Содержание |
2023
Рост рынка сантехники на 8,6% до 71,96 млн
В 2023 году объем российского рынка сантехники достиг 71,96 млн единиц. Это на 8,6% больше по сравнению с предыдущим годом, когда показатель составлял 66,26 млн штук. Отрасль вернулась к росту после спада, обусловленного ухудшением геополитической обстановки. Об этом говорится в обзоре аналитического агентства «ГидМаркет», опубликованном 20 августа 2024 года.
В исследовании учитываются данные по поставкам такой продукции, как унитазы, раковины, писсуары, биде, душевые кабины, ванны и мойки. На фоне сформировавшейся ситуации себестоимость сантехники, производимой на территории России, увеличивается по причине роста цен на исходное сырье. Кроме того, прекратились отгрузки отдельных видов продукции от зарубежных поставщиков, и отечественные производители вынуждены искать альтернативные источники внутри страны. В связи с резко возросшим спросом на российское сырье возникают логистические проблемы — необходимость увеличения добычи, повышения пропускной способности железнодорожных узлов и пр.
По оценкам, в 2019 году объем рынка сантехники в России составлял 73,08 млн единиц. В 2020-м последовал спад на 1,6% — до 71,88 млн штук. В 2021 году отрасль достигла максимума: рост оказался на отметке 16% с итоговым результатом 83,42 млн штук. Однако в 2022 году произошло снижение на 20,6%.
В целом, как отмечается в обзоре, рынок сантехники в России находится в стадии зрелости и приближается к насыщению. В период с 2019-го по 2023 годы в стране наблюдается положительный тренд развития отрасли строительства, что стимулирует потребление строительных материалов и оборудования, включая сантехнику. Программы импортозамещения также оказывают положительное влияние на увеличение объемов выпуска продукции. Основные российские производители сантехники располагаются в Орловской, Калужской, Самарской, Свердловской областях, а также в республике Удмуртия.[1]
Импорт сантехники в Россию за 4 года вырос на 35% до 50,5 млн штук
По итогам 2023 года импорт бытовой сантехники в Россию достиг 50,5 млн единиц. Для сравнения, в 2019-м показатель оценивался в 37,5 млн изделий. Таким образом, за четыре года зафиксирован рост приблизительно на 35%. Анализ рынка приводится в обзоре BusinesStat, опубликованном в конце июля 2024 года.
Статистика охватывает ванны и душевые кабины, душевые ограждения и поддоны, раковины и мойки, сантехнику для туалетов, сиденья и крышки для унитазов, а также смесители. По оценкам, в 2020 году в Россию было импортировано около 42,3 млн таких изделий, что превысило показатель предыдущего года на 12,8%. В 2021 году объем импорта увеличился еще на 16,1%, достигнув 49,1 млн штук. А в 2022-м последовал спад на 3,6% — до 47,3 млн единиц. В 2023 году отрасль вернулась к росту: зафиксирована прибавка на уровне 6,8% в годовом исчислении.
В обзоре сказано, что в 2022–2023 годах на фоне сложившейся геополитической обстановки наблюдалось снижение импорта сантехники из европейских стран — Чехии, Германии, Болгарии, Португалии, Италии, Польши и Испании. Вместе с тем основным поставщиком данной продукции в Россию является Китай, который смог полностью компенсировать выпавшие объемы.
Говорится также, что с 2019-го по 2023 год средняя цена импорта бытовой сантехники в Россию снизилась на 12,8% — с $13 до $11,4 за единицу продукции. Наибольшее сокращение стоимости зафиксировано в 2020 году (минус 12,4%), однако из-за резкого роста курса доллара рублевый эквивалент цены изменился несущественно. В 2022–2023 годах цена импорта совокупно упала на 8,1%, что связано с изменением структуры поставок: в частности, выросла доля бюджетной китайской продукции на фоне сокращения объемов закупок премиальной сантехники из европейских стран.[2]
Рост продаж смесителей на 4,2% до 41,6 млн штук
В 2023 году продажи смесителей на российском рынке достигли 41,6 млн штук, что на 4,2% больше по отношению к предыдущему году. Положительная динамика наблюдается с 2020-го, а главным драйвером отрасли являются рекордные объемы ввода в эксплуатацию новых зданий и выданных льготных ипотечных кредитов. Об этом говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого обнародованы в конце июля 2024 года.
