2010/02/11 13:39:31

Классификация ERP-систем в торговле и описание их стандартных функций

Предлагаемые сегодня на рынке ERP-системы для автоматизации торговых организаций довольно разнообразны. Попытки сравнить различные системы по функциональным, технологическим и техническим параметрам едва ли будут продуктивными, если эти системы принадлежат к разным «весовым категориям» или предназначены для разных сфер применения. Традиционно, в таких ситуациях помогает классификация представленных решений и дальнейшее их сравнение уже в рамках полученных группировок.

Каталог ERP-систем, проектов и интеграторов доступен на TAdviser

Для классификации «торговых» ERP-систем можно использовать целый ряд критериев. Рассмотрим наиболее важные из них (по мнению TAdviser).

Если начинать с самых крупных блоков классификации, то в первую очередь необходимо подразделить ERP-системы для торговли на решения для оптовиков, оптово-розничных компаний и мелкого опта, а также решения для розницы. Здесь же можно отметить деление на системы, настроенные для автоматизации торговли пищевыми и не пищевыми товарами.

Решения для оптовой торговли

ERP-системы для автоматизации оптовой торговли, как правило, обладают мощным контуром SCM, обеспечивающим работу с цепочкой поставок, автоматизацию внешней и внутренней логистики, автоматизацию складского учета и управления товародвижением и запасами. Большое внимание уделяется SRM-функционалу, части функций CRM (по управлению исполнением заказов, ведению базы клиентов, отслеживанию истории взаимоотношений с клиентами, управлению ценообразованием, ассортиментом, по прогнозированию спроса и планированию продаж), функционалу по ведению номенклатурных справочников товаров (MDM). Если оптовой торговлей занимается сам производитель товара, в ERP-системе реализуются также функции по синхронизации планирования производства и закупок сырья с реализацией продукции и планированием ассортимента, интеграции справочников товаров с PDM-системой. Финансовый модуль, блок HRM, подсистемы консолидации информации и бизнес-аналитики, реализованные в ERP-системах для торговли, в общем-то, не имеют принципиальных отличий от аналогичных функциональных блоков, используемых в корпоративных системах для других отраслей.

Физически, такая система может состоять из двух-трех самостоятельных блоков: WMS (в складском комплексе), TMS (в транспортно-распределительном центре) и остальной части ERP-системы (в центральном офисе). Если складской комплекс совмещен с транспортно-распределительным центром, система состоит, соответственно, из двух территориально разнесенных блоков. Что касается функционала, связанного с розничной реализацией товара, то он в ERP-системах для оптовиков либо отсутствует, либо реализован на минимальном уровне.

Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?

Системы для розницы

Системы для ритейлеров, кроме всех указанных модулей и блоков, включают и специфичный для розничной торговли функционал по поддержке работы с торговым оборудованием (кассовыми аппаратами, средствами маркировки товаров, сканерами штрих-кодов и т.п.), управлению «внутримагазинным» маркетингом товара (Merchandising), оптимизации использования торговых площадей, учета скоропортящихся продуктов, а также поддержке системы клубных и дисконтных карт, «мобильной торговли». Кроме этого, в последнее время ритейлерами востребован и производственный функционал: рецептурное производство в продуктовой рознице и аптечных сетях, сборочное производство в непродуктовой рознице.

Однако, как отмечает Наталья Гурова, руководитель группы практики розничных решений Columbus IT Russia на базе Microsoft Dynamics: «Различия здесь гораздо более масштабные. В первую очередь, это касается таких важных аспектов, как формирование ассортимента, причем как всей торговой сети, так и каждого магазина, пополнение запасов магазинов, розничное ценообразование, системы лояльности клиентов и многие другие. И, безусловно, каждый из этих пунктов требует информационной поддержки от ИТ-системы для ритейла.»

«С другой стороны, - добавляет она, - розничные сети зачастую имеют оптовое подразделение, поэтому ERP-система помимо функций розничных продаж должна поддерживать и все функции оптовой торговли. Равно как и системы для функций фронт-офиса магазина не обязательно должны быть частью ERP-систем для ритейла. Критерии выбора ERP-системы и системы фронт-офиса магазина могут быть различными. И если следовать идеологии best-of-breed, то это могут быть системы от разных поставщиков, которые являются лучшими в своем классе, и самое главное – удовлетворяют потребности розничной сети. Важно, чтобы системы были интегрированы между собой и представляли единый информационный комплекс для управления бизнес-процессами компании».

ERP-системы для оптово-розничных и мелкооптовых компаний, фактически, должны поддерживать оба режима торговли.

В качестве других критериев классификации «торговых» ERP-систем можно указать размер бизнеса заказчика и технологическое построение информационной системы.

