Информационные технологии в
Федеральной службе судебных приставов (ФССП)
Статья посвящена вопросам создания, развития и эксплуатации информационных систем в ФССП.
2024
ФССП закупает десятки тысяч лицензий на антивирусы «Лаборатории Касперского» и тысячи лицензий «Рэд ОС» на ₽210,4 млн
Федеральная служба судебных приставов в конце ноября 2024 года объявила два тендера на закупку 63,6 тыс. лицензий антивирусного программного обеспечения «Лаборатории Касперского» и 8,3 тыс. лицензий операционной системы «Рэд ОС» для 87 региональных подразделений. Общая стоимость контрактов составляет ₽210,4 млн. Подробнее здесь
Закупка серверов на ₽158 млн. Победитель тендера выбран
Федеральная служба судебных приставов определила победителя тендера на поставку 79 серверов для территориальных органов ведомства стоимостью ₽158 млн. Закупочная процедура проведена 19 ноября 2024 года, несмотря на поданную жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Подробнее здесь
ФССП России и Минюст создают единый государственный реестр исполнительных записей, который заменит традиционный документооборот
Федеральная служба судебных приставов и министерство юстиции России приступили к созданию единого государственного реестра исполнительных записей для замены традиционного бумажного и электронного документооборота в сфере исполнительного производства. Об этом стало известно 1 ноября 2024 года. Подробнее здесь.
ФССП запустила по всей России ПО для вынесения постановлений о возбуждении исполнительных производств без участия сотрудников
Федеральная служба судебных приставов России завершила внедрение программы-робота для автоматизированного вынесения постановлений о возбуждении исполнительных производств во всех регионах страны. Система действует без участия должностных лиц. Об этом стало известно 1 ноября 2024 года.
Как передает D-russia, первое тестирование программы состоялось летом 2023 года в Рязани. Директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов подчеркивает, что система способна не только возбуждать исполнительные производства, но и принимать решения об отказе, окончании производства, взыскании исполнительского сбора и отмене ограничений для должников.
С начала внедрения программа автоматически приняла более 57 млн процессуальных решений, из которых 5,1 млн касаются возбуждения исполнительных производств. За девять месяцев 2024 года количество интерактивных заявлений о наличии и ходе исполнительного производства превысило 21 млн. Внедрение программы-робота является частью цифровой трансформации государственных услуг и переходом к безбумажному документообороту в сфере исполнительного производства.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Через портал государственных услуг с начала 2024 года поступило более 20,5 млн обращений и ходатайств. Система также направила гражданам свыше 744,6 млн юридически значимых уведомлений в электронном виде.
В июне 2024 года на портале госуслуг был запущен новый сервис, позволяющий сторонам исполнительного производства запрашивать и получать ранее вынесенные или приобщенные к делу документы. За время работы сервиса граждане направили более 375 тыс. запросов.
Автоматизация процессов Федеральной службы судебных приставов направлена на сокращение необходимости личного взаимодействия граждан с судебными приставами и отправки бумажной корреспонденции. Новая система позволяет значительно ускорить процесс принятия решений и снизить нагрузку на сотрудников службы.[1]
2023
Как ФССП использует искусственный интеллект
В конце 2023 года стало известно о реализации нескольких проектов в сфере искусственного интеллекта Федеральной службой судебных приставов (ФССП). Одна из разработок связана с системой дистанционного обслуживания граждан.
В центре телефонного обслуживания ФССП номере начала применяться автоматическая обработка вызова с помощью голосового бота. ИИ-технология распознает речь абонента и синтезирует речевой ответ бота, а также определят тематику запроса и различные сценарии обработки вызова.
При общении с гражданином голосовой бот запросит фамилию, имя и отчество, дату рождения и регион регистрации, что позволит идентифицировать обратившегося. На основании полученных сведений система сформирует запрос и в аудио формате предоставит абоненту общедоступную информацию из банка данных исполнительных производств.
