Информационные технологии в Транснефти
Статья посвящена вопросам создания, развития, эксплуатации и надежности информационных систем «Транснефти».Содержание |
История информатизации
2022
Вхождение в состав Ассоциации крупнейших потребителей ПО и оборудования
7 июля 2022 года компания «Транснефть» сообщила о вступлении в Ассоциацию крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования.
«Членство в Ассоциации КП ПОО позволит «Транснефти» оперативно участвовать в формировании позиции в области нормативно-методического регулирования процесса импортозамещения, взаимодействовать с государственными органами, которые осуществляют и вырабатывают политику в этом направлении, — сообщил Андрей Бадалов, вице-президент ПАО «Транснефть». — В рамках стратегии цифровой трансформации «Транснефть» внедряет передовые технологические решения: для цифровизации строительной деятельности, цифровой бэк-офис, аналитику больших данных, цифровые двойники для эффективной работы технологических объектов, «цифровой HR» и другие. Мы активно заменяем иностранный софт на российский, а также включаем собственные разработки в Реестр российского ПО при Минцифры». |
«Мы рады приветствовать в своих рядах ПАО «Транснефть». Коллеги сразу вышли к нам с инициативой провести для крупнейших потребителей презентацию их платформы для автоматизации технологических и производственных процессов разработки. Такие «Технологические визиты» являются одним из наших актуальных направлений и позволяют членам Ассоциации и не только обмениваться опытом применения отечественных решений в их организациях. Это отличное начало для нашего продуктивного взаимодействия», – отметил Сергей Авдеенко, исполнительный директор Ассоциации КП ПОО. |
96% оборудования «Транснефти» - российское. Компании осталось импортозаместить системы связи и микросхемы
Около 96% оборудования, которое закупает «Транснефть», приходится на отечественные решения. Об этом 27 июня 2022 года на круглом столе в Госдуме сообщил вице-президент компании Павел Ревель-Муроз.
По его словам, некоторые запчасти и системы остаются импортными, предстоит их замещение на российские технологии. Это системы связи и передачи данных, лабораторно-метрологическое оборудование, средства измерительной техники, вычислительная техника, электротехническое оборудование, металлообрабатывающее оборудование, запасные части к эксплуатируемому импортному металлообрабатывающему оборудованию с ЧПУ, микросхемы, электронные модули и разъемы, перечислил топ-менеджер «Транснефти».
Он отметил, что к концу июня 2022 года «Транснефть» занимается импортозамещением запасных частей и комплектующих иностранного производства. Приоритет дан производству оборудования, не имеющего аналогов, а также тому, запасы которого истощаются.
Ревель-Муроз добавил, что в 2022-2026 гг. компания собирается направить на закупку отечественного оборудования не менее 35 млрд рублей.
Ранее «Транснефть» договорилась с российскими производителями о совместной разработке «дорожной карты» по созданию решений на базе отечественного программного обеспечения и оборудования. Столь пристальное внимание руководства «Транснефти» к теме импортозамещения и скорейшему переходу на работу с совместимым российским софтом и железом позволит отечественным разработчикам понять требования заказчика и спланировать доработку своих решений, уточнил «Коммерсанту» исполнительный директор АРПП Ренат Лашин.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Импортозамещение сдерживается из-за несовместимости разных типов ПО, а также ПО и оборудования, считают в «Транснефти». При этом со стороны государственных регуляторов «проводится лишь контроль над процентами по отдельным видам программного и аппаратного обеспечения без учета реальной ситуации в разных отраслях экономики, требований по производительности и функциональным показателям», сообщается на сайте компании. [1]
2021
Цифровизация приведет к появлению 14 новых профессий в «Транснефти» до 2030 года
C цифровизацией производства роль инженерно-технических работников в нефтегазовом секторе будет только расти. В связи с этим в 2022-2030 гг. в «Транснефти» появятся 14 новых профессий этого класса, которые будут востребованы. Это следует из последнего выпуска корпоративного журнала «Транснефти», опубликованного в августе 2021 года.
