2021/01/18 13:34:30

Перспективные ИТ-проекты регионов России

2020 год ознаменовался активной работой российских регионов над созданием центров управления. К декабрю этого года все субъекты страны отчитались о запуске таких центров. Среди других интересных региональных ИТ-проектов следует выделить инициативы по созданию «цифровых двойников» и «умных городов». Об этих и других проектах читайте в статье, подготовленной в рамках обзора «Информатизация госсектора 2020».

Содержание

2020

ЦУР

Предыстория и процесс создания

В начале 2020 года президент Владимир Путин поручил регионам создать к 1 декабря центры управления регионом (ЦУР). Иными словами - проектные офисы по сбору, обработке, анализу и реагированию на все жалобы и запросы жителей региона вне зависимости от источника поступления – будь то официальные порталы, сайты, либо же социальные сети, мессенджеры и горячие линии. Образцом для создания ЦУР стал уже существующий в Московской области центр, в основе которого лежит портал обратной связи с населением "Добродел".

«

В ЦУРе работает 122 профильных сотрудника в 12 блоках: медицина, образование, социальная защита, транспорт, ЖКХ, экология, безопасность, национальные проекты, средства массовой информации, бизнес, строительство, МФЦ и госуслуги, - рассказали TAdviser в Министерстве госуправления, информационных технологий и связи Московской области.

»

Осенью 2020 года в регионах повсеместно завершали создание ЦУР. Результаты по состоянию на 27 октября приведены на рисунке ниже.

2 декабря 2020 года вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко заявил, что Центры управления регионом созданы во всех субъектах России.

«
Проведена колоссальная работа - ЦУРы созданы во всех регионах, это действительно флагманский проект по взаимодействию с гражданами. Сейчас главное удержать набранную скорость и войти на новый этап с теми же мощностями, а главное увеличить в регионах оперативность реагирования на обращения граждан. На основе этих данных в дальнейшем будут приниматься управленческие решения, с учетом социального запроса, — отметил зампред правительства.
»

Возможности центров управления

Центры управления регионом созданы, в первую очередь, для улучшения работы с обращениями граждан и совершенствования деятельности государственных органов власти.

Как заявили TAdviser в Министерстве госуправления, информационных технологий и связи Московской области, ЦУР помог выстроить региону единую систему, в которой можно ту или иную задачу отследить от начала до конца, увидеть всех ответственных.

«
С помощью ЦУРа мы узнаем, что происходит в конкретном месте, в конкретное время и т.д. Это и стало первым блоком работы ЦУР под названием «Все знаем». В центре аккумулируются проблемы и предложения, волнующие жителей Подмосковья. Свои обращения жители могут оставить на портале «Добродел», напрямую ведомствам, в соцсетях, на горячей линии губернатора и так далее. Цифровые технологии помогают не только знать, но и создавать методологии и алгоритмы, как оперативно воздействовать на ту или иную сферу или решать конкретные вопросы и задачи. Это второй блок «Быстро решаем». И третий блок «Не допускаем»: цифровые технологии дают возможность видеть красные зоны и предотвращать возникновение в них более масштабных проблем, - рассказали TAdviser в министерстве.
»

Самым важным результатом работы ЦУРа в нем считают снижение количества жалоб жителей в регионе: если на конец 2018 года их было 3,5 млн, то на конец 2019 года -1,5 млн.

«
Аналитическая система ЦУР позволит выявлять проблемные зоны на территории региона, создавать тепловую карту, на которой будут отражены самые проблемные точки с учетом жалоб населения. Она позволит в режиме онлайн реагировать на запросы населения и мобилизовать ответственные организации на оперативное исправление недочетов. Работа с поступившими сообщениями (жалобами) предусматривает их типологизацию, выработку алгоритмов решения типовых проблем, а также комплексных проблем, связанных с несколькими ведомствами, - проинформировали TAdviser в министерстве цифрового развития и связи Новосибирской области.
»

Анализ запросов, попадающих в систему ЦУР, даст реальную оценку удовлетворенности качеством жизни в регионе, уверена председатель комитета цифрового развития Ленинградской области Виктория Кузнецова. Помимо того, при помощи ЦУР будет возможно анализировать и координировать обработку запросов и скорость подготовки ответов, считает министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин.

