Содержание
|
Экосистема цифрового контента
Понятие «цифровой контент» используется как зонтичный термин для описания трех сегментов рынка мультимедиа-продуктов:
- производство контента в цифровом формате;
- распространение мультимедиа-продуктов в цифровой среде;
- потребление пользователями контента произведенного и переданного в цифровом формате.
Для компаний-дистрибуторов, интернет-площадок, магазинов контента, а также и для рядовых потребителей цифровой контент – это информационный, развлекательный или игровой продукт, распространяемый по цифровым сетям или в цифровом формате на физическом носителе, и потребляемый, записываемый и копируемый без ухудшения качества.TrafficSoft ADC: балансировщик нагрузки с высокой скоростью работы и минимальными аппаратными требованиями
Понятие «цифровой контент» также имеет другие значения:
- Производители мультимедийного контента связывают этот термин с любым мультимедийным продуктом, созданным с помощью цифровых технологий и представленным в цифровом формате.
- Для операторов связи цифровой контент – это особая разновидность передаваемых данных, отличающаяся специфическими требованиями к качеству передачи (например, broadcast или multicast).
Ниже представлена принятая за базовую экосистема как аналогового, так и цифрового контента.
Доставка и потребление контента
Расширение сетевой полосы пропускания и скорости передачи данных в Интернете, а также рост популярности «тяжелого» медийного контента существенно влияют на структуру как мирового, так и российского трафика.
Потоковое интернет-видео и IPTV (включая сервисы платного ТВ, VOD, просматриваемые на экране ПК или ТВ при помощи STB (set top box) составят наибольшую долю (почти 60% интернет-трафика) в 2015 году.
Онлайн-игры, несмотря на практически ежегодное удвоение трафика в относительном выражении также составят существенно менее 1%. Средний прирост интернет-трафика в сегменте VoIP составит 4%, что значительно меньше среднего прироста по сегментам.
Изменение структуры трафика в сторону «тяжелого» контента заставляет игроков учитывать особенности передачи отдельных его видов, а именно - необходимость обеспечения непрерывности передачи сигнала в реальном времени, т.е. постоянство сетевой задержки. Это способствует развитию услуги предоставления CDN (content delivery network), широко известной в мире, но недостаточно популярной в России.
Устройства доступа к цифровому контенту
Важнейшим условием роста рынка цифрового контента является развитие необходимой инфраструктуры. Одним из таких факторов является эволюция терминалов для потребления контента. Наряду с появлением новых технологических решений растет количество таких устройств и параллельно снижается их стоимость для потребителей. Взрывной рост проникновения смартфонов и планшетов способствует всеобщей «мобилизации» рынка.
На начало 2012 года мобильный терминал не рассматривается как некий уникальный канал потребления контента, потому что основным транспортом для получения медиа становятся не технологические каналы сотовых сетей, а Интернет. Фактически, аудитория потребителей мобильного контента вливается в большую аудиторию потребителей цифрового контента в Интернете.
В свою очередь дистрибьюторы цифрового контента создают мультиплатформенные решения – ресурсы и сервисы, позволяющие иметь доступ к контенту со всех возможных устройств (смартфонов, SmartTV, медиацентров и ПК). Таким образом, у пользователя формируется культура потребления легального контента. Возможность потребления актуального высококачественного контента посредством любого доступного устройства создает мотивацию для использования платных сервисов.
Мировой рынок цифрового контента
2019: Время использования интернета догоняет время на ТВ
Конец эры телевидения близок, если уже не наступил. На графике показано количество минут, которое в среднем по миру тратят люди на использование ТВ и интернета.
2018: Доля видеоконтента существенно увеличивается во всех регионах мира
По данным отчета Sandvine, выпущенного в конце 2018 года, во всем мире изменяется структура трафика: доля видеоконтента существенно увеличивается во всех регионах мира. Согласно аналитическому отчету, стриминг видео уже составляет более половины всего трафика в интернете. Эксперты дата-центра Xelent изучили, как этот тренд повлияет на работу ЦОДов.
