<a name="_Toc195611694"></a><o:p></o:p>
<o:p></o:p>Общие преимущества<o:p></o:p><o:p></o:p>Ряд преимуществ от внедрения информационной системы не имеют четко выраженной отраслевой привязки. Среди них можно выделить, следующие выгоды.
Единство и непротиворечивость данных в системе, оперативное получение информации – однократный ввод данных в систему в режиме реального времени и многократное их использование, в том числе и для получения различных отчетов и аналитик. Кроме того, происходит разграничение доступа персонала к информации – каждый видит только ту часть данных, доступ к которой ему не обходим.
Финансовый блок позволяет осуществлять регистрацию всех финансовых операций, дает возможность оперативного создания всех видов отчетности – бухгалтерской, налоговой, управленческой. Кроме того, сокращается время подготовки и проведения платежных документов, расчетов с поставщиками, потребителями и сотрудниками и т.п.
Автоматизация процессов составления и контроля исполнения бюджета позволяет управлять доходными и расходными частями бюджета практически в режиме реального времени.
Средства автоматизации документооборота позволяют контролировать движение и исполнение документов, улучшают взаимодействие между подразделениями и сотрудниками компании.
Модуль HRM обеспечивает рациональное управление персоналом – при общей численности сотрудников энергокомпании в несколько тысяч человек повышение производительности труда, лояльности персонала и т.п. так же дает значительный экономический эффект.Метавселенная ВДНХ
Обратимся теперь к специфическим для энергетической отрасли выгодам и преимуществам.
Техническое обслуживание и ремонт <o:p></o:p>
Предприятия энергетики, особенно генерирующие и сетевые, обладают дорогостоящими основными фондами, простои которого так же обходятся крайне дорого. Поэтому для энергопредприятий поддержание оборудования в рабочем состоянии – отдельная важная задача. Производственные фонды на предприятиях энергетического комплекса, зачастую введенные в эксплуатацию в 60-70 годах прошлого столетия, уже физически устаревшие и изношенные, что так же говорит об актуальности данной задачи. Непрерывность энергетического производства также требует надежной и безотказной работы оборудования.
Все это свидетельствует о том, что управление оборудованием, техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) – задача первостепенной важности для энергокомпаний. Внедрение подобных систем на предприятиях энергетики может принести ощутимый экономический эффект.
Традиционно в энергетике использовалась система планово-предупредительных ремонтов, когда обслуживание и замена оборудования производилась в нормативные сроки. Такой метод обеспечивает высокую готовность производственных фондов, но крайне неэффективен с экономической точки зрения – оборудование при этом заменяется зачастую задолго до окончания фактического срока службы. Переход к ремонтам по состоянию (на основе реального состояния оборудования) позволяет существенно уменьшить затраты. Кроме того, планирование ремонтных работ должно проводиться с учетом потерь из-за вынужденных простоев. При этом затраты еще больше сокращаются. Повышение качества ремонтов благодаря строгим регламентам на выполнение работ и контролю за его соблюдением – еще один резерв для экономии. Все это, в конечном итоге, влияет на снижение себестоимости производимой продукции и обеспечение стабильности работы энергокомпании. Но решение подобных задач невозможно без использования интегрированных информационных систем.
Что касается количественных оценок, то по информации из различных источников использование ЕАМ-систем (или ЕАМ-модулей ERP-систем) позволяет до 50% снизить затраты на техническое сопровождение и ремонт оборудования, а общие затраты на ТОиР на 20-30%. Сокращение аварийных, сверхурочных работ и прочих внеплановых простоев также достигает 20-30%. При этом средние сроки окупаемости внедрения подобных систем – около 2 лет.
Материально-техническое снабжение<o:p></o:p>
При отсутствии планирования закупок зачастую возникают избытки материалов на складах, что ведет к замораживанию оборотных средств. А при закупке запчастей для устаревшего оборудования средства деньги вообще выбрасываются зря. Так же при нерациональном планировании могут возникать ситуации, когда необходимых запчастей на складе не оказывается, что ведет к простоям из-за ожидания запчастей и проведению срочных закупок по неоптимальным ценам. Решение подобных задач – также одно из явных преимуществ автоматизации.