Системы для крупного и для среднего бизнеса

По первому критерию, очевидно, ERP-системы можно подразделить на решения для СМБ и крупного бизнеса. Различие межу ними не является специфичным только для торговли - решения для СМБ обладают более «слабыми» техническими характеристиками (относительно небольшой объем обрабатываемой информации, ограниченное число одновременно работающих пользователей), менее широким и «глубоким» функционалом (функции реализованы на уровне удовлетворения базовых потребностей заказчика, а также не обеспечивают поддержки управления крупным и территориально распределенным бизнесом), часто, малой гибкостью (многие зарубежные решения для малого бизнеса и часть отечественных содержат фиксированный набор бизнес-процессов и практически не предполагают их настройки), но доступны заказчикам по стоимости. Решения для крупного бизнеса включают в себя мощные средства бизнес-аналитики и консолидации учетной информации, ведения одновременного учета по нескольким юридическим лицам, вывода отчетности как в соответствии с российскими нормами, так и МСБУ и GAAP. Что касается технических возможностей, то, разумеется, ERP-системы для крупного бизнеса рассчитаны на обработку больших объемов информации и одновременную работу многих пользователей, генерирующих большое число транзакций (что весьма актуально для торговли). Кроме этого, все системы указанного класса поддерживают работу с распределенными базами данных, обеспечивая их синхронизацию и актуализацию информации для централизованного управления предприятием.

В то же время, по словам Ильи Дрозмана, директора департамента продуктов Microsoft компании GMCS, «опыт GMCS показывает, что нет прямой зависимости между размерами бизнеса и требованиями к гибкости системы. Основная гибкость необходима компаниям либо в период роста, либо в период реорганизации, когда происходит серьезное перестроение бизнес-процессов. Когда же бизнес компании более или менее стабилен, бизнес-процессы «устоялись», компании не испытывают особой потребности в постоянном изменении и перенастройке используемой системы».

Монолитные и составные решения

По технологическому построению ERP-решения естественным образом разделились на специализированные системы, разработанные на единой платформе и системы, состоящие из универсальной ERP-системы и специального «торгового» решения. Можно, скорее всего, также выделить «ERP-решения ad hoc», построенные из бизнес-приложений best-in-breed на базе интеграционной платформы и вообще не включающие в себя тиражную ERP-систему.

Решения, входящие в первый из выделенных классов, с технологической точки зрения являются монолитными. Они являются развитием универсальных ERP-систем и отличаются от них набором дополнительных специализированных модулей и настройками стандартных модулей, входящих в базовую поставку, позволяющих соответствовать требованиям торговых организаций. Как правило, подобные расширенные «торговые» варианты ERP-систем разрабатываются независимыми разработчиками. Вендоры сертифицируют такие решения и, в зависимости от политики компании, включают в стандартный пакет предложений для клиентов или позиционируют как отдельное партнерское решений. В ряде случаев происходило поглощение разработчиков особенно удачных решений и превращение независимого решения в решение вендора.

Композитные решения являются продуктом сотрудничества разработчиков специализированных «торговых» информационных систем с разработчиками ERP-систем или их партнерами. Универсальная ERP-система в таком решении используется для обеспечения централизованного управления торговой организацией, бизнес-анализа, генерации отчётности и выполнения остальных «бэк-офисных» функций, в то время как специализированное решение обеспечивает расширенную функциональность SCM и CRM на уровне центрального офиса, а также отвечает за управление торговыми точками: мерчандайзинг, поддержка POS-терминалов и торгового оборудования, табельный учет работы торгового персонала, товарный учет на уровне магазина, поддержка мобильной торговли и т.п.

«Джентльменский набор» функций «торговых» ERP

Обобщив данные о предлагаемых на рынке ERP-системах для автоматизации торговли, можно выделить следующий набор их стандартных функций:

  • «бэк-офисные» функции ERP-системы (финансовый учет и планирование, HRM, консолидация, BI, EAM);
  • функции SCM и SRM (ведение справочника поставщиков, справочников по ассортименту и ценам для каждого поставщика, учет договоров с поставщиками, управление закупками, учет и оформление возврата товаров поставщикам, управление взаиморасчётами с поставщиками, управление запасами и др.);
  • функции WMS и TMS (нанесение и считывание штрих-кодов, управление структурой складов, оптимизация использования складского пространства, учет внутрискладских перемещений, учет бракованных и испорченных товаров, оформление приема и отгрузки товара, инвентаризация, управление заказами на доставку, диспетчеризация транспорта, оптимизация маршрутов и доставок и др.);
  • функции управления торговыми точками (ведение справочников по ассортименту и потребительским свойствам товаров, управление торговым оборудованием, табельный учет, учет и оформление возврата товара, списание брака и товара с истекшим сроком годности, учет наличности в кассе, инвентаризация, оптимизация использвания торговых площадей, мерчандайзинг и др);
  • функции управления собственным производством (рецептурное и/или сборочное производство).

Необходимо отметить, что зарубежная классификация функций ERP-системы для торговли несколько отличается от приведенной выше. В частности, под мерчандайзингом за рубежом понимается не только визуальный маркетинг товара в магазине и сопутствующие действия, а комплекс всех базовых функций по автоматизации торговли. Соответственно, описание функций ERP-систем для торговли за рубежом звучит как: управление мерчандайзингом (Merchandise management), планирование реализации товаров (Retail planning), SCM и SRM, управление торговыми точками (Store operations) и корпоративное управление (Corporate administration).