«
Причем в ряде случаев будет предусмотрен оперативный алгоритм работы с обращениями - до 10 дней, вместо установленных 30, - обратил внимание TAdviser Герман Лопаткин.
»

В центре управления регионом Нижегородской области внимание TAdviser обратили на то, что его первичная реакция на сообщения граждан через социальные сети уже составляет порядка 4 часов.

«
Одна из главных задач, которая ставится - свести все входящие обращения от жителей в единый источник - Центр управления регионом, чтобы как можно качественнее отвечать и реагировать на просьбы, сообщения жителей, - отметили в центре.
»

В тоже время, для центра важно не столько реагировать на жалобы и решать их, сколько выстраивать такую политику работы, чтобы системные жалобы перестали таковыми быть.

«
То есть благодаря обращениям граждан из всевозможных источников определять системные проблемы, чтобы не допускать их в будущем, формировать бюджетные приоритеты. Для этого центр анализирует спектр жалоб. Помимо того, он выдает рекомендации органам исполнительной власти по системному решению проблем жителей. При этом аналитика деятельности данных ведомств ведется в режиме реального времени. Основные показатели транслируются на видеостену центра управления регионом, а губернатор имеет возможность следить за изменением показателей и темпами роста и располагает информацией для оперативного принятия решений, - рассказали TAdviser в центре управления регионом Нижегородской области.
»

В комитете информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга издание заверили, что ЦУР позволяет также повысить качество отработки жалоб населения города и выявить причины конфликтных ситуаций и ошибок при взаимодействии исполнительных органов государственной власти с жителями Санкт-Петербурга и предупредить такие случаи в будущем. Помимо того, ЦУР помогает контролировать ход исполнения планов и программ, достижения целевых показателей деятельности региональных органов власти, уверены в департаменте общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа.

«
Мы хотим, чтобы ЦУР в корне изменил сознание государственного управления. Полагаем, что республика перейдёт на новый уровень. Для Башкортостана ЦУР и его информационные системы очень нужны, поскольку территория региона большая и необходимо иметь максимальное представление о том, где требуется участие государства, - пояснили TAdviser в Министерстве цифрового развития государственного управления республики Башкортостан.
»

В Департаменте по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области отметили, что проект помогает решить следующие задачи:

  • дать жителям публично сообщать властям о проблеме;
  • вовлекать жителей в прозрачный и понятный процесс совместного управления городом на ключевых организационных стадиях – подачи идей, принятия решений и контроля за исполнением;
  • обеспечить активное взаимодействие всех оперативных служб города с использованием платформы как единой базы для существующей инфраструктуры, систем видеонаблюдения, мониторинга и отраслевых информационных систем;
  • сократить потери, расходы на оплату коммунальных ресурсов, сроки устранения аварий;
  • улучшить архитектурный облик города, повысить его туристический потенциала;
  • обеспечить оперативное устранение последствий погодных явлений и аварийных ситуаций;
  • повысить безопасность участников дорожного движения и пешеходов, пропускную способность;
  • снизить транспортную загруженность городского пространства.
  • увеличить комфорт и удобство использования общественного транспорта;
  • повысить общественную безопасность.

Умный город

Проект «Умный город» реализуется в России с 2018 года в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». Проект подразумевает цифровое преобразование городского хозяйства в регионах России посредством внедрения цифровых технологий и инженерных решений в период с 2019 по 2025 годы. Он направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством и создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. На территории опрошенных TAdviser регионов реализация проекта идем полным ходом.

