Сессия «ИТ в банках» на TAdviser SummIT 30 мая 2018
В рамках конференции TAdviser SummIT, прошедшей 30 мая 2018 года в Москве и собравшей в общей сложности более 600 участников, была организована работа секции «ИТ в банках». Представители финансовых организаций и поставщики ИТ-решений обсудили ключевые тренды и специфику цифровизации в банковской отрасли России.
Опыт заказчиков, мнения экспертов
Цифровой банк должен развиваться со скоростью происходящих вокруг изменений. Для поддержания инновационного ритма необходима гибкость, которую формирует Agile-культура. Именно такой подход, обеспечивая выход релизов каждые 2 недели, позволяет внедрять необходимые новые продукты с учетом сильной волатильности рынок в инвестиционном банкинге.
Михаил Лукьянов, директор проектов департамента рисков CIB, Сбербанк, пояснил, что инвестиционный бизнес – отдельный от основного банковского бизнеса вид деятельности, характеризующийся высокой скоростью совершения сделок. Также он наиболее подвержен высокой изменчивости рынков и влиянию международной политики, в силу необходимости предлагать клиентам продукты в различных странах и юрисдикциях. Поддерживающие этот бизнес, постепенно уходящий от единичных сложных сделок к массовости, технологии – алгоритмы быстрой обработки данных (в режиме онлайн), а также NoSQL базы данных и пр.
Облачные технологии все заметнее распространяются на рынке и приживаются даже в ранее сдержанных в их отношении банках. Их стратегиям хорошо отвечают ассоциируемые с облаками преимущества – гибкости, скорости, прозрачности и экономической эффективности. Антон Исанин, руководитель центра качества «Альфа-Банка», поясняет, что в первую очередь используется частное облако для тестовых сред (например, разработки, QA, R&D и прототипов, а также служебной инфраструктуры). В ближайших планах «Альфы» - переход к частному облаку для промышленных сред. Для полноценного внимания финансовых организаций к SaaS или PaaS услугам требуется сформировать сначала внутри них культуру использования облаков.
Один из трендов – создание финтех-стартапов внутри банков – они используются как внутренние технологические «песочницы» для создания новых финансовых сервисов, обогащающие клиентский опыт. Стартапы для подобных инициатив банки могут отбирать из РВК или Сколково. По словам Григория Лещенко, директор по инвестициям, Skolkovo Ventures, на сегодня финтех в Сколково представлен 39 компаниями с общей выручкой 2 млрд руб. 7 из них вошли в десятку лучших Fintech компаний России по версии Deloitte. Основные направления их развития – платежные системы, управление личными финансами и цифровой банк, машинное обучение, искусственный интеллект и скоринг, управление лояльностью и блокчейн.
Клиентоцентричность, персонализация предложения, а также мобильность – ключевые составляющие актуальной концепции цифрового банка. Ускорение развития мобильных технологий в «ЧатБанке» поддерживает платформа ДБО Совкомбанка - AB Platform, с собственной средой разработки, серверным ядром и архитектурой интерфейса, рассказал Андрей Бухтияров, основатель и главный разработчик интернет-банка «ЧатБанк» от Совкомбанка. Именно с создания собственной платформы и разработки собственного ДБО в банке и запускался процесс цифровизации пары лет назад.
У приложения «ЧатБанк WEB» более 1 млн клиентов, при росте примерно на 5 тыс. новых клиентов в день. Используемая технология Mobile Light позволила обеспечить высокую скорость разработки. При этом нет ограничений в использовании железных свойств телефона - это нативное приложение, которое «транслирует» пользователю все функции большого «WEB».
Умный скоринг повышает эффективность микрофинансового бизнеса, позволяя почти мгновенно и точно оценивать заемщиков, рассказал Александр Шестаков, руководитель группы технической автоматизации & PR директор, Kviku (МФК «ЭйрЛоанс»). Онлайн кредитная платформа Kvik предоставляет сервисы через B2B партнерства – на сайтах магазинов размещается дополнительный способ оплаты «Купить в кредит», а в ближайшее время виртуальной картой этого игрока можно будет пользоваться и в офлайн-магазинах.
Скоринговая система автоматически принимает решения по выпуску виртуальных карт – ежедневно компания выдает более 2000 виртуальных карт (около 20% от числа всех входящих заявок). Благодаря индивидуальному скоринговому подходу удается обеспечивать один из самых низких уровней просрочки на рынке МФО (13-15% по первичным и 9% по повторным клиентам).