Аналитики Sandvine отмечают, что на стриминг видеоконтента приходится 57,69% входящего и 22,43% исходящего трафика в интернете. Крупнейшими источниками видеотрафика остаются BitTorrent, Netflix, YouTube, а также игровые стриминговые сервисы и социальные сети.
По мнению экспертов Xelent, тенденция объясняется, с одной стороны, ростом скорости сети: передача файлов становится всё быстрее, что позволяет пользователям не скачивать файлы, а потреблять видеоконтент в высоком разрешении в режиме live. С другой стороны, с развитием систем видеонаблюдения увеличиваются объемы служебного видеотрафика, который производят системы CCTV и устройства интернета вещей. Все это, в свою очередь, стимулирует развитие новых систем хранения данных и увеличение емкости сетей.
Рост доли видео в мировом трафике приводит также к тому, что трансляции крупных спортивных соревнований стали оказывать существенное влияние на нагрузку в сетях и объемы мирового трафика, отметили в Xelent. Чемпионат мира по футболу в России показал, что интерес потребителей к стримингу не зависит от популярности площадки: так, в большинстве стран во время игр домашней сборной трафик на ресурсах правообладателей превышал трафик с YouTube. При этом если во время игры зрители смотрели стриминговый контент, то во время перерывов — пересматривали ранее снятый материал и/или загружали видеоролики.
Кроме того, сохраняется региональная специфика мирового трафика. В частности, в США поставщиком трафика №1 стал Netflix (19,1%), в регионе EMEA — YouTube (16,1%). В Азиатско-Тихоокеанском регионе больше всего загрузок приходится на видео от локальных поставщиков, в то время как YouTube и Netflix занимают лишь чуть более 6% трафика каждый.
По данным Xelent, различаются и тренды: в то время как в США «набирают обороты» сервисы подключенного фитнеса (занятия с видеотрансляцией по сети), в других частях мира эта тенденция не проявляется. Разница в предпочтениях по регионам показывает, что интернет не стоит воспринимать как «единое целое» — обособленность разных регионов очень существенна, считают аналитики компании.
Отчет подтверждает две тенденции: во-первых, предсказания о влиянии на этот рост видеотрафика в полной мере сбываются. Значит, ЦОДы будут еще более востребованы, и в ближайшее время нашими основными клиентами станут сервисные ИТ-компании и производители контента. Это окажет позитивное влияние на отрасль: у этих заказчиков традиционно высокий уровень понимания и эффективного потребления услуг ЦОД, и им требуется широкий ассортимент сервисов от дата-центров. Заказчики становятся все более профессиональными и требовательными, вынуждая дата-центры развивать свою инфраструктуру, ассортимент услуг и функциональность. И это вторая тенденция, которую мы будем наблюдать в ближайшие годы, — заключил Илья Рогов, директор по маркетингу дата-центра Xelent. |
2011
Доля видеоконтента в общей структуре доходов составила 72%
Последние несколько лет (2009-2011 гг.) рынок цифрового контента показывает стабильный рост при общем сохранении структуры распределения доходов по видам контента. Безусловное лидерство на рынке цифрового контента принадлежит сегменту видео, в который входит:
- онлайн-видео,
- цифровое телевидение и
- услуги VOD.
Его доля в общей структуре доходов в 2011 году составила 72%.
Следующими по значимости являются сегменты мобильного контента и онлайн-игр, составляющие 14% и 10% рынка соответственно.
Доходы от аудио (3%) и электронных книг (1%) на сегодняшний день занимают незначительную долю рынка.
Мировым лидером по объемам рынка цифрового контента по итогам 2011 года являются США. С большим отрывом следуют европейские, азиатские страны и Россия. Рынок Юго-Восточной Азии характеризуется высокими темпами роста благодаря уровню проникновения ШПД и мобильного интернета. Как следствие динамичного развития рынка, перед государством появляется задача создания и поддержания необходимой инфраструктуры, которая включает в себя развитие легальных сервисов, улучшение качества потребления контента, изменения в законодательстве и др.
