Как оптимизировать HR-процессы в ритейле и развивать таланты: обзор передовых цифровых решений TalentTech
TalentTech – ИТ-холдинг в составе «Севергрупп», эксперты автоматизации HR-процессов в ритейле и не только. На основе опыта клиентов TalentTech – крупных торговых сетей «Лента», «Утконос», DNS, 12STOREEZ – расскажем, как ИТ в ритейле влияют на эффективность сотрудников и бизнеса в целом.
Содержание |
Зачем ритейлу HR-Tech решения
Массовый найм в сотни магазинов, текучка кадров и тот факт, что у большинства сотрудников нет стационарных рабочих мест, порождают огромное количество работы для HR-специалистов по подбору, адаптации и обучению персонала. HR изо дня в день занимаются рутинной работой: тонут в однотипных вакансиях, назначают бесконечные собеседования и собирают в таблицах результаты опросов. Это эффективно? Не так, как могло бы быть с ИТ-инструментами. На помощь HR придут технологии: искусственный интеллект, геймификация и мобильное обучение, комплексные сервисы по работе с вовлеченностью и well-being.
Благодаря цифровизации HR в ритейле все останутся в плюсе. Это не только ускорит найм и сократит отток персонала, но и предотвратит выгорание самих HR-специалистов. У них появится больше времени на заботу о команде, а перфоманс и вовлеченность сотрудников вырастет. Всё это повысит эффективность бизнеса в целом.
Как сократить затраты на массовый подбор
Массовый подбор – страшный сон для многих рекрутеров. Кандидаты идут потоком. Так, сотрудники Единого центра найма «Ленты»[1] не успевали обзванивать всех, кто заинтересовался вакансиями торговой сети. Компания решила проблему с помощью искусственного интеллекта: к прозвону кандидатов подключили бота Sever.AI, который мог одновременно контактировать с большим количеством соискателей (до 100 линий одновременно), и процент дозвонов увеличился с 63% до 78% по сравнению с рекрутерами. Робот звонил и при необходимости перезванивал соискателям, рассказывал о вакансии, выявлял интерес и проводил квалификационное интервью. Также мог переадресовать звонок в нужный регион для дальнейшей работы HR-специалиста. При этом конверсия в интерес к вакансии без прескрининга сохранилась на уровне колл-центра – 62%, а с прескринингом составила 33%. Таким образом, «Лента» обработала более 8000 кандидатов. За четыре месяца удалось отобрать 5147 продавцов, работников склада и кассиров, заинтересованных в сотрудничестве. Это были качественно подобранные сотрудники, потому что робот проводил дополнительный отсев кандидатов с помощью вопросов, и рекрутеру не пришлось тратить время на тех, кто точно не подходит.
В DNS возникла острая потребность увеличить скорости обработки входящих откликов кандидатов, так как это непосредственно влияет на HR-бренд и срок закрытия вакансий. Sever.AI подключился еще на этапе работы с резюме. Робот оценивал формальные признаки (гражданство, опыт и т.д.) и автоматически отправлял вежливое письмо с отказом нерелевантным кандидатам, а подходящим предлагал пройти скрининг-интервью в WhatsApp. Диалог с чат-ботом прошли до конца более 50% соискателей. Релевантные резюме Sever.AI импортировал в ATS Potok. Каждый кандидат попадал на определенный этап воронки, где HR мог посмотреть оценку резюме, статус диалога в WhatsApp и локацию конкретного магазина. Получилась качественная выборка кандидатов – рекрутерам осталось только обработать их. Так с помощью решения TalentTech в DNS сократилось время на обработку откликов, получилось приоритизировать кандидатов и ответить 100% соискателей.
Инструмент:
Sever.AI от TalentTech – искусственный интеллект, который позволяет автоматизировать рутинные операции в массовом подборе, сократить время на проработку резюме в 300 раз, а затраты на подбор – в 20 раз. Sever.AI умеет:
- быстро находить резюме на карьерных сайтах и оценивать, насколько они подходят вакансии;
- общаться с кандидатами – обрабатывать отклики или совершать первичный контакт, выявлять интерес к вакансии и профилировать кандидатов, назначать собеседования в зависимости от того, где находится магазин;
- проводить и автоматически оценивать видеоинтервью;
- продвигать кандидатов по воронке без участия HR.
Как быстрее выводить сотрудников на производительность
Когда кандидат принимает оффер, надо познакомить его с компанией и адаптировать в рабочей ситуации. TalentTech предлагает сделать это через мобильный сервис, который поможет новичку шаг за шагом погрузиться в специфику компании и изучить полезную для работы информацию. Доступ к приложению можно открыть еще до того, как сотрудник вышел на работу, чтобы он успел узнать детали о команде и подготовить нужные документы. Такая подготовка не требует усилий со стороны HR и более того – сократит время на оформление в первый рабочий день.
