Цифровые технологии в высшем образовании
Статья посвящена вопросам развития высшего образования в условиях цифровой экономики (EdTech).
Искусственный интеллект в образовании
Основная статья: Искусственный интеллект в образовании
2024
В петербургском вузе установили умные камеры, которые отслеживают вовлеченность студентов на занятиях
17 октября 2024 года стало известно о том, что в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) начала функционировать система умных камер, отслеживающих уровень вовлеченности студентов во время занятий. Это нововведение стало частью пилотного проекта, реализованного совместно со Сколково. Подробнее здесь
Минцифры РФ попросили запретить использование иностранного ПО при обучении строителей в вузах
18 июля 2024 года стало известно о том, что ассоциация «Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования» (НОТИМ) предлагает использовать при обучении строителей в российских вузах и колледжах исключительно отечественное программное обеспечение. Инициатива НОТИМ предусматривает наложение запрета на применение иностранного софта в указанных целях.
Как сообщает РБК, соответствующие предложение НОТИМ (объединяет ключевых разработчиков отечественного ПО для строительного комплекса, а также заказчиков, застройщиков и других представителей отрасли) направила вице-премьеру Дмитрию Чернышенко, Минцифры и Минстрою. В ассоциации считают, что студенты в РФ, которые выбрали строительные специальности, должны обучаться только на отечественных решениях, чтобы впоследствии уметь работать с ними при трудоустройстве. При этом западные продукты, по мнению НОТИМ, могут осваиваться факультативно.
Президент НОТИМ Михаил Викторов подчеркивает, что большинство московских учебных заведений уже перешли на российский софт для строительства при обучении студентов. Однако в регионах наблюдается противоположная картина. Вузы и колледжи зачастую обучают работать на зарубежном ПО, тогда как российское представлено минимально или вообще отсутствует. Между тем обязательный переход на отечественные решения может способствовать импортозамещению софта в строительной сфере. В Минцифры высказываются положительно в отношении идеи.
Мы поддерживаем использование российского программного обеспечения при обучении. Причем как в части обеспечения образовательного процесса — в реестре есть более 300 подобных продуктов, — так и решений для автоматизации производственных и управленческих процессов, чтобы студенты могли получать практические навыки по работе с ними, — сказал представитель ведомства.[1] |
Как в российском образовании применяют виртуальную и дополненную реальность
В российском образовании активно применяются технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), которые значительно улучшают качество обучения и подготовки специалистов. Об этом стало известно 9 июля 2024 года. Эти технологии находят применение в различных областях, от машиностроения до медицины, способствуя повышению эффективности образовательного процесса и безопасности обучающихся.
Как пишет «Коммерсантъ», одной из ключевых инициатив в этой области стало создание «цифровых кафедр» в российских вузах. Эти программы, запущенные в 2022 году, позволяют студентам получать дополнительную квалификацию в области информационных технологий параллельно с основной программой обучения. К 2023/2024 учебному году количество университетов, участвующих в проекте, увеличилось до 119, а число образовательных программ достигло 800. Эти программы разрабатываются и утверждаются совместно с бизнес-сообществом, что гарантирует их актуальность и соответствие требованиям рынка.
В Московском государственном техническом университете «Станкин» разработали систему ARacle, использующую VR/AR-технологии для обучения работе с различным оборудованием. Основная задача этой системы — тренировка персонала в области машиностроения и робототехники. ARacle позволяет собирать данные с настоящего промышленного оборудования и отслеживать действия пользователей, что помогает анализировать и улучшать процесс обучения. Цифровой помощник, сопровождающий обучающихся в VR-сценах, использует алгоритмы обработки естественного языка и машинного обучения, чтобы адаптировать обучение под индивидуальные потребности каждого студента.Метавселенная ВДНХ
Московский физико-технический институт (МФТИ) внедряет VR/AR-технологии для создания экосистемы сервисов для телемедицинских консультаций. Группа студентов под руководством научного руководителя Павла Морозова разрабатывает программно-аппаратный комплекс, который включает аудио- и видеоприборы, а также специализированное программное обеспечение, использующее искусственный интеллект и машинное обучение.
Иммерсивные технологии, создающие эффект погружения в искусственно созданную среду, стали входить в ежедневную практику работы университетов. Такое системное проникновение дополненной, виртуальной, смешанной реальности начинает менять ландшафт и дидактику образования, рассказали ученые Московского городского педагогического университета (МГПУ).
В Севастопольском государственном университете студент «цифровой кафедры» занимается разработкой цифровых двойников архитектурных элементов и достопримечательностей Севастополя. Идея по воссозданию города-героя возникла во время учебного процесса.