Для стран Западной Европы характерны умеренные, но в то же время устойчивые темпы роста. Объем рынка цифрового контента Великобритании за 2011 год вырос на 15%, при этом с каждым годом в таких сегментах, как аудио- и видеоконтент, наблюдается снижение объема продаж контента в физическом формате (на носителях), что приводит к структурным сдвигам в сторону увеличения доли цифровых продаж.
В России значительную часть рынка составляет мобильный контент. В первую очередь, этот факт объясняется традиционно цифровым характером дистрибуции контента для мобильных устройств и сравнительно недолгой историей монетизации других видов контента.
Рост рынка цифрового аудиоконтента на 7%
Согласно исследованию J’son & Partners Consulting, в 2011 году рынок цифрового аудиоконтента в мире вырос на 7% и составил 6,3 млрд. USD. Рассмотренные в исследовании страны - США, Япония, Южная Корея, Великобритания - составляют около 70% мирового рынка аудиоконтента. Доля России в общемировом рынке незначительна и составляет менее 1%.
На долю продаж аудиоконтента для мобильных телефонов пришлось около 68% всего объема рынка аудиоконтента в мире. Доминирование продаж цифрового аудиоконтента через мобильные сети связано с удобством использования аудиофайлов на мобильных телефонах, которые прочно заменили аудиоплейеры в сознании абонента, и сейчас практически невозможно встретить мобильный терминал без поддержки воспроизведения музыкальных файлов.
При этом уже сейчас можно отметить, что есть тенденции к росту сегмента интернет-продаж аудиоконтента в мире, так как доля данного канала увеличилась на 2% в 2011 году.
Наибольший вклад в развитие рынка цифровых продаж аудиоконтента через Интернет внес мультимедийный сервис Apple iTunes, через который с 2003 года было реализовано более 10 млрд. единиц аудиофайлов. В 2011 году на долю Apple iTunes приходилось 70% всех загрузок музыки в США. Закономерно, что рынок цифровых продаж аудиоконтента наиболее развит в тех странах, в которых доступен сервис от Apple. Основными конкурентами Apple на рынке цифрового аудиоконтента являются компании Amazon, 7digital, HMV и Tesco.
Рынок в России
2024: Рост объема созданного при помощи нейросетей контента в 17 раз
4 июля 2024 года стало известно, что объем размещенного в интернете аудиовизуального контента, созданного с использованием искусственного интеллекта, увеличился в России за год в 17 раз. Эти данные были получены в результате анализа, проведенного системой по противодействию распространению фейков «Зефир», разработанной АНО «Диалог».
По информации «Коммерсанта», с момента запуска в январе 2022 года система «Зефир» собрала данные о более чем 570 тыс. единиц контента, созданных с применением искусственного интеллекта. Это составляет 10% от всего проанализированного контента. Примечательно, что в 2023 году наблюдался значительный скачок в количестве материалов с вмешательством ИИ по сравнению с 2022 годом.
Система «Зефир» использует технологии машинного обучения для выявления сфабрикованного аудиовизуального контента, включая дипфейки и спуфинг (подмена голоса). Кроме того, функционал системы позволяет обнаруживать съемку с заменой фона, обработку аудио, в том числе очищение от шумов, транскрибирование речи и автоматизированный перевод.
Одной из выявленных тенденций стал рост популярности спуфинга, который по распространенности обогнал визуальные дипфейки. В 2024 году эксперты отмечают увеличение числа аудиодипфейков, используемых для мошеннических звонков с поддельных аккаунтов руководителей.
Руководитель компании «Интернет-розыск» Игорь Бедеров отметил, что стремительный рост числа поддельного аудио- и видеоконтента является общемировым явлением. По его данным, в 2023 году количество видеодипфейков увеличилось в три раза по сравнению с предыдущим годом, а аудиодипфейков – в восемь раз.