Голосовой бот предоставит обратившимся гражданам информацию о наличии возбужденных исполнительных производств, о наложении ареста на имущество и банковские счета, а также о наложении ограничений на регистрационные действия с имуществом.
Кроме того, голосовой помощник сможет подсказать гражданам информацию об ограничении выезда за пределы Российской Федерации, о движении денежных средств и реквизитах для оплаты задолженности. По запросам абонентов возможно предоставление информации о порядке личного приема судебных приставов-исполнителей и начальников отделов, режиме работы территориальных органов ФССП России, а также сведений о государственных услугах, предоставляемых ведомством. В дальнейшем проектом предусмотрено добавление текстовых каналов обмена информацией.
По словам директора ФССП России Дмитрия Аристова, в 2023 году начался эксперимент по использованию ИИ в исполнительном производстве. Умные алгоритмы применяются для вынесения процессуальных документов в автоматическом режиме в тех случаях, где возможно безусловное принятие таких решений.[2]
Приставы в России смогут разыскивать должников по геолокации смартфонов
22 ноября 2023 года стало известно о решении Минюста РФ расширить полномочия судебных приставов в плане розыска должников. Предполагается, что должностные лица органов принудительного исполнения смогут получать геолокационные данные смартфонов граждан.
Как сообщает ТАСС, новые меры предусмотрены концепцией развития системы принудительного исполнения до 2030 года, работу над которой Минюст завершает совместно с ФССП России. Приставы, в частности, смогут запрашивать геолокацию мобильных устройств, используемых разыскиваемыми должником и ребенком — например, в случае исполнения производств о передаче несовершеннолетнего другому родителю. Кроме того, приставы могут получить право вскрывать помещения «при наличии оснований полагать, что там скрывают ребенка, разыскиваемого в рамках исполнительного производства об отобрании и передаче ребенка». По состоянию на конец ноября 2023 года не уточняется, о каких помещениях идет речь, поэтому не ясно, подпадают ли под эти меры объекты частной собственности.
Концепция также предусматривает создание «единого долгового досье» — это некое облачное хранилище данных о должниках. Вместо исполнительных листов будет использоваться единый реестр записей требований на основании решений судов и иных уполномоченных органов. Кроме того, предлагается упростить процедуру взыскания задолженностей на сумму до 30 тыс. рублей с целью «сокращения затрат на ведение исполнительного производства».
Документ описывает возможность взыскания в форме цифровых валют (включая цифровой рубль) и других цифровых финансовых активов. Арестованное имущество будет реализовываться через электронные торги. Авторы концепции также предлагают отрегулировать принудительное исполнение в отношении должников-банкротов и должников-бюджетополучателей.[3]
Впервые в России программа возбудила дело о взыскании с должника
Программа-робот впервые в России возбудила исполнительное производство в отношении должника, сделав это без участия должностного лица. Об этом уникальном для страны случае прецеденте сообщили в Федеральной службе судебных приставов (ФССП) России 9 июня 2023 года.
Процесс запущен в автоматическом режиме на базе пилотного отделения судебных приставов УФССП России по Рязанской области, приводит сообщение службы ТАСС. Там отметили, что дан старт работе по осуществлению закона, который позволяет в автоматическом режиме выносить процессуальные документы. Особо подчёркивается: возможность относится к тем случаям, где «возможно безусловное принятие таких решений».
Кроме того, в планах на базе того же пилотного рязанского отделения реализовать и другие работы. А именно в отношении вынесения (также без участия приставов) процессуальных документов об окончании, прекращении и приостановлении исполнительных производств, о взыскании исполнительского сбора и отмене установленных должникам ограничений.
Запуск программного робота для взысканий долг стал еще одним шагом по цифровизации процедур исполнительного производства. Поправки, касающиеся деятельности ФССП, вступили в силу 20 июня 2022 года. Впоследствии директор ФССП Дмитрий Аристов отмечал, что более сложным шагом будет автоматизация системы наложения ограничений на должников. Изменения в закон вносились с целью оптимизации работы ведомства, в том числе для решения проблемы с путаницей документов, отправляемых взыскателями в ФССП.