Так, например, в «Ленте» для новых сотрудников выстроен полный цикл адаптации: в мобильном приложении TalentTech.Адаптация есть вся информация для подготовки к выходу, описан процесс оформления документов, прописаны цели на испытательный срок. Адаптация проходит в игровой форме: за изучение каждого из семи уровней сотрудники получают баллы и борются за позиции в рейтинге. Приложение напоминает о прохождении этапов с помощью PUSH-уведомлений, также новички получают сообщения с полезной информацией на почту. Сотрудник чувствует себя частью команды, даже если еще не наступил его первый рабочий день! Все документы и регламенты у него под рукой – достаточно перейти по ссылке в приложении. А HR всегда в курсе событий: контролируют период стажировки и собирают обратную связь о вовлеченности и мотивации в период испытательного срока.
Задача успешной компании – сделать так, чтобы новые сотрудники становились эффективными за короткий срок. Приложение TalentTech.Адаптация поможет ускорить онбординг сотрудников, повысить уровень вовлеченности и усовершенствовать процесс наставничества, – отметила директор по персоналу «Ленты» Татьяна Юркевич.[2] |
В гипермаркете «Утконос ОНЛАЙН[3]» также используют мобильное приложение TalentTech.Адаптация с геймификацией. Новые сотрудники проходят трек адаптации и получают баллы, участвуют в общем рейтинге. С помощью приложения сотрудники офиса знакомятся с принятыми в компании «Утконос ОНЛАЙН» стандартами качества: для этого разработаны квесты «Клиентский день» и «Клиентское счастье». Первый предполагает выезд в «поля» вместе с экспедитором, а второй включает в себя общение со службой сервиса и онлайн-тренинг по взаимодействию с потребителями.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
При грамотно выстроенном процессе адаптации HR и линейные руководители отслеживают прогресс каждого сотрудника, получают своевременную обратную связь и уведомления, если что-то идет не так. Как следствие, отток персонала на испытательном сроке сокращается, что позволяет избежать повторного найма сотрудников – а это может стоить организации до 20% от годовой зарплаты каждого.
Инструменты:
TalentTech.Адаптация – мобильный сервис, который поможет быстро адаптировать и обучить новых сотрудников. Процесс онбординга превращается в увлекательную игру с разнообразными заданиями, что создает позитивный опыт у новичков и повышает лояльность сотрудников к компании.
Как предотвратить выгорание и сократить текучку
Ответ прост: нужно узнавать честное мнение сотрудников о работе и отслеживать настроения в коллективе. Это удобно делать с помощью сервиса Поток Вовлеченность (ранее TalentTech.Вовлеченность). Выверенная методология опросов поможет избежать социально желаемых ответов, а анализ базовых и усиливающих факторов покажет, что на самом деле важно для сотрудников. Благодаря встроенным рекомендациям сервиса руководитель и HR смогут правильно интерпретировать результаты, чтобы запланировать затраты только на те мероприятия, которые действительно повысят лояльность персонала.
Так, в «Ленте»[4] c помощью TalentTech.Вовлеченность провели пульс-опрос на 5 000 сотрудников сети – и в магазинах, и на удаленке, – чтобы оценить, насколько эффективна работа в условиях пандемии. Опрос определял индекс качества работы, который основывался на ключевых факторах удаленного формата, например организации рабочего дня, взаимодействии с руководителем, наличии инструментов и нужного для работы ПО. Результаты исследования показали, что сотрудникам магазинов и распределительных центров удалось адаптироваться к новым обстоятельствам: индекс эффективности удаленной работы в «Ленте» составил более 40%.
Для нас было важно, что платформа TalentTech.Вовлеченность позволяет анализировать результаты в том числе и в разрезе отдельных городов и подразделений компании. Мы оперативно отреагировали на выявленные запросы и, я надеюсь, сделали жизнь наших сотрудников чуть проще, – комментирует Маргарита Титова, Директор по управлению талантами торговой сети «Лента». |
Измерение вовлеченности помогает всегда быть в курсе событий. Так, HR-директор сети магазинов 12STOREEZ с помощью опросов сотрудников в TalentTech.Вовлеченность смог вовремя предотвратить проблемы и понять настроение команды. Исследование прошли 70% сотрудников. Они поделились, с какими трудностями сталкиваются на удаленке, и HR смогли определить точки роста – как можно повысить эффективность дистанционной работы. Благодаря опросу в компании запланировали онлайн-обеды и собственные курсы для повышения качества коммуникаций, а также решили сложности с технической базой. И самое главное – у компании появилось четкое представление о том, как работать в гибридном режиме. Помимо прочего, HR-директор 12 STOREEZ отметила классный дизайн решения, скорость проведения опросов и быстрое получение результатов, а также возможность отслеживать показатели в динамике.