Диджитализироваться, чтобы обеспечить полный путь клиента онлайн – новая стратегическая задача банка, рассказал Игорь Дмитриев, руководитель управления развития дистанционных услуг, департамента цифровых услуг «ДельтаКредит». На онлайн-путь толкают в первую очередь потребности клиентов – по оценкам банка, ипотечные заемщики все заметнее «молодеют» (сегодня за ипотекой все чаще обращаются в возрасте 25 лет). В перспективе речь идет о маркетплейсе, где можно подобрать онлайн не только жилье и ипотеку, но и дизайн интерьера, и покупку мебели, а также получить налоговый вычет. Цифровой формат обеспечивает моментальное получение кредитного решения, с возможностью сразу узнать точную сумму предварительного одобрения.
Параллельно запущен кабинет для партнеров банка (агентства недвижимости, частных риэлторов, застройщиков, банков-партнеров), который позволяет существенно экономить время на поиске информации, оперативно отслеживая актуальный статус направленных через ЛК заявок.
Проблемой пока остается разорванный клиентский опыт между В2В и В2С – и сейчас идет его выравнивание. В частности, сервисы В2С сделаны теперь и для партнеров, для усиления продаж и оптимизации затрат.
Игроки рынка: тенденции и решения
Российские банки развиваются в глобальном тренде цифровизации, продвигая дистанционные каналы обслуживания, повышая внутреннюю эффективность и ускоряя запуск новых сервисов, подтверждают участники TAdviser SummIT.
С целью повышения производительности процессов многие банки идут по пути упрощения ИТ-ландшафта, при этом главной задачей остается обеспечение непрерывности бизнеса. Пользователю важна доступность сервисов и бизнес-приложений, а не отдельных компонентов, отметил Алексей Складчиков, руководитель отдела развития ИТ-инфраструктуры, ICL Services. Переход банков на сервисную модель в части ИТ позволяет точнее оценивать инвестиции в инфраструктуру и лучше управлять качественными показателями.
Технология APM (Application Performance Manager) отражает в том числе и влияние ИТ-сервисов на бизнес. Она помогает формировать новые KPI производительности и доступности и предоставляет в конечном итоге новые данные для новых решений, отметил Складчиков. Так, ИТ-отдел банка получает возможность поиска узких мест в ИТ-инфраструктуре – например, можно с помощью АРМ найти «тяжелый» код или запрос в приложении и отправить его на доработку. И главное – обеспечить уверенность в том, что все бизнес-критичные приложения доступны.
В России по-прежнему сохраняется достаточно большая доля наличного оборота. Параллельно ужесточается борьба с отмыванием денежных средств – банки должны обеспечить выполнение требований 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Для упрощения этого процесса на рынке сформировался набор решений в сфере автоматической проверки контрагентов, однако их развитие не всегда успевает за законодательными изменениями, а низкая точность проверок наращивает издержки банков, прокомментировала Ольга Смирнова, руководитель проектного офиса «СКБ Контур».
По ее словам, сегодня обеспечение более быстрой проверки становится для банка конкурентным преимуществом, позволяя быстрее наращивать клиентскую базу. Скорость и качество в случае сервиса СКБ Контур достигается за счет интеллектуального скоринга, который включает более 50 рисковых факторов, указывающих на признаки ведения неблагонадежной экономической деятельности. Скоринг может настраиваться в зависимости от уровня толерантности конкретного банка к рискам. Он опирается на расширенный спектр источников данных – используются как открытые, так и закрытые источники, внутренние списки банков, а также данные, накопленные по клиентской базе самого СКБ Контур, которые, при полученном согласии клиентов, могут использоваться для оценки благонадежности.
Для эффективной реализации цифрового банка нужно решать задачи, сфокусированные на клиентском опыте, а также на внедрении инноваций, поддерживающих лояльность. На обслуживание клиентов банка может влиять, в том числе, активность в социальных сетях, считает Александр Сергиенко, исполнительный директор компании «Иннодата». По его словам, социальные медиа становятся одним их важнейших и быстро развивающихся каналов поддержки пользователей, а накапливание истории взаимодействия позволит в дальнейшем находить персональный подход к каждому клиенту. Так, с помощью специальной системы мониторинга и анализа контента социальных сетей можно не просто собирать из открытых источников мнения о компании, но и получать их автоматически определяемую окраску, выявлять неочевидные тенденции и проблемные места, прогнозировать последствия.