Для нашего поколения очень важно помнить и сохранять культурно-историческое наследие нашей страны, а благодаря наличию современных и передовых технологий мы имеем возможность изучать, создавать и передавать свои знания через годы. И все это воплотилось от идеи к проекту,— отмечает главный разработчик, студент СГУ Алексей Долбан.[2] |
На портале Госуслуг запускаются цифровые студбилеты и зачетные книжки
В апреле 2024 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о запуске эксперимента по введению в России электронных студенческих билетов и зачетных книжек. Эти документы будут доступны на портале Госуслуг. Подробнее здесь.
2023
Правительство отчиталось о цифровизации высшего образования за год
В середине мая 2024 года на сайте правительства был опубликован доклад Министерства науки и высшего образования о реализации государственной политики в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования. В документе среди прочего говорится о цифровизации этой сферы.
В частности, Минобрнауки обратило внимание на развитие государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда» (ГИС СЦОС). В 2022-2023 гг. к ней подключено более 450 образовательных организаций высшего образования, а также 44 платформ онлайн-образования. В результате в ГИС стали храниться данные о более чем 4,5 млн обучающихся образовательных организаций высшего образования, в том числе информация о зачетных книжках и студенческих билетах, а также информация о более чем 284 тыс. образовательных программах дополнительного профессионального образования.
К концу 2023 года на ГИС СЦОС размещено 1520 онлайн-курса, в том числе 1240 курсов по программам дополнительного профессионального образования. На платформе зарегистрировано порядка 370 тыс. пользователей. Со стороны образовательных организаций к ресурсам данной системы поступает более 9,7 млн запросов в месяц.
В докладе также сообщается, что в приёмной кампании 2023/2024 учебного года с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» участвовали 1023 вузов и их филиалов и более миллиона абитуриентов, которые подали более 2,87 млн заявлений. Зачислены 906 779 абитуриентов (432 582 – на бюджетные места).
В 2023 году дополнительную ИТ-квалификацию на «цифровых кафедрах» получили 86 113 студентов. В 2023 году искусственный интеллект преподавали в 104 вузах, организовано повышение квалификации преподавателей университетов в сфере ИИ.
Кроме того, в правительстве отчитались о подключении ведущих научных и образовательных организаций (НИКС) к национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения. К концу 2023 года доля подключенных к сети организаций достигла 80% (всего к НИКС было подключено 282 организации из 352, в том числе 73 учреждения подключено в 2023 году).
Для развития НИКС в 2023 году создано и модернизировано 9 магистральных узлов связи, а также введено в эксплуатацию 12 новых участков магистральной сети, что позволяет обеспечить возможность организации и поддержки каналов со скоростью передачи данных от 10 до 100 Гбит/с. Кроме того, в рамках работ по развитию НИКС в 2023 году были решены следующие задачи:
- модернизация аппаратной части сервисной платформы НИКС;
- создание и модернизация набора сетевых сервисов для сферы науки и образования;
- развитие центра реагирования на компьютерные инциденты.
В докладе также рассказывается о проектирование домена «Наука и инновации» как единого цифрового пространства, обеспечивающее интеграцию цифровых платформ и сервисов в интересах учёных, научных коллективов, регулирующих научную деятельность ведомств, а также предприятий, институтов развития, имеющих научно-технологические запросы, было обеспечено в 2022 году. В 2023 году на базе Единой государственной информационной системы учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения было разработано 14 приоритетных сервисов.
По данным Минобрнауки, к концу 2023 года доля использования отечественного программного обеспечения по классам в 2023 году составила:
- браузеры – 47% (рост на 10% по отношению к 2022 году);
- средства антивирусной защиты – 86% (рост на 9%);
- операционные системы общего назначения – 15% (рост на 6%);
- средства видеоконференцсвязи – 63% (рост на 40%).
Минобрнауки разработало программу цифровизации высшего образования в России
Минобрнауки разработало программу цифровизации высшего образования в России на период 2024-2030 гг. Документ, как сообщила заместитель руководителя ведомства Дарья Кирьянова в середине декабря 2023 года, направлен на рассмотрение в правительство.
По словам Кирьяновой, реализация программы цифровой трансформации российского высшего образования включает три этапа:
- 2024-2025 гг. Этот этап рассчитан на нотацию бизнес-процессов и переподготовку персонала;
- 2026-2028 гг. Предполагает реинжиниринг бизнес-процессов и построение прототипа технологической платформы;
- 2028-2030 гг. Тут запланировано масштабирование новой модели и вывод ее на промышленную эксплуатацию.
