Проект

РЖД запустили первую беспилотную «Ласточку» на МЦК. На ней может ездить любой желающий

Заказчики: Российские железные дороги (РЖД)

Москва; Транспорт



Дата проекта: 2019/02 — 2021/10
Бюджет проекта: 15 700 000 руб.
СМ. ТАКЖЕ (2)

2024: РЖД запустили первую беспилотную «Ласточку» на МЦК. На ней может ездить любой желающий

28 августа 2024 года РЖД объявили о запуске первого в истории железнодорожного транспорта России беспилотного электропоезда. Специально оборудованная «Ласточка» будет перевозить пассажиров по Московскому центральному кольцу (МЦК).

Говорится, что автопилот полностью берет на себя все операции по управлению составом. Нейронная сеть самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения и выполняет необходимые действия. При этом машинист по-прежнему находится в кабине для контроля, а также открытия и закрытия дверей во время посадки и высадки пассажиров. Кроме того, он может в любой момент взять управление на себя. Благодаря этому обеспечивается двойной контроль безопасности.

В Москве на Московском центральном кольце запустили первую беспилотную «Ласточку»

Реализованная система автопилотирования по международной классификации соответствует третьему из четырех возможных уровней автоматизации. Он подразумевает наличие человека в кабине локомотива, но поезд движется без его участия, используя техническое зрение. При создании автопилота были учтены все возможные нюансы, чтобы обеспечить максимальную безопасность пассажиров. В частности, созданы десятки различных сценариев нештатных ситуаций. Причем автопилот и система умного зрения реагируют на события раньше, чем машинист.

Платформа построена полностью на российских решениях, некоторые из которых реализованы впервые в международной практике. Они созданы в сотрудничестве между отраслевыми институтами, ведущими университетами и производителями. Одним из первых пассажиров беспилотной «Ласточки» стал генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. До конца 2024 года РЖД планирует завершить испытания бортовых систем и технического зрения по четвертому, наивысшему, уровню автоматизации: такой поезд сможет передвигаться без машиниста в кабине.[1]

2021

Беспилотные «Ласточки» будут запущены в 2023 году

Беспилотные «Ласточки» будут запущены в 2023 году. Об этом стало известно 12 ноября 2021 года, со слов заместителя генерального директора АО "НИИАС", технического руководителя проектов по беспилотным поездам Павел Попов.

Уровень автоматизации GoA4 на поездах «Ласточка» позволяют выполнять движение без персонала.

Управление поездами будет осуществляться из центра дистанционного контроля, где машинисты-операторы будут проводить мониторинг поездов и принимать решения в случае появления непредвиденных ситуаций.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 7.2 т

Также система сможет распознавать препятствия на расстоянии до 600 метров[2].

15,7 млн рублей потратит РЖД на внедрение системы по анализу поведения пассажиров

С помощью программно-аппаратного комплекса РЖД планирует выявлять дебоширов на МЦК. ПАК с помощью искусственного интеллекта станет выявлять пассажиров «Ласточек» с признаками «асоциального поведения», данные об этом будут поступать в единый диспетчерский центр РЖД. Об этом стало известно 21 октября 2021 года.

Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС) объявил о конкурсе на разработку ПАК на базе искусственного интеллекта. Стоимость работ - 15,7 млн рублей. Победитель станет известен до конца октября.

ПАК в автоматическом режиме станет распознавать признаки девиантного поведения пассажиров на основе обработки и анализа видеоизображений с помощью технологии машинного обучения с камер видеонаблюдения, а также акустической (речевой) информации с применением технологий машинного зрения и искусственного интеллекта. В технической документации перечислены несколько признаков нестандартного поведения пассажиров: крики; проявление агрессии (будут анализироваться тон голоса и манера речи); взрывы и другие громкие звуки, нестандартные для шумовой обстановки внутри вагона.

Необходимость создания программно-аппаратного комплекса в конкурсной документации объясняется требованиями обеспечения безопасности пассажиров в условиях полностью автоматического беспилотного движения на МЦК. РЖД рассчитывают запустить беспилотные «Ласточки» на МЦК в 2024 году. К этому времени все составы «Ласточек» должны стать беспилотными. Сертификация этих электропоездов намечена на 2022 год[3].

2019

РЖД представили первый беспилотный поезд «Ласточка»

28 августа 2019 года РЖД впервые представила беспилотный электропоезд «Ласточка». Демонстрация новинки состоялась на испытательном кольце в Щербинке под Москвой. Подробнее здесь.