К 2023 году ФССП находится в лидерах рейтинга цифровой трансформации, совместно с Минвостокразвития, Росгвардией, Росимуществом, Минстроем, Рострудом, Россельхознадзором, Минцифры, Росреестром и Федеральной таможенной службой.[4]
2022: Вводимые в отношении должников запреты теперь снимаются автоматически. Писать в ФССП не нужно
20 июня 2022 года вступили в силу поправки, касающиеся деятельности Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Некоторые из них связаны с использованием информационных технологий для автоматизации работы ведомства.
Так, ФССП сможет возбуждать исполнительные производства без участия сотрудника, используя специальную ИТ-систему. Согласно документу о поправках в законодательство об исполнительном производстве, на который ссылается «Коммерсантъ», по истечении 60 дней после, например, назначенного штрафа за нарушение ПДД информационные системы ГИБДД и ФССП обменяются данными о водителе. Затем система автоматически запросит Государственную информсистему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Если там не будет информации об оплате штрафа, в течение 3 дней ФССП возбудит исполнительное производство.
Также поправки в закон позволяют в автоматическом режиме снять ограничения в выезде за рубеж в случае, если должник погасил задолженность. Уведомления о принятых постановлениях взыскателю и должнику будут приходить через «Госуслуги» или автоматизированную информационную систему ФССП. Россиянам не нужно будет делать запросы в ФССП для снятия ограничений после оплаты долгов.
Издание напоминает, что раньше запрет на выезд за границу, наложенный на должника, снимался исключительно по решению пристава. Нередко граждане прямо в аэропорту, обнаруживая, что им запрещен выезд, оплачивают долг. Однако пограничная служба не сразу получает информацию о снятии запрета от приставов — на это уходит от нескольких часов до нескольких дней. Таким образом, новый закон позволит ФССП ускорить этот процесс, тем более что сотрудник ведомства для этого теперь не нужен.
Руководитель направления юридической компании a.t.Legal Вадим Резниченко отметил, что автоматические процессы полностью исключат «человеческий фактор, из-за которого на практике зачастую наблюдается волокита с вынесением постановлений, взысканием денежных средств». [5]
2021: ФССП готовится к цифровой трансформации за 11,5 млрд рублей
В конце октября 2021 года стало известно о программе цифровой трансформации Федеральной службы судебных приставов (ФССП). В общей сложности ведомство намерено потратить на внедрение новых ИТ-решений около 11,5 млрд рублей в течение трех лет.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы ФССП, в 2022 году планируется запуск чат-бота для взаимодействия с гражданами, а в 2023-м — ускорить заполнение собственных баз данных и процессы принятия решений с помощью мобильных автоматизированных рабочих мест (АРМ). Благодаря подключению к Федеральной информационной адресной системе приставы смогут оперативно находить должников и строить маршрут до них.
В 2021 году будет направлено 365 млн рублей на покупку видеокамер, планшетов и регистраторов, с которыми работают приставы. В 2022 году будет выделено 380,5 млн рублей на разработку мобильных АРМ, сказано в плане цифровой трансформации ФССП.
Цифровизация должна помочь ускорить процессы и разгрузить сотрудников: до 90% судебных ограничений должны сниматься через час после погашения задолженности, 80% резолюций в 2023-м должны составляться автоматически, личный прием граждан будет занимать не более десяти минут на человека.
Если планы по цифровизации удастся воплотить, это серьёзно изменит работу приставов, считает исполнительный директор Artezio Павел Адылин. Штат сократится, а должностные обязанности оставшихся сотрудников пересмотрят. При этом архитектор Softline Digital Николай Князев подчеркнул, что полностью автоматизировать работу всё равно не удастся, так как все решения должны быть стандартными. Решения бывают без двойного толкования, например штраф с камеры ГИБДД, но в семейных спорах и разногласиях по договору необходимо целиком разобраться в ситуации, пояснил эксперт.[6]
2020
Минюст РФ начинает цифровую реформу исполнительного производства и готовится к запуску суперсервиса
В октябре 2020 года Министерство юстиции РФ разработало законопроект, предусматривающий перевод исполнительного производства на электронный документооборот и создание суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». Подробнее здесь.
