Проект

Московская гимназия на Юго-Западе №1543

Заказчики: Московская гимназия на Юго-Западе №1543

Москва; Образование и наука

Подрядчики: DPI


Дата проекта: 2012/06

Московская гимназия на Юго-Западе №1543 яркий пример сочетания традиционных технологий обучения с инновационными. Как отмечает заместитель директора по научно-методической работе доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения физике МПГУ Наталия Шаронова: «Мы прежде всего классическая школа, классическая гимназия. Отсюда вытекает и наш подход к обучению: его осуществляет прежде всего учитель - человек, а компьютер - это средство в его руках».

Гимназия №1543 многопрофильная. Здесь на высоком уровне изучают и гуманитарные предметы, и предметы физико-математического, естественно-научного циклов, и иностранные языки. Современные информационные и коммуникационные технологии находят широкое применение в образовательном процессе, в частности, астрономическое образование гимназистов с необходимостью предполагает применение различных электронных образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности, для дистанционных форм обучения, в том числе для выполнения учащимися исследовательской работы. Применение ИКТ в этом случае связано не только с дидактическими и развивающими возможностями этих технологий, но и со спецификой современного этапа научных астрофизических исследований. Осознавая существенный мировоззренческий потенциал астрономического образования, гимназия обеспечивает его реализацию и в форме интеграции астрономического материала в курс физики, и в форме традиционно изучаемого отдельного предмета для классов физико-химического и математического профилей, и как самостоятельного учебного предмета «Астрономия».

Наталия Гомулина, учитель астрономии, заместитель директора по инновационной и экспериментальной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент МИОО, отмечает: «Обучающиеся часто плохо представляют себе работу ученого и цели науки, то, в какой степени используется компьютер для научных исследований. Поэтому важно не просто применять на уроках интерактивную доску и электронные образовательные ресурсы в виде дисков, презентаций. Учеба не ограничивается только уроком, есть несколько специализированных сайтов по астрономии, два из них непосредственно мои, остальные ученические.

На сайтах представлена информация о видимости звездного неба на каждый месяц, причем сделана она специально для детей (рисунки уникальные, аналогов нет). Здесь же размещают информацию о самостоятельных и лабораторных работах, примеры решения сложных олимпиадных задач, презентации учащихся, исследовательские работы гимназистов. Если гимназисту нужно выполнить лабораторную работу, скажем, по исследованию солнечной активности, он заходит на специализированный научный сайт, например на сайт космической солнечной обсерватории SOHO, берет данные (фактически online), проводит их анализ, а затем обобщает и представляет результаты». Наталия Николаевна считает, что «современная астрономия - это единственный фронт современной физики, в котором возможно участие школьников не только на уровне ознакомления. В современной астрофизике возможно получение принципиально новой информации о космических объектах в разных областях электромагнитного излучения с помощью изучения данных космических аппаратов и обсерваторий, возможно открытие спутников, комет».

В гимназии также организована научно-исследовательская деятельность по астрономии с публикацией результатов на сайтах. Например, к 50-летию полета Ю.А.Гагарина дети сами сделали сайт, провели исследования на тему «Прямые физико-химические исследования объектов Солнечной системы» и опубликовали все полученные материалы. Другая работа - измерение сопротивления тела в зависимости от солнечной активности. Было доказано, что сопротивление изменяется при повышенной солнечной активности и магнитных бурях. Аналогичное исследование проведено в диссертации Марии Рагульской, но она исследовала реакцию взрослых людей. Учащиеся гимназии выступили и как исследователи, и как исследуемые, научная ценность работы состоит в том, что подобных экспериментов никто не проводил, а они доказали, что вариации солнечной активности воздействуют на организм человека. Эта работа проводилась одновременно в нескольких школах и стала межшкольным исследованием по астрономии. Работы гимназистов неоднократно становились призерами и лауреатами крупных конкурсов. Например, Всероссийского конкурса им. В.И.Вернадского.

На уроках физики в гимназии №1543 компьютерные технологии служат базисом для проведения экспериментальных физических практикумов. Как говорит учитель физики Дмитрий Королев: «Конечная цель применения компьютера на занятиях всех наших практикумов - подготовить сознание учащихся к тому, что его можно использовать не только как некую систему обработки и отображения данных, но и для получения первичных значений различных физических величин. Ребята учатся получать численные данные, загружать их в электронные таблицы и затем обрабатывать, избегая ненужной рутины. Они учатся проводить исследования примерно так, как их сейчас проводят настоящие ученые во всем мире: компьютер обрабатывает данные, а человек берет на себя творческую составляющую - создает алгоритм, сценарий эксперимента, задает входные параметры. Дальше только функция контроля и корректировка. На простых школьных опытах мы пробуем показать учащимся структуру настоящего физического эксперимента в современной науке и роль компьютера как элемента экспериментальной установки».TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 14.9 т