АНО «Диалог» планирует использовать собранные данные для формирования инициатив по доработке законодательства о противодействии фейкам. Кроме того, организация намерена разработать универсальную методологию расчета точности систем распознавания контента, созданного с помощью ИИ.[1]
2023: Рост рынка на 28% до 119,7 млрд рублей
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) оценила объем отечественного рынка цифрового контента в 119,7 млрд рублей по итогам 2023 года. Это на 28% превосходит показатель годичной давности. Такие цифры организация опубликовала 13 декабря 2023 года.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы РАЭК, российский рынок цифрового контента, который в 2022 году просел на 39%, год спустя показал рост благодаря нескольким факторам, среди которых:
- рост количества экосистемных пользователей;
- привлечение аудитории эксклюзивным контентом;
- всплеск интереса к российскому производству;
- господдержка производителей медиапродуктов.
По оценкам аналитиков агентства «ТМТ Консалтинг», в 1 полугодии 2023 года доходы российского рынка легальных VoD-сервисов, предлагающих для просмотра профессиональный видеоконтент, увеличились на 30% и составили 42,3 млрд рублей.
В то же время в РАЭК, подводя итоги 2023 года, отметили, что аудитория пиратских ресурсов растет, как и количество самих ресурсов, 80% рынка онлайн-игр находится в серой зоне, а на авторский контент влияют закон о маркировке и регулирование контента.
По словам директора РАЭК Сергея Гребенникова, драйвером роста интернет-отрасли по-прежнему остается сегмент электронной коммерции, который также вырастет больше, чем прогнозировалось в мае. В 2023 году объем сегмента e-commerce увеличится относительно 2022-го года на 35% и составит 15,4 трлн рублей, сообщили в ассоциации 13 декабря 2023 года.
В мае [2023 года] мы давали более консервативные прогнозы, однако исходя из результатов первых трех кварталов мы пересмотрели прогнозы динамики для сегментов интернет-рекламы и маркетинга, и цифрового контента, — отметил Гребенников.[2] |
2022: Сокращение объема рынка на 52% до 73,6 млрд рублей
Объем российского рынка цифрового контента за 2022 год сократился на 52% в сравнении с 2021-м и составил 73,6 млрд рублей. Такие данные в мае 2023 года привели в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы РАЭК, расходы россиян на онлайн-игры в 2022 году снизились на 78% (до 21,8 млрд рублей), на онлайн-музыку - на 40% (до 7,1 млрд рублей). При этом сегмент онлайн-видео вырос (на 7%, до 33,3 млрд рублей), а категория цифровых книг не показала роста в 2022-м (11,3 млрд рублей).
Одним из факторов падения игрового рынка стало то, что почти 80% игрового контента был зарубежным, который оказался недоступен, так как нет лицензии на его распространение в России.
Повлиял уход зарубежных игроков, а также регуляторный фактор. Для сегмента маркетинга и рекламы это новые требования о маркировке, а для сегмента цифрового контента - инициативы, направленные на регулирование контента, - отметил директор РАЭК Сергей Гребенников. |
В РАЭК прогнозируют, что в 2023 году сегмент цифрового контента в рунете вырастет на 7%. На это повлияют следующие факторы: рост интереса к российскому контенту, выход на рынок контента из азиатских стран, увеличение количества пользователей экосистем. Кроме того, в ассоциации предполагают, что государственная поддержка производителей контента и регуляторные инициативы (регулирование контента и рекомендательных сервисов) также помогут сегменту вырасти в 2023 году.
По данным Центра стратегических разработок и АНО «Диалог», выручка от подписок на цифровой контент в России по итогам 2022 года составила 180 млрд рублей. Выручка от мультиподписок в России в 2022 году составила 59,4 млрд рублей, уточняется в отчете. Годовая выручка от мультиподписок составила 199 рублей в месяц, число владельцев таких подписок составило 24,9 млн человек.
