2024/11/13 15:50:42

Мошенничество в страховании

.

Содержание

Страхование (рынок России)

Основная статья: Страхование (рынок России)

Мошенничество в сфере медицинского страхования

Основная статья: Мошенничество в сфере медицинского страхования

Хроника

2023: Сумма ущерба от действий страховых мошенников в России за год сократилась на 10,81% до ₽3,3 млрд

Всероссийский союз страховщиков зафиксировал снижение объема ущерба от мошеннических действий в страховой сфере на 10,81% до ₽3,3 млрд по итогам 2023 года. Статистические данные представлены в июле 2024 года.

Как пишет ТАСС, количество заявлений, направленных страховыми компаниями в правоохранительные органы, уменьшилось на 14,29% — с 7,7 тыс. до 6,6 тыс. обращений за аналогичный период.

Ущерб от действий страховых мошенников в России за год сократился до ₽3,3 млрд

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов отметил, что основная доля мошеннических действий, около 90% случаев, приходится на сегменты автострахования КАСКО и ОСАГО.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.4 т

За период с 2018 по 2023 год страховые компании направили в правоохранительные органы более 59,5 тыс. заявлений о противоправных действиях с общей суммой ущерба ₽31,4 млрд. Показатели демонстрируют высокую активность отрасли в противодействии мошенничеству.

Статистика последних шести лет показывает устойчивое снижение масштабов страхового мошенничества. Количество заявлений сократилось на 51,11% с 13,5 тыс. в 2018 году. Объем причиненного ущерба уменьшился на 50,75% с ₽6,7 млрд.

Директор по развитию бизнеса в «Зетта Страхование» Виктор Плетников раскрыл основные схемы мошенничества в автостраховании. Он рассказал, что злоумышленники приобретают поврежденные транспортные средства по минимальной стоимости на вторичном рынке, после чего оформляют страховой полис по максимально возможной оценке.

Схема включает страхование автомобилей с уже имеющимися механическими и техническими дефектами. После получения полиса инсценируется критическое повреждение транспортного средства для получения полной страховой выплаты. Мошенники намеренно выбирают денежную компенсацию вместо ремонта.

Страховые компании противодействуют подобным схемам через усиление предстраховой экспертизы с использованием специализированных информационных баз. Особое внимание уделяется проверке технического состояния автомобилей и их рыночной стоимости.

Злоумышленники часто используют поврежденные детали в нескольких мошеннических эпизодах, не планируя восстановление транспортного средства. Цель преступной схемы — получение денежных средств через многократное предъявление одних и тех же повреждений разным страховщикам.[1]

2020: Свыше 10 тысяч заявлений по фактам мошенничества направили страховщики в полицию

По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2020 году страховые компании направили более 10 тысяч заявлений в правоохранительные органы с признаками страхового мошенничества, при этом сумма заявленного ущерба составила более 5,5 млрд рублей. Об этом стало известно 29 марта 2021 года.

Больше всего направлено заявлений по ОСАГО – 89% – при этом сумма заявленного ущерба составила более 2,7 млрд рублей. По остальным видам страхования, количество направленных заявлений значительно меньше и составило 11% от общего числа направленных заявлений в правоохранительные органы, при этом сумма заявленного ущерба по ним составила 2,8 млрд рублей.

Усилия, которые совместно прикладывают государство, правоохранительные органы, Центробанк России, как регулятор отрасли и страховые компании – приносят свои плоды. В некоторых регионах, которые особенно страдают от действий страховых мошенников, внедрили программы финансового просвещения для населения по вопросам страхования, в том числе, и по вопросам противодействия страховому мошенничеству. Эти программы помогают гражданам лучше разбираться в финансовых вопросах и не стать жертвой недобросовестных дельцов. Заработали единые информационные базы (Бюро страховых историй и АИС ОСАГО), которые позволяют оперативно обмениваться информацией между всеми участниками рынка. Были усилены службы безопасности страховых компаний, которые выявляют часть потенциальных мошенников еще до заключения договора страхования.

Как отмечает Андрей Крупнов, руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России, многие новации в сфере борьбы с мошенничеством приходят как раз из технологической сферы:

«
Специальные инструменты обработки больших данных позволяют прослеживать связи между участниками различных договоров страхования и страховых случаев (включая сюда страхователей, пострадавших, свидетелей, агентов и т.п.) и выявлять контакты, которые просто невозможно увидеть «невооружённым глазом». Кроме того, скоринговые системы позволяют оценить склонность потенциального клиента к мошенничеству и отсеять его ещё на этапе заключения договора (либо, если это невозможно, как в случае с ОСАГО, взять его под особый контроль). Системы мониторинга рисков и предиктивной аналитики позволяют уловить момент, когда «белый» клиент превращается в пособника мошенников или выделить из общего потока страховых случаев подозрительный и дать соответствующее предупреждение сотрудникам СК. Причём такие аналитические инструменты срабатывают даже на самых новых схемах мошенничества, избавляя таким образом страховщиков от финансовых потерь.
»

В 2020 году по сравнению с 2019 годом количество заявлений в правоохранительные органы снизилось более чем на две тысячи, что связано с пандемией, и в том числе, с мерами направленными на противодействие страховому мошенничеству. Кроме того, по сообщению президента Российского Союза Автостраховщиков Игоря Юргенса, на 64% сократились судебные обращения, так как действует досудебный порядок обращения и многие вопросы решаются через Финомбудсмена.

Примечания