2024/10/03 16:05:15

Цифровые стандарты

.

Содержание

2024: С 2020 года Росстандарт принял 400 ГОСТов в ИТ-сфере. Основные направления

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) с 2020 года приняло более 400 новых государственных стандартов (ГОСТов) в сфере информационных технологий. Об этом 2 октября 2024 года сообщил руководитель ведомства Антон Шалаев.

Как передает ТАСС, большинство принятых стандартов являются уникальными российскими разработками, созданными силами экспертов отечественных предприятий. Новые ГОСТы охватывают широкий спектр направлений в ИТ-сфере, включая кибербезопасность, искусственный интеллект, промышленный интернет вещей и другие области.

С 2020 года Росстандарт утвердил 400 ГОСТов в ИТ-сфере

Руководитель Росстандарта отметил, что принятые стандарты направлены на развитие таких областей, как киберфизические системы, биометрия и биомониторинг, системная и программная инженерия, технологии автоматической идентификации и сбора данных, функциональная безопасность, а также математическое моделирование.Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы

В 2023-2024 годах, учитывая изменения в номенклатуре электронно-компонентной базы и внедрение новых материалов и технологий, были разработаны и утверждены более 150 национальных стандартов. Эти ГОСТы учитывают новые параметры и характеристики, связанные с современными конструкторскими решениями.

Антон Шалаев подчеркнул важность стандартизации и унификации для достижения технологического лидерства страны. По его словам, это необходимо для обеспечения высокой степени независимости в создании технологий, разработок и инженерных решений, а также для освоения выпуска критически значимой продукции.

Особое внимание Росстандарт уделяет обновлению фонда документов по стандартизации оборонной продукции. С 2019 года по октябрь 2024 года было разработано и обновлено в 2,5 раза больше государственных военных стандартов, чем за предыдущее десятилетие.[1]

2020

Разработка и широкое внедрение любых продуктов и технологий невозможны без стандартизации. На 2020 год в мире существует много организаций, занимающихся стандартизацией на национальном и международном уровне, в том числе:

  • Госстандарт России (Государственный комитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации);
  • ANSI (American National Standards Institute – Американский национальный институт стандартов, АНИС, разрабатывает стандарты на языки программирования и интерфейсы, на сетевые протоколы, передачу данных и шифрование данных);
  • ECMA (European Computer Manufacturer’s Association – Европейская ассоциация производителей компьютеров, ассоциация по стандартизации в области информационных и вычислительных систем);
  • ISO (International Standards Organization – Международная организация по стандартизации с огромным набором созданных и создаваемых стандартов);
  • IEC (International Electrotechnical Commission – Международная электротехническая комиссия, МЭК, занимающаяся стандартами в области электроники и электротехники);
  • IEEE (The Institute of Electrical and Electronics Engineers, Inc.) – Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике, ИИЭР (США), крупнейшая в мире профессиональная организация, отвечающая, в частности, за сетевые стандарты, стандарты по программным и инженерным системам;
  • NIST (National Institute of Standards and Technology) – Национальный институт стандартов и технологий США, НИСТ.

Цифровые стандарты можно условно разделить на две большие категории:

  • стандарты и законы уровня и статуса стандартов, связанные с цифровизацией экономики, с цифровой трансформацией (digital transformation) (например, Федеральный закон (проект) № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»);
  • стандарты по конкретным цифровым технологиям.

Для современной цифровой экономики наиболее важное значение имеют стандарты в области ИТ и ВТ, программирования, сетевых технологий, передачи данных, в том числе:

  • стандарты на цифровые шины и интерфейсы (например, I2C; PCI; USB и др.);
  • стандарты на способы кодирования и сжатия, на форматы цифровых аудио- и видеоматериалов (например, MPEG ISO/IEC, MP3 и др.);
  • криптографические стандарты, стандарты на шифрование данных (например, AES);
  • стандарты на языки программирования (разрабатывает, в частности, ANSI, при этом стандартизованная версия языка получает приставку ANSI, например ANSI C, ANSI Fortran, ANSI SQL, ANSI Pascal и др.);
  • стандарты на построение компьютерных и коммуникационных сетей и сетевые протоколы (например, стандарты IEEE 802.3 на Ethernet и Gigabit Ethernet; интернет-стандарты FTP, HTTP и др.);
  • стандарты на технологии цифровой мобильной сотовой связи разных поколений (от 0G до 5G, включая стандарты NMT, AMPS, CDMA, D-AMPS, GSM, GPRS, EDGE, UMTS, WCDMA, 5G NR и др.);
  • стандарты цифровой транкинговой радиосвязи (например, EDACS, TETRA, APCO 25 и др.);
  • военные стандарты на оборудование MIL STD;
  • стандарты на цифровое телевидение (ЦТВ), телевидение высокой четкости (ТВЧ), его разные форматы (включая 720p HD, 1080i HD, 4К HDR, HDTV и др.).

Цифровая экономика (ЦЭ) потребует большого числа новых цифровых стандартов и законов, часть из которых в 2020 году уже разрабатывается, часть только обсуждается. Эти стандарты и законы будут касаться робототехнических систем, систем с искусственным интеллектом, умных домов и городов, интернета вещей, аддитивного производства, новых сетевых технологий, стандартов обучения дисциплинам ЦЭ и множества других вещей.

В ИТ большинство современных стандартов, на 2020 год более 2,5 тыс., в том числе цифровых (относящихся к цифровым технологиям), не переведено на русский язык (хотя процедура перевода и принятия международных стандартов в России была максимально упрощена), не говоря уже о том, что у ИТ-бизнеса довольно слабая заинтересованность в разработке новых стандартов. ЦЭ требует не просто внедрения существующих и действующих международных стандартов, но и активного участия российских представителей в международных организациях по стандартизации для создания новых стандартов с учетом нашей специфики. Разработка и утверждение стандартов для ЦЭ основной инструмент регулирования качества ИТ-услуг и расширения ИТ-бизнеса.

Примечания