В частности, многоквартирные дома подключаются к автоматизированным системам учета коммунальных ресурсов с возможностью дистанционной передачи данных, в населенных пунктах внедряются интеллектуальные системы обращения с отходами, на муниципальных дорогах с аварийно-опасными участками появляются системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, уличные светильники оснащаются энергоэффективными технологиями, а общественный транспорт - интеллектуальным мониторингом. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга 2.1 т

Также на территории регионов активно внедряются разнообразные информационные системы. Например – для градостроительной деятельности, видеонаблюдения с функциями биометрической идентификации и видеоаналитики, контроля работы камер в местах повышенной опасности, работы дорожной и коммунальной техники, специализированной техники по вывозу твердых коммунальных отходов.

Примечательно, что в регионах активно цифровизируются не только крупные города, но и небольшие населенные пункты. Яркий пример – Челябинская область.

«
Нас радует, что к цифровой трансформации стремятся не только города Челябинской области, но и небольшие населенные пункты. Положительный пример – Кременкуль. Решение этого населенного пункта по внедрению энергоэффективных технологий при организации умного уличного освещения направлено для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую муниципальную практику. Поскольку у Челябинской области есть опыт внедрения умных технологий в городскую среду, есть примеры полученного экономического эффекта. Так, «умное освещение» экономит в год до 70% средств, идущих на оплату потребляемых ресурсов, «умная школа» - до 65%, индивидуальные приборы учета - до 15%, - рассказал TAdviser министр информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Игорь Фетисов.
»

В пресс-службе губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова изданию заявили, что проект «Умный город» позволяет повысить в регионе качество жизни граждан, обеспечить безопасную среду, а также более оперативно реагировать и реализовывать инициативы граждан, направленные на создание комфортных условий в населённых пунктах.

Более подробно эти возможности, открываемые проектом, TAdviser обрисовала начальник Управления цифрового развития, связи и рекламы Администрации главы республики Коми Кристина Майнина. По ее словам, проект позволяет:

  • повысить уровня безопасности, уровень раскрываемости преступлений, оперативности реагирования правоохранительных органов и городских служб экстренной помощи за счет внедрения и развития технологий АПК «Безопасный город»;
  • улучшить качество жизни граждан и облика муниципального образования через активное вовлечение жителей в жизнь города при помощи цифровых сервисов обратной связи;
  • иметь единую базу достоверных данных об объектах недвижимости, земельных участках и их характеристиках за счет внедрения системы обеспечения градостроительной деятельности;
  • оптимизировать транспортные потоки, в том числе путем уменьшения пробок и своевременного вывоза мусора, внедрения транспортных навигационных и интеллектуальных систем;
  • обеспечить достоверный учет потребления коммунальных ресурсов за счет внедрения автоматизированных систем дистанционного учета потребления ресурсов ЖКХ;
  • повысить удобства транспортной системы благодаря развитию таких сервисов умного городского хозяйства, как отслеживание движения пассажирского транспорта, умных остановок и пр.

В Департаменте информационной политики Свердловской области внимание TAdviser обратили на то, что вопрос об источниках финансирования отдельных направлений, являющихся достаточно ресурсоёмкими и реализацию которых одному городу не потянуть, остается дискуссионным.

«
Здесь без помощи федерального бюджета не обойтись. Тем не менее в городах-пилотах уже применяются и внедряются компоненты интеллектуальной транспортной системы, - отметили в Департаменте.
»

Цифровой двойник

В декабре 2018 года заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис предложил в течение шести лет создать для каждого российского города численностью более 100 тыс. человек «цифровой двойник» - единую базу данных. По его словам, она позволит синхронизировать все данные, которые есть в городе, и которые, возможно, существуют в ста отдельных системах, которые между собой «не дружат». Регионы отнеслись к этой инициативе по-разному – кто-то уже активно создает «цифровые двойники», кто-то еще раздумывает над необходимостью их разработки.

Планируют создание «цифрового двойника», в частности, Москва, Санкт-Петербург, Республика Коми, Красноярский край, а также Челябинская, Ленинградская, Нижегородская, Волгоградская, Тюменская, Белгородская и Свердловская области.