Список новых профессий следующий:
- Разработчик моделей Big Data. Проектирование систем сбора и обработки больших массивов данных, разработка архитектуры данных, построение моделей данных в соответствии с бизнес-процессами конкретной прикладной области или задачи. Автоматизация производственной деятельности.
- Менеджер по модернизации/проектированию интеллектуальных автоматизированных комплексов/систем/технологий объектов трубопроводного транспорта. Управление разработкой, внедрением, модернизацией интеллектуальных систем.
- Аналитик больших объемов технологических данных (Data Scientist). Обработка больших объемов технологических данных в целях поиска способов оптимизации техпроцессов, анализа отклонений; подготовка аналитических срезов по работе системы; формирование и верификация выборок данных для алгоритмов машинного обучения.
- Оператор робота-дефектоскопа. Наблюдение за транслируемым роботом видеопотоком и ввод комментариев, создание отчета в режиме реального времени.
- 3D-проектировщик в строительстве. Проектирование макетов конструкций и подбор наилучшего набора компонентов для их печати.
- Инженер (оператор роботизированных систем) многофункциональных робототехнических комплексов в нефтегазовой отрасли. Обслуживание/управление роботизированными системами/комплексами на производстве.
- Архитектор интеллектуальных систем управления. Разработка ПО для беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками.
- Системный инженер интеллектуальных автоматизированных комплексов объектов трубопроводного транспорта. Обслуживание автоматизированных систем.
- Инженер интеллектуальных систем диспетчеризации/телеметрии/диагностики в нефтегазовой отрасли. Разработка и программирование интеллектуальных систем.
- Архитектор робототехнических комплексов и киберустройств в нефтегазовой отрасли. Проектирование роботизированных производственных устройств (для осуществления операций по сварке, резке, сборке и др.).
- Оператор быстрого прототипирования. Управление аддитивными установками (3D-печать) для быстрого изготовления прототипов элементов и запчастей для ремонта.
- Квантовальщик – специалист по квантовым технологиям шифрования и передаче производственной информации. Управление системой квантового шифрования протоколов передачи информации от центров интегрированных операций до объекта (месторождение, морская платформа, участок трубопровода и т.д.).
- Цифровой оператор подводных сварочных работ на нефте- и газопроводах. Использование ИИ в управленческих процессах при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте нефте- и газопроводов.
- Менеджер непрерывности бизнеса. Специалист, который обеспечивает бесперебойность бизнес-процессов при возникновении проблем или отключении ИТ-систем предприятия вследствие кибератак, программных ошибок, техногенных катастроф, влияющих на работу предприятия, и других форс-мажорных ситуаций.
Общая численность сотрудников «Транснефти» в 2020 году превысила 123 тыс. человек.
Около 40% всех сотрудников компании - это инженерно-технические работники, говорится в корпоративном журнале «Транснефти». Каждый год появляются новые технологии и направления производства, идет цифровизация, и квалифицированных инженеров нужно все больше. За 8 лет количество сотрудников инженерных профессий, занятых в основных видах деятельности компании, увеличилось с 39 тыс. до 49 тыс. человек.
Квалифицированные инженерно-технические работники «Транснефти» обеспечивают надежную работу и эффективное развитие высокотехнологичной системы транспортировки нефти и нефтепродуктов. С каждым годом специфика их деятельности будет все теснее переплетаться с процессами цифровизации и автоматизации трубопроводной отрасли. В ближайшие годы трансформация производства и переход к цифровой экономике потребуют в том числе определенного уровня цифровых знаний, умений и навыков. Поэтому мы будем формировать соответствующие программы обучения персонала, а также инструменты оценки компетенций инженерно-технических работников в области цифровой грамотности, - приводятся в корпоративном журнале слова вице-президента «Транснефти» Бориса Короля. |
В августе также стало известно, что «Транснефть» собирается до 2025 года вложить 38 млрд рублей в свою цифровую трансформацию, согласно проекту ее новой ИТ-стратегии[2]. Документ предполагает десять программ развития, которые включают цифровое развитие основных процессов транспортных структур, управление диспетчеризацией потоков нефти и нефтепродуктов, повышение надежности и эффективности работы магистральных трубопроводов, цифровой инжиниринг, цифровое строительство, а также цифровой бэк-офис.