Запуск сервиса ФССП на портале госуслуг
15 июля 2020 года стало известно о запуске на портале госуслуг сервиса, обеспечивающего юридическим и физическим лицам доступ к информации об исполнительном производстве. О новой инициативе рассказал директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России Дмитрий Аристов, выступая в Совете Федерации. Подробнее здесь.
2019
Приставы в Москве начали искать должников по камерам видеонаблюдения
В конце августа 2019 года стало известно о результатах тестирования в Москве системы поиска должников при помощи городских камер видеонаблюдения. За полгода Федеральная служба судебных приставов (ФСПП) нашла с помощью такого способа 27 должников.
Всего с января по июнь 2019 года московские судебные приставы разыскали 2142 должника. Это на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года (тогда приставам удалось найти 1609 должников).
В основном системе распознавания лиц попадались должники по алиментам. Кроме того, были найдены несколько должников по уголовным штрафам, а также неплательщики налогов. Впрочем, система искала не только обычных должников: уличные камеры помогли вычислить коллекторов-нарушителей. Получив жалобы на неправомерные действия взыскателей, приставы проводили административные расследования, в том числе запрашивали информацию с камер видеонаблюдения.
Возможность отслеживать должников через записи городских камер появилась благодаря доступу к единому центру хранения данных. На момент запуска системы в неё было загружено 1,5 тыс. фотографий должников с целью обнаружения их на территории Москвы. Сколько фотографий стало к концу августа 2019 года, не уточняется.
В мае 2019 года мэрия Москвы объявила, что в столице будет запущен конкурс на расширение системы видеораспознавания лиц на более чем 200 тысяч камер.
Их разместят в том числе на оживленных улицах, над входами в жилые дома и в школах. На части камер есть функция распознавания лиц, что позволяет в кратчайшие сроки распознать личность человека на записи, чье фото хранится в базе данных полиции.
Ранее приставы начали искать должников через дорожные камеры — по номерам автомобилей. Таким способом, например, в Пермском крае отыскали должника, задержали его, а машину арестовали для изъятия в счет долга.[7]
Должников в России будут информировать о невозможности выезда за рубеж по SMS
18 августа 2019 года стало известно о том, что Правительство РФ внесло в Госдуму поправки в закон «Об исполнительном производстве», согласно которым судебные приставы с 2020 года будут извещать должников о невозможности выезда за рубеж посредством SMS-сообщений.
Поправки предусматривают, что присылать SMS приставы смогут только в том случае, если получат на это письменное согласие должника с указанием номера мобильного телефона. Граждане, которые не дадут такого согласия или не укажут телефон, буду уведомлять традиционными способами, в том числе по почте.
При этом пока не вполне понятно, при каких обстоятельствах рядовой гражданин, не обремененный серьезными долгами, должен дать приставам такую расписку.
Извещения о невозможности выезда за границу также будут приходить в личный кабинет на сайте госуслуг, сообщает ТАСС Информационное агентство России со ссылкой на Министерство юстиции и Федеральную службу судебных приставов (ФССП).
Компаниям и индивидуальным предпринимателям извещения могут отправлять по электронной почте, указанной в ЕГРЮЛ или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Всего за первые шесть месяцев 2019 года выезд из страны был временно приостановлен для 6,6 млн должников, следует из данных ФССП.
На сайте судебных приставов информация об ограничении выезда остается самым популярным запросом, хотя ее нет в базе данных исполнительных производств, а получить ее удаленно можно лишь при создании личного кабинета стороны исполнительного производства. За первые девять месяцев прошлого года на этот сервис поступило более 22 тыс. заявлений о подписке на сведения о ходе исполнительного производства. Кроме того, более 3,5 млн россиян скачали на смартфоны мобильные приложения ФССП, чтобы проверять, не попали ли они в список должников.[8]
2018: Запуск системы электронного документооборота с ВТБ
Банк ВТБ и Федеральная служба судебных приставов России завершили проект по полномасштабному тиражированию электронного документооборота всех типов постановлений, а также запросов о наличии счетов и остатков в отношении всех категорий должников через единый сервис межведомственного электронного взаимодействия. Об этом TAdviser сообщили в ВТБ 11 октября 2018 года. Подробнее здесь.
