Эта модель появилась в начале 1990-х гг. Она ориентирована на предприятия, госучреждения и военные организации. Суть ее основывается на том, что производственное предприятие не является независимым от внешней среды образованием, а представляет собой часть системы, связывающей цепочку источники сырья — производство — отгрузка конечному пользователю. Движущая сила развития в ней — не производство, а запросы конечных потребителей, вытягивающие из источников сырья требуемые компоненты, запускающие необходимые производственные ресурсы и подключающие сети дистрибьюторов. Особенностью модели SCOR является то, что во главу всех процессов ставится планирование. В результате повышается степень ответственности и востребованности инструментов, отвечающих за бизнес-планирование на разных уровнях (стратегическом, тактическом, оперативном).
Группы бизнес-процессов модели SCOR
Модель SCOR – это по сути это справочник по операционной деятельности предприятия, включающий детальное описание бизнес-процессов (а также подпроцессов, активностей и т. п.), объединённых в пять групп:
- планирование. Является важнейшим этапом работы с цепочкой управления поставками. Во-первых, этот процесс включает сбор данных о потребностях клиентов, в том числе прогнозирование. Во-вторых, в рамках планирования осуществляется балансировка клиентских потребностей и имеющихся производственных возможностей. В-третьих, планирование включает в себя этап подготовки бюджета, т. е. позволяет увязать потребности в ресурсах и сырье с финансовыми потребностями;
- поставка. Совокупность процессов, связанных с закупкой сырья и выбора субподрядчиков. Включает задачи определения бизнес-правил для осуществления закупок, управления складами и транспортными средствами, операциями импорта;
- производство. Составление расписаний, оперативное регулирование, контроль качества, контроль производственного процесса, завершение операций разработки документации при проектном походе. Бизнес-процессы технического обслуживания и ремонтов, транспортировки, хранения, управления незавершённым производством;
- отгрузка. Набор бизнес-процессов, связанных с обработкой клиентских заказов: от оформления заказа клиента до создания производственных нарядов, диспетчеризации и доставки заказа клиенту. Бизнес-процессы этого уровня включают задачи управления транспортными средствами, взаимодействия с логистическими компаниями, ввода продукции в эксплуатацию у заказчика;
- возврат. Данная группа бизнес-процессов отвечает за процедуру мотивированного возврата сырья, материалов и компонентов поставщикам в случае брака, за гарантийный ремонт, техническое обслуживание и ремонт оборудования вне стен предприятия, возврат излишков продукции поставщикам.