Подавляющее большинство банков России уже автоматизировали, в той или иной мере, ключевые направления бизнеса, однако регулярно вызывают нарекания качество и функционал используемых решений. Стимулировать к миграции может как относительно невысокая цена нового решения (в том числе, стоимость его внедрения и ТСО), так и инновационность продукта, отражающая перспективные технологические тренды. Оба эти фактора стимулируют рост рынка рынка гиперконвергентных систем - на 35-50% ежегодно, считает Владимир Рубанов, управляющий директор «Росплатформы». По его словам, преимущества решений HCI для российских банков – в возможности сокращения затрат (в 1,5-2 раза), обеспечении независимости от производителей железа, а также масштабируемости, отказоустойчивости и производительность за счет параллельных операций на множественных узлах.
В новых условиях развития экономики HCI позволяют также оперативно мигрировать не только с дорогих, но и с санкционно-«опасных» решений, отметил Рубанов. «Росплатформа» предлагает в последнем случае «суверенное» ПО, учитывающая как технологии международных лидеров, переданных с полными исходными кодами и правами на дальнейшую независимую разработку, так и доработанные Open Source компоненты и собственные локальные разработки.
На фоне всеобщей диджитализации эволюционируют банковские приложения. На их трансформацию также влияют новшества мобильности, многоканального ритейла, клиентской аналитики и пр. Существенная доля представителей отрасли (до 50%, по оценкам TAdviser) используют для задач цифровизации самописное ПО. Большинство банков отмечают, что не находят на рынке подходящего решения «под ключ». При этом многие видят в таких ИТ-решениях источник конкурентного преимущества, в силу чего усиливают внутреннюю разработку. Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Как рассказала Лина Чуднова, руководитель направления автоматизация производственных процессов «Неофлекс», типичный набор задач при разработке систем включает обеспечение единой экосистемы и правил, автоматизацию сборки и развертывания новых версий и обновлений, поддержку возможности переноса изменений между средами без дополнительных настроек и хорошее покрытие автоматизированным тестированием. Все это необходимо для ускорения сроков выведения продуктов и сервисов на рынок (time to market), и может быть обеспечено средствами ИТ.
Автоматизация всех слоев DevOps-процессов позволяет заказчикам-банкам сосредоточиться на целевых задачах своих проектов, экономя ресурсы на проектирование инфраструктурных решений, автоматизацию процессов и пр., говорит Чуднова. Непрерывность доставки и высокую скорость разработки обеспечивает наработанные «Неофлекс» практики DevOps - в частности, на этой платформе поддерживается микросервисная разработка в крупнейшем вьетнамском банке.
Чем больше банковский бизнес уходит в цифровую плоскость, тем более востребованы новые идеи для развития дистанционного обслуживания, а также генерации апсейла и кросс-продаж и пр. Усиливающийся тренд ухода от массового обслуживания к целевому индивидуальному отметил Алексей Флоринский, заместитель генерального директора SimbirSoft. По его словам, ДБО нового поколения объединяет формат удаленного обслуживания с удобными инструментами самообслуживания, автоматический индивидуальный скоринг, автоматизацию операций, а также UX/UI как конкурентное преимущество.
По данным ЦБ РФ, за последние три года инвестиции в финтех в стране выросли в четыре раза. В отличие от Запада, здесь этот сегмент развивается за счет нескольких крупных игроков — «Сбербанка», «Тинькофф», «Альфа-банк». Так, например, «Сбербанк» как лидер инвестиционной активности приобрел за последнее время проекты VisionLabs (облачный сервис для распознавания и анализа лиц), Platius (система лояльности и мобильных платежей), Segmento (RuTarget – обработка данных о поведении клиентов), DocDoc (сервис записи к врачам в коммерческих клиниках России). Или же «Тинькофф банк» недавно открыл в «Сколково» центр по изучению блокчейна.
Презентации докладов c сессии «ИТ в банках» доступны в разделе "Программа" здесь.
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 30 мая 2018 года года и привлекла более 600 участников. Главными темами мероприятия стали повышение эффективности бизнеса и государства с помощью цифровых технологий. Представители крупных компаний-заказчиков и госсектора представили лучшие практики использования ИТ в своих организациях, а поставщики ИТ-решений – свои новые разработки. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.
Фотогалерея TAdviser SummIT 2018