В некоторых субъектах TAdviser рассказали о деталях проекта по созданию «цифрового двойника». Так, в рамках этой инициативы в Санкт-Петербурге запланировано преобразование интернет-портала «Паспортизация объектов благоустройства Санкт-Петербурга» в городскую государственную систему «Объекты городской среды Санкт-Петербурга» (ГИС ОГС). Реализация данного проекта намечена на 2021 год. Он предполагает расширение имеющейся функциональности портала, а также заключение дополнительных соглашений об информационном обмене, которые позволят агрегировать большее количество сведений об объектах городской среды. В дальнейшей перспективе рассматривается вопрос проведения лазерного сканирования территории Санкт-Петербурга для повышения детализации и точности данных базы ОГС.

«
База новой системы должна стать «Цифровым двойником города». Концепция системы состоит в учете и паспортизации объектов городской среды, инвентаризации и мониторинге ее технического состояния, контроле за устранением выявленных нарушений в части ее содержания в надлежащем виде. Реализация данной концепции невозможна без наличия актуальной базы объектов городской среды. На данный момент на портале реализована возможность учета более чем 1500 типов объектов городской среды, их текущая база насчитывает более 15 млн записей. При этом база наполняется и актуализируется как посредством информационного взаимодействия с ведомственными государственными информационными системами, так и посредством работы пользователей на портале, - проинформировали TAdviser в комитете по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга.
»

В Челябинской области уже решено реализовывать и более амбициозный, чем «Цифровой двойник города», проект «Цифровой двойник региона». К нему идут через внедрение «цифрового двойника» Челябинска. Он представляет собой виртуальную копию всех сфер хозяйства города. Так, например, в нем отображены транспорт, благоустройство, спецтехника, озеленение, освещение, вывоз мусора, нестационарные торговые объекты. Система создается на базе геопортала региона. В нем создан отдельный раздел «Город Челябинск», актуализируется информация на существующих слоях. В планах - оцифровка уборки улиц, всех рекламных конструкций, инфраструктурных объектов.

«
«Цифровой двойник» города позволяет в режиме реального времени видеть деятельность всех структур, на основе полученной информации принимать взвешенные управленческие решения с учетом мнения жителей города, - рассказал TAdviser Игорь Фетисов.
»

В Ленинградской области создается цифровая картографическая основа региона с высоким пространственным разрешением. Пилотным районом в реализации проекта стал Гатчинский. В нем уже провели аэрофотосъемку территорий и при помощи снимков создали цифровую картоснову местности.

«
Высокое разрешение и точность цифровой карты позволяет упростить получение информации, содержащейся в едином государственном реестре недвижимости. Это данные о земельных участках и возможностях их использования, об объектах строительства, культурного наследия, природных богатствах региона, - отметила Виктория Кузнецова.
»

В Волгоградской области созданы и развиваются такие информационные элементы «Цифрового двойника города», как государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности и прототип информационной системы «Технический учет дорожно-транспортной инфраструктуры Волгоградской агломерации», рассказали TAdviser в комитете информационных технологий Волгоградской области.

В Тюменской области создание «Цифрового двойника города» подразумевает внедрение к 2022 году электронной модели территориальной схемы обращения с отходами и интеллектуальной транспортной модели муниципального образования – к 2025 году. Последняя будет обеспечивать анализ маршрутов движения общественного и частного транспорта и оценку уровня загруженности участков транспортной сети с целью оптимизации организации движения.

В Белгородской области активно ведется подготовительная работа по формированию «Цифрового двойника города» - оцифровка всех разрешительных строительных документов на строительство для оказания услуг в электронном виде, создание цифровой топографической основы с применением беспилотных летательных аппаратов. Создание ЗD-модели города Белгорода начнется с оцифровки вновь строящихся коммуникаций, постепенно в моделирование будут вовлекаться уже имеющиеся сведения о городской среде, хранящиеся пока что в бумажном виде. Начнется создание «Цифрового двойника города» в регионе в 2021 году, проинформировали TAdviser в Департаменте внутренней и кадровой политики области.

