Заказчики: Правительство РФ Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: Ростелеком Продукт: Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)Дата проекта: 2010/04 — 2012/09
|
Технология: СЭД - Системы потокового распознавания
|
Содержание |
Предыстория
Задача сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов власти, была поставлена правительством еще в 2002 г. в Федеральной целевой программе «Электронная Россия». Понятие «единая межведомственная сеть обмена данными», трансформировавшееся позже в «систему межведомственного электронного взаимодействия», или СМЭВ, в высших государственных документах звучит не менее 5 лет. Основополагающей на эту тему стала «Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года». Она был разработана Мининформсвязи под руководством Леонида Реймана и одобрена в мае 2008 г. премьер-министром Виктором Зубковым.
В 2008 г. после президентских выборов в России сменилось правительство и одновременно руководство министерства связи. В 2009 г. новый министр Игорь Щеголев предложил президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину назначить в качестве единого оператора инфраструктуры электронного правительства «Ростелеком». Такой подход объяснялся наличием у компании опыта решения задач подобного масштаба. Медведев и Путин согласились.
В 2009 г. Дмитрий Медведев призвал «по мере возможностей, но действуя решительно» вводить запрет на требование с граждан при предоставлении госуслуг документов, которые и так есть в распоряжении органов власти. Именно этот тезис в 2010 г. был закреплен в федеральном законе № 210. Запрет предполагалось ввести с 1 июля 2011 г.
В сентябре 2010 г. председатель правительства Владимир Путин подписал постановление, определяющее срок запуска единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Поручение запустить ее не позже, чем через 3 месяца, премьер дал Минкомсвязи. Это министерство стало государственным заказчиком и оператором системы, координирующим подключение к ней. Назначение оператором новой СМЭВ означает для Минкомсвязи, что министерство теперь отвечает за нормальное функционирования системы, ведение реестра электронных услуг, а также за подключение к СМЭВ ведомственных систем. Работы ведет ставший в августе 2009 г. оператором инфраструктуры электронного правительства «Ростелеком».
История развития
2015
Январь: Прошло успешное тестирование СМЭВ 3.0 в продуктивной среде
В январе 2015 года Минкомсвязи РФ провело первое тестирование модернизированной системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в продуктивной среде. Были успешно отработаны межведомственные запросы на предоставление идентификационного номера налогоплательщика по паспортным данным в продуктивной среде СМЭВ 3.0 с четырьмя субъектами пилотной группы: Тюменской и Ярославской областями, Москвой и Республикой Мордовия.
С 1 января 2015 года начался постепенный переход на модернизированную версию СМЭВ, что исключает возможность запуска новых несоответствующих требованиям сервисов. Однако отключение остальных уже существующих пока производиться не будет. Необходимость модернизации системы связана с тем, что предыдущая ее версия не решала проблем с перегрузками и отказами сервисов поставщиков, а потребители сведений были вынуждены ожидать восстановления их работоспособности.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
В новой версии СМЭВ созданы очереди сообщений, а также обеспечена их гарантированная доставка. Теперь, если потребителю сведений будет недоступна информационная система поставщика, СМЭВ примет сообщение, а ответ на него придет после восстановления работоспособности системы. Возврат ответа потребителю происходит аналогично.
Кроме того, в СМЭВ 3.0 был принят единый формат обмена информацией, создана техническая возможность информационного взаимодействия между субъектами РФ, а также увеличен размер передаваемых сообщений с 5 Мб до 1 Гб.
«Модернизированная СМЭВ не просто повысит эффективность межведомственного взаимодействия в электронной форме, но и позволит существенно сэкономить время и деньги на формирование, отправку и обработку межведомственных запросов поставщиками и потребителями сведений. Ожидается значительное снижение трудозатрат на подключение к сервисам в СМЭВ 3.0», — рассказал директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Владимир Авербах.
В пилотном проекте по внедрению модернизированной версии системы участвуют четыре ведомства, которые являются наиболее востребованными поставщиками сведений в СМЭВ: Федеральная налоговая служба, Росреестр, Пенсионный фонд России и Министерство внутренних дел РФ. А также восемь субъектов Российской Федерации, среди которых Москва, Новосибирская, Ярославская и Тюменская области, Приморский край, республики Татарстан, Мордовия и Башкортостан.