При этом компания собирается провести оптимизацию своих существующих ИТ-структур, сократив часть сотрудников своей дочерней «Транснефть-Технологии» и переведя значительную часть остальных на удаленную работу. Эффект от оптимизации оценивается в 11 млрд рублей.
Напомним, что в конце июля 2021 года вице-президентом «Транснефти», курирующим вопросы цифровой трансформации, ИТ и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности был назначен Андрей Бадалов.
План инвестирования 38 млрд рублей в цифровую трансформацию до 2025 г
19 августа 2021 года о новой ИТ-стратегии «Транснефти». Компания собирается до 2025 года инвестировать 38 млрд рублей в свою цифровую трансформацию. Основным источником финансирования будут собственные средства компании, а также заемные средства, привлекаемые на льготных условиях.
Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий документ, подготовленный «Транснефтью». Из него следует, что компания готовит оптимизацию своих существующих ИТ-структур, сократив 15% сотрудников своей дочерней «Транснефть-Технологии». Также компания переведет значительную часть остальных на удаленную работу. Эффект от оптимизации оценивается в 11 млрд рублей.
«Транснефть» запланировала ИТ-бюджет до 2025 года в базовом варианте в размере 110 млрд рублей, но возможны и другие варианты. Так, сценарий без программы оптимизации, но с новыми внедрениями предполагает вложения в 128 млрд рублей до 2025 года; вариант с программой оптимизации и новыми внедрениями — 117 млрд рублей до 2025 года (причем предполагается, что эффект от оптимизации на 56% покроет новые внедрения); с учетом программы оптимизации, но без новых внедрений — 99 млрд рублей.
По словам старшего консультанта VYGON Consulting Евгения Тыртова, ТЭК является активным участником процессов цифровой трансформации, где особая роль отводится развитию технологий искусственного интеллекта. Так, оптимизация планирования разработки месторождений и подбора параметров бурения может принести российской нефтегазовой отрасли дополнительно до 150 млн тонн добычи нефти до 2030 года, а улучшение режимов работы погружного оборудования на месторождениях — снизить затраты на 300 млрд руб. в 2021–2030 годах. В электроэнергетике эффект только от внедрения инструментов предиктивного обслуживания энергооборудования оценивается в 65 млрд рублей в 2021–2030 годах.[3]
Назначен вице-президент, отвечающий за цифровую трансформацию - Андрей Бадалов
29 июля 2021 года Андрей Бадалов был назначен вице-президентом «Транснефти». Он будет курировать вопросы цифровой трансформации, информационных технологий и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности. До этого Бадалов занимал должность директора НИИ «Восход». Подробнее здесь.
2020
Выходец из «Новатек» станет ИТ-директором «Транснефти»
Андрей Бурлуцкий займет должность ИТ-директора «Транснефти», рассказал TAdviser в июле 2020 года источник, близкий к компании. В «Транснефти» эту информацию подтвердили. Подробнее - здесь.
Как COVID-19 ускоряет цифровизацию в компании
6 мая 2020 года стало известно о различных проектах цифровизации в российской нефтяной отрасли. Компании стали быстрее внедрять информационные технологии из-за пандемии коронавируса COVID-19, которая несёт за собой тяжёлые последствия для экономики. Подробнее здесь.
2019: Сбои в поставках нефти из-за загрязнений хлорорганикой
У «Транснефти» зафиксированы сбои с надёжными поставками качественной российской нефти за границу.
Транзит нефти приостанавливался в апреле 2019 из-за загрязнения сырья сотнями тонн хлорорганики. Импорт был прекращен в Германию, Белоруссию, Украину, Польшу и ряд других стран Европы. Сырье, соответствующее стандартам, начало поступать по трубопроводу только в начале мая. После этого в поставках происходили сбои: новое загрязнение 19 июня было зафиксировано на участке «Дружбы» из Белоруссии в Польшу.