Инструмент:
TalentTech.Вовлеченность – сервис для работодателей, который помогает понять, насколько вовлечены сотрудники и как повысить их мотивацию. Это система опросов с использованием теории мотивации Герцберга, регрессионного анализа, факторной методологии и искусственного интеллекта. На основе результатов формируется аналитика HR-метрик и рекомендации к действию. В личном кабинете HR сами смогут выбрать подходящую методологию – от комплексного исследования вовлеченности до well-being опроса, – быстро собрать опрос в едином конструкторе из более 300 вопросов, настроить анонимность и график запуска исследований.
Как узнать, почему сотрудники уходят
Ритейлеры часто игнорируют exit-интервью: в условиях загруженности просто некогда обзванивать тех, кто уже ушел, нужно сосредоточиться на том, чтобы быстро найти замену. Но понимание причин ухода – ключ к уменьшению текучки, а значит, exit-интервью важны. Выйти из ситуации поможет искусственный интеллект – например, Sever.AI может обзвонить ушедших сотрудников без участия HR. Результаты иногда удивляют: например, один ритейлер смог с помощью exit-интервью сделать открытие об уходящих сотрудниках. Робот звонил им и спрашивал: «Почему вы уволились?», «Что ещё не понравилось в компании?», «Готовы ли вы вернуться?». 64% ответили, что готовы! Выяснилось, что люди уходили из-за недопонимания с руководством и коллегами, а условия труда и сама компания им нравятся. Sever.AI собрал все ответы, перевел их в текст и проанализировал, а клиент в итоге получил общую оценку и важную информацию для будущих изменений.
Инструмент:
Sever.AI от TalentTech – искусственный интеллект для автоматизации HR-процессов. Помогает не только сократить время на подбор сотрудников, но и автоматизировать коммуникации с персоналом, в том числе – проведение exit-интервью.
Как усилить эффект от внедрения HR-Tech решений
Все вместе решения TalentTech составляют единую платформу для управления персоналом и развития талантов. Аналитика из каждого решения вносится в специальный цифровой профиль. В нем отображаются образование и опыт работы человека, его знания и навыки, результаты опросов, прогресс в целях, карьерные планы и другая информация. На основе этих данных цифровой профиль подскажет HR, какие таланты сотрудников стоит развивать, чтобы повысить эффективность команды.
Клиенты компании сами решают, каким будет наполнение их платформы: можно подключить все модули для максимальной эффективности или только некоторые – для конкретных задач. Чем больше модулей подключено – тем более полной будет информация о сотрудниках в цифровом профиле.
Начать работу легко: команда TalentTech в минимальные сроки настроит модули под специфику компании и наполнит необходимым контентом. Технические специалисты обеспечат квалифицированную поддержку во время и после внедрения. О качестве можно не беспокоиться: TalentTech – ИТ-холдинг в составе «Севергрупп», где HR-направлению всегда уделялось стратегическое значение. Принадлежность к большой группе компаний позволяет TalentTech разрабатывать продукты с учетом потребностей клиентов в разных сегментах. Решениями пользуются уже 500 компаний крупного и среднего бизнеса: «Билайн», МТС, Bosch, Superjob, Home Credit Bank и другие.
И что не менее важно – данные находятся под надежной защитой. TalentTech отвечает требованиям законодательства, соблюдает 152 ФЗ – о хранении персональных данных – и соответствует 3 уровню защищенности информационных систем персональных данных, согласно приказу ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21.
В итоге HR в ритейле получают незаменимый инструмент – HCM-платформу от TalentTech, которая поможет автоматизировать массовый и профессиональный подбор, адаптировать новичков, обучить сотрудников и исследовать их вовлеченность, управлять целеполаганием на всех уровнях. Внедрив платформу, организация из 60 000 человек может сэкономить до 52 млн руб в год за счет оптимизации бизнес-процессов. А сотрудники получат удобный digital-инструмент, чтобы можно было в любое время получить доступ к корпоративным материалам, узнать рекомендации для развития талантов, посмотреть результаты опросов и узнать прогресс в целях, – всё это прямо в смартфоне.
Примечания
- ↑ «Лента» ускорила подбор сотрудников с помощью ИИ
- ↑ «Лента» ускорит адаптацию новых сотрудников с помощью мобильного приложения
- ↑ [https://blog.talenttech.ru/gaming-onboarding Уйти нельзя, адаптироваться. Как геймификация помогает удержать новичков]
- ↑ Как «Лента» следит за адаптацией работников к переменам