На январь 2915 г. формировалась дорожная карта по тестированию новых сведений.
2014
Декабрь: Межвед на основе единого электронного сервиса
В декабре 2014 года Минкомсвязи РФ объявило, что взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами с 1 января 2015 года должно осуществляться исключительно с использованием единого электронного сервиса — третьей версии системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Также запрещается самостоятельная разработка новых сервисов. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано перейти на единый электронный сервис с 1 января 2017 года. Это закреплено в соответствующем Постановлении Правительства РФ №1222 от 19 ноября 2014 года «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия», разработанном Минкомсвязью России и опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.
Обновленный сервис обеспечит единый формат взаимного обмена информацией, гарантированную доставку сообщений, механизм очередей электронных сообщений, позволяющий решить проблему перегруженности популярных сервисов, увеличение размера передаваемого сообщения с 5 Мб до 1 Гб, а также интеграцию с главным удостоверяющим центром для проверки электронных подписей. Новая версия системы предполагает взаимодействие между органами власти субъектов РФ, а не только с органами власти федерального уровня, как это было ранее.
Переход на последнюю версию СМЭВ планируется начать с самых востребованных сведений. Отключение остальных уже существующих сервисов пока производиться не будет, однако запуск новых, не соответствующих требованиям, прекратится с 1 января 2015 года.
В тестовом режиме последняя версия СМЭВ на декабрь 2014 года была запущена в Москве, Мордовии, Башкортостане, Татарстане, Тюменской, Ярославской, Новосибирской областях и Приморье.
Задачи системы
Главная функция системы – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ, говорится в постановлении. Подключающиеся ведомства документ обязывает соблюдать сроки, заданные в октябрьском (2009 г.) распоряжении правительства о переходе на электронные госуслуги.
Главное предназначение системы – «обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». СМЭВ должна передавать запросы граждан в подключенные к ней ведомственные информационные системы госорганов, отвечающих за предоставление этих услуг. А в обратную сторону - передавать на единый портал данные после их обработки в ведомственных ИС и информацию о ходе выполнения запросов.
Неудачные попытки
Запуск СМЭВ - не первая попытка создать такой сегмент для обмена электронными документами между ведомствами. Ранее на базе ФГУП НИИ «Восход» уже создавался Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). Для его запуска в декабре 2007 г. председателем правительства Виктором Зубковым было подписано аналогичное правительственное постановление № 931. По словам хорошо знакомого с работой ОГИЦ эксперта, пожелавшего остаться анонимным, по состоянию на сентябрь 2010 г. центр выведен из эксплуатации. «Какие-либо наработки ОГИЦ во вновь создаваемой системе не используются, - говорит он CNews. - Общие затраты на создание центра составили порядка 600 млн руб.»
О том, что при проектировании нового межведомственного сегмента использовался опыт аналогичного московского решения, знает Роман Кругляков, технический директор компании «Армада», участвовавшей в его создании. «Де-факто при работе федерального портала госуслуг СМЭВ использовалась для подключения ведомств к федеральной инфраструктуре электронного правительства с момента запуска личного кабинета портала в апреле 2010 г., но де-юре именно сейчас вышел документ, определяющий правила работы с этой системой. Вышедшее постановление закрепляет статус федеральной СМЭВ, официально задает стандарт архитектуры».
Опальный ОГИЦ разрабатывался «Восходом» еще в то время, когда институт был подчинен уже упраздненному Федеральному агентству по ИТ (ФАИТ). Именно с межведомственным сегментом был связан скандал лета 2009 г., когда «Восход» не согласился с победой «Открытых технологий» и обжаловал результаты тендеров на обслуживание СМЭВ. При помощи силовиков «Восходу» удалось сохранить эти работы за собой, однако затем Минкомсвязи сначала переподчинило институт от ФАИТ напрямую себе, а потом передало работы по созданию электронного правительства «Ростелекому».