2017
ФССП на TAdviser SummIT: Изменение порядка создания и ведения банка данных исполнительных производств
Наталья Звягина, начальник управления информационных технологий Федеральной cлужбы cудебных приставов (ФССП РФ), рассказала о перспективах обновления электронных форм государственной услуги по получению информации касательно исполнительного производства (ИП) по физическим и юридическим лицам на едином портале госуслуг (ЕПГУ).
Звягина напомнила, что ФССП уже оказывает госуслугу «Предоставление информации по находящимся на исполнении ИП в отношении физического и юридического лица», в рамках которой предоставляется информация о наличии ИП, его ходе и размере судебной задолженности.
Изменение порядка создания и ведения банка данных исполнительных производств предполагает расширение возможности получения общедоступных сведений из банка данных в исполнительном производстве:
- на сайте ФССП России;
- через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
- предоставление доступа к интерфейсу программирования приложений (API) в интернете.
Схема взаимодействия ЕПГУ с ФССП России
Функциональность интерактивных форм ЕПГУ для госуслуг ФССП России
- возможность выбора способа подачи заявления (лично или доверенным лицом);
- возможность выбора типа заявителя (должник или взыскатель);
- информация о заявителе (ФИО, дата рождения, пол, СНИЛС, адрес места жительства) заполняется автоматически сведениями из профиля пользователя ЕПГУ;
- оплата задолженности по ИП;
- возможность подачи заявлений как судебному приставу-исполнителю, так и в автоматическом режиме (посредством запроса в БДИП);
- возможность просмотра заявления и результатов рассмотрения заявления.
В перспективе, отметила Звягина, на ЕПГУ должна быть предусмотрена подача всех видов заявлений, подаваемых в рамках исполнительного производства - ходатайств, отводов, жалоб в порядке подчиненности и др., которые могут быть разбиты на две категории по типу стороны ИП (должник или взыскатель) и на восемь категорий по жизненным ситуациям.
- Получение информации о наличии / отсутствии ИП
- Получение информации о ходе ИП
- Ознакомление с ИП (ст.50) / Информирование пристава
- Ограничение прав / Совершение исполнительных действий
- Приостановление ИП. Отложение исполнительных действий и т.д.
- Прекращение, окончание ИП (отмена прекращения, окончания ИП) в соответствии с ч.9 ст.47 Закона № 229-ФЗ
- Отводы в ИП
- Обжалование действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов в порядке подчиненности
Ожидаемая схема взаимодействия ЕПГУ с ФССП России
- Обращения – заявления, ходатайства, отводы, жалобы в порядке подчиненности;
- Результаты рассмотрения обращений – уведомления и постановления, направляемые СПИ стороне ИП в форме эл. документа, подписанного УКЭП;
- Запрос о возможности уведомления – запрос ФССП России информации о возможности направления стороне ИП юридически значимых уведомлений в эл. форме от ФССП России;
- Ответ о возможности уведомления – ответ Минкомсвязи о возможности направления стороне ИП юридически значимых уведомлений в эл. форме от ФССП России;
- Уведомление о факте доставки извещения – уведомление о факте доставки юридически значимого уведомления (постановления или иного извещения) в эл. форме в личный кабинет стороны ИП на ЕПГУ;
- Постановления и иные извещения – юридически значимые документы, направляемые СПИ стороне ИП в форме эл. документа, подписанного УКЭП.
Проблемы, не решаемые реализацией Технических заданий
- При использовании сервиса «Судебная задолженность» пользователь может видеть долги двойников (по ФИО и дате рождения) (направлено письмо от 28.08.2017 № 00112/17/81185-ОП в Минкомсвязи).
