился на уровне 676,6 млрд рублей при доходах 14,9 трлн рублей и расходах 15,58 трлн рублей.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов исполнены с профицитом 472,5 млрд рублей (доходы – 13,25 трлн рублей, расходы – 12,77 трлн рублей).
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов исполнены с профицитом 9,2 млрд рублей при доходах 2,51 трлн рублей и расходах 2,5 трлн рублей.[2]
2019: Динамика ВВП и профицита бюджета
2012: Дефицит бюджета 12,8 млрд рублей или 0,02%
Дефицит федерального бюджета 2012 года составил 12,8 миллиарда рублей, или 0,02 процента ВВП. Об этом говорится в официальном пресс-релизе Минфина. Доходы бюджета составили 12,858 триллиона рублей, а расходы - 12,871 триллиона[3]. В июле 2012 года ожидалось, что в 2012 году расходная часть российского бюджета составит 13,4 триллиона рублей (июль 2012 г. Дмитрий Медведев)[4].
По итогам 2012 года в консолидированный бюджет России поступило более 13 триллионов рублей налогов и сборов, на 17,4 процента больше, чем годом ранее.
Примечательно, что бюджет не исполнен до конца ни по расходам, ни по доходам - по доходам он составил 99,6 процента от плана, по расходам - 99,3 процента от плана.
Больше всего средств бюджет получил от Федеральной таможенной службы, которая принесла государству 6,48 триллиона рублей.
Сборы налогов составили 5,16 триллиона, а Росимущество отправило в бюджет 230,5 миллиарда рублей. Остальные средства были получены за счет других федеральных органов.
Экспортная пошлина на нефть в 2012 году держалась на уровне около 400 долларов за тонну нефти. Это означает, что за счет экспорта государственный бюджет получил только на пошлине на нефть в дальнее зарубежье приблизительно 84 миллиарда долларов (2,5 триллиона рублей).
- На заседании Госдумы 23 ноября 2012 г были приняты поправки в бюджет на 2012 год. В соответствии с ними дефицит бюджета составит 0,07 процента ВВП против 0,11 процента, утвержденных ранее. При этом еще в конце 2011 года предполагалось, что дефицит будет 1,5 процента ВВП.
- При формировании бюджета на 2012 год Минфин полагал, что по итогам года расходы превысят доходы на 1,5 процента ВВП (876,6 миллиарда рублей). Однако уже в апреле прогноз дефицита бюджета был снижен в 13 раз до 68,1 миллиарда рублей. Это произошло из-за резкого роста цен на нефть, вызванного международными санкциями в отношении Ирана.
В 2012 году в бюджет России заложена цена нефти в 100 долларов за баррель. В июне власти страны одобрили изменения в бюджете, по которым средняя цена нефти должна составить 115 долларов за баррель[4].
В январе-июле 2012 года средняя цена российской нефти марки Urals составила 110,63 за баррель. Как сообщил "Интерфаксу" эксперт Минфина РФ Александр Сакович, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года цена выросла на 1,3 процента.
Профицит бюджета России с января по июль 2012 года составил 282,59 миллиарда рублей, что равняется 0,9 процента ВВП страны. Об этом сообщается в материалах Министерства финансов России.
Согласно предварительной оценке ведомства, доходы федерального бюджета за семь месяцев составили 7,3 триллиона рублей, а расходы - около 6,96 триллиона рублей. План по доходам на 2012 год выполнен на 57,2 процента, план по расходам - на 54,6 процента.
За июль 2012 г. профицит бюджета вырос на 35,2 миллиарда рублей - по итогам первого полугодия показатель составлял 247,39 миллиарда рублей (около 0,9 процента ВВП). В первом квартале государственная казна, напротив, оказалась дефицитной. Это произошло из-за высокого дефицита в январе-феврале, в два раза превысившего ожидания Минфина.
В мае 2012 года эксперты ОЭСР прогнозировали, что положительное сальдо федерального бюджета РФ по итогам 2012 г. составит 1% от ВВП страны, по итогам 2013 г. - 0,7% от ВВП страны, тогда как ранее эксперты ОЭСР прогнозировали дефицитный бюджет. Так, в предыдущем докладе организация ожидала отрицательное сальдо федерального бюджета РФ для 2012 и 2013 годов на уровне 0,7% от ВВП.
В июле 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что правительство будет постепенно сокращать ненефтегазовый дефицит бюджета. В 2013 году он немного вырастет по сравнению с текущим уровнем и составит 10,1 процента, а к 2015 году упадет до 8,6 процента.