Аналитики учитывают продажи смесителей разного типа для раковин, ванн и душа: это вентильные, однорычажные, термостатические и электронные изделия. По оценкам, в 2019-м объем реализации данной продукции в РФ составлял 31,4 млн единиц. В 2020-м последовал рост на 5,8% — до 33,3 млн штук. В 2021-м и 2022 годах зафиксирована прибавка на уровне 13,2% и 6% соответственно с итоговым результатом 37,7 млн и 39,9 млн штук.
В целом в период с 2019-го по 2023 год продажи смесителей в России увеличились на 10,2 млн штук, или 32,1%. Отмечается, что в 2022 году из-за ограниченной доступности импортной продукции и отдельных видов материалов для производства отечественных смесителей существенно сократился ассортимент изделий. На фоне ухудшившейся геополитической обстановки деятельность в РФ ограничили зарубежные производители популярной в стране сантехники Duravit, Villeroy & Boch, Grohe, Hansgrohe, Geberit, Axor, Roca. Вместе с тем ввезенные посредством параллельного импорта смесители были очень дорогими. Этой ситуацией воспользовались другие игроки, начав повышать цены, что негативно сказалось на внутреннем спросе.
В 2023 году рост рынка поддерживался поставками смесителей эконом-сегмента из Китая. Кроме того, российские производители попытались укрепить позиции на рынке, расширяя ассортимент и постоянно обновляя каталоги в условиях постепенной стабилизации поставок сырья и материалов для производства.[3]
2022
Снижение импорта смесителей на 0,2% до 38,1 млн штук
Импорт смесителей в Россию по итогам 2022 года снизился, но незначительно, - на 0,2% относительно 2021-го и составил 38,1 млн штук. Такие цифры аналитики BusinesStat указали в своем исследовании, опубликованном в ноябре 2023 года.
До этого поставки смесителей на российский рынок из-за рубежа росли на протяжении нескольких лет. Падение импорта в 2022 году эксперты связали с уходом с рынка крупнейших производителей (Duravit, Villeroy & Boch, Grohe, Hansgrohe, Geberit, Axor, Roca и др. ). При этом выпавшие объемы были практически полностью компенсированы поставками из Китая, Турции, а также других не поддерживающих санкции стран, уточняют исследователи.
По их оценкам, импортная продукция составляет основную часть ассортимента смесителей, представленных к продаже в России в 2022 году. В зарубежных поставках превалируют недорогие китайские изделия, зачастую отличающиеся невысокими эксплуатационными характеристиками и потому требующие частой замены. Кроме того, в 2022 году оснащались сантехникой объекты недвижимости, строительство которых было начато до кризиса. В связи с этим значительного падения импорта не произошло.
В 2022 году смесители в Россию ввозились по средней цене $8,52 за штуку, что на 6,9% выше показателя 2018 года. Рост цены импорта обусловлен тем, что в структуре импорта помимо недорогой китайской продукции была велика доля премиальной сантехники из Германии, Италии и Испании, поясняют специалисты.Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
По итогам 2023 года аналитиками прогнозируется умеренное снижение импорта смесителей. Ключевыми факторами сокращения объемов поставок выступят спад в сегменте индивидуального жилищного строительства, а также сдерживание продаж готовых объектов недвижимости девелоперами в условиях общей экономической неопределенности и снижения спроса.[4]
Рост продаж бытовой сантехники на 18,3% до 68,3 млн штук
В 2022 году в России было продано 68,3 млн единиц бытовой сантехники, что на 18,3% больше в сравнении с показателем 2018-го. Такие данные в начале октября 2023 года представили аналитики BusinesStat.