- Если при подаче заявлений сторону ИП (физическое лицо) представляет физическое лицо, то невозможно подтвердить его полномочия электронно (требуется изменение НПА).
- Личный кабинет ЕПГУ не позволяет оперативно работать с большим количеством ИП.
- В личном кабинете ЕПГУ отсутствует возможность ознакомления с материалами ИП, в т.ч. сведениями о документах, вынесенных на бумажном носителе (требуется принятие проекта ФЗ).
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 29 ноября 2017 года и привлекла более 400 участников. Главные темы мероприятия - ИТ-планы крупнейших компаний и государственных ведомств России на 2018 год, перспективы развития цифровой экономики, ИТ-продуктов и сервисов. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.
2016
ФССП на TAdviser SummIT: Приставы начали преследовать должников в электронном виде
Начальник управления информационных технологий Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Наталья Звягина, выступая на конференции TAdviser SummIT 31 мая 2016 года, рассказала о перспективах перехода на принудительное исполнение в электронном виде. Она отметила, что в этом направлении ФССП работает с 2009 года. Оно охватывает электронный документооборот внутри ведомства, переход на электронное межведомственное взаимодействие, оказание госуслуг и обеспечение открытости ФССП. Подробнее здесь.
Сокращение срока снятия ограничений выезда за пределы РФ - 44 минуты
- обязанность: в течение 1 рабочего дня (одобрено 13.02.2014 Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности)
- цели:в течение 1 часа после оплаты
- Участники процесса отмены ограничения:
- Должник по месту пересечения границы
- Платежная система (кредитная организация)
- ГИС ГМП (оператор Казначейство России)
- ФССП России (судебный пристав исполнитель)
- СМЭВ (оператор Ростелеком)
- МРЦОД ГС ПВДНП (оператор Минкомсвязь России)
- Вед.сегмент ГС ПВДНП (оператор Пограничная служба)
- Пункт пропуска через госграницу
ГИС ГМП поможет судебным приставам оперативно снимать ограничения с должников
24 февраля 2016 года стало известно о внесении в Госдуму законопроекта, направленного на нормативное правовое регулирование вопросов внедрения информационных технологий в работу Федеральной службы судебных приставов. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте Правительства РФ[1].
Как ожидается, принятие законопроекта позволит, в частности, органам ФССП России оперативно реагировать на факт погашения должником задолженности по исполнительному производству и своевременно снимать ограничения, наложенные на граждан вследствие образовавшейся задолженности (в том числе ограничение на выезд за пределы России).
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 5 и 61 Федерального закона `Об исполнительном производстве`» подготовлен Минюстом во исполнение поручения Правительства России.
Согласно статье 213 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» банки, другие кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, а также другие органы и организации обязаны направлять информацию в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) об уплате денежных средств за государственные и муниципальные услуги, а также о платежах, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы.
При этом для таких банков и организаций не предусмотрена обязанность передавать в ГИС ГМП сведения о принятых платежах в счёт погашения задолженности по исполнительному производству. Законопроектом предлагается установить обязанность банков и других организаций, через которые производится уплата денежных средств на счета органов Федерального казначейства в счёт погашения задолженности по исполнительному производству, направлять в ГИС ГМП информацию об их уплате должником.
В случае поступления в ГИС ГМП сведений об уплате должником задолженности по исполнительному производству такая информация в автоматическом режиме будет поступать в подсистему автоматизированной информационной системы ФССП России (АИС ФССП России).
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать оперативному реагированию судебного пристава – исполнителя на факт погашения должником задолженности по исполнительному производству, своевременно снимать ограничения, наложенные в ходе исполнительного производства, в том числе на выезд за пределы России.
Также сведения о задолженности будут исключаться из банка данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП России, из Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), терминалов платёжных систем, что позволит гражданам получать актуальную информацию о своей задолженности, исключить двойные оплаты, необоснованность применения мер принудительного исполнения.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 18 февраля 2016 г.
