Живой журнал (ЖЖ, LiveJournal)

Продукт
Разработчики: Sup Media
Отрасли: Интернет-сервисы

Содержание

Показатели деятельности

  • С января по август 2011 г. месячное число уникальных пользователей мирового ЖЖ снизилось на 8,2 млн до 27,7 млн (-23%), а российского — на 2,8 млн до 8,6 млн (-25%), следует из материалов Comscore. Снижение месячной аудитории ЖЖ в тот же период фиксирует и TNS Media Research: в мире — на 3,4 млн до 26,5 млн (-11%, здесь TNS ссылается на счетчик Unique Visitors), в России — на 3,9 млн до 10,9 млн (-26%)[1].

Падение посещаемости ЖЖ вызвано совокупностью причин, считает Антон Носик, бывший руководитель службы блогов SUP Fabrik (эта компания владеет ЖЖ). С одной стороны, из-за двух DDoS-атак в этом году ЖЖ не работал столько, сколько не простаивал за все годы своего существования, а даже несколько часов простоя кардинально меняют распорядок жизни блогеров и их читателей, говорит он. Другая причина — растущая популярность социальных сетей: развивается Google+, улучшается Facebook, которые дают пользователям больше возможностей для общения и самовыражения, лучше приспособлены для работы с мобильными устройствами, отмечает Носик.

Спад был временный и только в период атак — даже топовые блогеры, заявляющие о своем уходе, остались в LiveJournal, парирует руководитель LiveJournal Russia Светлана Иванникова. «Аудитория LiveJournal заметно выросла за последние три года, среднегодовой рост составляет 40%. Традиционно у большинства сайтов рунета в летний период наблюдается спад посещаемости, и в данном случае корректнее смотреть на динамику в сравнении с аналогичными месяцами прошлого года», — считает она.

Но данные TNS показывают, что в 2010 году в январе — августе летний спад отъел у ЖЖ в мире всего 0,5 млн аудитории (около 2%), а в России она и вовсе выросла — на те же 0,5 млн (4%). Так что сезонность в данном случае немногое объясняет.

Кроме того, указывает Иванникова, в отчеты TNS не включен мобильный трафик, а он у LiveJournal за год вырос на 70%. Но абсолютных цифр мобильного трафика она не называет.

  • Финансовых показателей Livejournal.com Демьян Кудрявцев, гендиректор "Коммерсанта" не раскрыл, отметив, что проект прибылен.

Топ-менеджера одной из интернет-компаний это удивляет. Только расходы на персонал SUP могут составлять около $6 млн, а сам по себе Livejoural.com вряд ли собирает рекламу больше чем на $3 млн в год, предполагает он.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 7.3 т

Участники рекламного интернет-рынка затрудняются оценить, сколько зарабатывает LiveJournal на размещении рекламы в блогах. Очевидно, что с сокращением аудитории будет снижаться и интерес к ЖЖ рекламодателей, рассуждает гендиректор рекламного агентства IContext Мария Черницкая. Но пока посещаемость LiveJournal достаточно высока и площадок с такими показателями очень мало в рунете, отмечает она. В том или ином виде реклама будет присутствовать в ЖЖ даже при более серьезном сокращении аудитории, предполагает Черницкая.

История

  • 18 марта 1999 года американский программист Брэд Фицпатрик (Фитцпатрик) — ЖЖ-авторbrad запустил сервис LiveJournal.com

  • 5 января 2005 года компания Six Apart, производившая программное обеспечение для блогов, приобрела Danga Interactive — управляющую компанию LiveJournal, принадлежавшую Фитцпатрику.

  • 3 декабря 2007 года компания Six Apart продала службу компании «СУП», с октября 2006 года обслуживавшей кириллический сегмент. Акционерами SUP Fabrik являлись Александр Мамут и Эндрю Полсон.

Тогда эксперты оценили сделку в $30 млн.

  • В 2008 г. совладельцем SUP стали структуры предпринимателя Алишера Усманова.

  • 20 июля 2010 года начата «чистка» замороженных журналов, в итоге которой планировалось удалить вместе с комментариями 2 млн журналов. Также введены правила, согласно которым неактивные более 2 лет журналы тоже будут подвергать чистке, но внешние комментарии журналов в этом случае удаляться не будут. Эти журналы уже могли стать историей. В это же время началась продажа неактивных аккаунтов (такая возможность существовала давно, но теперь СУП «приложил маркетинговые усилия и обратил внимание людей на эту возможность», в результате чего в июле 2010 были проданы многие известные в прошлом блоги, например, бывший блог Михаила Вербицкого tiphareth).

2011: Хакерские атаки выводят ЖЖ из строя

30 марта 2011 г. прошла первая масштабная DDoS-атака на «Живой журнал». Из-за нее сервис ЖЖ был недоступен на протяжении почти восьми часов. По словам представителей LiveJournal Russia, «атака подобной мощности случилась в первый раз за историю ЖЖ».

Вторая атака произошла в понедельник, 4 апреля, и также привела к серьезному сбою в работе LiveJournal. 6 апреля, была зафиксирована третья волна, которая снова привела к временному прекращению работы сервиса.

Эти атаки официально прокомментировал директор по развитию продуктов SUP Илья Дронов, заявив, что «сверхцелью всего этого является манипулирование аудиторией ЖЖ» и желание злоумышленников, чтобы «ЖЖ перестал существовать как площадка». Помимо этого, Дронов сообщил, что вторая DDoS-атака была направлена непосредственно на первые десятки топовых блогеров и сообществ ЖЖ, а не на какой-либо конкретный онлайн-дневник, который хакеры хотели бы вывести из строя.

