Алексей Мазаев: Энергетикам придется заплатить за ошибки в ИТ-системах
В отрасли энергетики перед компаниями поставлена задача повышения эффективности работы, и без информационных технологий в этом вопросе – не обойтись. Насколько готовы российские предприятия взять на вооружение самые передовые ИТ решения, и что это за решения могут быть, TAdviser рассказал Алексей Мазаев, директор департамента проектных решений для энергетики группы Борлас.
Обзор TAdviser Автоматизация электроэнергетики в России 2014
Алексей Мазаев: Да, динамика снизилась по сравнению с тем, что было один-два года назад. Это связано и с общей экономической ситуацией, и с текущим состоянием отрасли. Однако это не значит, что информационные технологии энергетикам не интересны. Просто ситуация с бюджетами энергокомпаний остается сложной. Всем известна проблема неплатежей. Плюс государство ориентировано на выполнение социальных задач, им во многом подчинены правила рынка, регулирование, тарифы. Нельзя сказать, что энергетики имеют сверхдоходы и возможность много вкладываться в ИТ. Но виден и хороший тренд: энергетикам все больше интересны именно специализированные решения. Если это генерация, то на первый план выходит управление производством электроэнергии и тепла, у сбытовых компаний – биллинг, у сетей – управление активами, режимами. То есть ИТ проникают в самое «сердце» бизнеса, что говорит о переоценке их роли в жизни компании.
Конечно, очень сложно иметь в продуктовом портфеле весь спектр решений для разных сегментов, но именно в этом заключается ценность компании ИТ-партнера для энергетиков. Для себя важным мы видим усиление компетенции именно в отраслевых решениях. Например, мы стали первыми в мире обладателями специализации по биллинговым системам Oracle. Предлагаем и другие специализированные продукты этого вендора. Внедрением занимается наша команда, которая насчитывает более 50 человек и является одной из крупнейших на рынке.
TAdviser: Энергетика остается весьма подвижной отраслью с точки зрения установления правил игры и законодательного регулирования. Как это влияет на рынок?
Алексей Мазаев: Несомненно, в ситуации нестабильности реализация ИТ-проектов усложняется, поскольку слишком высока степень неопределённости. Я думаю, это один из значимых факторов, которые тормозят более широкое проникновение информационных технологий. TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
С другой стороны, изменения стимулируют компании быть более гибкими, а значит, им все же нужно использовать соответствующие ИТ-инструменты. Возьмем, например, инициативу с введением социальных норм. Она означает, что ИТ-системы энергокомпаний, отвечающие за учет и начисления, должны уметь работать по новым правилам – быть гибкими, рассчитывать цену предоставленных услуг по различным тарифам для одного потребителя. Но далеко не все ИТ-системы такое умеют. Или возьмем инициативу, предусматривающую увеличение штрафов для неплательщиков. Ведь в рамках нее планируется предусмотреть и обратные санкции: наказывать будут и поставщиков, которые начисляют потребителям больше, чем предусмотрено нормативными положениями. Такие ошибки допускаются достаточно часто и никакой прямой ответственности для поставщиков ранее не предусматривалось. Как только компании станут рублем отвечать за ошибки, у них сразу появятся совсем другие требования к корректности данных и подсчетов, а значит, и требования к ИТ-системам. Все это часто стимулирует переход от непромышленных самописных систем, которые по-прежнему широко используются в отрасли, к более современным программным платформам и для сбора и обработки энергоданных, и для расчетов с абонентами.
Еще одна тенденция, которая, несомненно, влияет на потребление ИТ-инструментов – это укрупнение и консолидации игроков в рамках крупных холдингов. Она приводит к тому, что востребованы проекты по унификации, стандартизации процессов, консолидации данных. Исторически сложившиеся системы при этом претерпевают серьезные изменения: модернизируются, заменяются новыми, объединяются и централизуются. Появляются новые возможности для анализа, принятия решения, повышения эффективности. Скажем, если информация стекается в единую систему, то мы можем смотреть и сравнивать бизнес-показатели подразделений или филиалов, проводить такой своеобразный бенчмаркинг. А затем выстраивать процессы по образцу лучших, а при необходимости перераспределять ресурсы между подразделениями/компаниями для достижения лучших результатов.
TAdviser: Относительно недавно был приняты несколько государственных программ, которые ставят перед отраслью новые ориентиры. Способны ли они стимулировать интерес к ИТ или, наоборот, энергетикам будет «не до того»?
Алексей Мазаев: В 2013 году правительством было принято сразу несколько стратегических документов, определяющих развитие энергетики в России. Так, в госпрограмме «Энергоэффективность и развитие энергетики» зафиксирована необходимость снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году (по сравнению с 2007 годом). Очевидно, что достижение такого амбициозного плана в любом случае потребует перестройки работы сектора энергетики с внедрением тех или иных элементов концепции Smart Grid.