В министерстве цифрового развития Красноярского края внимание TAdviser обратили на то, что «Цифровой двойник города» позволит проводить моделирование, получать прогнозную аналитику и прогнозировать поведение различных субъектов. Также в качестве его важной будущей функции в ведомстве отметили помощь в синхронизации управления всеми подсистемами/направлениями жизнедеятельности региона. Речь об экономическом состоянии региона, его социальных вопросах (включая здравоохранение, образование, социальные услуги, уровень социальной напряженности и т.п.), снабжении ресурсами, транспортной ситуации, экологическом состоянии, состоянии системы ЖКХ и т.д.

Другие проекты

Решения на базе ИИ и сети 5G в Москве

Среди крупных ИТ-проектов регионов России - не только «Центры управления», «Умные города» и «Цифровые двойники», но и другие инициативы.

Как пример – проекты в области искусственного интеллекта и 5G, реализующиеся в Москве, о которых TAdviser рассказали в департаменте информационных технологий города Москвы

«
С 1 июля 2020 года в Москве на 5 лет установлен экспериментальный правовой режим в сфере искусственного интеллекта. Совместно с органами власти, разработчиками ИТ-решений и отраслевыми компаниями правительство Москвы определит правовые барьеры, препятствующие развитию технологий искусственного интеллекта, и подготовит предложения по устранению этих барьеров. Это позволит сформировать эффективное правовое регулирование ИИ-отрасли, что приведет к ускоренному развитию ИИ и внедрению ИИ-решений в городе. Также в Москве продолжится пилотирование сетей связи пятого поколения, - проинформировали TAdviser в департаменте.
»

В частности, в октябре 2020 года в павильоне «Умный город» на ВДНХ открылся демо-центр 5G. Сеть пятого поколения развернута на оборудовании компании Ericsson. На базе 5G Центра крупные технологические компании, стартапы, научные институты и отраслевые ВУЗы будут создавать и тестировать решения для города.

ИИ для «предиктивного» оказания услуг в Югре

В департаменте общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа TAdviser рассказали о таком проекте, как «Создание условий для развития систем искусственного интеллекта и управления на основе данных».

Опора проекта - наличие в автономном округе значительного числа накопленной информации в сфере здравоохранения (более 1,4 млн записей), социальная сфера (более 0,4 млн записей), а также разработка и внедрение проектов по подготовке спортивного резерва, в области управления транспортом и дорогами, государственного управления и оказания государственных услуг. Одно из направлений проекта – обогащение данных, уже имеющихся в профильных информационных системах за счет данных иных систем как регионального, так и федерального уровня. Итогом такой работы станет составление максимально точного представления о потребностях гражданина и возможность «предиктивного» оказания услуг без необходимости подачи и рассмотрения заявления от гражданина.

Вместе с тем в рамках проекта предполагается создание модели распространения обезличенных государственных и муниципальных данных, что за счет привлечения бизнес-сообщества не только позволит достичь высоких показателей повторного использования данных, возможной монетизации таких данных, но и выявления неочевидных корреляций между отраслевыми показателями, что позволит глубже понять суть существующих процессов, а также получить «нетипичные» варианты управления изменениями в автономном округе.

Платформы-суперсервисы в Татарстане

В республике Татарстан ведется работа над запуском пяти суперсервисов, которые объединят в себе разрозненные услуги в рамках одной жизненной ситуации: «Я - школьник», «Мои субсидии», «Я - гражданин», «Забота» и «Я строю», - рассказали TAdviser в министерствe цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи республики Татарстан.

«
Эти суперсервисы станут платформой, с помощью которой жители смогут получать все необходимые услуги в проактивном формате без посещения различных государственных учреждений, - отметили в министерстве.
»

Пилотную версию сервиса «Я - школьник» уже тестируют 500 ребят из 7 районов республики. Это личный цифровой помощник ребят в их учебной и внеучебной деятельности. С помощью этого приложения ученики могут не только пользоваться электронным дневником в удобном формате, но и получать персональные рекомендации и напоминания от помощника. «Мои субсидии» - это суперсервис, в котором будет собран весь каталог мер поддержки (субсидии и компенсации), на которые могут претендовать индивидуальные предприниматели, представители малого и среднего бизнеса и фермеры.