Поставка первой «Ласточки» с системой «машинного зрения»

26 июня 2019 года завод «Уральские локомотивы» сообщил о передаче РЖД первой «Ласточки» с системой «машинного зрения».

Система «машинного зрения» — один из шагов на пути к внедрению беспилотных технологий вождения скоростных электропоездов. Первая такая система, разработанная по заказу РЖД специалистами АО «НИИАС», начнет тестироваться на скоростном электропоезде «Ласточка» №113.

Электропоезд оснащен набором датчиков, таких как видеокамера, тепловизор и лидары, каждый из которых выполняет свою функцию по распознаванию объектов на пути следования. К примеру, тепловизор срабатывает при плохих погодных условиях, видеокамера ориентирована на дальние расстояния (порядка 1,5 километров), а лидары – на ближние дистанции (до 200 метров).

Специалисты завода «Уральские локомотивы» совместно с разработчиками системы «машинного зрения» на протяжении нескольких месяцев будут отслеживать работу «Ласточки» №113 и вносить соответствующие коррективы в алгоритм автоведения поезда.

Систему автоведения «Уральские локомотивы» начали устанавливать на свою продукцию уже с 2008 года, с первого образца грузового электровоза «Синара» (серия 2ЭС6). В дальнейшем технология была перенесена на электропоезда «Ласточка». Благодаря ей обеспечивается ведение составов по заранее заданному графику в пределах определенного участка. То есть различные системы анализируют местоположение электропоезда и настраивают работу систем торможений и тяги таким образом, чтобы состав прибыл на станцию к определенному времени.

Также в начале 2019 года завод «Уральские локомотивы» выиграл тендер на исполнение контракта с РЖД по дооборудованию скоростных электропоездов «Ласточка» дополнительными ультразвуковыми датчиками, позволяющими скорректировать остановку поезда на платформе с точностью до 50 см. На конец июня системами точного позиционирования электропоезда на платформе уже оборудовано 15 «Ласточек», курсирующих на МЦК, до конца года, согласно контракту, будет дооборудовано еще 23 электропоезда.

Системы «машинного зрения» и точного позиционирования на основе технологии автоведения являются подготовительными этапами внедрения беспилотных технологий. Мониторинг и анализ работы систем позволит на основе полученных данных проработать возможности для внедрения технологий вождения подвижного состава без машинистов.

"Уральские локомотивы" выиграл тендер на исполнение контракта с РЖД

13 марта 2019 года стало известно, что завод "Уральские локомотивы" выиграл тендер на исполнение контракта с РЖД по дооборудованию системы автоведения скоростных электропоездов "Ласточка" дополнительными ультразвуковыми датчиками, позволяющими скорректировать остановку поезда на платформе с точностью до 50 см.

По контракту до конца 2019 года специалисты завода оборудуют 38 машин на Московском центральном кольце (МЦК) аппаратурой точного позиционирования электропоезда на платформе. Датчики будут установлены на фальшбортах головных вагонов с обеих сторон движения, блок управления системой будет расположен под головными вагонами.

«
МЦК – полигон эксплуатации, где внедряются различные инновационные проекты. Решение вопроса по точности позиционирования электропоезда на платформе – это подготовительный этап в рамках глобального проекта по внедрению беспилотной системы управления электропоездами. Именно поэтому все разработки по автоматическим режимам управления электропоездами без участия машиниста создаются с учетом инфраструктуры МЦК, в том числе высоты платформ и особенности движения.
Виталий Брексон, первый заместитель генерального директора по технической политике завода "Уральские локомотивы"
»

Систему автоведения "Уральские локомотивы" начали устанавливать на свою продукцию уже с первого образца грузового электровоза "Синара". В дальнейшем технология была перенесена на электропоезда "Ласточка". Благодаря ей обеспечивается ведение поездов по заранее заданному графику в пределах определенного участка. То есть, различные системы поезда анализируют местоположение машины и настраивают работу систем торможений и тяги таким образом, чтобы состав прибыл на станцию к определенному времени.

Следующим этапом на пути к беспилотному управлению электропоездом станет изготовление опытного образца со встроенной системой машинного зрения, которая предусматривает установку камер, радаров и сканирующих лидаров, позволяющих формировать двухмерную или трехмерную картину окружающего пространства при помощи оптических систем. Кроме этого, на крыше "Ласточки" будет смонтирована инфракрасная камера. Дополнительное оборудование позволит оценивать состояние и занятость путей. Опытный образец планируется запустить на МЦК уже летом 2019 года[4].

Примечания