А в таком документе, как «Стратегия развития электросетевого комплекса», мы уже видим прямые отсылки к необходимости создания умных сетей в России. Другими словами, концепция Smart Grid не только вошла в лексикон профессионалов отрасли и чиновников, но и нашла отражение в официальных документах. Поскольку концепция Smart Grid предполагает изменение процессов взаимодействия игроков рынка на основе тотальной автоматизации и внедрения ИТ, любые инициативы по внедрению ее элементов несомненно дадут толчок к развитию ИТ-рынка в энергетике.
TAdviser: А как вы оцениваете перспективы этой концепции? Способна ли она прижиться в России?
Алексей Мазаев: Конечно, для начала перехода к использованию элементов интеллектуальных сетей одного только желания правительства недостаточно. Нужно желание или же осознание неизбежной необходимости изменений со стороны самих игроков отечественной энергосистемы. И есть тренды, которые стимулируют их интерес к теме.
Как известно, энергопотребление в России всегда имело индустриальный характер, преобладающими потребителями являлись крупные предприятия. Все последние годы мы видим, что доля потребления частным сектором неуклонно растет, то есть меняется сам характер потребления. Еще один важный фактор – рост интереса со стороны потребителей к корректному учету электроэнергии. Повсеместное распространение индивидуальных приборов учета (умных и не очень), использование новых каналов коммуникации – через почту, SMS, Интернет – на порядки увеличивает количество поступающей информации. Индустриальный сектор не отстаёт и также применяет все более и более продвинутые системы АСКУЭ. Таким образом, создаются необходимые предпосылки для перехода к Smart Metering – первому и очень важному шагу на пути к умным сетям.
Однако непривычные к такому валу информации энергокомпании и организации не всегда в состоянии справиться с ним, прежде всего, из-за недостаточной развитости своей инфраструктуры – программной и аппаратной. Фактически энергокомпаниям нужно изменить представления о своей ИТ-инфраструктуре и, в первую очередь, о комплексе существующих систем. Им требуются новые инструменты для работы с энергоданными, управления потребителями и сетями.
TAdviser: Какие именно?
Алексей Мазаев: Во-первых, нужен инструмент, который мог бы обеспечить поступление информации от различных источников в компанию. Например, в линейке Oracle Utilities такое место занимает шлюз интеллектуальных сетей Smart Grid Gateway. По сути, он представляет единую точку коммуникации, связывающую все типы приборов со всеми приложениями, использующими данные приборов. Применение такого универсального «переводчика» позволяет получать и передавать информацию на внешние по отношению к компании системы вне зависимости от того, кем они разработаны и какие форматы данных используют.
Вторым ключевым звеном в архитектуре ИТ для интеллектуального учета являются системы класса управления энергоданными (MDM, Meter Data Management). Специализированные высокопроизводительные инструменты, например, такие как Oracle Utilities Meter Data Management, помогают повысить достоверность энергоданных. Получение целевого массива данных включает в себя процессы проверки и интеграции информации, ее очистки и корректировки, проведения предварительных расчетов для выявления недостоверных данных с целью их дальнейшего уточнения. Такие инструменты будут особенно нужны в связи с ужесточением штрафов для энергокомпаний за ошибки в расчетах с абонентами, о котором мы уже говорили.
Ядро системы – функционал, ответственный за проведение расчетов и учет абонентов – также должно быть выполнено на высоком уровне. Биллинговая система должна иметь аналитический функционал, который, например, реализован в Oracle Utilities Customer Care & Billing. С точки зрения функциональности все типовые операции по расчетам и обслуживанию клиентов осуществляются в биллинговой системе, бизнес-аналитика применяется для формирования сводной аналитической отчетности, когда одни и те же данные из биллинговой системы и внешних источников нужно по-разному представить. Например, взять группу потребителей по каким-либо признакам (уровню напряжения, тарифу, объему потребления, задолженности и т. д.) и посмотреть динамику показателей во времени.
Комплексное решение, включающее Oracle Utilities Meter Data Management для работы с энергоданными и Oracle Utilities Customer Care & Billing в качестве основы биллинговой системы, способно заменить десятки локальных систем, связав воедино данные и бизнес-процессы. Еще важнее, что оно позволяет сформировать полную и детальную картину потребления, предоставляет возможность выстраивать внутренние процессы управления, совершенствовать расчеты с абонентами, обеспечивать поддержку безбумажной методики работы с клиентами.
По пути внедрения подобных ИТ-инструментов успешно движется ряд крупных компании отрасли, среди которых ОАО «Челябэнергосбыт», ОАО «Волгоградэнергосбыт» и другие. Помогая им решать актуальные бизнес-задачи, мы видим, что именно такой активный, заинтересованный подход к применению современных ИТ-решений в повседневной работе энергокомпаний гарантирует быстрое получение их руководством наиболее полной информации для развития бизнеса. И одновременно создает все условия для повышения качества обслуживания их потребителей.