«Я - гражданин» - инновационная цифровая платформа, которая объединит жителя, локальный бизнес и государство для решения вопросов. В будущем планируется ввести в сервис элементы дополненной реальности, когда пользователи смогут «примерять» объекты благоустройства на местности. «Забота» - приложение для молодых родителей, которое соберет в единую систему все сервисы, необходимые при рождении ребенка. «Я строю» - сервис, который позволит жителям республики решать вопросы, возникающие в процессе строительства, в быстром и удобном формате. Одно приложение объединит в себе все взаимодополняющие услуги в сфере строительства.

Кроме того, в Татарстане, впервые среди российских регионов, объявлен конкурс на заключение концессионного соглашения на модернизацию информационной системы «Распределенная архитектура предоставления клиентоцентричных цифровых услуг». Платформа создается для дальнейшего развития цифровых технологий при оказании госуслуг, оптимизации расходов на инфраструктуру, а также на повышение качества и эффективности процессов в государственных органах. Также система должна помочь максимально эффективно использовать данные, обеспечить безопасность информации и мультиканальные сценарии обслуживания граждан.

Супер- и моносервисы в Ростовской области

В Ростовской области разрабатывают «суперсервисы» и «моносервисы», развивают мобильное приложение «Цифровой Дон» - в него будут добавлены новые опции: «запись в МФЦ» и «на прием к врачу», также оно будет интегрировано с сервисами отслеживания транспорта. Пока в данное приложение включены такие сервисы, как запись на прием по услугам, оплата платежей, синхронные услуги, а также модуль «Цифровой помощник», который дает гражданам рекомендации по заказу услуг, рассказал TAdviser Герман Лопаткин.

Помимо этого, в регионе осуществляют перевод ведомств на реестровое (автоматическое) предоставление сведений для граждан. В планах - реализовать возможность автоматической отправки межведомственных запросов и принятия ряда решений без участия специалиста ведомства в ходе предоставления тех или иных услуг.

Технопарк высоких технологий и совместные проекты с ИТ-гигантами в Челябинской области

В Челябинской области началось создание технопарка высоких технологий: для его размещения ищут площадку. Также проведен опрос потенциальных стейкхолдеров проекта, они обозначили свое видение того, какие сервисы и инфраструктура должны быть на территории технопарка, сообщил TAviser министр информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Игорь Фетисов.

Еще одни важные ИТ-проекты региона будут реализованы в рамках соглашений с компаниями «Яндекс» и «Сбербанк». Так, в рамках соглашения с «Яндекс» в Челябинске в 2020 году был запущен пилотный цифровой сервис по предиктивному анализу рентгеновских снимков и компьютерной томографии. Решение основано на возможностях искусственного интеллекта, помогает врачам выявлять заболевания на ранней стадии, например, при онкологии легких, пневмонии или COVID-19. Также совместно с «Яндексом» регионом реализуются следующие пилоты: тестирование системы для проведения опросов «Яндекс.Взгляд» в сфере туризма, пилотирование на одном из кварталов Челябинска сервиса «Цифрового двойника города».

В рамках соглашения со «Сбербанком» в регионе будут проведены такие пилоты, как оптимизация процессов учетных функций в бюджетной сфере, системы видеонаблюдения для обеспечения общественной безопасности, использование речевых технологий в медицине, проведение AI анализа патологии детекции легких, функционирование безналичного транспорта, внедрение карты жителя Челябинска.

Еще один значимый для региона проект - цифровая трансформация государственного управления. В 2020 году в области создан Центр информационно-технического обслуживания, основная цель которого – централизация закупок оборудования и информационных систем, техподдержка органов власти. Также в регионе реализуется проект «Инсорсинг разработок» - процесс разработки или доработки программного обеспечения силами региональных специалистов.

