Иван Матвеев: «Автоматизация логистики станет стандартом отрасли в ближайшее время»

10.07.22, Вс, 12:00, Мск,

Эксперт в области интеграции решений на базе AI и ML для оптимизации логистических процессов – о своей методике автоматизации складских процессов и наиболее перспективных направлениях автоматизации отрасли.

Основатель и руководитель компании Smart Parcel Иван Матвеев

Технологии на основе искусственного интеллекта все еще недостаточно освоены индустрией логистики. Лишь 17% респондентов из разных стран мира, представляющих эту бизнес-сферу, сообщили, что уже используют искусственный интеллект, говорится в Ежегодном отраслевом отчете MHI за 2021 год. В то же время, опрос свидетельствует о возможностях быстрого роста: 45% респондентов заявляют, что через пять лет, вероятнее всего, будут применять подобные технологии. Внедрение в работу логистических компаний искусственного интеллекта и машинного обучения неизбежно, поскольку они приводят к улучшению бизнес-результатов за счет высокой скорости обработки запросов, точного прогнозирования операционной нагрузки, максимального использования полезных площадей, считает Иван Матвеев, эксперт в области интеграции решений на базе искусственного интеллекта и машинного обучения для оптимизации логистических процессов. Иван Матвеев известен в индустрии как основатель и руководитель компании Smart Parcel, внедряющий сервисы для автоматизации транспортной и складской логистики. Иван рассказал о технологизации индустрии, наиболее перспективных направлениях и важности менторства.

* Иван Матвеев – IT-бизнесмен, в прошлом сотрудник Sun Innovations, Johnson & Johnson, Sendit.ru, TakeProfitTech, AnyData. Сегодня – основатель и генеральный директор компании Smart Parcel. Создатель системы автоматизированного управления складской логистикой. Активный участник конференции Break Point и других крупных IT-форумов. Создатель и автор образовательного Telegram-канала «Стартап-лаборатория».

Иван, судя по статистике, искусственный интеллект в области логистики применяется недостаточно активно даже в самых развитых экономиках мира.[1] Можете как эксперт прокомментировать эту ситуацию?

Это действительно так. Мало того, результаты отчета MHI кажутся мне даже слишком оптимистичными: по моим личным наблюдениям, доля компаний, готовых внедрять инструменты на основе искусственного интеллекта, не превышает 10–15%. И это связано не столько с ценой за подобные разработки и их внедрение, сколько с отсутствием гибкости и готовности к изменениям в индустрии в целом. Все стараются жить по принципу «если процесс работает – его не надо трогать», а подобные инвестиции я бы отнес к долгосрочным для среднестатистического руководителя.

Как специалист по разработке и внедрению IT-решений для автоматизации бизнес-процессов вы пытаетесь сдвинуть дело с мертвой точки. Расскажите о вашей авторской методике – системе управления складской логистикой на базе искусственного интеллекта.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.3 т

Моим первым крупным проектом в этой области была система управления транспортной логистикой, в которой для маршрутизации доставок использовались данные в реальном времени. Я принимал участие в ее разработке и внедрении в бытность коммерческим директором Sendit, компании, которая предоставляет сервис для выбора курьерской доставки. Внедрение системы в практику позволяло улучшить точность доставки до 98% и за счет этого значительно увеличить удовлетворенность клиентов. Затем уже как гендир компании Smart Parcel я разработал комплексное решение по оптимизации складской логистики. В нем используются алгоритмы машинного обучения для оптимизации складских операций, включая сортировку, хранение и отправку товаров. Данные, полученные от датчиков и системы управления складом, собираются и анализируются для формирования задач по комплектации и отгрузке. Используя алгоритмы предсказательной аналитики, система прогнозирует загруженность различных зон на складе и оптимизирует задачи для складских работников и роботизированных помощников. При этом учитывается множество переменных, среди которых текущее расположение товаров на складе, предполагаемое время погрузки, а также приоритеты и срочность заказов.

Другими словами, ваше решение позволяет равномерно распределить нагрузку и увеличить производительность работы склада. Для кого вы разрабатывали свою систему?

Непосредственным заказчиком был известный ритейлер, вообще же этот сервис может использоваться для оптимизации работы любых крупных розничных и дистрибьюторских компаний, которые сталкиваются с большим объемом заказов и нуждаются в их быстрой и точной обработке. Использование системы помогает решать проблему неэффективного использования складских площадей, длительного времени комплектации заказов и высокого процента ошибок при отгрузке.

Как вы поделились, сегодня ваш продукт активно приобретают крупные компании. Каких результатов он помогает добиваться за счет оптимизации маршрутов сборки заказов и предсказания загруженности складских зон с помощью AI?

