Заказчики: Каракудукмунай (Karakudukmunay) Подрядчики: Парма-Телеком (ITPS) Продукт: SAP ERPНа базе: SAP NetWeaver Дата проекта: 2009/08
|
На современном этапе развития нефтегазовой отрасли Казахстана, актуальными являются задачи эффективной интеграции отечественных предприятий в мировую экономику и создание современных систем менеджмента на основе внедрения информационных технологий. Внедрение интегрированной корпоративной информационной системы (КИС) является непростой, но актуальной задачей, одной из основ успешного развития нефтегазовых компаний. Такая система позволяет собственникам и руководству компании своевременно получать достоверную информацию о деятельности компании и ее подразделений, осуществлять эффективный контроль и раньше других принимать решения, приводящие компанию к позиции лидера на своем сегменте рынка. Путь внедрения корпоративных информационных систем с успехом прошла компания ТОО «Каракудукмунай», и готова поделиться своим опытом.
С чего все начиналось
В 365 км на северо-восток от города Актау расположено месторождение Каракудук. Впервые нефть на нем была обнаружена в 1972 году, промышленная разработка началась лишь в 1998. Спустя 5 лет, в 2003 году, был добыт первый миллион тонн нефти. В январе 2011 года накопленная добыча составила 8 млн тонн. Разработкой месторождения занимается ТОО «Каракудукмунай», являющееся операционной компанией «Лукойл Оверсиз». С приходом компании «ЛУКОЙЛ» в конце 2005 года в «Каракудукмунай» начался новый этап развития. Реализуемая масштабная программа бурения, модернизация оборудования и постоянная оптимизация технологий позволили обеспечить уровень годовой добычи, превышающий 1,4 млн. тонн. Для сохранения достигнутых темпов развития и повышения эффективности компании потребовалось внедрение передовых информационных технологий. Стратегическим партнером в части внедрения и сопровождения корпоративных систем управления была выбрана компания «Парма-Телеком». Проекты информатизации в компании начались в 2006 году с внедрения Системы управления нефтегазовыми активами (СУНА). Система обеспечила поддержку взаимосвязанных бизнес-процессов, являющихся ключевыми для управления нефтегазовым активом: подготовка и принятие решений, сводное календарное планирование и контроль с планированием затрат по каждому проекту, управление рисками, финансово-экономическое моделирование, управление информацией и стратегическое планирование (Roadmap). В СУНА формируется Рабочая программа, содержащая все значимые контролируемые задачи на трехлетний период с подробным сводным календарным планом на год (в т.ч. вся инвестиционная программа, крупные операционные затраты и проекты).
Инновационная составляющая проекта внедрения SAP ERP
Для того, чтобы документально зафиксировать принимаемые руководителями оперативные управленческие решения, в ИСУ используются специальные системные сообщения, в которых структурируется информация, описывающая и обосновывающая принятые решения. В дальнейшем информация используется для контроля и оценки деятельности руководителей. На каждом уровне исполнители фиксируют решения в ИСУ с помощью специальных системных сообщений. Культура работы с документированием принятия решений в «Каракудукмунай» была привита регулярной работой в ИСУ. Это позволило перейти от тотального административного контроля к контролю по отклонениям. Формализация управленческих процедур явилась одной из главных инновационных составляющих проекта внедрения SAP ERP.
АСУП в ТОО «Каракудукмунай» В 2008 году в компании был реализован пилотный проект «Автоматизированная система управления производством ТОО «Каракудукмунай» (АСУП). Это первый проект подобного рода для «ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг», однако, не смотря на сложность задачи, в начале 2009 года АСУП была успешно введена в промышленную эксплуатацию. Функциональность АСУП в первую очередь направлена на решение производственных задач в добыче, подготовке и сдаче продукции, а так же на управление бурением и ремонтами скважин. В 2010-2011 году в ТОО «Каракудукмунай» выполнен масштабный проект по интеграции информационных систем ИСУ и АСУП на базе интеграционного продукта SAP PI. В ходе проекта интеграции были смоделированы сквозные бизнес-процессы, объединенные в группу бизнес-сценариев «Эксплуатация месторождений». В рамках «Эксплуатации месторождений» выделены «кросс-системные» функциональности: Управление бурением, Ведение фонда скважин, Управление эксплуатацией фонда, Управление геолого-техническими мероприятиями, Управление исследованиями на скважинах, Поддержание пластового давления, Сдача нефти и газа, Аналитика и отчетность. Системы в автоматизированном режиме обмениваются данными (в ходе проекта разработано и настроено 22 межсистемных интерфейса), благодаря чему исключено дублирование ввода данных в различные системы, унифицировано и централизовано ведение нормативно-справочных данных. Высокий уровень достоверности вводимой информации повышает качество принимаемых управленческих решений. Ключевую роль в успешном развитии проекта ИСУ и внедрении АСУП сыграл бывший заместитель генерального директора по производству – главный инженер ККМ, в настоящее время главный инженер КФ ЛОС в Астане Андрей Шефер. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Эффекты, полученные от внедрения корпоративных информационных систем
На базе широкого использования информационных систем в ККМ создана интегрированная система, охватывающая основные стадии жизненного цикла актива и все основные бизнес-процессы – от закупок до сдачи нефти. Компания получила значительные эффекты от внедренных систем управления, источниками которых являются:
- обоснованность и прозрачность бюджетов ТОРО производственных служб, благодаря наличию в системе согласованных и утвержденных нормативов расходования ресурсов, необходимых для проведения ТОРО;
- оперативная корректировка необходимых объемов закупки услуг и материалов, которая, например, привела к снижению стоимости строительства УКПГ по сравнению со сметной на 10 %, а также сокращению срока строительства, с плановых 13,6 месяцев до 10 месяцев;
- учет в модуле ТОРО всей номенклатуры единиц оборудования и технических мест сформировал базу для качественно нового уровня аналитики процессов производства и обслуживания, возможности ведения планов и стратегий ремонтов и, как следствие, уменьшил число отказов и продолжительность простоев оборудования;
- организация работы в единой интегрированной системе позволила сократить общее время получения требуемой для принятия решений аналитической информации и повысить производительность труда (как подтверждение тому – сохранение численности персонала аппарата управления, при вводе новых производственных мощностей);
- снижение запасов на складе (до 20% в стоимостном выражении за первый «послепроектный» год), за счет оперативного анализа остатков материалов и оборудования на складе, контроля сроков оборачиваемости, выявления и реализации неликвидов
- сокращение стоимости бурения скважин, за счет ежедневной работы с Рабочей программой, что позволяет точно контролировать соблюдение сроков бурения.
Готовое отраслевое решение и экспертиза консалтинговой компании – это ключевые факторы успешного проекта, снижения его рисков, повышения эффективности внедрения и отдачи от использования информационной системы. Немаловажно, что организация Центра компетенции позволила подготовить высококвалифицированных специалистов из числа сотрудников компании, а также выпускников местных ВУЗов, которые обеспечивают в «Каракудукмунай» поддержку и развитие системы, обучение новых сотрудников, методологическое обеспечение.
Журнал Oil & Gas of Kazakhstan 4, 2011