Прием нефти по нефтепроводу «Дружба» в июле 2019 г. пришлось приостановить, сообщили в британско-нидерландской Shell. На этот раз встали поставки нефти на НПЗ PCK в немецком Шведте. В нефти вновь была обнаружена завышенная концентрация органических хлоридов. Что может привести к выводу оборудования из строя. Теперь альтернативные поставки нефти осуществляются через порта Ростока.
Стоимость финансового ущерба растет от скандала с «грязной нефтью» из России растет - последняя озвученная цифра ущерба - $5 млрд, с перспективой дальнейшего увеличения.
2018
Хроники импортозамещения в «Транснефти»: миграция с SAP на «Галактику», тестирование российских ОС и СУБД
В 2018 году в «Транснефти» велась бурная деятельность в области импортозамещения программного обеспечения. Это следует из годового отчета компании, опубликованного в июле 2019 года. Ключевым проектом является переезд предприятий «Транснефти» с SAP на решения на базе отечественного ПО «Галактика». Решение об использовании типового продукта на базе «Галактики» вместо SAP для систем управления производственными активами и ресурсами, а также финансово-хозяйственной деятельностью было утверждено в «Транснефти» в апреле 2017 года.
В 2017–2018 гг. в «Транснефти» была разработана корпоративная информационная система (КИС) «Галактика ТПР 2.0», а 2018–2019 гг. ее модернизировали до новой версии - КИС «Галактика ТПР 3.0», говорится в годовом отчете. Одна из подсистем КИС «Галактика ТПР 3.0» - подсистема управления работами и услугами на базе платформы «Галактика EAM». Еще на базе ПО «Галактика» была разработана корпоративная информационная система паспортизации и контроля технического состояния.
На 2019–2025 гг. запланировано тиражирование КИС «Галактика ТПР 3.0» и системы паспортизации и контроля технического состояния в организациях системы «Транснефть».
Судя по закупкам «Транснефти» в 2017-2018 гг., ERP на базе «Галактики» использует уже более пары десятков ее организаций. В их числе – «Транснефть Финанс», «Транснефть – Урал», «Транснефть – Север», «Транснефть - Сибирь», «Транснефть - Верхняя Волга», «Транснефть – Прикамье», «Транснефть – Балтика», «Транснефть – Восток» и другие.
Надо сказать, что в ряде организаций также используются типовые решения на базе «1С» для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности. В частности, в сервисных организациях системы «Транснефть».
«Транснефть» также заменила SAP в части систем дистанционного обучения и тестирования: вместо использовавшихся ранее продуктов немецкого вендора в 2018 году была внедрена система Websoft HCM (ранее WebTutor) российского разработчика WebSoft Development, говорится в годовом отчете.
В рамках импортозамещения для вновь создаваемых корпоративных информационно-аналитических систем «Транснефть» выбрала российскую BI-платформу Форсайт. Аналитическая платформа (ранее Prognoz Platform), которую развивает компания «Форсайт». На ней в «Транснефти» в 2018 году разрабатывались следующие корпоративные системы:
- Управление программами;
- Планирование и отчетность по производственной деятельности группы «Транснефть;
- Управление программами и планами АСУТП.
И это еще не все. «Транснефть» также изучает возможность замены импортных ОС, офисных программ и СУБД на отечественные. Так, в сентябре 2018 года был сформирован и утвержден план-график тестирования отечественных ОС «Альт Сервер» и «Альт Рабочая станция» с участием разработчика «Базальт СПО», а также отечественной СУБД Postgres Pro с участием разработчика Postgres Professional.
В течение года, по декабрь 2018-го, «Транснефть» проводила комплексное тестирование офисного ПО «МойОфис» при участии разработчика «МойОфис (ООО Новые облачные технологии)», указано в отчете. Говоря о продолжении этого сотрудничества, заместитель директора «Новых облачных технологий» Армен Кочаров отметил, что переход крупного ведомства или компании на новое офисное ПО предваряет тестирование, в задачи которого входит не только оценка функциональности офисных продуктов, но и возможности интеграции с уже существующей ИТ-экосистемой. Офисные редакторы являются лишь одним из компонентов при формировании единой защищенной экосистемы компании. Говорить о продолжении сотрудничества можно будет на следующем этапе, отметил Кочаров.