По их оценкам, объем рынка в 2022 году относительно предыдущего года незначительно сократился (-0,6%). От более существенного падения рынок удержал рост продаж смесителей, которые являются с одной стороны одним из самых доступных по цене видом сантехники, с другой – требуют самой частой замены. Спад в остальных сегментах санитарно-технических изделий составил от 6,5% (раковины и мойки) до 23,9% (душевые кабины), говорится в исследовании.
В 2021 году продажи бытовой сантехники продемонстрировали наибольший за пятилетие прирост – на 10,8%. Позитивные для рынка факторы сохранили свое влияние и в 2021-м, когда был побит рекорд по ипотечному кредитованию. Еще одним драйвером стал переход продаж бытовой сантехники в онлайн через набирающие все большую популярность маркетплейсы.
В своем отчете эксперты учитывали следующие виды бытовой сантехники:
- Ванны – в этом виде учтены керамические, полимерные, гидромассажные, чугунные
- ванны и ванны из прочих металлов.
- Душевые кабины – в этом виде учтены все категории душевых кабин.
- Душевые ограждения и поддоны – в этом виде учтены душевые ограждения из стекла и
- полимеров и душевые поддоны из металлов, полимеров, керамики и искусственного
- камня.
- Раковины и мойки – в этом виде учтены раковины, мойки, умывальники и пьедесталы к
- ним из металлов, полимеров, искусственного камня и керамики.
- Смесители – в этом виде учтены все категории смесителей.
- Сантехника для туалета – в этом виде учтены унитазы, сливные бачки, писсуары, биде и
- пьедесталы к ним из полимеров и керамики.
- Сиденья и крышки для унитазов – в этом виде учтены полимерные сиденья и крышки
- для унитазов.[5]
Продажи ванн за 5 лет снизились на 18,8%
В 2022 году в России было продано 1,18 млн ванн, что на 19,6% меньше, чем годом ранее, а в сравнении с 2018-м объем этого рынка сократился на 18,8%. Такие данные приводятся в исследовании аналитического агентства BusinesStat.
По словам экспертов, ажиотажный спрос на сантехнику на фоне ожидаемого повышения цен и дефицита в начале в 2022 года сменился его падением в последующие месяцы. В результате продажи ванн в России существенно снизились по итогам 2022 года. Значительно сократился ассортимент изделий в результате санкционных ограничений на поставку импортной продукции и отдельных видов материалов для производства отечественных ванн. Ограничили свою деятельность в России зарубежные производители популярной в стране сантехники: Duravit, Villeroy & Boch, Geberit, Roca, Cersanit и другие. Оставшиеся на рынке компании, стараясь снизить риски, постоянно повышали цены, что отрицательно сказалось на спросе.
В течение периода 2018-2022 гг. прирост продаж ванн зафиксирован только в 2021 г (+10,2% к уровню предыдущего года). Среди факторов можно выделить ослабление ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса COVID-19, оживление инвестиционной активности, увеличение объемов жилищного строительства, ввода в эксплуатацию новых зданий.
В России наиболее популярны акриловые и стальные ванны. При этом доля акриловых ванн в структуре продаж увеличилась с 40,1% в 2018 г до 50,3% в 2022 г, доля стальных ванн снизилась с 47,7% до 41%. Как отмечают исследователи, акриловые ванны отличаются многообразием форм и размеров: легко подобрать необходимую модель для конкретного дизайна ванной комнаты. Такие сантехнические изделия удобны в использовании, имеют привлекательный внешний вид. Основным преимуществом металлических ванн является их невысокая средняя стоимость.[6]
Примечания
- ↑ Рынок сантехники в России переживает период зрелости и стагнации
- ↑ За 2019-2023 гг импорт бытовой сантехники в Россию вырос на 35%: с 37,5 до 50,5 млн.
- ↑ В 2023 г продажи смесителей в России увеличились на 4,2% и составили 41,6 млн шт.
- ↑ В 2022 г импорт смесителей в Россию снизился на 0,2% и составил 38,1 млн шт.
- ↑ За 2018-2022 гг продажи бытовой сантехники в России выросли на 18,3%: с 57,7 до 68,3 млн шт.
- ↑ За 2018-2022 гг продажи ванн в России снизились на 18,8%: с 1,47 до 1,19 млн шт.