Проект

Риск уголовного дела как драйвер импортозамещения: опыт Министерства АПК Ульяновской области

Заказчики: Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области

Ульяновск; Сельское хозяйство и рыболовство

Продукт: Astra Linux Special Edition
На базе: Linux
Второй продукт: Р7-Офис

Дата проекта: 2016/03 — 2017/09
Технология: ОС
подрядчики - 170
проекты - 417
системы - 378
вендоры - 178
Технология: IP-телефония
подрядчики - 263
проекты - 1128
системы - 433
вендоры - 236
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 1168
проекты - 15166
системы - 1824
вендоры - 1030
Технология: Видеоконференцсвязь
подрядчики - 301
проекты - 4955
системы - 434
вендоры - 213
Технология: Офисные приложения
подрядчики - 333
проекты - 1241
системы - 649
вендоры - 363

*2020: Риск уголовного дела как драйвер импортозамещения: опыт Министерства АПК Ульяновской области

Импортозамещение программного обеспечения, которое набирает ход в России в последние несколько лет, чаще всего ассоциируется с толчком государства, которое продвигает переход на отечественные решения. Но иногда госорганы проводят его и по другим причинам. Пример тому – Министерство АПК Ульяновской области. В ноябре 2020 года Олег Маркелов, начальник отдела ИТ и защиты информации Агентства по развитию сельских территорий Ульяновской области, на онлайн-конференции рассказал об опыте ведомства.

По его словам, решение о переходе на отечественное ПО принималось не из-за существующих нормативно-правовых актов и рекомендаций по импортозамещению, а из-за анализа состояния ПО в ведомстве и подведомственных учреждениях. Результаты собственного аудита показали, что почти на все ПО не было документов, подтверждающих его лицензионную принадлежность министерству, говорит Маркелов.

Слайд из презентации Олега Маркелова

Бухгалтерия на тот момент не смогла найти документы, подтверждающие оплату, а сама по себе наклейка на системном блоке, как заявили проверяющие сотрудники, не является подтверждением именно конкретной лицензии министерства.

В итоге была написана служебная записка на имя министра с описанием этой ситуации и указанием, что сумма ПО, лицензионную принадлежность которого не удалось подтвердить, достаточна для привлечения к уголовной ответственности руководителя организации за нарушение авторских прав, следует из слов Олега Маркелова.

Руководителя это сильно подтолкнуло, и он дал карт-бланш сделать все так, чтобы привести все в правильное русло, говорит Маркелов.

Первоначально инсталляцию отечественного ПО – операционных систем – начали с рабочих мест ИТ-отдела, чтобы понять возможные проблемы, связанные с его эксплуатацией. Сначала была выбрана «Альт Линукс», рассказывает Маркелов. Пришлось много общаться с техподдержкой разработчика, и поначалу помощь была полезной и быстрой, но затем в процессе эксплуатации в министерстве оказались недовольны их работой.

Слайд из презентации Олега Маркелова

В итоге ведомство рассмотрело другие российские ОС и остановилось на «Астра Линукс». В процессе перевода на нее пользователей наблюдалось сопротивление, поскольку привыкли к зарубежному софту, отметил Агентства по развитию сельских территорий Ульяновской области. В особенности они были недовольны LibreOffice, которая входит в состав ОС. Олег Маркелов отметил проблему, которая была и пока еще остается:

«
Это несовместимость форматов текстовых документов с нашим правительством, которое, к сожалению, до сих пор использует зарубежное ПО. Большой поток идет в форматах DOC и DOCX. Открывая у себя наши документы в правительстве редакторами 10, 13 версий MS Office наблюдается съезжание текста, табличных частей, - отметил Маркелов.
»

Слайд из презентации Олега Маркелова

Эта проблема побудила искать другие текстовые редакторы и, протестировав разные решения, в ведомстве остановились на «Р7-Офис». Разработчику отправили замечания и пожелания по доработке продукта, которые были внесены. По состоянию на 2020 год «Р7-Офис» используется на 20% автоматизированных рабочих мест в ведомстве.