Проактивные госуслуги, цифровизация в строительстве, образовании и медицине Ленинградской области

По словам председателя комитета цифрового развития Ленинградской области Виктории Кузнецовой, одни из ключевых ИТ-проектов региона связаны с повышением качества электронных госуслуг для жителей и бизнеса, дальнейшим внедрением цифровых сервисов в образование, здравоохранение и управление областью.

В числе таких проектов региональная система управления данными. Она позволит полностью автоматизировать процессы взаимодействия органов власти и обеспечить проактивное предоставление госуслуг жителям и бизнесу. Система объединит в единую экосистему целый ряд информационных ресурсов области. В первую очередь – платформу Госуслуги, а также системы, связанные с образованием, здравоохранением и строительством.

Другой проект - развитие платформы Госуслуги. Она была создана в 2019 году и объединила системы МФЦ, регионального портала госуслуг и части ведомственных систем на одной платформе. Это позволило создать инфраструктуру «Цифрового профиля жителя». Такой профиль позволит кратно упростить взаимодействие с государством и получать услуги в так называемом бесшовном формате. Ведомства через систему смогут в автоматическом проактивном режиме предлагать конкретному гражданину подходящие именно ему государственные и социальные услуги. Планируется, что через три года не менее 40% всех госуслуг жители региона будут получать в режиме онлайн, без личного посещения учреждений. А к 2024 году - по принципу суперсервисов, когда достаточно написать заявление - и комплекс услуг будет предоставлен автоматически.

Не менее важной инициативой является создание единого цифрового пространства в сфере строительства и перевод всех услуг строительной сферы в электронный вид. Реализация программы проектов по цифровизации инвестиционно-строительной сферы стартовала на территории региона в 2019 году. В 2020 году единая цифровая платформа объединит региональные информационные системы стройнадзора, градостроительной деятельности и фонда пространственных данных с информацией о земельных ресурсах.

На региональном портале госуслуг Ленинградской области уже можно отправить заявку на получение разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Планируется, что также на регпортале будет введена услуга по выдаче градостроительного плана земельного участка и еще ряд услуг для бизнеса. В 2021 году - добавятся сервисы по подбору земельных участков по заданным параметрам и построению динамического плана строительства объектов. Все эти услуги будут доступны в подразделе «Моё строительство», который будет ежегодно пополняться. Сроки оказания услуг для бизнеса сократятся на 40%, а количество отказов - на 50%. Ряд справок инвесторы смогут получать в автоматическом режиме.

Дальнейшее развитие получит и современная образовательная онлайн-платформа Ленинградской области. К цифровой платформе уже подключены 362 школы и 481 детский сад Ленинградской области. К октябрю присоединятся 90 организаций дополнительного образования. На портале жителям региона доступны электронные журналы, дневники и другие удобные цифровые сервисы. Также платформа представляет собой единую коммуникационную площадку и основу для цифровых портфолио учащихся и педагогов.

К концу 2020 года все медработники региона будут обеспечены оборудованием для работы в медицинской информационной системе и смогут вести электронные медкарты непосредственно во время приема пациента, регулировать электронную очередь и взаимодействовать со специалистами районной и областной больниц. Также будут усовершенствованы цифровые сервисы по обеспечению пациентов льготными лекарствами, по записи на диспансеризацию и вызову врача на дом на портале госуслуг. Жители области смогут посмотреть результаты анализов и исследований на едином портале госуслуг в разделе «Мое здоровье».

В Ленинградской области также продолжится реализация проекта «Безопасный город». В 2019 году в регионе было создано ядро системы интеллектуального видеонаблюдения и аналитики, позволяющей распознавать госзнаки автомобилей и лица. Успешное тестирование взаимодействия региональных систем было проведено в Мурино. Активное развитие систем видеомониторинга продолжится на въездах и выездах из зон агломерации. До конца 2020 года на дорогах появится еще 60 точек видеоконтроля. В рамках соглашения об информационном взаимодействии с Санкт-Петербургом продолжается создание единой информационной среды в сфере безопасности. Это позволит эффективнее взаимодействовать органам правопорядка соседних субъектов, уверена Виктория Кузнецова.