Следует также отметить, что сами представители LiveJournal Russia, по их словам, пока не обращались к правоохранительным органам РФ по поводу этих атак, хотя и планировали это сделать.

Эксперты подтверждают, что изначальной целью DDoS-атак на «Живой журнал» был блог Алексея Навального, создателя сайта «РосПил». Позже список атакуемых блогов расширился на большинство наиболее популярных ЖЖ-дневников. «Специалистам в русскоязычной блогосфере должно быть очевидно, что в списке находятся блоги самых разных людей, пишущих о совершенно разных вещах и являющихся одними из самых популярных авторов, так называемыми «тысячниками». Было ли это попыткой «размыть» реальную цель атаки, которая явно была обозначена среди первых попыток DDoS, или список неугодных блогов стал шире - нам неизвестно», - отмечает Мария Гарнаева, эксперт компании «Лаборатория Касперского».

  • 7 апреля 2011 г. Общественная палата РФ призвала правоохранителей разобраться с атаками на «Живой журнал», которые члены палаты сравнили с вооруженным нападением на неугодную типографию[2].

«Блогосфера и социальные медиа в России играют огромную роль в развитии гражданского общества. В последние годы сообщество блогеров неоднократно обращало внимание и граждан и власти на проблемные ситуации, первыми вставали на защиту прав людей, боролась за справедливость. Безусловно, одним из столпов этого сообщества является «Живой Журнал». В течение последней недели данный сервис неоднократно становился мишенью киберпреступников, что можно сравнить с вооруженной атакой на неугодную типографию», - считают члены общественной палаты РФ.

В своем заявлении представители Общественной палаты обратились к правоохранительным органам РФ, призвав их принять все необходимые меры, чтобы разобраться в ситуации с DDoS-атаками на сервис. Кроме того, было рекомендовано на законодательном уровне ужесточить ответственность за умышленные атаки на сайты и сервисы в России.

«Очевидно, что в будущем роль глобальной сети в общественных, политических и бизнес процессах будет только возрастать. Если сегодня мы не продемонстрируем возможным преступникам нашу солидарность по защите блогосферы, в дальнейшем этот процесс остановить будет сложнее», - подчеркивается в заявлении.

  • 8 апреля 2011 г. стало известно, что российские милиционеры, специализирующиеся на расследовании преступлений в сфере высоких технологий, пока не могут подключиться к выяснению обстоятельств хакерской атаки на сервис интернет-дневников "Живой Журнал"[2].

"Заявление от администрации сайта не поступало, а начать самостоятельное расследование мы не можем, так как не наша компетенция - серверы "ЖЖ" находятся в США и это юрисдикция американских правоохранительных органов", - сообщила сегодня ИТАР-ТАСС представитель пресс-службы Управления "К" МВД России. "Мы сможем приступить к расследованию данного преступления только после поступления соответствующего заявления", - подчеркнула собеседник агентства.

  • В мае 2011 года стало известно, сервис LiveJournal планирует открыть представительство в столице Украины - Киеве. Об этом компания сообщила в письмах некоторым украинским блогерам, в которых пригласила их на встречу с руководством, сообщает AIN.UA со ссылкой на ЖЖ-блогера jesfor. Также стало известно, что сейчас в разработке находится развитие платформы ЖЖ, которая позволит создавать полноценные сайты, аналогично WordPress. Кроме того, ЖЖ запустит возможность рекламы своих блогов, сообществ и отдельных постов, по примеру рекламы в Facebook. Для развития сервиса планируется разработать программу по волонтерству: для начинающих пользователей; экспертов и селебрети.

  • * 16 ноября 2011 года компания Sup Media сообщила об уходе гендиректора сервиса Livejournal Russia ("Живой журнал") Светланы Иванниковой, занявшей эту должность в 2010 году. Причиной названо желание Иванниковой заняться собственным бизнесом. Ее место занял Илья Дронов, с 2008 г. являющийся директором по развитию продуктов Sup Media.

Одновременно Sup Media объявил о назначении на должность медиа-директора известного интернет-деятеля Антона Носика.

Носик уверяет, что оттока пользователей из ЖЖ не происходит, а есть замедление темпов роста. «Посещаемость ЖЖ носит сезонный характер, при этом, по данным TNS-Gallup, в 2011 году в каждом месяце посещаемость была выше, чем за аналогичные периоды прошлых лет, - говорит он. - Исключение составил лишь август, когда численность российской аудитории — 11 млн — сравнялась с прошлогодней».

В то же время новый медиа-директор Sup признает, что в Livejournal есть вещи, требующие изменения. «У Ильи Дронова есть соответствующие идеи, в реализации которых я буду ему помогать», - сообщил Носик CNews[1].

Уход Иванниковой, скорее всего, связан с недовольством результатами деятельности Livejournal, считает руководитель сервиса Liveinternet Герман Клименко. "Интернет-компания — не металлургический завод, и управление ей не стоит доверять людям, которые, как в случае с Иванниковой, являются хорошими менеджерами, но не разбираются в технологиях, - считает он. - Носик этих недостатков лишен, однако ему все равно не позавидуешь: блог-платформы достигли своего предела и вряд ли Livejournal превратиться во второй Facebook".

Один из бывших топ-менеджеров Sup пессимистично смотрит на будущее Livejournal. "Похоже, что понимания того, что делать с этим сервисом, нет ни внутри Sup, ни за его пределами, - говорит собеседник CNews. - Соответственно, решить проблему одними кадровыми перестановками не получится. К тому же аудитория ЖЖ стала негативно относиться к администрации сервиса как раз при Носике, а Дронов, в какой-то степени, несет ответственность за последние технологические сбои в Livejournal".

Примечания



СМ. ТАКЖЕ (12)