Основные компоненты
По заказу министерства инфраструктуру СМЭВ построил единый оператор «Ростелеком». Но к намеченному сроку ни федеральные органы власти, ни регионы оказались не готовы взаимодействовать через нее. В результате вступление в силу статьи закона о запрете требования справок решено было перенести. Новым сроком для федеральных органов стал октябрь 2011 г., для региональных властей — июль 2012 г.
Новый дедлайн, который для регионов практически совпал с очередной сменой команды Минсвязи, также был сорван. Ситуация осложнилась еще и тем, что с уходом старого руководства из министерства практически в полном составе (около 40 человек) уволились сотрудники департамента, который занимался проектом СМЭВ. Занявшему пост главы Минкомсвязи Николаю Никифорову пришлось формировать команду с нуля, на что ушло еще несколько месяцев.
По сути, на 1 июля 2012 г., когда вступила в силу статья 210-ФЗ о запрете требования документов у граждан, система не работала, — заявил Алексей Козырев, с ноября 2012 г. — директор департамента электронного правительства Минкомсвязи и руководитель проектного офиса СМЭВ. Инфраструктура была сформирована, но как ей пользоваться, никто не понимал. Основная сложность проекта, по словам Козырева, заключалась в том, что, когда строилась инфраструктура системы, не были учтены специфические вопросы, связанные с ее масштабом и с порядком взаимодействия распределенных пользователей.
В России более 24 тыс. органов местного самоуправления, которые участвуют в межведомственном взаимодействии, плюс федеральные органы. Это огромная система, включающая в себя тысячи пользователей. При этом нельзя сказать, что это система класса enterprise. Система отличается от тех, которые создаются в крупных коммерческих организациях, живущих по вертикально стандартизованным процессам. В регионах и в федеральных ведомствах значительно отличаются и нормативная база, и бизнес-процессы».
Физически СМЭВ представляет собой набор из 84 узлов — интеграционных шин на базе Oracle, размещенных в ЦОДах «Ростелекома». Один узел СМЭВ используется федеральными органами власти, и по одному — 83 регионами. К каждому региональному узлу подключены местные информационные системы (финансовые, медицинские, статистические и др.), порталы госуслуг, единая система идентификации и аутентификации, удостоверяющий центр, система нормативно-справочной информации и другие компоненты.
Таким образом, посредством СМЭВ интегрируются между собой многочисленные федеральные и региональные информационные системы. При этом каждая точка интеграции является отдельным мини-проектом. Для того чтобы вся система работала стабильно, нужно, чтобы все эти системы не противоречили друг другу и правильно взаимодействовали между собой, рассказывает Алексей Козырев.
Сервисно ориентированная архитектура СМЭВ предполагает, что поставщик сведений (им может выступать как федеральный орган власти, так и регион) выводит через свою систему в эту шину некий электронный сервис, который при правильном запросе сведений правильно выдает их. А потребитель сведений (также регион или федеральный орган) через свою систему в шину интегрирует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.
Сама по себе СМЭВ, по сути, не является системой. Это такая государственная закрытая сеть, своего рода государственный интернет, к которому подключаются разные ресурсы. Чем больше таких ресурсов будет подключено и чем большей функциональностью они будут обладать, тем более функциональна будет система государственного бэк-офиса.
Ссылки
См.также
Обзор ИТ в регионах России 2015
- Крепок ли фундамент? 42 неудобных вопроса об электронном правительстве России
- Россия в ИТ-рейтингах
- Информационное общество и софинансирование регионов
- Электронное правительство России
- Информатизация регионов (рынок России)
- Информатизация российских регионов: факты
- Электронные госуслуги в регионах России
- Развитие СМЭВ в субъектах РФ
- Универсальная электронная карта (УЭК)
- УЭК в регионах России
- ИТ в здравоохранении РФ
- ИТ в образовании РФ
- Концепция МФЦ
- Информатизация МФЦ
- Аудит соответствия МФЦ рекомендациям к ИТ
- МФЦ. Международный опыт
- ИТ-директора российских регионов
- Анализ базы ИТ-директоров российских регионов 2014
- ИТ в госсекторе (мировой рынок)
- Госзакупки ИТ (США)
- ИТ в госсекторе Евросоюза
- ИТ в госсекторе Великобритании
- ИТ в госсекторе Индии