Специалисты «Транснефти» очень ответственно подходят к выбору новых решений и подходам к миграции на них, выполняя государственную задачу по обеспечению цифрового суверенитета ключевых российских предприятий. «Новые облачные технологии» оказывали и будут оказывать максимальное содействие в реализации этой стратегической задачи, - говорит заместитель директора компании. |
А в области платформ управления информационными ресурсами, основными данными и контентом, базирующихся на продуктах IBM FileNet и OpenText EMC Documentum, компания на 2019–2021 гг. запланировала «пилот» по разработке и миграции на единую программную платформу, базирующуюся на «существующих и перспективных разработках» «Транснефти», следует из годового отчета.
Импортозамещение затрагивает и геоинформационные системы (ГИС). Из более чем 50 продуктов, содержащихся в реестре отечественного ПО, компания выбрала несколько для оценки возможного импортозамещения отдельных компонентов платформ ГИС и решений. В частности, ГИС «Аксиома», «Циклон», NextGIS, Scanex GeoMixer и др. В 2019 году запланировано тестирование выбранного и свободного ПО ГИС, а также формирование требований к его доработке для нужд «Транснефти».
Для систем интеграции и гарантированной доставки данных, вместо используемых решений на базе продуктов IBM, из реестра отечественного ПО «Транснефть» выбрала три отечественные интеграционные шины для оценки возможного импортозамещения. В 2019 году запланировано тестирование этих продуктов, а также свободного ПО Apache Kafka и Mule ESB для разработки на их основе отечественного отраслевого ПО для интеграции приложений и доставки данных.
2016
Пересмотр стратегии ERP
В 2016 году «Транснефть» провела сравнительный анализ использования ERP платформ от производителей SAP и «Галактика». Об этом говорится в годовом отчете компании, опубликованном в июле 2017 года. Анализ показал, что «внедрение решения на платформе ERP «Галактика» экономически более обоснованное и позволит сократить сроки создания единой КИИСУ» (корпоративной интегрированной информационной системы управления).
Также базовая функциональность решения «Галактика ЕАМ» (система управления производственными активами) в большей степени отвечает требованиям «Транснефти» по автоматизации бизнес-процессов в части паспортизации и контроля технического состояния, а также эксплуатации и ремонта основного производственного оборудования, сказано в годовом отчете.
В качестве дополнительного аргумента в пользу использования ПО на базе продуктов «Галактика» там же приводится вхождение систем «Галактика ERP» и «Галактика EAM» в реестр российского программного обеспечения.
В настоящий момент идет пересмотр ИТ-стратегии «Транснефти» и ОСТ (организаций системы «Транснефть» - прим. TAdviser) в части смены платформы автоматизации деятельности ОСТ с SAP ERP на «Галактику ERP/EAM», - указывает «Транснефть». |
КИИСУ на базе единой платформы SAP ERP создается в «Транснефти» с 2013 года. Ее внедрение началось с пилотной площадки «Центрсибнефтепровод». Для разработки системы автоматизации финансово-хозяйственной деятельности на базе SAP в 2013 году «Транснефть» по конкурсу выбрала Delloite с объемом контракта в 428 млн рублей.
Система предназначена для автоматизации процессов управления договорами, казначейства, бухгалтерского учета и отчетности по РСБУ (и МСФО по отдельным участкам), налогового учета и формирования налоговой отчетности, бюджетного учета и отчетности, а также для управления затратами.
На базе SAP в «Транснефти» также, например, создавалась система закупок примерно за 200 млн рублей, типовой системы управления персоналом на смену системе аналогичного класса от «Галактики». С начала 2016 года на базе SAP в «Транснефти» разрабатывалась система «Паспортизация и контроль технического состояния (КТС)» за 162 млн рублей. Впрочем, этот проект в 2017 году уже «перехватила» «Галактика».