2015
ФССП нарушила бюджетную дисциплину при создании АИС
29 сентября 2015 года стало известно о результатах проверки Счетной палаты в отношении трат ФССП на информатизацию: аудиторы пришли к выводу о наличии нарушений при создании масштабной АИС этого ведомства и отсутствии достаточных правовых оснований для расходов ведомством около 9,1 млрд руб[2].
Коллегия Счетной палаты РФ под председательством главы ведомства Татьяны Голиковой рассмотрела результаты аудита использования бюджетных средств, выделенных Федеральной службе судебных приставов (ФССП) на внедрение ИКТ и развитие материально-технической базы. Проверка, охватившая интервал с 2011 по 2015 год, проводилась в плановом режиме. Один из главных выводов: на создание автоматизированной информационной системы (АИС ФССП) Служба не имела полномочий — по закону приставы могут лишь формировать банк данных по исполнению судебных актов.
По итогам аудита Счетная палата направила представление об устранении нарушений в ФССП, информационное письмо в Правительство и отчет в палаты Федерального Собрания РФ.
Алу Алханов, заместитель министра юстиции (в структуру Минюста входит ФССП) заявил об отсутствии возражений относительно замечаний: «Соответствующую работу, касающуюся нормативно-правовой составляющей, мы проведем. Все замечания, которые были сделаны в рамках проверки, мы принимаем и соответствующую работу, касающуюся нормативно-правовой составляющей, мы проведем».
Аудитор Счетной палаты сообщил, что создание и частичное внедрение в промышленную эксплуатацию АИС ФССП происходило за рамками нормативного регулирования и в отсутствие утвержденных планов информатизации Службы. В этом надзорное ведомство усматривает нарушение постановления Правительства от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности госорганов».
«Минкомсвязи не давало на них (планы информатизации) положительного заключения и неоднократно указывало, что создание автоматизированной информационной системы службы проводится при отсутствии системы проектного управления, четко определяющей цели, задачи, этапы создания, состав и описание системы, — отметила Татьяна Блинова, аудитор Счетной палаты. — Однако никаких последующих действий министерство не предприняло. Вместе с тем ФССП при формировании проектов федерального бюджета ежегодно запрашивалась дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях от 12,2% до 91,7% первоначально доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований на планируемый финансовый год».
Счетная палата сообщила, что кассовое исполнение расходов ФССП на 1 апреля 2015 г. составило 77%.
В ФССП проверка выявила и нарушения в сфере государственных закупок. К примеру, центральный аппарат ФССП заключил четыре госконтракта в сфере информатизации на общую сумму 122,7 млн руб., которые не были включены в план-график службы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на 2012 год.
Надзорное ведомство считает, что создание АИС ФССП не привело к существенному улучшению результатов деятельности службы. Так, количество исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, с 2010 г. по 2014 г. уменьшилось на 3,9%, а ежегодный остаток незавершенных исполнительных производств вырос на 50,1%.
Счетная палата выпустила видеоролик с критикой АИС ФССП (2015)
«При этом нормативные правовые акты, госпрограмма «Юстиция» и федеральные целевые программы по развитию судебной системы России не содержат показателей и индикаторов, непосредственно характеризующих эффект от внедрения современных информационных технологий и развития информационных систем ФССП, что не позволяет дать обоснованную количественную оценку эффективности расходов федерального бюджета на эти цели», — подчеркнула Татьяна Блинова.
Она также уверена, что потенциальные возможности АИС ФССП для предупреждения и пресечения действий, содержащих признаки коррупционной направленности, не используются. Татьяна Блинова отметила, что в 2011-2014 гг. в 6,5 раз возросла дебиторская задолженность ФССП по доходам: с 13,8 млрд руб., до 90,1 млрд руб.
«Одна из причин — это отсутствие эффективного электронного межведомственного взаимодействия ФССП с судебной системой, органами государственной власти и банковской системой, — считает Татьяна Блинова. — Наличие такого взаимодействия позволило бы повысить интенсивность исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов, и, как следствие, увеличить уровень взыскания доходов».
