Содержание |
Основные требования к верующим
Пять столпов ислама:
- пятикратная ежедневная молитва (намаз),
- признание того, что нет Бога кроме Аллаха (шахада),
- месяц обязательного поста (Рамадан),
- паломничество в Мекку (хадж) * ежегодный налог (закят).
Календарь
Рамадан - месяц поста
Рамадан – месяц обязательного мусульманского поста.
Мусульманский календарь основан на лунном календаре, поэтому каждый год сроки начала и конца Рамадана меняются.
Пост в исламе — один из самых строгих среди всех мировых религий. Главный запрет предусматривает отказ от употребления пищи и даже воды в светлое время суток. Если быть точнее, то есть и пить нельзя от сухура до ифтара.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Сухур — первый прием пищи. Завтракать желательно до первых признаков рассвета, когда еще не видно утренней зари. Принято считать, что сухур следует совершать как можно раньше, тогда Аллах наградит верующего.
Ифтар — второй и последний прием пищи. Ужинать следует после вечерней молитвы, когда солнце скрылось за горизонт.
Самый очевидный запрет во время месяца Рамадан связан с отказом от еды и воды, но, помимо этого, мусульманам в светлое время суток запрещено:
- курить или нюхать табак, в том числе курить кальян;
- проглатывать любую мокроту, которая попала в рот, так как это уже считается питьем;
- специально провоцировать рвоту.
При этом мусульманам в пост разрешено:
- принимать лекарства через уколы (в том числе вакцинироваться);
- купаться (при условии, что вода не попадет в рот);
- целоваться (но не более того);
- чистить зубы (глотать воду, разумеется, нельзя);
- глотать слюну;
- сдавать кровь.
Не считается нарушением поста случайное попадание еды или воды в рот.
Во время священного месяца особенно грешно нарушать основные запреты религии. Ислам не приемлет употребления алкоголя и свинины, вне зависимости от того, днем это сделано или ночью.
На закате в ночь после окончания месяца Рамадан верующие отмечают праздник разговения — Ураза-байрам.
Ураза-байрам
Мусульмане празднуют Ураза-байрам (араб. Ид аль-Фитр), знаменующий окончание месяца Рамадан. Мусульмане верят, что Ураза-байрам предложил отмечать пророк Мухаммед. Произошло это в 622 году, когда пророк Мухаммед переселился из Мекки в Медину.
С тех пор празднование Ураза-байрама как окончания священного месяца Рамадана стало важной частью исламской культуры. Традиции праздника могут немного отличаться в зависимости от страны.
В Ураза-байрам верующие обязаны отчитаться за прошедший пост, а также начать отбывать наказание за его нарушения. Перед праздником необходимо простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив у них прощение.
В преддверии Ураза-байрама мусульмане выплачивают милостыню разговения – закят аль-фитра. Она обязательна для каждого мусульманина, обладающего имуществом, превышающим его основные нужды. Милостыня передается бедным напрямую или через исламские благотворительные организации.
В день праздника считается во благо встать рано утром, совершить омовение, одеться опрятно и нарядно, воспользоваться благовониями, быть приветливым со всеми.
В Ураза-байрам мусульмане совершают праздничную молитву – ид-намаз. После нее верующие отмечают Ураза-байрам в кругу семьи, посещают могилы близких, ходят в гости к родственникам.
В праздничные дни поощряются особая щедрость и внимание главы семьи к своей супруге, детям и другим членам семьи. В Ураза-байрам нельзя заниматься домашними делами (кроме приготовления пищи), тяжелым физическим трудом, ссориться, допускать плохие мысли, злословить.
Подарки являются обязательным атрибутом праздника. Как правило, дарят Коран, религиозные предметы, посуду, декор для дома, сладости, сухофрукты и десерты.
Особое внимание уделяют маленьким детям. Для них организуют разные развлечения, дарят подарки. Это связано с мусульманским поверьем, что радость ребенка приближает верующего к Аллаху.
Ислам в России
Совет муфтиев России
Муфтий Равиль Гайнутдин в 2010 году получил предостережение о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности от московской прокуратуры. Оказалось, что Совет муфтиев пригласил на международную конференцию «Россия – исламский мир: партнерство во имя стабильности» гражданина Турции Мустафу Сунгура, который был последователем запрещенной в России экстремистской организации «Нурджулар».
В Совете муфтиев и ДУМ РФ тогда отреагировали на случившееся спокойно, заявив, что «произошла досадная ошибка» и они приглашали людей на конференцию «совершенно не думая, каково направление их общественной деятельности».
В 2018 году Равиль Гайнутдин, выступая от имени Совета муфтиев России (председателем которого он также является) и Духовного управления мусульман (ДУМ РФ), возмущенно выступил против предложения признать ваххабизм экстремистской идеологией, а ваххабитские организации – экстремистскими организациями ввиду «очевидной правовой неопределенности» данного предложения.
Президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин объяснил отказ такого рода тем, что среди функционеров Совета муфтиев России имеются сторонники ваххабизма.
Он напомнил про Александра Тихомирова, более известного как Саид Бурятский, члена запрещенного в России террористического объединения «Имарат Кавказ», который успел поработать в просветительской сфере Совета муфтиев России и проповедовал даже в Московской соборной мечети, где с 1996 года находится резиденция муфтия Равиля Гайнутдина и располагается Совет муфтиев России. Также был упомянут имам мусульманской общины Воронежа (входит в состав Совета муфтиев) Мохаммед Хассун, который в 2015 году отправился в Сирию воевать на стороне террористической организации «Исламское государство».
16 сентября 2024 года стало известно, что исламовед Роман Силантьев, последние годы неоднократно выступавший с критикой деятельности Совета муфтиев и ДУМ РФ, обратился к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой запретить Духовное управление мусульман, а также Совет муфтиев России, назвав их «наиболее криминализированными религиозными организациями страны».
Силантьев мотивировал свое утверждение тем, что представители данных организаций чаще других фигурируют в криминальной хронике, «несмотря на то, что контролируют не более 9% зарегистрированных и не более 7% реально действующих мусульманских общин в стране».
Он утверждает, что Равиль Гайнутдин и его подчинённые неоднократно высказывались в поддержку ваххабизма и таких запрещенных в России организаций как «Нурджулар», «Хизб ут-Тахрир» и др. Также по подсчетам эксперта, 41 представитель Совета муфтиев и ДУМ РФ привлечен к ответственности по экстремистским статьям (разжигание розни, оправдание и финансирование терроризма) и он полагает, что «массовое участие не просто рядовых членов Совета муфтиев — ДУМ РФ, а духовных лидеров уровнем до муфтия в преступлениях экстремистского и террористического характера является достаточным основанием для признания этих централизованных организаций экстремистскими».
Представления о смерти
Могилы святых
Духи как святых, так и обычных мусульман присутствуют на месте их захоронений. После смерти духи авлия (святых) становятся еще более могущественными, чем раньше. Например, когда кто-то читает фатиху на могиле вали (святого), дух последнего узнаёт его. Мёртвые могут слышать живых и общаться с ними; между мёртвыми и живыми на месте могилы существует интерактивная связь (Саньял 1996: 118–19). Эта связь с присутствием святого также позволяет паломнику установить генеалогическую связь с Пророком.
Могилы — это места исторической памяти и её связи с повседневной жизнью. Это места, где формируются сообщества, где люди рассказывают о своих повседневных проблемах, где разрабатываются и передаются ритуалы, где записываются семейные родословные, где рассказывают истории. Это также места связи с духами и другими воображаемыми реальностями в гаибе, царстве невидимого, через сны и видения[1].
См. также