Системы бронирования авиабилетов
Основная статья: Системы бронирования авиабилетов
Авиаперевозки в России
Основная статья: Пассажирские авиаперевозки в России
Мировой рынок
Аэропорты в мире
Основная статья: Аэропорты в мире
Самолеты (мировой рынок)
Основная статья: Самолеты (мировой рынок)
2024: Китайские компании доминируют на рынке авиаперевозок между Китаем, Северной Америкой и Европой из-за доступа к полетам над Россией
Западные авиакомпании сокращают рейсы в Китай - сочетание низкого спроса и высокой стоимости облета воздушного пространства России подрывает их способность конкурировать с местными перевозчиками.
2023
Объем мирового рынка авиаперевозок за год вырос до $800 млрд
В 2023 году общий объем мирового рынка авиаперевозок превысил $800 млрд. Отрасль активно восстанавливается в Северной Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Об этом говорится в исследовании Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), с результатами которого TAdviser ознакомился в середине декабря 2024 года.
Сектор авиаперевозок сильно пострадал на фоне пандемии COVID-19, из-за которой были закрыты туристические направления, отменены международные мероприятия и пр. По мере снятия жестких ограничений, связанных с распространением коронавируса, спрос на перелеты и транспортировки грузов воздушным путем начал восстанавливаться, тем не менее, существуют сложности, негативно отражающиеся на рынке. Среди них авторы исследования называют геополитическую напряженность, сформировавшуюся макроэкономическую обстановку, волатильность цен на нефть, высокие процентные ставки и нехватку персонала.
Несмотря на быстрый рост спроса на пассажирские перевозки и отсутствие ограничений на поездки, авиационная отрасль все еще борется с последствиями пандемии, во время которой она зафиксировала исторический убыток в размере почти $140 млрд, — говорится в отчете IATA. |
В 2023 году доходы авиакомпаний от пассажирских перевозок достигли $642 млрд, что на 47% больше, чем в 2022 году, и на 7% больше по отношению к 2019-му. Как отмечают аналитики, пропускная способность авиалиний продолжила восстанавливаться в 2024 году, но темпы роста выручки снизились до 12%. В сегменте грузовых перевозок выручка компаний в 2023-м уменьшилась примерно на 35% по сравнению с предыдущим годом, что обусловлено как снижением спроса, так и падением ставок фрахта. Наибольшее сокращение зафиксировано в Северной Америке и Европе.[1]
Рост объема перевозок на 36,9%
По итогам 2023 года объем мировых пассажирских авиаперевозок поднялся на 36,9% по сравнению с предыдущим годом и достиг приблизительно 94,1% от показателя, наблюдавшегося до начала пандемии COVID-19. Такие данные отражены в отчете Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), который опубликован 31 января 2024 года.
Международный трафик в 2023 году вырос на 41,6% по сравнению с 2022-м и достиг 88,6% от уровня 2019 года. Объем внутренних пассажирских авиаперевозок в годовом исчислении увеличился на 30,4% и на 3,9% превысил показатель 2019-го. Значительный рост связан со снятием ограничений, введенных во время пандемии, и восстановлением туристических потоков. Аналитики говорят, что улучшение ситуации дает положительный импульс мировой экономике.
Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона сообщили о росте международных перевозок в течение 2023 года на 126,1% по сравнению с 2022-м: это самый высокий показатель среди всех рынков. Объем трафика европейских перевозчиков в годовом исчислении поднялся на 22%. Ближневосточные авиакомпании зарегистрировали рост на уровне 33,3%, а африканские перевозчики — на 38,7%. Североамериканские компании сообщили о годовом росте трафика на 28,3%, тогда как латиноамериканские перевозчики нарастили трафик на 28,6% по сравнению с 2022 годом.
В исследовании отмечается, что внутренний авиатрафик Китая в 2023 году вырос на 138,8% по сравнению с предыдущим годом, на 7,1% превысив уровень 2019 года. Австралия (минус 4,2% по сравнению с 2019 годом) и Япония (минус 3,2% по отношению к уровню до периода COVID-19) являются единственными крупными внутренними рынками, которые в 2023 году не смогли полностью восстановить спрос на воздушные пассажирские перевозки.[2]
За год обанкротилось 20 авиакомпаний в мире
По итогам 2023 года в глобальном масштабе обанкротились почти два десятка авиакомпаний. Речь идет как об относительно небольших местных и региональных операторах, так и о довольно крупных перевозчиках. Об этом говорится в исследовании независимой консалтинговой компании Allplane, результаты которого опубликованы 31 декабря 2023 года.
Отмечается, что в 2023-м многие авиакомпании выиграли от туристического бума, связанного со снятием жестких ограничений, введенных в условиях пандемии COVID-19. Однако другие перевозчики столкнулись со значительными финансовыми трудностями и были вынуждены направить заявление о банкротстве с целью защиты от кредиторов или полностью свернуть деятельность. Среди ключевых проблем небольших перевозчиков называются рост цен на топливо и жесткая конкуренция на фоне туманных перспектив в сложившейся макроэкономической обстановке.