На музыкальные сервисы подписаны 22,6 млн пользователей, выручка за 2022 год составила 7 млрд рублей, на онлайн-кинотеатры - 11 млн человек, выручка - 40,3 млрд рублей. На облачные сервисы подписаны 7,3 млн, годовая выручка составила 8,3 млрд рублей, на подписки сервисов с электронным книгами подписаны 330 тыс. человек, выручка - 10,5 млрд рублей. Годовая выручка от подписок на программное обеспечение, по данным отчета, составила 2,8 млрд рублей, размер аудитории подписок на софт в России в докладе не указан.[3]
2017
Данные Dentsu Aegis Network Russia и PwC
Годовой объем рынка контента в России составил 156,9 млрд руб. Основная доля — 70 млрд руб. — приходится на киноконтент: дистрибуцию фильмов, прокат в кинотеатрах и на диджитал-платформах. Такие данные следуют из исследования, проведенного Dentsu Aegis Network Russia и PwC, сообщает AdIndex[4].
Большая часть доходов приходится на сегмент киноконтента (учитывалась выручка от кинопроката и дистрибуции, в том числе в digital) — 70 млрд руб., на втором месте телеконтент — 50 млрд руб. (исключены доходы от рекламы). Далее следуют: контент в социальных сетях — 13 млрд руб. (включены также рекламные доходы), спортивный контент (закупка прав на трансляцию спортивных событий) — 7,5 млрд руб. Последние позиции заняли «new broadcasters» (кабельное ТВ, смарт-ТВ и т. д.) — 5 млрд руб., музыкальный контент (доходы от стриминговых сервисов типа Яндекс.Музыки и доход от продажи билетов на концерты) — 4,8 млрд руб., контент брендов — 3,6 млрд руб. Замыкает список сегмент киберспорта с объемом 3 млрд руб. (учитывался доход от стриминга, трансляций, продажи билетов на мероприятия и т. д.).
Данные РАЭК
62,9 млрд. руб в 2016. Рост в 2017 +12% [5].
2013
Данные J’son & Partners Consulting
Прогноз до 2013 года на рынке цифрового аудиоконтента в России не ожидается активного роста (J’son & Partners Consulting, апрель 2012 года). Объем продаж аудиоконтента через Интернет к 2013 году составит не более 3 млн USD при существующих барьерах, и перспективы оцениваются как умеренно оптимистичные.
Оценка РАЭК
В сегменте цифрового контента большую часть занимает рынок игр: его объем составил 35 млрд руб., в 2013 г. он вырос на 22%. Такой же рост исследователи прогнозировали осенью 2014 года и на 2014 год. Сегмент музыки, книг, СМИ и видео составил 5,8 млрд руб. Исследователи полагают, что рынок цифровых книг и СМИ вырастет в 2014 г. на 65%. Данные октября 2014 года.
2011
J’son & Partners Consulting: Рост продаж на 207%
По оценкам J’son & Partners Consulting, по итогам 2010 года объем продаж музыки через Интернет вырос на 207% по сравнению с показателем 2009 года, основной причиной данного роста стал запуск магазинов контента от операторов.
Крупнейшим участником на рынке мобильного аудиоконтента в России по итогам первой половины 2011 года является оператор связи МТС, а также МТС являлся крупнейшим участником российского рынка цифровой дистрибуции музыки через Интернет по итогам первой половины 2011 года за счет проекта Omlet.ru.
Ближайшим конкурентом Omlet.ru является проект Trava.ru от оператора связи «Мегафон». Тем не менее, бизнес-продажи аудиоконтента не относится к числу высокорентабельных. В конце 2011 года компания МТС приняла решение отказаться от раздела «Музыка» на портале Omlet.ru, что 2012 году повлечет за собой снижение продаж в данном сегменте.
В общей структуре российского рынка цифровых продаж аудиоконтента основную долю (99%) занимают продажи мобильного контента. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем продаж музыки через мобильные каналы вырос по итогам 2011 года на 10% по сравнению с показателем 2010 года.
J’son & Partners Consulting выделяет следующие драйверы и барьеры данного рынка.
Барьеры:
- Доступность большого количества музыкальных композиций в открытых источниках ограничивает потребность аудитории в ее легальном использовании.
