BI: Интервью с Председателем Правительства Пермского края
В современном обществе информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления. На вопросы Центра TAdviser о применении аналитического функционала Программно-аналитического комплекса ПРОГНОЗ для оптимизации работы краевой администрации отвечал Председатель Правительства Пермского края Валерий Сухих.
TAdviser: Какие цели преследовало создание единой централизованной аналитической платформы?
Валерий Сухих: На сегодняшний день Администрация губернатора Пермского края и Правительство Пермского края выстроили единую централизованную систему управления органами власти. Это отражено и в функционально-целевой модели управления, которая введена в действие распоряжением губернатора. Для поддержки такой системы управления необходимы единые стандарты, регламенты, подходы к решению различных вопросов.
При введении в действие функционально-целевой модели управления возникла необходимость не только регламентировать нормы и должностные инструкции, но и выработать единые инструменты аналитической обработки информации, которые позволили бы всем органам власти «говорить на одном языке», работать в едином информационном и методологическом пространстве. В связи с этим мы решили создать централизованную аналитическую платформу. Ее использование позволяет нам опираться при выработке своих решений на одни и те же данные. Сегодня информационно-аналитическая система обеспечивает работу с информацией по принципу «единого окна». Мы исключили дублирование запросов в муниципалитеты и имеем единый источник информации для выработки управленческих решений.
TAdviser: Первым блоком системы стало создание единого хранилища статистических данных по социально-экономическим показателям Пермского края. Какие данные собираются в данной подсистеме, откуда они поступают? Чем эти данные полезны, для принятия каких решений они используются?
Валерий Сухих: Действительно, построение единого хранилища данных стало первым этапом создания информационно-аналитической системы Пермского края. Целью являлось обеспечить органы власти, правительство, администрацию, губернатора той информацией, которая необходима для анализа ситуации в крае, сравнения темпов и параметров развития края с аналогичными показателями других регионов, выработки различных управленческих решений.Метавселенная ВДНХ
Мы начали с органов статистики и обеспечили ежедневное информационное взаимодействие с Пермьстатом. Несомненно, важными источниками информации являются муниципальные образования, от которых мы получаем информацию с еженедельной и ежемесячной периодичностью. Также в хранилище данных консолидируется информация из федеральных органов власти, представленных на территории Пермского края: налоговой службы и федерального казначейства. При нынешней необходимости регулярного мониторинга рынка труда для нас очень важный источник данных – Агентство по занятости населения.
В 2009 году мы начали собирать информацию от ключевых предприятий Пермского края. Использование первичной информации хозяйствующих субъектов позволяет нам «держать руку на пульсе» и оперативно реагировать на изменения в социальной сфере и экономике края, что особенно важно в условиях мирового экономического кризиса.
Еще одним источником данных является Главное управление Банка России: мы получаем достаточно подробную статистику о ситуации в банковском секторе на территории Пермского края.
Сейчас в централизованном хранилище данных накоплен большой массив информации о социально-экономическом положении в Пермском крае и других регионах России (примерно 15 тыс. показателей и 50 млн. значений). Эта информация жизненно необходима для работы всех органов власти, правительства, губернатора и используется ими практически ежедневно.
TAdviser: Расскажите о действующей функционально-целевой модели управления регионом. Какие целевые показатели в ней заданы, какие цели и задачи могут быть с их помощью сформулированы? Как осуществляется контроль их исполнения?
Валерий Сухих: Пермский край является одним из пионеров в сфере применения в практике государственного управления принципов программно-целевого управления, «управления по результатам». На основе приоритетных направлений развития края были сформированы функциональные и функционально-целевые блоки, в соответствии с которыми организована структура исполнительных органов государственной власти и определена ответственность за реализацию приоритетных направлений, программ и проектов развития.
Данные преобразования были отражены в соответствующих нормативно-правовых актах, благодаря чему мы смогли четко закрепить ответственность за заместителями председателя правительства – руководителями функционально-целевых блоков и конкретными органами власти. Это позволило сформировать систему целей и задач развития Пермского края, разработать мероприятия и проекты, необходимые для достижения поставленных целей. Для них мы определили конкретные показатели достижения результата.
Система целей существует не сама по себе, она увязана с бюджетным процессом, поэтому мы сегодня можем четко сказать, на какие цели и насколько эффективно расходуются бюджетные средства. Система целей – это большой разветвленный набор приоритетов, и для контроля и управления ею, несомненно, необходимо использовать информационные технологии. Основными целями являются стабилизация численности населения, повышение качества жизни населения, рост эффективности бюджетных расходов, рост доходов населения, снижение стоимости инфраструктурных издержек, рост самообеспеченности муниципальных образований. В соответствии с этими целями информационно-аналитическая система позволяет нам контролировать такие показатели как: численность постоянного населения края; объем фонда оплаты труда; рейтинг Пермского края среди регионов – конкурентов по среднемесячной заработной плате; количество созданных рабочих мест; производительность труда в экономике; количество муниципальных районов (городских округов), показывающих положительную динамику уровня самообеспеченности; доля государственных краевых автономных учреждений от общего числа государственных краевых учреждений и многие другие, связанные с конкретными задачами, решаемыми для достижения главных целей.