История информатизации ФССП, по мнению руководства этого ведомства, насчитывает всего несколько лет. В 2007 г. соответствующие работы были начаты почти с нуля — «не было ни серверов, ни рабочих мест, ни каналов связи». Сначала была создана телеком-инфраструктура и проведены закупки компьютерной техники. В 2009 г. Служба начала разрабатывать специализированное ПО и создала собственный удостоверяющий центр. В 2011 г. во всех подразделениях ФССП появилось единое ПО для автоматизации деловых процессов, все объекты Службы были подключены к общей сети передачи данных.
Свою АИС ФССП начала создавать в 2011 году. В 2012 году закончилось развертывание ведомственной телефонной сети и видеоконференцсвязи, заработали федеральный ЦОД, единая система электронного документооборота, сотрудники получили флеш-карты с сертификатами электронной цифровой подписи.
С февраля 2013 года на базе банка данных ведомства запущенно SMS-информирование граждан о начале исполнительного производства.
В марте 2014 года ФССП получила сертификат ФСТЭК на свою технологическую платформу и собственную операционную систему GosLinux — типовой дистрибутив Linux со встроенными средствами защиты информации, и поставляемый в исполнениях для рабочих станций и для серверов.
В 2015 году на фоне декларируемого в ФССП кризисного дефицита бюджета служба впервые за несколько лет заключила контракт на создание и развитие подсистем ее АИС не со своим неизменным подрядчиком — «Ред софтом», который не стал подавать заявку на конкурс, а с НИИ «Восход». Последний позже привлек «Ред софт» на субподряд по процедуре закупки у единственного поставщика, снизив цену лота примерно на 20%.
Сбой в системе ФССП избавил Ходорковского и Лебедева от долгов
Информация о долгах экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, бывшего руководителя банка «Менатеп» Платона Лебедева и покойного бизнесмена Бориса Березовского на некоторое время исчезла из банка исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов, сообщило агентство «Интерфакс» 26 февраля 2015 года.
В ФССП в комментариях для СМИ объяснили, что это случилось из-за технического сбоя. По словам чиновников, 26 февраля происходил переход на новую версию программного обеспечения, отвечающего за выгрузку сведений в «Банк данных исполнительных производств» официального сайта ФССП. В процессе произошел технический сбой, и данные Управления по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП в целом не выгружались.
По состоянию на 27 февраля проблема уже была устранена.
«Информация о долгах Ходорковского М.Б., Лебедева П.Л., Березовского Б.А., Михеева О.Л., Мингазова В.В. содержится в информационном ресурсе «Банк данных исполнительных производств» официального сайта ФССП», — сказали в ФССП.
Использование свободного ПО
Стоит отметить, что в ФССП широко применяется свободное ПО. Ведомство можно назвать одним из пионеров по его использованию. По данным журнала CNews[3], СПО начало продвигаться в ФССП еще в начале 2000-х гг., а в 2010 году во всех территориальных управлениях в качестве учетной системы стал применяться комплекс «Судебный пристав» на базе свободной СУБД Firebird.
Позднее был создан комплекс, автоматизировавший все ведомственные процессы структурных подразделений, а в качестве СУБД для него была выбрана «Ред База Данных» (ответвление Firebird, разработанное «Ред Софт»). Миграция данных на новую платформу проводилась в 2010-2011 гг.
Разработанная на базе свободного программного обеспечения защищенная операционная система "Гослинукс" установлена и применяется в работе судебных приставов в 70 субъектах Российской Федерации.
ИТ-паспорт проектов в ФССП
Цифровое исполнительное производство (суперсервис ФССП)
Основная статья: Цифровое исполнительное производство (суперсервис ФССП)
Примечания
- ↑ О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на нормативное правовое регулирование вопросов внедрения информационных технологий в работу Федеральной службы судебных приставов
- ↑ Счетная палата: Судебные приставы без разрешения потратили 9 млрд на ИТ
- ↑ http://www.cnews.ru/mag/2014/09/CNews_73.pdf