2013/09/12 19:52:25

Павел Плотников: ЭЛАР автоматизирует регионы и муниципалитеты "под ключ"

Электронные архивы представляют собой фундамент информатизации российских регионов и один из важнейших элементов системы межведомственного электронного взаимодействия. О масштабных проектах в этой области, особенностях и перспективах региональной информатизации TAdviser рассказал Павел Плотников, директор по маркетингу корпорации ЭЛАР.

TAdviser: Какое место в бизнесе корпорации ЭЛАР занимают проекты в госсекторе, как давно вы работаете на этом рынке, насколько хорошо знаете его специфику?


Павел Плотников: Для ЭЛАР госсектор - это приоритетное направление: более 70% нашего бизнеса это проекты в федеральных ведомствах, администрациях субъектов РФ и муниципалитетах, государственных и региональных архивах, музеях и библиотеках.

TAdviser: Доля проектов для госсектора всегда была стабильной?

Павел Плотников:Да, доля проектов в госсекторе всегда оставалась примерно на одном уровне. Для нас этот рынок является ключевым с момента основания компании, то есть уже более 20 лет.

TAdviser: Среди государственных заказчиков ЭЛАР много федеральных ведомств. А насколько активно вы работаете с государственными учреждениями уровня субъектов федерации?

Павел Плотников: ЭЛАР активно участвовал в реализации ФЦП «Электронная Россия», причем не только как исполнитель, но и как со-разработчик программы. На данный момент мы всесторонне задействованы в ГП «Информационное общество». Метавселенная ВДНХ 4.5 т

С 2007 по 2013 годы корпорация реализовала крупнейшие государственные проекты в области создания электронных информационных ресурсов: Обобщенный банк данных Мемориал (ОБД Мемориал), банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Единая система электронных архивов Правительства Москвы, архивно-поисковый портал «Поколения Пермского края», Электронный архив Тюменской области, наполнение основного фонда Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина и многие другие.

Характерно, что разработки и решения ЭЛАР, реализованные в тех или иных органах власти или государственных учреждениях, сегодня стали типовыми. Например, в рамках создания электронного архива Тюменской области реализовано объединение всех архивов области в единую инфраструктуру и вывод консолидированной информации на портал госуслуг. Аналогичные проекты идут в Самарской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

В федеральных ведомствах проектов меньше, но они, как правило, намного масштабнее. Уже упомянутые мной проекты Минобороны – Обобщенный банк данных Мемориал (ОБД Мемориал), банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» на сегодняшний день представляют собой самый крупные электронные информационные ресурсы открытого доступа в России.

TAdviser: Какие еще интересные проекты и значимые проекты вы могли бы отметить?

Павел Плотников: На уровне регионов один из наиболее крупных проектов был выполнен ЭЛАР для Самарской области. По сути, это три больших проекта. Созданы автоматизированная система управления архивным делом, предназначенная для автоматизации деятельности Управления государственной архивной службы и архивных учреждений региона; системы «Электронный архив Министерства имущественных отношений» и «Электронный архив ЗАГС» Самарской области.

ЭЛАР создаёт электронные информационные ресурсы и системы документационного обеспечения деятельности региональных органов исполнительной власти и госучреждений. Силами корпорации ЭЛАР более 300 000 000 документов переведены в электронный вид, и этот процесс продолжается

На федеральном уровне масштабные проекты выполнены ЭЛАР для Федеральной таможенной службы, Администрации Президента РФ, оцифрованы каталоги Президентской библиотеки им. Ельцина, РГБ и РНБ. Только в рамках создания ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа» оцифровано более 40 млн документов.

TAdviser: Какие ещё системы и решения для госсектора предлагает ЭЛАР?

Павел Плотников: Все наши решения можно разделить на три блока. Первый – объединяет решения для работы с накопленными бумажными архивами, их оцифровки и создания систем управления ими. Второе направление - это создание систем документационного обеспечения электронных государственных услуг, перехода на межведомственное электронное взаимодействие в рамках СМЭВ.

Третий блок – это оснащение министерств и ведомств специализированным оборудованием для того, чтобы текущие бумажные поступления переводить в электронный вид. Здесь мы предлагаем программно-аппаратные комплексы, которые позволяют не просто оцифровать бумагу, но и сразу же извлечь информацию и загрузить ее учетные системы, системы электронного документооборота и так далее. У ЭЛАР есть собственно производство специализированного оборудования.

TAdviser: Какие решения ЭЛАР среди государственных заказчиков наиболее востребованы?

Павел Плотников: Наиболее востребованы и широко внедряются специализированные решения, позволяющие решать насущные задачи в в области работы с информацией. Например, к таковым относится решение «ЭЛАР Электронный архив ЗАГС». Оно востребовано на рынке, поскольку информация, хранящаяся в ЗАГС, необходима для оказания государственных услуг. Также востребованы решения, касающиеся предоставления информации о состоянии имущественного фонда.

Отдельно можно выделить решения для автоматизации деятельности региональных администраций. В Москве, например, мы создали «Единую систему электронных архивов документов Правительства Москвы». С документами, загруженными в систему, могут работать 18 органов исполнительной власти столицы, в том числе префектуры округов, департаменты, комитеты и управления. Система является эффективным инструментов для перехода на полностью безбумажный документооборот при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций подразделениями Правительства Москвы в условиях электронного межведомственного взаимодействия.