В частности, в 2023-м о банкротстве объявила авиакомпания iAero Airways, ранее известная как Swift Air (базируется в Гринсборо, Северная Каролина). Она управляет крупным парком самолетов Boeing 737. Сообщается, что долги этого оператора достигли $1 млрд. Кроме того, о банкротстве в 2023 году заявила британская Flybe, которая была вынуждена прекратить все воздушное сообщение. А американская Red Way свернула деятельность всего через три месяца после организации рейсов. В число прочих обанкротившихся в 2023 году авиакомпаний вошли:
- Cascadia Air (Канада);
- Flyr (Норвегия);
- Novair (Швеция);
- Aeromar (Мексика);
- Viva Air (Колумбия);
- Ultra Air (Колумбия);
- Niceair (Исландия);
- GoFirst (Индия);
- Fly Gangwon (Южная Корея);
- Air Moldova (Молдова);
- Thai Smile (Таиланд);
- Buta Airways (Азербайджан);
- Swoop (Канада);
- MY Airways (Малайзия);
- JC International Airlines (Камбоджа);
- Equair (Эквадор);
- Hi Air (Южная Корея).[3]
2022: Рост авиаперевозок до 68,5% от уровня до Covid-19
Международная ассоциация воздушного транспорта в феврале 2023 г объявила о достижении глобальными авиаперевозками в 2022 году 68,5% от уровня, зафиксированного до пандемии Covid-19.
2020: Количество авиаперелётов в мире в марте сократилось на 63% из-за коронавируса
По оценке отраслевой исследовательской компании Cirium, в марте 2020 года количество авиарейсов в мире сократилось на 63% относительно аналогичного периода 2019-го. В США пассажирских авиаперелётов стало на 95% меньше из-за пандемии коронавируса COVID-19 и введённых для борьбы с нею мер.
К концу апреля 2020 года простаивают в общей сложности 16 тысяч пассажирских самолетов. Для двух третей лайнеров главной задачей является обеспечение таких условий на земле, чтобы техника сохраняла свою летную готовность к моменту восстановления рынка.
Издержки на парковку для авиакомпаний весьма существенны – по данным, которые приводит Bloomberg, большому самолету стоянка в аэропорту может обходиться в тысячу долларов в день. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обратилась к странам мира с просьбой снизить парковочные тарифы – в обычных условиях они обычно не превышают 2% доходов аэропортов, но теперь от них зависит выживание авиакомпаний.
Из-за отмены огромного количества полётов большинство авиакомпаний либо сократили персонал (в первую очередь это коснулось сотрудников, отвечающих за техническое обслуживание самолетов), либо отправили людей в оплачиваемые отпуска.
В 30-дневный период с 14 марта по 12 апреля 2020 года было запланировано около 24 5000 авиаперелётов между США и Европой с участием около 5,5 млн пассажиров. Отмена только этих рейсов обернулась потерей выручки в $2 млрд.
Сильнее всего пострадал Лондонский аэропорт Хитроу, который за этот период должен был принять 820 тыс. пассажиров. В тройку наиболее сильно пострадавших воздушных гаваней также вошли Международный аэропорт Париж — Шарль-де-Голль (370 тыс.) и Международный аэропорт Франкфурт-на-Майне (340 тыс.). Аэропорты в Амстердаме и Дублине не досчитались 290 тыс. и 160 тыс. пассажиров соответственно.[4]
2008
Мировой рынок авиаперевозок пассажиров пережил кризис 2008 года снижением роста с 8,8% в 2007 году до 1,5% в 2008 году и падением количества пассажиров на 4% в 2009 году. Происходило и снижение наполнения самолета пассажирами. Так в 2008 году процент занятости кресел снизился до 76,5% с 2007 года, когда процент был 77,1%. А уже в 2009 году процент упал до 74,2%.
В целом можно отметить, что мировой рынок авиаперевозок пассажиров практически выправился за два года и опять пошел в рост. Хотя по итогам 2017 года докризисных темпов роста (2007 г. – 8,8%) так пока и не достиг. Основной причиной можно назвать ухудшение общей геополитической ситуации в мире, связанной с войнами на Ближнем Востоке.
Что касается прогнозов развития мирового рынка на 2018 год, то по прогнозам UNWTO (Всемирная туристическая организация) общий пассажиропоток авиакомпаний по всему миру в 2018 году может увеличиться на 10%. Основной причиной такого резкого роста рынка за последние 10 лет они считают глобальный экономический подъем, который отразится на высоком спросе на международный и местный туризм. Аналитики компании Uniteller (Юнителлер Платформ) Предпроцессинговый расчетный центр (ПРЦ) менее оптимистичны в своих прогнозах и считают, что мировой рынок авиаперевозок пассажиров вырастет не более, чем на 7-8% в 2018 году. Таким образом, можно ожидать, что мировой пассажиропоток к концу 2018 года составит 4,3-4,5 млрд. человек.