- Низкая покупательная способность по сравнению с Северной Америкой и Западной Европой – крупнейшими рынками цифровой дистрибуции аудиоконтента.
- Стоимость прав на распространение музыки у крупнейших музыкальных мэйджоров остается высокой для российского рынка.
- Несмотря на рост популярности платежей в Интернете остается проблема низкого проникновения банковских карт, а также опасения россиян использовать их для оплаты интернет-покупок.
Драйверы:
- Рост пользователей как фиксированного, так и мобильного Интернета в России.
- Повышение доступности мобильных устройств на платформах Android, iOS, Windows Phone положительно влияет на развитие мобильных сервисов, а именно специализированных приложений для доступа к музыке в телефоне.
- Положительные тенденции в политике музыкальных мейджоров. Крупные лейблы готовы обсуждать новые модели сотрудничества и продаж музыки.
- Рост популярности использования электронных платежных систем и рост объема платежей через Интернет в целом.
Лицензирование контента
В апреле 2012 года стало известно, что в текст новой редакции Гражданского кодекса (ГК) не вошли поправки, подготовленные рабочей группой при Минкомсвязи. В частности, речь идет о статьях 1228, 1233 и 1236 четвертой части ГК, которые должны были узаконить свободные лицензии. За введение в России таких лицензий активно выступал президент Медведев, который и внес проект ГК в Госдуму 3 апреля 2012 г. Этот проект может быть принят «в рекордные сроки» — еще до инаугурации Путина (7 мая 2012 года), слышал источник, близкий к рабочей группе, которая участвовала в разработке поправок в ГК. Поправки принимаются в спешном порядке, подтвердил собеседник «Ведомостей»[6] в руководстве Думы, хотя он не уверен, что все три чтения пройдут до 7 мая.
Президент Медведев загорелся идеей свободных лицензий в 2011 году, встретившись с представителями интернет-сообщества, и поручил министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву подготовить соответствующие поправки. Внесенная в Думу редакция поправок к ГК не в полной мере обеспечивает действие свободных лицензий в России, признает представитель Минкомсвязи.
Эта редакция не отражает результатов полуторагодового труда рабочих групп, созданных по поручению президента, считает Ирина Левова, аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, объединяет 86 интернет-компаний, в том числе Google, VK (ранее Mail.ru Group), Ozon, РБК, Webmoney). В нынешней версии ГК прописан пятилетний срок действия лицензии на использование произведений по умолчанию (если сам автор не указал его), которая к тому же должна быть размещена на сайте Роспатента. Но когда срок истечет, многие, кто скачал произведение, могут быть переквалифицированы в пиратов. Поэтому, по мнению Левовой, срок действия лицензии не нужно ограничивать. Не должно быть и привязки лицензии к России, ведь интернет трансграничен. Свободные лицензии РАЭК предлагает ввести не только на мультимедиа, но и на научные труды, произведения искусства и объекты смежных прав, а также предусмотреть механизмы отказа от исключительных прав по желанию автора и перевода произведений в общественное достояние.
Поправки, касающиеся свободных лицензий, уже согласованы и будут внесены в новую редакцию ГК во втором чтении, обещает помощник президента Аркадий Дворкович. Гражданский кодекс — большой документ, вряд ли его можно принять очень быстро, считает председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. Все поправки к ГК будут рассмотрены, обещает он.
Примечания
- ↑ Искусственно интеллектуальная собственность
- ↑ Сегмент цифрового контента в РФ по итогам 2023 года вырастет на 28%, до 119,7 млрд руб.
- ↑ Сегмент цифрового контента в России по итогам 2022 года упал на 52%, до 73,6 млрд рублей
- ↑ Рынок контента в России достиг 157 млрд рублей в 2017 году
- ↑ Исследование `Экономика Рунета` проводится на ежегодной основе с 2011 года. По результатам презентации исследования в сентябре 2016 года – было принято решение о смене названия ежегодного исследования на `Экономика Рунета / Экосистема Цифровой Экономики Россия
- ↑ Гражданский кодекс будет принят без поправок о свободных лицензиях