Содержание |
2012: Снижение цен на зрелом рынке
Продажи GPS-навигаторов в России с августа 2011 г. по август 2012 г. выросли примерно на 17% год к году, говорится в отчете компании GFK. Всего за этот период в России было продано порядка 1,33 млн таких устройств.
За первое полугодие 2012 г. рост российского рынка составил около 15,4%. За тот же период в Западной Европе рынок персональных навигационных устройств «просел» на 20%. Такие данные GFK приводила во время выставки IFA в Берлине в сентябре 2012 г.
Распределение сил ведущих игроков в России на протяжении отчетного периода оставалось стабильным. Большую часть года лидером рынка была Explay, за исключением периода с декабря по февраль, когда ее удавалось немного опередить компании Prestigio.
По данным GFK, в августе 2012 года доля Explay на российском рынке навигаторов составляла 28% против 26% у Prestigio. Третьим по величине игроком аналитики называют Garmin с долей в 11%.
За отчетный период средняя цена на GPS-навигатор в России снизилась на 10 евро, и в августе 2012 г. она составляла 89 евро, подсчитали аналитики. С начала же 2011 г. средняя цена упала на 18 евро.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Наибольшей популярностью у россиян пользуются навигаторы с диагональю дисплея 5 дюймов – на них пришлось порядка 65% проданных устройств в августе 2012 г. И при этом их доля, а также доля устройств с еще более крупными экранами, стабильно растет. Что же касается навигаторов с экраном менее 4 дюймов, из отчета аналитиков можно сказать, что они уже почти «вымерли»[1].
Стоимость навигаторов снижается, поскольку сейчас происходит сжатие рынка: GPS и карты теперь доступны и в других устройствах – смартфонах, размер экрана многих которых уже сравнялся с размером экрана навигаторов, полагает гендиректор Explay Эдуард Ващенко.
По его оценкам, уровень проникновения навигаторов среди автовладельцев в России уже достаточно высок. За счет этого, а также распространения мобильных устройств с навигацией, можно ожидать замедления темпов роста продаж навигаторов в России, говорит Ващенко.
Менеджер по продукту Prestigio Александр Мартиросов отмечает, что снижение цен на навигаторы пришло в Россию из Азии, где производится большинство этих устройств. Поскольку данный рынок уже можно назвать зрелым, приходится снижать цену навигаторов, чтобы поддерживать их продажи, говорит он.
В отличие от своего коллеги из Explay, Мартиросов не считает, что смартфоны и планшеты с GPS оказывают заметное влияние на рынок навигаторов: вместо последних их использует небольшой процент автолюбителей, навигаторы пока выигрывают по форм-фактору, полагает он.
2011
По данным аналитического агентства GFK, в 2011 году компания Prestigio заняла первое место по количеству проданных GPS-навигаторов с общей долей в 24%, причем в декабре 2011 года этот показатель составил 27%. По данным же группы SmartMarketing, доля Prestigio по итогам 2011 года достигла 29%. Всего согласно подсчётам SmartMarketing в 2011 в России было продано 1 млн. 515 тыс. портативных GPS-навигаторов (в 2010 - 1 млн. 241 тыс., то есть за год рынок вырос на 22%.)
2009
По итогам 1-й половины 2009 г. в России было продано 306 тыс. навигационных устройств с учетом устройств всех типов и категорий, включая смартфоны и коммуникаторы, оборудованные приемниками GPS (но не включая встроенные навигаторы). При этом было продано 109 тыс. автонавигаторов (PND, 35,6%); 195 тыс. смартфонов, коммуникаторов, КПК и интернет-планшетов со встроенной GPS-навигацией (63,7%). Прочие мобильные устройства с GPS-навигацией (например, трекеры) разошлись числом примерно в 2 тыс. единиц (менее 1% от общего количества). Такие данные приводит аналитическая компания SmartMarketing[2].
В численном выражении по сравнению с 1-й половиной 2008 г. рынок почти не изменился (минус 2%). Для обозначения рынка смартфонов, коммуникаторов, КПК и интернет-планшетов с встроенным GPS-приемником аналитики SmartMarketing используют аббревиатуру GPS-WID. Данный сектор продемонстрировал падение приблизительно на 15% по сравнению 1-й половиной 2008 г. Тогда как сегмент PND (Personal Navigation Device — персональных навигационных устройств) вырос примерно на треть.