Развитие региональной системы видеонаблюдения и интеллектуальная запись к врачу в Тюменской области

В Тюменской области в 2021 году к Единой системе видеонаблюдения региона подключат домофоны, устанавливаемые на подъездах жилых многоквартирных домов. Видеопотоки со всех камер видеонаблюдения будут подступать в центральный видеоархив и обрабатываться с использованием возможностей видеоаналитики в части распознавания лиц. Для Единой дежурно-диспетчерской службы города Тюмени появится возможность использовать дополнительные функции решений, такие как возможность информирования и оповещения приподъездной территории, удаленное открытие подъездной двери. Для жителей будет предусмотрена возможность вызова службу-112 с панели домофона.

Также в планах региона в 2021 году подключить искусственный интеллект к процессу записи на прием к врачу. Согласно замыслу, нейросетевая диалоговая система «Виртуальный консультант 72» сможет не только записывать на прием к врачу, но и консультировать пациентов по общим вопросам, информировать о диспансеризации, вакцинации, и напоминать о предстоящем посещении врача.

Единый кабинет госслужащего и мониторинг телекоммуникаций в Красноярском крае

В Красноярском крае планируется реализация нескольких проектов, например, создание информационной системы мониторинга телекоммуникационной инфраструктуры в регионе, перевод получения субсидий муниципальными образованиями края в электронный вид, создание единого кабинета госслужащего.

Система мониторинга телекоммуникаций края позволит в онлайн режиме проводить аналитику существующей инфраструктуры в регионе (сотовая связь, интернет, социально значимые объекты края, подключенные к интернету, наличие цифрового вещания, инфоматов, таксофонов, магистральных сетей в муниципальных образованиях края), а также видеть, какие именно населенные пункты края принимали участие в государственных программах по созданию объектов связи.

Что касается перевода субсидий в электронный вид, то в 2020 году министерство цифрового развития края перевело в цифровой формат субсидию на создание условий для обеспечения услугами связи малочисленных и труднодоступных населенных пунктов региона. Это позволило заметно сократить время на подготовку, проверку и обработку документов, упростило схему работы для всех участников. Весь процесс получения субсидии ведомства: формирование и рассмотрение конкурсных заявок от муниципальных образований края, определение территорий, прошедших конкурсный отбор, заключение соглашений муниципальных образований края с распорядителем средств, контроль за выполнением мероприятий, осуществляемых на средства краевого бюджета, проходит теперь в электронном формате. В 2020 году система запущена в тестовом режиме, после реализации всех мероприятий по предоставлению субсидии будет дана оценка ее эффективности и принято решение о применении цифровой системы другими ведомствами.

Создание единого кабинета госслужащего позволит организовать работу с информационными услугами в одном месте, даст возможность собирать статистику по ведомствам и штатным единицам для решения аналитических задач, даст возможность контролировать доступ к сервисам штатных единиц, позволит ускорить обработку заявок, например, на оформление электронной цифровой подписи, получение вычислительных мощностей или получение услуги единой почты с помощью автоматизации их подачи через портал

Производство микропроцессоров в Свердловской области

В Свердловской области считают возможным создание на территории Урала производства микропроцессоров. В Департаменте информационной политики региона уверены, что оно позволит решить несколько задач, в том числе по цифровизации производства предприятий, функционирующих на территории России, замещения импортных электронных компонентов и элементной базы.

«
Работа в данном направлении ведется уже несколько лет. На сегодняшний день имеются наработки и предложения от Института машиноведения Уральского отделения Российской академии наук и акционерного общества «Мультиклет». Здесь не обойтись без поддержки федеральных органов власти, и мы готовим соответствующие предложения. После того, как мы откроем уникальное производство, мы станем базой для предприятий России по обеспечению функционально ориентированных и мультиклеточных микропроцессоров с собственной, полностью отечественной, а не скопированной, архитектурой, - заявили TAdviser в департаменте.
»

Читайте также