SAP и Транснефть сотрудничают с 2012 года. За это время в компании создан ряд централизованных корпоративных систем на платформе SAP, автоматизирующих различные процессы, такие как управление персоналом, консолидирование финансовой отчетности, бюджетирование, управление закупками и др., - рассказал TAdviser директор департамента ИТ «Транснефти» Олег Капитулов. |
По его словам, продукты «Галактики» «Транснефть» в настоящий момент внедряет в омской пилотной зоне. Решение о полномасштабном внедрении будет принято по результатам этого проекта, говорит Капитулов.
Вместе с тем, «Галактика» - далеко не новичок в «Транснефти». К началу внедрения КИИСУ на базе SAP в «Транснефти» уже широко применялись решения «Галактики». По данным «Галактики», доступным в интернете, сотрудничество компаний началось еще с 1995 года с автоматизации основной и хозяйственной деятельности головной компании на базе системы «Галактика ERP». В 1998 году система «Галактика ERP» была внедрена в «ЦентрСибе» (Томск) и на «Урало-Сибирских нефтепроводах» (Уфа).
В 2001 году был реализован проект автоматизации компании «Северные магистральные нефтепроводы». Затем последовали внедрения на «Балтнефтепроводе», «Черномортранснефти», «Северо-западных магистральных нефтепроводах», «Восточно-Сибирских магистральных нефтепроводах».
В 2007 году для одного из дочерних предприятий АО «Транснефть - Сибирь» было начато внедрение комплексной системы «Галактика ERP». Типовое проектное решение (ТПР) внедрено в головном офисе «Транснефти» и тиражировано на «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы», «Сибнефтепроводы», «Северо-западные магистральные нефтепроводы». Также 17 июля 2017 года объявлен тендер на 917 млн. рублей на создание корпоративной информационной системы на базе решения «КИС Галактика ТПР» в «Транснефть – Западная Сибирь».
Валерий Басалыга, первый вице-президент «Галактики», в январе 2017 года приводил данные, что на тот момент в 23 филиалах «Транснефти» в «Галактике ERP» работали уже порядка 45 000 специалистов [4].
Помимо «Галактики» и SAP, в «Транснефти» используются и решения «1С». В 2016 году, например, «Транснефть» заключила контракт объемом около 277 млн рублей на создание типовых проектных решений на базе «1С» для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности своих сервисных организаций.
Переход на отечественные продукты ИБ
Помимо изучения возможности отказа от SAP ERP, в годовом отчете за 2016 год «Транснефть» отчиталась о ряде проектов в рамках импортозамещения ПО, которые велись в компании. Один из них – модернизация периметра ин формационной безопасности локальных вычислительных сетей объектов «Транснефти» и ее организаций. При реализации системы предотвращения утечек конфиденциальной информации был выбран отечественный продукт InfoWatch Traffic Monitor.
Импортозамещение имело место и при модернизации системы сетевой информационной инфраструктуры «Транснефти» и ее организаций. В рамках проекта была произведена замена антивирусного ПО производства зарубежной компании Trendmicro на отечественное ПО Kaspersky Total Security для бизнеса, говорится в годовом отчете.
2014: Программа развития ИТ до 2020 года
«Транснефть» сообщала, что в рамках долгосрочной программы развития ИТ на 2014-2020 годы предполагается модернизация существующей ИТ-инфраструктуры и создание корпоративной интегрированной информационной системы управления (КИИСУ). В периметр программы развития ИТ входят все общества «Транснефти». КИИСУ разрабатывается на единой платформе SAP ERP и должна быть интегрирована с другими специализированными информационными системами «Транснефти» и АСУТП, говорилось в материалах компании.
Из презентации представителя отдела автоматизации финансовой деятельности департамента ИТ от 2015 года, на тот момент были введены в промышленную эксплуатацию без дублирующих систем:
- Система управления программой ИТ (SAP BPC)
- Система консолидация бюджетных пакетов (SAP FC/IC/FIM)
- Система Бюджетный пакет (SAP BPC)
- Система финансово-хозяйственной деятельности (SAP ERP)
- Корпоративная система управления активами (SAP ERP)
- Система нормативно-справочной информации (SAP MDM)
- Система управления персоналом (SAP HR)
ИТ-проекты в Транснефти
Ниже в таблице представлены ИТ-проекты в "Транснефти" в базе TAdviser