«Рынок GPS-устройств в 1-м полугодии 2009 г. развивался предсказуемо, — рассказывает менеджер по маркетингу SmartMarketing Светлана Завьялова. — Кризисные явления не привели к росту объема продаж. Тем не менее, к концу периода стали проявляться и отдельные позитивные тренды. В целом кризис существенно подстегнул развитие всех тех процессов, которые намечались на рынке в конце прошлого года, главным из которых следует считать продолжающуюся демонополизацию и рост конкуренции в секторе PND».
2008
По данным исследования компании Frost & Sullivan, в 2008 г. на российском рынке было продано 450 тыс. единиц навигационной продукции, из них 350 тыс. – смартфоны.
По словам аналитика Максима Фадеева, оценка Frost & Sullivan существенно занижена. По его данным, только в 1-м квартале 2008 г. только двумя компаниями - E-TEN и HTC - продано около 120 тыс. устройств, из которых GPS оборудованы порядка 100 тыс. «К этой цифре необходимо прибавить автонавигаторы (в прошлом году было продано около 450 тыс. устройств всех брендов) и телефоны со встроенным GPS для полноты статистики, хотя ими мало кто пользуется», - прокомментировал он. Объем рынка в штучном выражении, по оценкам Фадеева, в 2008 г. составил 700-800 тыс. единиц.
«Данные указанного исследования слабо отражают реальную ситуацию на рынке. Я не понимаю, откуда взяты эти цифры», - подтвердил вице-президент «Вобис Комьпютер» Виктор Лопатин. По его словам, только «Вобис» за прошлый год реализовала 200 тыс. устройств с навигацией, при этом компания занимает порядка 20% рынка. Исходя из этих цифр, его совокупный объем равен не менее 1 млн устройств.
Лидеры рынка
В десятку лидеров рынка PND по итогам первого полугодия 2009 года вошли:
- Garmin (21,4%),
- Explay (18,5%),
- Mio (10,6%),
- JJ-Connect (8,3%),
- Prestigio (4,5%),
- Nexx (3,5%),
- Shturmann (3,0%),
- Texet (2,8%),
- TomTom (2,7%)
- Mapitan (2,4%)
Среди тенденций эксперты отмечают выпадение из десятки Voxtel вследствие сворачивания компанией активности на рынке GPS (сразу после окончания отчетного периода, 1 июля 2009 г., Voxtel и Explay объявили о слиянии). Заметное ухудшение позиций Garmin вызвано не вполне адекватной кризисным условиям ценовой политикой и низкой эффективностью маркетинга.
Самое большое падение рыночной доли — у Mio, с потерей второго места в списке вендоров PND. Такие результаты вызваны, прежде всего, глобальными проблемами компании (спад продаж и реструктуризация бизнеса в мировом масштабе), в результате чего возникли сложности во взаимодействии с каналом дистрибуции в России и заметное снижение маркетинговой активности. Резкий рост доли Explay (по сравнению с 2008 г.) связан с хорошей представленностью марки в некоторых крупных розничных каналах, а также агрессивной ценовой политикой.
Десятка лидеров сегмента GPS-WID по итогам 1-й половины 2009 года выглядит следующим образом:
- Samsung (23,1%),
- Apple (22,4%),
- Nokia (16,9%),
- HTC (11,5%),
- Gigabyte (5,5%),
- Sony Ericsson (5,1%),
- RoverPC (3,6%),
- Asustek (2,9%),
- Mio (2,7%)
- Acer (2,6%).
Заметное снижение рыночной доли HTC, одного из ведущих (по итогам 2008 г.) вендоров WID-GPS, вызвано общими проблемами сбыта продукции компании в кризисных условиях. Из показательных тенденций стоит отметить заметное сокращение рыночных долей Asustek и Acer. В первом случае, помимо естественных причин, связанных с кризисом, это вызвано практически полным отсутствием какой-либо активности на рынке в ожидании перестройки GPS-WID бизнеса после заключения соглашения с Garmin. В случае с Acer сокращение рыночной доли обусловлено, наряду с кризисом, продолжающимися проблемами реорганизации бизнеса после покупки E-Ten.