Учащиеся имеют возможность поработать с различными компьютеризированными экспериментальными установками. Например, на базе комплекса L-микро в одной из работ практикума ребята измеряли временные значения с точностью до тысячной доли секунды. У них в распоряжении была тележка, которая висела в воздухе на магнитном подвесе и двигалась практически без трения. В обычных условиях создать такое движение или нельзя, или требуется воздушная подушка. Измерения времени проводились неконтактно, с помощью инфракрасного лазерного датчика, затем учащиеся, используя полученные данные о движении объекта, обобщали результаты в виде графиков, таблиц, они практически точно совпали с тем, что изучается в теории в рамках темы «Кинематика». В обычных экспериментах подобные результаты были бы не достижимы или сопровождались погрешностями, которые искажали правильность восприятия природного явления учениками.

В конце 9-го класса учащиеся проводят самостоятельные исследования в группах. У каждой группы есть свой научный руководитель, они во внеурочное время выбирают тему учебной исследовательской работы, составляют план, овладевают необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками (в области электроники, обработки материалов, схемотехники, электротехники). Ребята конструируют свою экспериментальную установку, проводят серию экспериментов, обрабатывают данные, затем пишут саму работу, готовят презентацию, снимают видео. На выходе получается развернутая статья, подготовленная по всем научным канонам (с экспериментальной и теоретической частями), видеоочерком, презентацией, кратко рассказывающей о проведенном исследовании. Затем работа представляется на общегимназической ученической конференции. Если проект получился действительно интересным, ребята показывают его на окружных и городских конференциях, бывают и выезды в другие города, за рубеж.

В рамках спецкурсов по биологии преподаватели гимназии №1543 готовят детей самостоятельно добывать информацию для докладов, статей, научных исследований, без компьютерных технологий, Интернета здесь не обойтись. Практикуется и дистанционное общение с научным руководителем через электронную почту, что стало уже нормальной практикой в современном научном мире. Помимо чисто научной составляющей дети учатся культуре общения, культуре научного диалога, учатся грамотно излагать свои мысли. Полина Волкова, учитель биологии, кандидат биологических наук, подчеркивает: «У нас есть хороший цифровой микроскоп с фотонасадкой, позволяющий создавать фото- и видеоматериалы. Но для нас важнее, чтобы школьники сами могли, используя обычный микроскоп, исследовать объект, понять, например, что это за ткани, кому они принадлежат, найти нужное место на препарате (это касается и ботаники, и зоологии), настроить микроскоп и сделать выводы об увиденном. Затем дети выполняют биологический (научный) рисунок объекта. У нас есть целая коллекция подобных рисунков: не только, конечно, микропрепаратов, но и макрообъектов - костей и черепов животных, например». Таким образом, по мнению Волковой, использование современных технологий не должно подменять классические способы образования и передачи информации, для биологов это просто невозможно. Вместе с учащимися Полина Андреевна ежегодно на месяц выезжает в северную Карелию. Там ребята выходят в море на плоту, сами проводят драгировку (лов объектов с помощью специального прибора), вытаскивают ил со всем уловом, промывают, сортируют животных по группам, определяют по определителю, зарисовывают, потом выкладывают рисунки с описанием на сайты (например, сайт Беломорской экспедиции гимназии: ashipunov.info/belomor) для общего доступа и обмена информацией и опытом.

На уроках истории хорошими помощниками учителю служат интерактивная доска и проектор, в частности, для демонстрации презентаций. Учитель истории Леонид Кацва отмечает, что в гимназии компьютерные презентации используют (в разной степени) все четыре учителя кафедры истории. В его практике, например, в курсе «Российская история» до XIX века презентации демонстрируют на каждом уроке, по XIX в. - на половине, а по XX веку - приблизительно на третьей части уроков. Леонид Александрович считает, что использование презентации увеличивает прочность усвоения материала: «Во-первых, компьютерная презентация - это та самая наглядность, которой мне так не хватало в первые двадцать пять лет моей работы, потому что наглядность, которую давали плакаты и иллюстрации, было трудно использовать. Теперь я подбираю ту наглядность, которая мне нужна: Интернет богат, и показать можно все что хочешь. Во-вторых, у детей включается зрительная память. Знаете, как бывает: я рассказываю, а дети записывают и просят: «Повторите последнюю фразу, не успел записать». При использовании презентаций эта проблема снимается». С другой стороны, презентация может провоцировать лекционность. Чтобы этого избежать, Леонид Александрович вставляет в саму презентацию вопросы и обсуждает их с детьми в ходе показа, презентация служит учащимся опорой в освоении материала, учитель же дополняет ее своими комментариями, общим обсуждением. «Конечно, презентация - это та же авторучка. Более совершенный кусок мела. Это средство. Обучаю все равно я», - подчеркивает Леонид Кацва. Кроме того, на сайте гимназии у Леонида Александровича есть своя страница, где выложены подготовленные им презентации, ими дети всегда могут воспользоваться при выполнении домашних заданий. Непосредственно на сайте гимназии они могут обратиться и к учебным пособиям, часть из них непосредственно размещена на странице, а часть - в виде ссылок.

