2024/11/25 08:43:51

Цифровизация проектно-ориентированного бизнеса: настоящее и будущее PSA-систем в России

PSA (Professional services automation) — особый класс учетных систем для сектора профессиональных услуг. PSA-системы тесно связаны с управлением проектами и ресурсами. Мы взяли интервью у Александра Спиридонова, выпускника МИФИ и директора по консалтингу в Timetta. Александр специализируется на управленческом и финансовом учете проектов. За свою карьеру Александр провел более 250 проектов внедрения в секторе профессиональных услуг, в том числе по заказу Axenix (бывш. Accenture), GMCS, maslov:agency и других компаний.

Александр
Спиридонов
Пока учет рабочего времени не нормализован, у организации не будет нужных данных для оценки экономической эффективности.

Насколько сейчас востребованы PSA-решения в России?

Александр Спиридонов: По нашим оценкам сектор профессиональных услуг насчитывает порядка 15 000 компаний. Треть из них находится на достаточном уровне организационной зрелости, чтобы получить заметный эффект от внедрения Timetta. Можно сказать, что российский рынок созрел для PSA, многие компании понимают, что это такое и зачем нужно. С другой стороны, на рынке есть спрос, но ограничено предложение. Мы гораздо чаще конкурируем с российскими платформами и ИСУП, чем непосредственно с разработчиками готовых PSA-решений.

Какие тренды оказывают наибольшее влияние на этот рынок?

Александр Спиридонов: Для нас, как и для большинства российских вендоров, актуальны два тренда: импортозамещение и дефицит кадров. Как мы видим, компании по-прежнему ищут альтернативы западным продуктам, но делают это более взвешенно, без прежнего ажиотажа. Компании в целом формулируют более широкие требования к отечественным продуктам, при выборе ориентируются на свои внутренние процессы, задачи, корпоративную культуру. В новых условиях приходится быть особенно гибким. Что касается дефицита кадров, то этот тренд сугубо негативный, так как конкуренция за сотрудников ведет к удорожанию программных продуктов. Мы, например, были вынуждены отойти от прежней ценовой политики под влиянием названных трендов. Теперь мы продаем лицензии на отдельные приложения, а не на решение в целом. Это позволяет сохранить некоторую гибкость в текущих условиях.

В чем заключаются ключевые отличия учета в проектно-ориентированных организациях?

Александр Спиридонов: Не совсем корректный вопрос. Строительные компании ведь тоже проектно-ориентированные организации, но им не подходит та методика учта, которая заложена в Timetta. Мы ориентируемся именно на сегмент профуслуг: консалтинговые и аудиторские компании, ИТ-интеграторы, PR-агентства, проектные бюро, юридические фирмы и так далее. Эти компании объединяет одно — они фактические продают клиентам время своих сотрудников, которые создают некий интеллектуальный продукт, или услугу, в рамках проекта. В таких компаниях проектный учет тесно связан с учетом рабочего времени. Чтобы рассчитать фактическую себестоимость проекта, компания должна учесть стоимость и количество рабочих часов, затраченных на выполнение работ. Без этого не получится ни оценить рентабельность проекта, ни балансировать его стоимость во время реализации. Учет рабочего времени — это ключевая функция PSA-решений. В Timetta учет рабочего времени реализован через таймшиты. Для всех наших клиентов это наиболее удобный, привычный и понятный способ.

С какими проблемами сталкиваются такие организации при попытках автоматизировать учет и как вы помогаете их решать?

Александр Спиридонов: Есть несколько основных проблем. Самая основная связана с увеличением портфеля проектов, когда компания перестает понимать, сколько же денег она тратит на проекты. Если проектов немного, то компания в целом может посчитать, сколько она тратит на ФОТ и сколько получает от клиента. Если проектов много, то контролировать бюджеты становится сложно, приходится вести кучу Excel-файлов, пытаться как-то наладить учет рабочего времени, но в итоге получается долго, дорого и неэффективно. Вторая группа проблем связана с планированием ресурсов, когда компания не может быстро найти свободного сотрудника на проект. В итоге один сотрудник сидит без дела, другой завален работой, а за третьего идет борьба между руководителями. Наконец, последняя группа проблем связана с нормализацией стоимости услуг, когда компания не сразу понимает, какую сумму нужно выставить клиенту за выполненные работы. Бывают и более экзотические проблемы, связанные, например, с подготовкой управленческой отчетности по европейским стандартам, но в конечном счете все упирается в контроль бюджетов, управление загрузкой персонала и учет времени.

Расскажите подробнее о возможностях Timetta в области PSA.

Александр Спиридонов: Давайте через запятую перечислю основные PSA-возможности: таймшиты, планирование проектов в часах, P&L-отчеты, поддержка T&M-проектов, почасовой биллинг работ, контроль показателей утилизации, календарь бронирования. О каждой из этих возможностей можно рассказывать часами, что мы и делаем на наших вебинарах. Тот же процесс биллинга огромен и затрагивает практически все приложения в Timetta, кроме разве что Timetta Tasks, да и то это временно. Timetta — очень комплексное решение, если говорить о PSA. В ней нет лишних элементов, одно органично дополняет другое.

Расскажите об используемых технологиях, инновациях.

Александр Спиридонов: Timetta изначально спроектирована с применением подхода Cloud native. Это означает, что Timetta предназначена для размещения в облаке, а ее архитектура обеспечивает высокую масштабируемость, устойчивость и надежность. Систему можно развернуть не только в публичном, но и частном облаке. Мы применяем современные open source компоненты при разработке. Вся облачная инфраструктура развернута в России. Словом, Timetta — современный программный продукт, отвечающий требованиям своего времени.

В чем заключается уникальность Timetta по сравнению с другими аналогичными сервисами?

Александр Спиридонов: Для российского сегмента Timetta уникальна. Нам практически не на кого равняться, если говорить исключительно о PSA-сегменте. Что касается западного рынка, то мы довольно близко приблизились к Microsoft Dynamics 365 Project Operations, если брать только функциональные возможности, а не долю рынка. То есть мы идем в ногу с западными решениями, но при этом учитываем российские реалии. Например, в Timetta можно актировать работы. В США такой практики нет, поэтому нет и похожих функций.

Какие кейсы из вашей практики вы считаете самыми впечатляющими?

Александр Спиридонов: Если говорить о нашей визитной карточке — то это, конечно, кейс Axenix. Это бывшее российское подразделение Accenture, которое в начале 2022 года просто отключили от инфраструктуры, построенной на SAP. Компания экстренно искала замену, чтобы сохранить свои процессы, в итоге остановила свой выбор на Timetta. Мы так часто рассказываем об этом кейсе, что нам уже неудобно перед Axenix. Из недавних проектов, наверное, стоит отметить кейс консалтингового подразделения ЕВРАЗА, которое использовало Timetta в качестве инструмента цифровой трансформации. Они использовали инструменты ресурсного планирования и учета рабочего времени, чтобы оптимизировать загрузку сотрудников и выровнять задачи проектных команд с целями организации.

Какие рекомендации вы можете дать проектно-ориентированным компаниям для более эффективного учета?

Александр Спиридонов: Совет тут по большому счету один. Любой управленческий учет в проектно-ориентированных организациях начинается с учета рабочего времени. Пока учет времени не нормализован, у организации не будет нужных данных для оценки экономической эффективности. Это, что называется, база. Все остальное — производное от учета рабочего времени.