ГЛОНАСС-устройства
Доля ГЛОНАСС-устройств в первой половине 2009 года сократилась практически до нуля — единственному навигатору уже более 1,5 лет, ничего нового в этом сегменте рынка нет. Новые модели ожидаются только к концу 2009 г., но, так как проблемы выпуска конкурентных GPS-аналогам (по ТТХ и цене) ГЛОНАСС-приемников так и не решена, а новинки ГЛОНАСС готовят, в основном, компании, работающие на некоммерческом рынке, то ожидать какого-либо значимого спроса на указанные новые модели не приходится, говорят эксперты.
Тенденции
Вытеснение навигаторов смартфонами
Что касается тенденции вытеснения смартфонами традиционных навигаторов, о которой говорит Frost & Sullivan, то по свидетельству участников и экспертов рынка, она имеет место скорее в Европе, чем в России, также говорит Фадеев. «Наш рынок идет несколько иным путем. Стартовав на 7 лет позже европейского, российский рынок навигаторов имеет более длительную историю развития: к автонавигаторам успело привыкнуть большее число рядовых потребителей (не фанатов). На переход к более функциональным устройствам нужно время», - считает он.
«Смартфоны с навигацией удобны больше пешеходам, а традиционные навигаторы удобнее для автомобилистов благодаря большему размеру экрана, удобному креплению. Поэтому довольно сложно говорить о том, что смартфоны вытесняют навигаторы», - заявил по этому поводу директор крупной федеральной розничной сети.
Снижение спроса на дорогостоящие модели
Единственная негативная рыночная тенденция, спровоцированная кризисом, которую отмечают во Frost, это снижение спроса на дорогостоящие модели устройств, но и ее оспорили независимые эксперты.
По словам Михаила Фадеева, это не совсем так. «Обвальное снижение цены на навигаторы с уровня 7-8 тыс. до уровня 3-4 тыс. началось еще прошлым летом, то есть до кризиса. И связано оно было лишь с тем, что входные пороги вывода на рынок новых брендов были достаточно низкими, а денег у людей было много. То есть в Китае и странах Юго-Восточной Азии были десятки компаний, которые «шлепали» навигаторы, как горячие пирожки», - говорит он. «Тренд этот возник еще до кризиса. Усилившаяся конкуренция действительно довольно быстро, но значительно «уронила» среднюю цену на устройства», - говорит Виктор Лопатин. «Есть весьма основательные сомнения в объективности этого исследования», - резюмировал он.
Прогнозы развития рынка
При сохранении текущих тенденций развития возможно сохранение темпов роста сегмента PND на уровне 2008 г. Общий объем продаж в 2009 г. при отсутствии макроэкономических потрясений, по оценкам SmartMarketing, можно прогнозировать на уровне 300–330 тыс. PND и 600–800 тыс. GPS-WID-устройств. Объем продаж PND может снизиться в случае реализации ряда инициатив, связанных с налогообложением импорта GPS-навигаторов в целях поддержки российских разработчиков систем на базе ГЛОНАСС.
В части прогнозов развития рынка PND следует учитывать факт нарастания раздробленности, отмечают аналитики. Ожидается дальнейшее ослабление позиций большей части вендоров первой пятерки по причине кардинального изменения макроэкономической ситуации и усиления конкуренции со стороны некоторых брендов второго эшелона, бизнес-модели которых лучше приспособлены к новым условиям. Вследствие этого рейтинг брендов PND, по ожиданиям SmartMarketing, может заметно измениться: высока вероятность исчезновения из топ-10 до половины присутствующих в нем игроков.
Аналитики также ожидают, что в сегменте GPS-WID продолжит увеличиваться доля рынка игроков с наибольшей маркетинговой активностью, в частности, Apple, Samsung и Nokia (в двух последних случаях за счет продолжающегося расширения продуктовой линейки GPS-моделями). Можно ожидать и дальнейшего снижения доли традиционных игроков рынка коммуникаторов вследствие проблем с каналами сбыта, снижения маркетинговой активности, отчасти — не всегда адекватной условиям кризиса ценовой политики.
Примечания
- ↑ Рынок навигаторов в России растет, цены падают
- ↑ Доля ГЛОНАСС-навигаторов в России стремится к нулю