Внедрение ERP-систем позволяет сократить, по разным оценкам, складские запасы на 10–20%. А уменьшение случаев нехватки запасов и времени ожидания запчастей – до 30%. Окупаемость таких систем так же очень высока. Так в ОАО «Пермэнерго» при внедрении подсистемы материально-технического снабжения складские запасы и остатки сразу же удалось сократить на сумму в несколько раз превышающую стоимость разработки и внедрения модуля.
Управление сбытом энергии<o:p></o:p>
Характерной для электроэнергетики проблемой является ведение расчетов за поставленную тепло- и электро- энергию. В любой региональной энергосистеме существует проблема учета потребления энергоносителей потребителями и обеспечения своевременных и точных расчетов с ними. Скорость расчетов с потребителями на сегодняшний день составляет в среднем 8-10 месяцев, а в некоторых случаях доходит и до 24-х, что крайне неэффективно с экономической точки зрения.
Подсистема управления продажами обеспечивает оперативность и прозрачность в учете реализации тепло- и электро- энергии. Подобный модуль позволяет организовать иерархическую распределенную систему сбора и обработки информации по реализации тепло- и электро- энергии, начиная от участков, через отделения электросетей к управлению энергосбытом, учет платежей и задолженностей и т.п. При этом значительно возрастает скорость расчетов с потребителями и общая собираемость платежей возрастает, по разным оценкам на 30-50%.
Учет энергии в сетях <o:p></o:p>
Для сетевых компаний система учета энергии в сетях (АИИС КУЭ – автоматизированная интегрированная информационная система комплексного учета энергии) – так же представляет большой резерв для экономии. В основе подобной системы комплекс приборов учета всех точек входа и отпуска энергии в сети. По каналам связи информация передается в центр сбора и обработки, откуда в удобном виде направляется службам, занимающимся транспортом и сбытом, для расчета с контрагентами.
Помимо представления достоверной, оперативной информации для осуществления коммерческих расчетов транспортной компании с поставщиками и потребителями энергии, система учета энергии в сетях дает возможность локализации источников потерь электроэнергии. Снижение потерь — очень важная в рыночных условиях задача. Подобная система позволит точно знать, где и по чьей вине произошли потери энергии, а значит, кто должен за них платить.
Тот, у кого наиболее точный инструмент учета электроэнергии несет самую меньшую нагрузку по потерям - и значит минимизирует свои убытки. Так, например, ОАО «ЕЭСК (Единая энергетическая сетевая компания)» планирует, используя АИИС КУЭ, сэкономить на потерях в течение ближайших трех лет около 160 млн. кВт. Что при нынешних ценах на электроэнергию дает существенную экономию в денежном выражении.
Коммунальные службы<o:p></o:p>
Для предприятий жилищно-коммунального хозяйства внедрение комплексных информационных систем также сулит несомненную выгоду.
Во-первых, повышается уровень оплаты и уменьшается основная задолженность перед поставщиками услуг. При этом невостребованные долги пропадают безвозвратно спустя некоторое время из-за истечения сроков исковой давности по их востребованию. Уменьшение задолженности нередко во много раз превышает затраты на внедрение информационной системы, чего не удается добиться никаким увеличением штата службы сбыта и контроля. Так, например, в Новосибирске, после внедрения единой автоматизированной системы приема коммунальных платежей платежи от населения повысились на 43%.
Во-вторых, повышается эффективность использования бюджетных средств, предназначенных для льгот и субсидий населению в сфере коммунальных платежей. По оценкам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации внедрение единой автоматизированной системы платежей в Москве приведет к экономии до 30 млн. рублей в год за счет минимизации переплаты социальных выплат.
В-третьих, автоматизация труда на предприятиях ЖКХ увеличит производительность труда сотрудников и позволит повысить оперативность, точность и достоверность получаемой отчетной информации.
И, на конец, в-четвертых, возрастает удобство для населения при выполнении платежей. Этот фактор сложно измерить в количественном отношении, однако налицо улучшение социальной обстановки при внедрении в городе подобной системы.
Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что внедрение ERP-системы на предприятиях энергетической отрасли может дать значительный экономический эффект и существенно повысить управляемость и инвестиционную привлекательность компании.
Екатерина Брынина / аналитик TAdviser