Таким образом, разработанная ЗАО «Прогноз» информационно-аналитическая система помогает нам в проведении мониторинга достижения поставленных целей, а также в решении задач учета ресурсов, направляемых на достижение конкретных результатов, стратегическом планировании на среднесрочную перспективу, оперативном планирования в рамках проектной деятельности, в организации контроля выполнения проектных и текущих задач.
TAdviser: Насколько удобно работать с системой? Потребовалось ли проводить обучение пользователей?
Валерий Сухих: При вводе системы в эксплуатацию проводится обучение пользователей. Однако она обладает удобным и понятным веб-интерфейсом, поэтому зачастую специального обучения не требуется. Простоту использования подтверждает тот факт, что у нас все муниципальные образования и предприятия подключены к системе и без прохождения каких-либо дополнительных специализированных курсов работают с ней, вносят информацию, используют ее и для мониторинга ситуации в крае.
Несомненно, отдельные инструменты, которые используются в органах власти, в частности, для моделирования и прогнозирования, требуют проведения обучения специалистов. На данный момент пользователями ИАС Пермского края являются около 500 пользователей, в числе которых руководители и специалисты Администрации губернатора, Правительства Пермского края, аппарата Законодательного Собрания Пермского края, исполнительных органов государственной власти края, 48 муниципальных образований, 203 предприятия региона.
TAdviser: Является ли система внутренним инструментом Администрации губернатора и Правительства Пермского края или она доступна широкому кругу заинтересованных лиц? Что предполагается сделать для обеспечения ее большей открытости?
Валерий Сухих: На сегодняшний день система работает в двух режимах. Во-первых, существует внутренний контур, доступ к которому имеют только представители органов власти Пермского края. Кроме того, система имеет и внешний интерфейс, который представлен на портале правительства Пермского края - любой гражданин в разделе «Регион в цифрах» может осуществить гостевой вход в систему и получить оперативную информацию об основных показателях развития края и деятельности органов власти. В настоящий момент для повышения открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти мы работаем по расширению перечня функций и задач, доступных через гостевой вход.
TAdviser: Какой инструмент поддержки принятия решений, на ваш взгляд, является сегодня наиболее востребованным?
Валерий Сухих: В условиях нестабильной экономической ситуации мы ощутили нехватку оперативной информации. До этого момента мы получали информацию в ежемесячном режиме, и этого было достаточно для принятия управленческих решений. Но, когда ситуация меняется каждый день, появилась необходимость изменить режим получения информации, и система позволила нам это сделать.
Еще раз отмечу, что в начале года нами совместно с компанией «Прогноз» был оперативно налажен сбор еженедельной информации от предприятий, муниципальных образований, различных органов власти. И сегодня это является, наверное, одним из наиболее востребованных инструментов информационной поддержки принятия решений в правительстве Пермского края, в том числе членами комиссии по обеспечению устойчивости социально-экономического развития Пермского края.
Также одной из важнейших задач сегодня является ситуационное моделирование и прогнозирование основных показателей социально-экономического развития Пермского края.
TAdviser: Как будет дальше развиваться система? Какие новые блоки предполагается запустить, какие задачи добавить, углубить?
Валерий Сухих: Жизнь не стоит на месте, она ставит перед нами новые задачи. Мы совершенствуем функционально-целевую модель управления, соответственно, будем развивать и инструментарий системы, позволяющий нам работать с этой моделью, осуществлять мониторинг деятельности органов власти. Предполагается интеграция с инструментами проектного управления, которые сейчас внедряются в органах власти Пермского края.
Другим направлением развития является создание подсистемы управления пространственным развитием Пермского края, анализа инвестиционного потенциала и привлекательности. Создаваемая в настоящее время Схема пространственного развития Пермского края является географической информационной системой, отображающей сегодняшнее развитие Пермского края. На следующем этапе Схема пространственного развития Пермского края пополнится данными об объектах, строительство которых еще только в планах.
Сегодня, в трудно прогнозируемых условиях, мы будем развивать инструменты моделирования, прогнозирования развития Пермского края, отдельных отраслей и территорий региона. И здесь мы надеемся на помощь специалистов компании «Прогноз». Безусловно, будем расширять информационное пространство, увеличивать число источников информации.
Создание электронного правительства Пермского края – еще один важный и перспективный проект. С использованием инструментов ИАС Пермского края нам удастся обеспечить доступ ко всей информации, необходимой для управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Пермского края.