«
Отталкиваясь от полученного опыта, мы пришли к выводу, что лучшим вариантом использования офисного текстового редактора была бы его консолидированная закупка сразу на всю область. В данном случае финансирование будет областным и единовременным, что позволит перейти на отечественное ПО всем сразу, - полагает Олег Маркелов.
»

2017

Сравнительный анализ соотношения импортной и российской операционной системы в Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на декабрь 2017 года

Динамика перехода на операционную систему Linux Астра за 2017 год

Причины выбора операционной системы Linux Астра

  • Работа на самом старом компьютерном оборудовании, без потери производительности
  • Совместимость со всеми имеющимися принтерами
  • Удобная работа с сетевыми устройствами, настройка и администрирование сетевых ресурсов
  • Быстрая реакция технической поддержки на возникающие проблемные ситуации. Как правило ответ поступает в течении 2-5 минут, проблема решается в течении 1 часа
  • Наличие бесплатных версий

Внутренние причины влияющие на полноценный переход в области использования отечественного программного обеспечения

  • Преимущественное наличие в локальной сети старого, подлежащего списанию компьютерному оборудованию, на фоне недостаточности финансирования
  • Отсутствие отдельной статьи расходов на информатизацию, отсутствие собственной государственной программы в области информатизации органа государственной или муниципальной власти
  • Отсутствие в органах государственной или муниципальной власти отдельных ставок и должностей отвечающих за информатизацию и информационную безопасность
  • Плохо поставлена работа и ее контроль за планированием мероприятий в области информатизации, а также фактически отсутствует работа в области прогнозировании ситуации в ИТ-сфере органа власти
  • Неоднозначность понимания сути процессов импортозамещения в рядах как руководящего состава, так и непосредственно сотрудников нижних уровней, отвечающих за работу информационно-коммуникационных технологий

Внешние причины влияющие на полноценный переход в области использования отечественного программного обеспечения

  • Неготовность многих интернет-ресурсов (сайты gosuslugi.ru, Торги, Закупки) к совместной работе с программным обеспечением «Крипто-Про» в операционных системах Linux.
  • Отсутствие поддержки работы с плагинами большинства современных браузеров.
  • Наличие программных продуктов, обязательных к использованию в госорганах, но работающих только в операционных системах Windows. Это, в частности, «АЦК-финансы» для главных распорядителей бюджетных средств, «АЦК-Планирование», Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) и т.д.
  • Нет эффективно работающего механизма по контролю запрета приобретения компьютерного оборудования с предустановленной операционной системой (OEM-лицензии).
  • Стоимость отечественного программного обеспечения и компьютерного оборудования нередко выше, чем зарубежного.
  • Некоторые распоряжения и планы в вопросах информационной безопасности и импортозамещения носят рекомендательный характер, а значит, могут не выполняться.
  • Низкая зарплата сотрудников IT-отделов в органах государственной власти по сравнению со средней по региону.

Итоги

  • Для выявления фактического состояния дел в регионах должен быть организован специализированный мониторинг за выполнением решений и достижений поставленных целей по импортозамещению.
  • В регионах создать отдел по поиску и анализу уязвимостей открытых ресурсов органов исполнительной и муниципальной власти
  • Необходимы планы по импортозамещению не только органов федеральной, но и исполнительной власти с последующим контролем их выполнения. Обязательны самостоятельные государственные программы в области импортозамещения и информатизации в каждом органе исполнительной власти не зависимо от специфики его деятельности.
  • Необходимо запретить внедрять или требовать о внедрении или использовании информационных систем, средств видеоконференцсвязи и прочего программного обеспечения не имеющего совместимости с отечественными операционными системами.
  • Необходимо вводить и поддерживать льготы разработчикам программного обеспечения со стороны государства, а также обеспечивать государственное регулирование цен на сертификацию отечественного программного обеспечения по сравнению с зарубежным.
  • В государственных органах власти для обеспечения информационной безопасности должен быть принят один обязательный защищённый и обновляемый браузер со встроенной системой блокировки внешних исполнимых кодов. Этот браузер должен быть обязателен для посещения государственных информационных ресурсов. Не должно плодиться много браузеров и каждый под свою информационную систему.
  • Необходимо контролировать недопустимость использования внешних кодов на государственных сайтах и порталах, а также требовать совместимость используемых программных средств при работе с электронными запросами и электронной подписью в отечественных операционных системах.
  • В государственных контрактах при покупке компьютерного оборудования или разработке систем видеоконференцсвязи и информационных систем обязателен пункт о совместимости конечного продукта с отечественными операционными системами. Выполнение данного пункта должно периодически контролироваться.

Данные презентации "Опыт внедрения отечественного программного обеспечения в органах исполнительной власти Ульяновской области" Маркелов Олег Владимирович, 14.02.2018 Конференция Импортозамещение 2018: реальный опыт