Востребованным является также комплексное решение ЭЛАР по внедрению автоматизированных систем в органы правосудия. Это решение позволяет обеспечить перевод документов суда в электронный вид, сохранять аудио- и видеопротоколы, судебных заседаний, автоматизировать некоторое процессы подготовки дел к рассмотрениям, организовывать оперативный доступ сотрудников суда к документам и т.д. Решение уже стало типовым и внедрено в областных судах многих российских регионов. Более того, этот опыт распространяется на мировую юстицию: корпорация ЭЛАР реализовала два крупных проекта в судах мировой юстиции Тюменской области и Ямало-Ненецкого АО.

Перевод в электронный вид дел и размещение их едином архиве обеспечил их гарантированную сохранность, неизменность и оперативный доступ, а наличие полнотекстового поиска – дополнительные возможности при обобщении судебной практики. Основой электронных архивов мировых судов в обоих регионах стала ECM-платформа ЭЛАР Саперион – на её базе реализовано хранилище, организованы поиск и предоставление санкционированного доступа к электронным копиям дел, взаимодействие и сбор информации с участков мировых судей, интеграция с системой судопроизводства «АМИРС», а также системой аудиопротоколирования судебных заседаний «Фемида».

TAdviser: Какие проекты выделяются не столько по объему, сколько по сложности?

Павел Плотников: Нестандартный и очень перспективный с точки зрения архитектуры решения проект создания электронного архива выполнен для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Решение «Элар АИС Архив» здесь организовано по принципу корпоративного облака. Нами была произведена оцифровка и загрузка в систему около 90% архивных описей Государственного архива. А для муниципальных архивов было разработана подсистема удаленного доступа: уже сегодня 22 архивных отдела муниципалитетов Югры работают с системой именно таким образом.

Что касается сложностей, то при реализации проекта в Управлении ЗАГС Калининградской области, они были связаны с особенностями документального массива. В регионе из-за дефицита бумаги в послевоенные годы часть записей была выполнена на оборотной стороне заново разлинованных литовских бланков. Многолетнее применение метода полистной обработки, который является необходимым условием при рассмотрении запросов граждан и организаций, плохое качество бумаги и чернил, использованных при составлении записей актов, приводят к физическому старению документов. Бумага становится хрупкой, чернила значительно выцветают. Сканирование таких документов, извлечение из них информации – работы очень нетривиальные. Но технологии, которые применяет ЭЛАР, позволили всего за 2 месяца с момента заключения Государственного контракта отсканировать все востребованные архивные фонды ЗАГС Калининградской области за период 1946–2003 годы. Это 8 750 актовых книг, содержащих около 2 млн актовых записей. В настоящие время ведутся работы по индексированию. Кстати, Калининградская область стала первым российским регионом оцифровавшим весь фонд записей об актах гражданского состояния.

Сейчас для Росархива мы занимается проектом по оцифровке генеалогических документов 16-17 века, Речь идёт трёх миллионах листов документов из Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Документы, ландратские книги и ревизские сказки, будут оцифрованы и создана электронная опись соответствующего фонда. Проект уникальный, поскольку оцифровываются ценнейшие документы, которые переплетены в большие и очень большие тома. Толщина корешка такой книги может быть 50-60 сантиметров, а вес достигать 50 кг.

Сложный и необычный проект выполнен нами для Политехнического музея: осенью 2013 года музей открывает виртуальную экспозицию, основой для которой станет разработанная ЭЛАР технология 3D-оцифровки, использованная музеем для создания объёмных изображений, фото-диорам и 3D-моделей крупногабаритных экспонатов, а так же кинематических презентаций.

TAdviser: Ориентируется ли ЭЛАР на международный опыт автоматизации госсектора, перенимаются ли какие-то подходы и решения?

Павел Плотников: Все-таки российское законодательство очень специфическое, как и делопроизводство. Ни один европейский или американский стандарт нельзя готовым перенести на местную почву: его можно взять только за основу. Тем не менее, ЭЛАР довольно активно изучает этот опыт. Например, в 2002-2005 году в Северной Вестфалии (Германия) был реализован проект по созданию системы учету кадастра и недвижимости. Принцип построения этой системы был принят нами за основу для разработки Тюменского архива, а сейчас он применяется повсеместно. Но это скорее исключением, чем правило.

TAdviser: Как вы оцениваете темпы внедрения сервисов электронного правительства в России? Что, на ваш взгляд, является удачной и успешной практикой на данный момент?

Павел Плотников: Реализация 210-ФЗ и ГП «Информационное общество» дали, конечно, очень сильный толчок в развитии информатизации в госструктурах и регионах, но ее темпы сегодня очень сильно разняться в пределах регионов. Есть регионы-лидеры и регионы-отстающие, причем не только в силу административных причин, но и особенностей местности: например, в северных регионах трудно подключить к каналам связи и соответствующим инфосистемам отдаленные муниципалитеты и поселки. В целом же информатизация проходит довольно успешно. Федеральные ведомства реализовали практически полный объем необходимых им внедрений и внутри их огромное количество процедур уже переведены на электронные рельсы, это уже очень высокий уровень. Лидирует здесь, пожалуй, Федеральная налоговая служба. Региональным властям для достижения такого уровня потребуется еще несколько лет.