Что касается готовых электронных продуктов по курсу «Российская история», то учителя гимназии №1543 предпочитают им собственные разработки. Например, Наталия Михайловская, преподающая историю искусств, на каждом уроке использует собственные ЭОР или просто иллюстративный материал. Все ЭОР, подготовленные на кафедре истории, находятся в общем кафедральном «банке информации».

ИКТ в образовании открывают большие возможности и для изучения иностранных языков. Учитель английского языка Елизавета Богданова считает, что успехи ее учеников во многом связаны с их приходом в образовательный процесс: «Доступность аутентичных материалов (аудио-, видеозаписей, текстов) - самое главное, что произошло с нами в эпоху информационных технологий. Благодаря этому качество преподавания иностранного языка сегодня зримо шагнуло вперед. Еще десять лет назад найти даже аудиозапись, где что-то говорил носитель языка, представляла большую сложность: записи были труднодоступны, нужно было их копировать на кассеты. А сегодня благодаря электронному журналу, электронной почте все это легко можно передавать детям для работы дома. Буквально два нажатия, одна минута». У нынешних гимназистов возможности погружения в языковую среду за пределами урока невероятно расширились. Елизавета Сергеевна видит, что у детей совершенно иная мотивация: они понимают, как язык можно использовать. Например, типичное задание - написать рецензию на прочитанную книгу. Раньше она писалась в стол учителю: ребенок приносил сочинение на бумаге, учитель прочитывал, ставил оценку. Сейчас ученики Елизаветы Сергеевны публикуют свои рецензии на сайте Goodreads.com. - международном сайте для читателей любого возраста. «Они размещают свою рецензию, присылают мне ссылку, я проверяю то, что там написано, - рассказывает она. - Это мотивирует детей писать грамотно и прилично. Они оценивают рецензии друг друга, я оцениваю их продукт. Мне так гораздо легче: на мобильный телефон приходит уведомление о новом сообщении в электронной почте, я могу проверить их работы в любое время». Ученики Елизаветы Сергеевны всегда могут задать ей вопрос через электронную почту (на английском языке) и сразу получить ответ. Они активно используют и сеть ВКонтакте. «Сами ищут какие-то материалы, сбрасывают ресурсы. Это очень удобно. Иногда, правда, работа превращается в nonstop process. Попадаются очень разговорчивые дети...» Среди других возможностей, появившихся благодаря ИТК, Богданова также выделила и участие в жизни международного сообщества учителей английского языка: «Сегодня стал возможен обмен опытом, обмен ресурсами, участие в международных программах. Это тоже очень важно». Она стала координатором российской группы учителей, работающих в международном проекте «BritLit» Британского совета совместно с сайтом Teaching English BBC, вместе с коллегами она занимается разработкой материалов на основе современной британской литературы, которые используют преподаватели английского по всему миру.

Сегодня в педагогическом сообществе всерьез обсуждается тема замены традиционного образования - «живого учителя» - ИКТ, дистанционным обучением. Но многие учителя, и в частности педагоги гимназии №1543, относятся к этому отрицательно. Леонид Кацва считает это «абстракцией и авантюрой»: «Обучение - это же не лекция. Образовательные программы по телевизору были давно. Может быть, так можно обучать студентов. Школьников так обучать нельзя. Перед школьником всегда должна быть «Мария Ивановна» в непосредственном живом контакте с ним. Живое слово гораздо важнее любых технологий. Как говорила одна моя старшая коллега, мне, для того чтобы обучать, нужны только гортань и мел. Теперь у нас другой «мел». ИКТ - это только наше технологическое оснащение, ничто больше». Полностью согласна с ним и Наталья Шаронова: «Системообразующим элементом методической или педагогической системы должны быть цели образования, а не новые средства обучения. Важно понять, что мы хотим получить, чего добиться в своей деятельности, что дать каждому ученику. Для этого подбирают дидактические средства. И если сегодня в соответствии с новыми образовательными стандартами каждый учитель должен обладать ИКТ-компетентностью и уметь формировать соответствующую компетентность у обучаемых, и необходимо применять современные информационные и коммуникационные технологии, то при этом надо четко понимать, какие цели с их помощью предполагается достичь и, следовательно, каково место данных технологий в образовательном процессе. Не следует ни преувеличивать, ни одновременно преуменьшать роль ИКТ в достижении образовательных результатов».