Как отметила Дарья Кирьянова, в рамках цифровой трансформации высшего образования могут быть созданы суперсервисы, которые будут полезны вуза, потенциальным абитуриентам и работодателям. Среди прочего планируется дальнейшее развитие существующих платформ, позволяющих подать заявление в вуз онлайн с портала Госуслуг в виде точки входа. В дальнейшем вузы могут динамически корректировать учебные программы под требования потенциальных работодателей или предлагать различные образовательные траектории для студентов, которые уже обучаются в вузе, добавила замглавы Минобрнауки.
В декабре 2023 года Минобрнауки и «Ростелеком» заключили соглашение о взаимодействии в области цифровизации высшего образования. Договор направлен на:
- развитие системы высшего и дополнительного образования, повышение качества обучения в области информационных технологий;
- внедрение отечественных разработок в сферы деятельности вузов;
- разработку инструментов мониторинга, сбора и анализа данных в части выявления потребностей университетов в цифровых продуктах отечественного производства и ряд других направлений.
Минцифры вводит электронные студенческие билеты
13 ноября 2023 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ анонсировало введение электронных зачётных книжек, студенческих билетов и других документов, подтверждающих обучение. Они будут доступны на портале Госуслуг. Подробнее здесь.
В Хабаровском крае запущены цифровые студенческие билеты
В начале ноября 2023 года в Хабаровском крае запущены цифровые студенческие билеты. В пилотном проекте участвуют Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ) и Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС). Подробнее здесь.
Минобрнауки направляет 29,4 млрд рублей на цифровую трансформацию науки и высшего образования
Минобрнауки направляет 29,4 млрд рублей на цифровую трансформацию науки и высшего образования. Об этом сообщается в документе, которое ведомство опубликовал в начале августа 2023 года.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на этот документ, указанная сумма пойдет на создание цифровых сервисов, которые призваны снизить негативное влияние изоляции российской науки и образования от международного сообщества. Среди новых решений будут системы, которые позволят вузам в реальном времени анализировать кадровую ситуацию в разрезе специальностей, а также строить прогнозы по развитию рынка труда.
Речь идет о системе «Скраб» — она должна за счет автоматического сбора данных из разных источников предоставлять вузам ситуацию на рынке труда, прогноз по изменению спроса на кадры в горизонте пяти лет, а также сопоставлять компетенции выпускников с запросами работодателей.
Второй проект, «Серафим», предполагает создание российского фреймворка (набор инструментов для разработки продукта) ИИ, который позволит вузам проектировать образовательные программы: «Научные коллективы получают отечественный инструмент для разработки моделей ИИ для исследований, привлечения междисциплинарных специалистов и ученых». Судя по документу, разработка и эксплуатация обоих инструментов обойдется в 6,4 млрд рублей до 2030 года, отмечает газета.
По мнению опрошенных изданием экспертов, теоретически разработать подобные системы можно, но качество аналитики на таком длинном горизонте вряд ли будет высоким. Для того, чтобы анализировать и предсказывать изменения на рынке труда, можно использовать данные сервисов по поиску работы и образовательных проектов, считает ИБ-директор Ultimate Education Дмитрий Бабчук. По его словам, анализируя новые направления обучения, спрос на специалистов и оплату, можно с большой долей вероятности строить корреляции.[3]
2022: Минцифры будет использовать Единую биометрическую систему на всех студенческих экзаменах
25 августа 2022 года стало известно о решении Минцифры использовать Единую биометрическую систему на всех студенческих экзаменах на постоянной основе. В ведомстве отметили положительные результаты эксперимента. Подробнее здесь.
2021: Правительство РФ утвердило направления цифровой трансформации науки и высшего образования
В декабре 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение Правительства РФ, которым утвердил направления цифровой трансформации науки и высшего образования. Реализацией инициатив, указанных в документе, займется Минобрнауки совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами России.
В частности, речь идет о следующих стратегических направлениях цифровизации сферы науки и высшего образования:
- искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий;
- большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных;
- системы распределенного реестра;
- интернет вещей;
- облачные технологии.
Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования состоит из семи проектов:
- «Датахаб». Это система управления данными сферы науки и высшего образования, цель которой - повышение качества данных и систематизация работы с ними для их использования в принятии управленческих решений;
- «Архитектура цифровой трансформации»;
- «Цифровой университет». Направлен на создание и развитие цифровых сервисов в сфере науки и высшего образования, охватывающих все виды бизнес-процессов;
- Единая сервисная платформа науки. Она должна стать единой экосистемой сервисов для проведения исследований и разработок, с целью повышения их качества и доступности, а также снижения затрат путем создания единой биржи исследований и необходимой инфраструктуры;
- «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования». Предполагает создание единой информационной среды взаимодействия образовательных организаций и поставщиков и производителей оборудования и ПО;
- «Цифровое образование». Проект направлен на повышение уровня цифровых компетенций обучающихся, научно-педагогических работников, а также формирования компетентной команды управления процессом цифровой трансформации;
- «Сервис хаб». Представляет собой единую сервисную систему для цифровой трансформации бизнес-процессов Минобрнауки России и вузов.[4][5]
2019
Спецпредставитель президента Дмитрий Песков рассказал, как вузам выжить в эпоху цифровизации
В эпоху цифровизации вузы сталкиваются с вызовом: складывается система образования, позволяющая учить студентов гораздо более эффективно, массово и гораздо дешевле, чем сегодня это делают российские вузы, заявил спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, выступая на конференции EdCrunch 1 октября. Эффективность и онлайн, и оффлайн обучения в российских вузах предельно низкая с точки зрения экономических категорий - соотношения затрат и результатов, считает он.
В сложившихся условиях есть несколько сценариев, по которым может развиваться судьба российских вузов в ближайшие годы, полагает Песков. Один из них - «каннибалистический»: когда несколько ведущих университетов создают онлайн платформы и фактически вымывают ядро региональных университетов. У такого сценария много неприятных социальных последствий, отметил спецпредставитель президента.
Есть также сценарий, при котором университеты пользуются возникающими у них возможностями. Основных таких возможностей - три, и они отражены в нацпроектах, говорит Песков. Первое - это цифровизация, то есть, снижение своих издержек с параллельным повышением эффективности.
Второе - преобразование себя в институты, которые учатся зарабатывать средства и выходят на устойчивую траекторию, в первую очередь, программ дополнительного образования на региональном рынке. И третье - это экспорт образования: обучение зарубежных студентов и конкуренция на мировом уровне.
Все три возможности сегодня открыты, и в ближайшие 5-10 лет основная борьба будет происходить вокруг этих трех сюжетов: кто научится продавать услуги за рубежом, кто превратится в центр дополнительного образования, кто сможет создать эффективную цифровую платформу, - отметил Дмитрий Песков. - То есть фактически, чтобы выжить, средний университет должен размыть свой фокус. |
Чиновник добавил, что в вопросах технологий важно отделять то, чем занимались последние 20 лет в университетах, от цифровизации, потому что появление, например, в вузе бухгалтерского ПО или электронного расписания - это еще не цифровой университет. И даже курсы онлайн - это еще не цифровой университет.
Цифровой университет - это в первую очередь про то, как идет учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата, а этого можно достичь, только глубоко погрузившись в суть того, как учатся студенты, какая у них мотивация, - подчеркнул Песков. |
Песков отметил, что есть много технологий, которые можно перенести из других сфер в сферу образования. Например, речь идет о воронках продаж. Известно, что из тех, кто обучается самостоятельно онлайн, до конца доходят 5-7%, привел статистику он. Любое повышение числа людей, самостоятельно закончивших свои программы, означает повышение образовательного результата. Есть метрики для работы с конечным потребителем, которые надо брать у маркетинга, у бизнеса, рекомендует Дмитрий Песков.
Замминистра высшего образования и науки Денис Солодовников - о цифровизации отрасли
Созданному в 2018 году Министерству науки и высшего образования Российской Федерации предстоит трансформировать отрасль с помощью цифровых платформ. О контурах этих платформ и подходах к их созданию заместитель министра науки и высшего образования Денис Солодовников рассказал в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову в феврале 2019 года.
В сентябре 2019 года Денис Солодовников дал еще одно интервью TAdviser, в котором более детально рассказал о готовящихся цифровых образовательных платформах. К ним относятся, в частности, интеграционная платформа непрерывного образования и вторая - современная цифровая образовательная среда.
Проектировать эти платформы Минобрнауки предстоит совместно с Министерством цифрового развития: определить единое архитектурное пространство существующих и создаваемых решений, разработать концепцию и дорожную карту развития. Задачи по разработке решено выполнять уже после проектирования, а именно в 2020 году.
2018: Утверждение плана мероприятий «Кадры и образование» в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика»
По итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, прошедшего 9 февраля 2018 года, утверждён план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Подробнее здесь.