Ускорение обработки заказов и уменьшение количества ошибок приводит к заметному улучшению бизнес-результатов. Назову лишь несколько цифр и фактов. Так, например, клиенты, использующие нашу систему, отмечают увеличение прибыли на 15–20% за счет сокращения операционных затрат и уменьшения ошибок при отгрузке. Скорость обработки заказов увеличивается на 40%, что значительно ускоряет время доставки до конечного потребителя. Объем обрабатываемых заказов на складе увеличивается на 50% без дополнительных вложений в расширение складских мощностей. Важно, что использование продвинутых алгоритмов и автоматизация процессов значительно уменьшает риск травматизма среди персонала. Если обобщать, комплексная автоматизация упрощает множество ранее трудоемких процессов, делая их более эффективными и менее подверженными ошибкам.

По вашим словам, разработка этой системы позволила вашей компании выйти на новые региональные и международные рынки, в частности MENA, и вызвала большой интерес в профессиональном сообществе: сегодня вас регулярно приглашают в качестве ведущего и спикера на такие IT-форумы, как Break Point. Какие идеи на этой конференции транслируете коллегам, и чем она интересна вам?

Мои выступления на Break Point в последние годы были посвящены таким темам, как использование искусственного интеллекта для оптимизации логистических операций, цифровая трансформация в традиционных отраслях, стратегии инновационного развития для средних и крупных предприятий. Но для меня этот форум важен не только потому, что я получаю возможность донести до других свои идеи. На Break Point съезжаются тысячи участников из стран СНГ – это и молодые IT-специалисты, и признанные эксперты. Поэтому для меня главная ценность форума заключается в том, что это удобная платформа для обмена знаниями и практиками с коллегами и экспертами из различных областей.

Ваша менторская деятельность этим не ограничивается. Вы также проводите тренинги и мастер-классы для команд и руководителей, интересующихся инновационными методами управления бизнесом, и ведете в Телеграме авторский блог «Стартап-лаборатория». Чем вас привлек такой канал коммуникации?

Возможностью поделиться своим опытом в индустрии, с другими предпринимателями и создателями стартапов. Мои подписчики получают доступ к эксклюзивному контенту, включая аналитические статьи, кейс-стади, мнения ведущих экспертов отрасли и практические советы по запуску и развитию бизнеса – и все это без «воды» и ненужной информации. Судя по тому, что канал в короткие сроки объединил вокруг себя более 15 000 подписчиков, и их число продолжает расти, мне удалось превратить его в важную площадку для объединения и общения профессионалов в области технологий, бизнес-стратегий и инноваций.

Индустрия логистики лишь начинает осваивать возможности применения искусственного интеллекта и машинного обучения. Какие тренды кажутся вам наиболее перспективными?

Оптимизация операционных интралогистических процессов – то есть всего, что происходит не на маршруте, а именно на складе. Что может дать применение таких технологий? Снижение влияния человеческого фактора и связанных с этим ошибок, более высокую скорость обработки запросов, точное прогнозирование операционной нагрузки, максимальное уплотнение хранения и использования полезных площадей. Другим перспективным направлением в логистике, которое значительно выиграет от внедрения искусственного интеллекта и машинного обучения, мне кажется профайлинг потребителей, покупателей, пользователей e-com-площадок с целью прогнозирования таких поведенческих особенностей при покупке, как отказ от выкупа, порча при получении и так далее. Думаю, появления этих технологий стоит ждать в самом ближайшем будущем. В том, что максимальная автоматизация логистики станет стандартом отрасли, я не сомневаюсь.

Как в этих позитивных переменах намерены участвовать лично вы как руководитель технологичной компании?

Мои планы ориентированы на дальнейшее развитие и инновации в области логистических технологий. Первоочередная задача – расширение географии деятельности: я намереваюсь вывести компанию на новые международные рынки, укрепляя наше присутствие в Европе и Азии. Также планирую разработать дополнительные алгоритмы искусственного интеллекта для улучшения точности и эффективности наших логистических операций, что позволит нам предлагать клиентам еще более персонализированные и оптимизированные решения. Важный момент – устойчивость и экологичность: я стремлюсь интегрировать устойчивые практики во все аспекты деятельности компании, включая использование экологически чистых технологий и методов, что укрепит нашу репутацию как социально ответственного бизнеса. Наконец, я намерен и дальше активно участвовать в образовательных инициативах, в частности, планирую запуск серии образовательных программ для поддержки молодых специалистов и стартапов в области технологий и логистики, что поможет сформировать новое поколение инноваторов.

Автор: Николай Бородин

Примечания